Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL INDUSTRY

Magomedova A.A. 1 Ponimatkina L.A. 2 Lebedeva O.E. 2
1 Institute of Ecology and Sustainable Development of Dagestan State University
2 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses approaches to managing the regional development of the tourism and recreational industry. It is established that in order to increase the effective activity of the tourist and recreational complex as an integral territorial system, it is necessary to improve the management system, as evidenced by the positive experience of many foreign countries. It is established that the central place in the tourist and recreational complex is occupied by stationary recreation based on health-improving climatotherapy in an ecologically clean environment, and active mountain tourism. It is proved that rural green tourism can become a promising type of recreational tourism for the region. Therefore, for the further effective development of the main directions of the tourist and recreational industry, it is necessary to create an extensive tourism infrastructure that would satisfy all the needs of travelers, diversify the range of tourist services, identify priority types of domestic tourism taking into account existing resources and traditions of the population and direct financial flows to their development. It is determined that the effectiveness of management in the tourism sector is a full awareness of the interrelationships of tourism with various branches of the state, economic, political and cultural life of the country. It was found out that in our state the legal field for regulating tourist activity has practically been established, there are gaps in the conceptual definition of the tourist sphere as an object of management.
management
regional development
tourism
recreation
state
efficiency
legal field
regulation
management
transformation

Перспективы развития туристской деятельности в Российской Федерации определяются действием широкого спектра природных, историко-культурных, социальных, экономических, политических факторов, которые имеют четко определенную региональную специфику. Кроме того, особенность современной ситуации заключается в том, что формирование высокоразвитой национальной индустрии туризма связано с необходимостью решения важных социальных проблем в рамках трансформации общественно-экономических отношений.

Поэтому туризм в настоящее время рассматривается как национальное явление сферы реализации прав и потребностей человека, как сфера технологии реализации потребностей и спроса в рыночных условиях, как особый сектор современной национальной и региональной экономики, как неотъемлемая составляющая экономической политики государства. Такой подход к туристской сфере требует всесторонних и фундаментальных исследований различных аспектов государственного управления ее развития.

Приобретенный опыт осуществления политики в туристской индустрии в Российской Федерации убедительно свидетельствует о невозможности модернизации отрасли без должного научного обоснования, прогностических предположений, разработки новейших методологий и теорий. Поэтому любым практическим шагам по реформированию туристской сферы должны предшествовать серьезные комплексные научные исследования, выполненные именно в рамках науки государственного управления с применением междисциплинарных подходов.

Различным проблемам развития туризма посвящены труды Т.А. Адашовой [1], Ю.Т. Ибатулловой [3], Д.Б. Кодирзоды [4], Н.В. Королева [5], Е.М. Крюковой [6], И.В. Мухоморовой [11], Л.Г. Скульмовской [12], Т.М. Худяковой [13] и др. Однако проблема управления региональным развитием туристско-рекреационной отрасли достаточно широка и многогранна.

Кроме того, актуальность статьи обусловлена необходимостью определения научных подходов к реформированию современной системы государственного регулирования туристско-рекреационной отраслью в стране, разработке на этих основах ее адаптационной модели, в которой сделан акцент на гармоничном соотношении и взаимодействии ветвей государственной власти и совершенствовании управленческих механизмов, адекватно отражающих специфику туристско-рекреационной отрасли. В этом случае целью статьи является научно-теоретическое обоснование организационно-правовых основ государственного управления развитием и модернизацией туристско-рекреационной отрасли.

Практика показала, что туризм можно рассматривать, прежде всего, как эффективную отрасль народного хозяйства, которая способна через эффективное управление приносить высокую прибыль и в целом активно способствовать интенсификации социально-экономического развития страны, решению социальных проблем. Туризм также можно рассматривать как определенное полифункциональное явление, которое включает в себя такие функции, как рекреационную, социальную, культурно-просветительскую, экологическую, экономическую и воспитательную.

В то же время развитие туристско-рекреационной сферы, которая является одной из важнейших отраслей мирового хозяйства, неотъемлемо связано с уровнем развития государства, в котором она функционирует [2, 8, 14]. На проведение политики государства в сфере туризма исторически влияли два фактора: междисциплинарность туризма и экономические выгоды для государства, связанные с развитием туризма. Туристская политика в этом случае рассматривается в рамках политики государства. Ее практическая реализация содержит ряд важных мероприятий, к которым можно отнести привлечение инвестиций в отрасль.

Doc35.pdf

Система управления туристско-рекреационной отраслью в регионах РФ

Источник: составлено авторами

Кроме того, под государственным управлением сферой туризма понимается такой вид деятельности государства, сутью которого является осуществление управленческого организующего влияния на эту сферу путем использования определенных полномочий. В этом случае нами представлена система управления туристско-рекреационной отраслью в регионах РФ (рисунок).

