Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДОВОГО ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Лочан С.А. 1 Федюнин Д.В. 2 Горягин А.В. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Последние события, связанные с возникновением эпидемий, проявлением политических санкций показали, что стандартные модели прогнозирования, используемые экономистами для получения прогнозов в случае прогнозирования туристических потоков становятся не адекватными. Принципы факторного анализа основываются на анализе ретроспективной информации, учете длительных эффектов взаимовлияния разных факторов. В случае анализа туристических потоков мы наблюдаем эффект существенного влияния факторов политического или социального характера, причем такой силы, какой ранее мы не наблюдали. А значит и получить основу для организации прогнозных траекторий параметров моделей в будущие моменты времени невозможно. В такой ситуации мы должны описать те аспекты инструментария факторного анализа, который наилучшим образом будет приемлем для решения наших задач. Также следует учитывать, что внешние условия в которых протекает развитие всякого нового сценария также весьма волатильные. Действительно, факторов, которые образуют новые точки бифуркации системы, стало существенно больше. Очевидно, основным фактором является развитие эпидемиологической ситуации с Covid-19. Развитие заболеваемости может просто отменить реализацию проектов без возможности возмещения затрат. Следовательно, методы прогнозирования должны предусматривать переход системы в не эволюционное состояние, прогнозирование в котором является нарушением логики.
факторный анализ
туристские потоки
моделирование
туристская инфраструктура
дестинация
медиасреда
экономический статус
социальный статус
портрет туриста
1. Шпырня О., Коренева М.В. Новые технологии развития рынка туристских услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 4 (28). С. 113-116.
2. Першина Э.С., Дараган С.В. От больших данных к продвинутой аналитике в индустрии туризма // Научный вестник МГИИТ. 2018. № 2(52). С. 60-69.
3. Абдуразакова Я.М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2010. № 2. С. 159-166.
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.Т. Экономика туризма: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Темный Ю.В. Введение в экономику туризма. М.: Советский спорт, 2001.
6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики // Вестник Российского нового университета. Серия: «Человек и общество». 2018. №1. С. 135-141.
7. Kiseleva I.A., Tramova A.M., Bayasgalan Tsetsgee. Analysis the competitiveness of the tourist industry enterprises with the application of model of business excellence. – IFOCT-2013 (8 International Forum on Strategic Tecnology-2013). Монголия, Улан-Батор, 2013. 146 p.
8. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.

Введение

Главными направлениями при изучении практик по моделирования туристских потоков и развития туристской инфраструктуры с применением цифровых технологий можно считать следующие направления: осуществление нормативно-правовой деятельности для исследуемого места дестинации; организация межведомственной и межрегиональной координации, а также пути, комплекс ресурсов по совершенствованию инфраструктуры туристского рынка; разработка адаптивной маркетинговой стратегии по продвижению туруслуг на рынке России и рынках других стран мира; повышение уровня качества обслуживания путешественников на рынке туруслуг, улучшение программ подготовки кадров; реализация рациональных схем международного сетевого сотрудничества по вопросам туристского обслуживания. Все известные практики по моделированию туристских потоков и развитию туристской инфраструктуры с применением цифровых технологий основываются на моделях устойчивого туризма, представляющих собой устойчивое экономическое развитие применительно к выявленным факторам средового влияния.

Цель исследования: комплексный учет факторов средового влияния при создании концептуальной модели прогнозирования внутренних туристских потоков для построения рациональных сценариев развития дестинаций и определения приоритетов финансовой, административной и информационной поддержки проектов развития туристской инфраструктуры

Материал и методы исследования

Зафиксируем основные факторы средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России. Факторы можно условно разделить на пять категорий (Рисунок 1). В рамках каждого фактора приведены показатели, характеризующие туристские потоки. Данные показатели могут быть отражены в натуральной форме. Они также содержат информацию, показывающую объем, структуру и разные характеристики для интересующих нас туристских потоков.

Doc23.pdf

Рис. 1. Факторы средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России (разработано авторами)

1) Фактор потраченных на поездку денег:

‒ количество прибытий для международных и внутренних туристов;

‒ число турпакетов, которые были приобретены путешественниками;

‒ длительность пребывания в дестинации;

‒ суммарные расходы туристов в поездках в дестинацию;

‒ средний размер расходов туристов в день (при не учете стоимости размещения и трат, связанных с транспортировкой к месту отдыха в дестинацию);

‒ суммарные расходы туристов на конкретные туристские услуги в рамках поездки в дестинацию;

‒ стоимость проезда (при этом здесь можно отдельно оценивать стоимость билетов на все виды транспортных средств, как на поезд и самолет, так и на автобус, при индивидуальных путешествиях можно оценивать и стоимостные затрат на бензин для личного автомобиля);

‒ стоимость проживания в средствах размещения в дестинации (средний уровень стоимости ночи, как при проживании в съемной квартире, так и в отеле) [1];

‒ уровень расходов на отдельные альтернативные направления туризма, а также их наличие в принципе;

‒ уровень реальных доходов путешественников;

‒ уровень стоимости топлива (бензин, дизельное топливо, в зависимости от выбранного туристом транспортного средства).