Эффективность управления в туристской сфере составляет полное осознание взаимосвязей туризма с различными отраслями государственной, экономической, политической и культурной жизни страны. Но, несмотря на то, что в нашем государстве практически устоялось правовое поле по регулированию туристской деятельности, существуют пробелы в вопросах концептуального определения туристской сферы как объекта управления, не разработана методическая основа для эффективного управления отечественным туризмом.

Законодательное поле требует также значительных изменений в сфере лицензирования, стандартизации и сертификации туристских услуг, информационного, финансового и материального обеспечения туристской отрасли [7, 9, 15]. Для повышения эффективности развития туризма в этом случае целесообразно совершенствовать договорно-правовую базу внешних отношений, заключение соглашений межправительственного, межрегионального и межведомственного характера о сотрудничестве.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности должно приобрести комплексность. И первым шагом ее реализации должна стать серьезная, на профессиональном уровне кодификация нормативных актов в области туристской деятельности и объединение их в единый комплексный нормативный акт, который должен содержать нормы различных направлений права, на базе определения единой цели и задач туризма, создание единых принципов управления и регулирования туристской деятельности. Таким нормативным актом должен стать «Туристский кодекс», который будет иметь высшую юридическую силу.

Практика показала, что управленческую подсистему развития туристско-рекреационного комплекса формируют органы государственной власти, соответствующие территориальные общины через органы местного управления, менеджеры предпринимательских структур, институты рыночной инфраструктуры, общественный сектор в форме органов самоорганизации жителей и общественных организаций.

Но ведущей единицей региональной системы управления индустрией туризма является региональный совет и соответствующие отделы управления туризмом, которые действуют в пределах государства как субъекта конституционного и административного права в рамках законодательства, что и определяет их статус как институциональной территориальной единицы. Кроме того, полномочия местных органов реализуются не в полном объеме, некоторые из этих полномочий дублируются, а другие не дают возможности в полной мере осуществлять требования действующего законодательства в сфере туризма.

Реальной необходимостью является разграничение полномочий по осуществлению государственного регулирования туристской сферой центрального и местных институтов исполнительной власти [10, 16]. Это требует внесения соответствующих изменений в правовые акты. В настоящее время проблемным является неэффективное и нерациональное использование ресурсов, несоответствие уровня развития туристской индустрии имеющемуся потенциалу.

Выбор, внедрение и эффективность выбранных путей развития региональной туристской индустрии зависит от практических подходов по идентификации туристско-рекреационного комплекса, определение влияния факторов и сил внутреннего и внешнего окружения. Поэтому можно предложить методический подход к комплексному изучению туристско-рекреационного комплекса на основе: 1) идентификации курортных и рекреационных возможностей региона в рамках форм пространственной организации туристско-рекреационного комплекса по уровню атракционности; 2) зонирование туристско-рекреационного комплекса с использованием картографических методов и методик геологической защищенности источников природного лечебного ресурса; 3) стоимостная оценка туристско-рекреационных ресурсов с учетом характеристик территории с целью дальнейшего включения их в хозяйственный оборот.

Наиболее важным разделом комплексного исследования был анализ, посвященный туристскому потенциалу базовых единиц туристско-рекреационного комплекса. В многопоказательной оценке туристской аттракционности административных районов нами были определены три сферы: туристская аттракционность; инвестиционная аттракционность и рецепционная аттракционность. Это дало возможность реально дать оценку состояния дел в отрасли и перспектив освоения туристско-рекреационного потенциала.

В процессе исследования была проведена инвентаризация, определены особенности, тенденции и проблемы туристско-рекреационного комплекса по признакам: идентификация территорий региона по видам и типам преимущественного использования: совокупный потенциал курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, природоохранных территорий, который показал неэффективное использование потенциала региона вследствие несовершенной методики распределения и отсутствия рационального механизма развития для каждого из видов территорий, что сдерживало использование различных экономико-правовых форм пространственной организации хозяйства.

Основные туристские продукты можно проранжировать по трем группам приоритетности, а именно, к первой группе приоритетных видов туризма можно отнести горный (горнолыжный, пеший), лечебно-оздоровительный, сельский зеленый туризм, культурно-познавательный и экскурсионный, экологический туризм; во вторую группу вошли деловой, детский, молодежный, спортивный и водный туризм, в третьей группе – религиозный, приключенческий, экстремальный туризм.

Таким образом, с целью повышения эффективной деятельности туристско-рекреационного комплекса как целостной территориальной системы следует совершенствовать систему управления на основе объединения туристской и оздоровительной сферы в рамках одного ведомства, о чем свидетельствует положительный опыт многих зарубежных стран. В организационной структуре управления целесообразно предусмотреть выделение отдельного департамента туризма и рекреации.

Относительно разработки планов стратегии и тактики развития рекреационно-туристской отрасли, то необходимо в первую очередь предусматривать определение ее места и роли в структуре экономики региона. Следует хорошо осознавать, что спецификой их альтернативного выбора является легитимность представленных вариантов, ведь довольно часто привлекательные варианты альтернатив нуждаются в общественной легитимности, что на практике способствует уменьшению диапазона вариантов и облегчению окончательного выбора.