2) Фактор предложенного туристу комфорта:

‒ пол туриста;

‒ возраст туриста;

‒ экономический статус туриста;

‒ социальный статус туриста, сюда, например, можно включить семейное положение и состав семьи туриста;

‒ уровень образования туриста;

‒ уровень годового дохода туриста, его семьи, домохозяйства в целом;

‒ наличие отелей базового уровня, наличие отелей, имеющих определенный уровень комфорта, уровень пропускной способности отелей;

‒ уровень предъявляемых санитарно-гигиенических требований со стороны туриста к предоставляемым туристским услугам;

‒ уровень развитости и доступности сегмента питания в дестинации;

‒ развитость и доступность инфраструктуры дестинации для различных форм активного отдыха (спортивная инфраструктура, дороги, набережные, беговые дорожки, тротуары) [2];

‒ развитость и доступность инфраструктуры при отдыхе с детьми (наличие парков, детских площадок, уровень их пропускной способности);

‒ затраченное время на приезд в дестинацию;

‒ наличие прямых маршрутов в дестинацию;

‒ уровень развитости и доступности связи, интернета;

‒ уровень безопасности (наличие криминогенной и пандемической обстановки в дестинации);

‒ количество и стоимостной уровень проблем, возникших в поездке, или причин дискомфорта для туриста;

‒ уровень доступности к водным источникам, качество воды.

1) Фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста:

‒ наличие и понятность просветительских целей в рамках поездки туриста;

‒ базовый и расширенный уровень объектов туристского интереса для туриста в поездке в дестинации;

‒ наличие актуальных исторических объектов, архитектурных памятников, объектов религиозной культуры;

‒ наличие и доступность объектов спортивной инфраструктуры, наличие и безопасность горнолыжных склонов, уровень их пропускной способности [3];

‒ наличие интересных для туриста природных объектов – моря, озера, горы;

‒ впечатления от предыдущих поездок в дестинацию, их число, продолжительность;

‒ комплекс причин, приведших к повторному посещению дестинации;

‒ наличие намерений туристов посетить дестинацию еще раз в последующие временные отрезки;

‒ степень удовлетворенности путешественников туристскими услугами дестинации;

‒ источники наибольших удовольствий для туристов в поездках в дестинацию;

‒ частота всех совершенных туристских поездок в дестинацию.

2) Фактор затраченного на поездку времени:

‒ количество мест (пунктов), которые были посещены туристом в рамках поездки в дестинацию;

‒ базовое место посещения в дестинации туристом в рамках поездки;

‒ места проживания туристом в дестинации в рамках поездки;

‒ наличие и явность фактора сезонности – временного фактора проживания туриста в дестинации [4];

‒ наличие и актуальность событий в дестинации (спортивные соревнования, религиозные мероприятия, музыкальные фестивали, кинофестивали) [5].

3) Фактор активности в медиасреде:

‒ наличие упоминаний, отзывов в различных соцсетях, на туристических профильных ресурсах (tripadvisor.com, booking.com и другие);

‒ широта и актуальность источников информации, которые использованы туристом при осуществлении выбора дестинации для поездки;

‒ уровень недостаточности информации в рамках принятия решений туристов в отношении поездок;

‒ наличие и уровень затрат на прямую рекламу;

‒ уровень позитивности общественного мнения в отношении поездок в дестинацию;

‒ уровень позитивности общественного мнения в отношении приезжающих туристов в дестинацию;

‒ наличие ограничений/стимулов к увеличению для потоков туристов в зарубежные страны [6];

‒ динамика кросс-валютных курсов.

Также применительно к выявлению факторов возможного средового влияния в отношении изменения туристских потоков, развития объектов туристской инфраструктуры рационально применение ряда комплексных показателей, к которым, например, можно отнести:

‒ показатели структурных изменений туристских потоков применительно к сезонам в рамках года;

‒ изученность и ясность понимания социально-демографического портрета каждой группы туристов, которые выделены в рамках туристских потоков по принятым базовым и дополнительным экономическим, социально-демографическим, социально-психологическим, социально-географическим, информационно-коммуникативным показателям, описывающим поездки [7];

‒ наличие и изученность характерных паттернов (моделей) потребления путешественниками туристских услуг в дестинации [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Оценим далее взаимосвязи, существующие между отдельными факторами средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России.

Весной и летом 2021 года был проведен опрос представителей туристских агентств города Москвы и Санкт-Петербурга на предмет описания возможных взаимосвязей между описанными выше факторами. Вопрос состоял в необходимости указать, какие из факторов в наибольшей степени влияют друг на друга.

Если обратиться к фактору потраченных на поездку денег, то на данный фактор по результатам опроса было выявлено следующее влияние:

‒ фактор предложенного туристу комфорта – 54%;

‒ фактор затраченного на поездку времени – 26%;

‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 12%;

‒ фактор активности в медиасреде – 8%.

Данная зависимость в современных пандемических условиях подчеркивает, что туристы готовы потратить больше денег на поездку в дестинацию, если им будет обеспечен соответствующий комфорт. Чем больший уровень наличия отелей базового уровня, наличия отелей, имеющих определенный уровень комфорта, выше пропускная способность отелей в дестинации, тем больше ресурсов путешественник готов выделить на посещение конкретной дестинации. Поэтому, особенно в условиях экстремальности лета 2021 года в части климатических и погодных условий, в части противодействия пандемии, путешественники готовы увеличить финансирование своих туристических поездок, если обеспечивается высокий уровень безопасности путешественника и в дестинации проводится планомерная работа по снижению количества и стоимостного уровня проблем, возникших в поездке, а также работа по устранению причин дискомфорта для туристов.

Следует отметить, что только для каждого четвертого эксперта при определении уровня расходов на туристическую поездку важен фактор затраченного времени на поездку, и только для каждого восьмого эксперта важен фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туристов. Фактор времени и познавательный фактор сегодня в меньшей степени влияют на решения туристов и во многом это связано с тем, что сеть интернет и цифровые информационные технологии дают возможности заранее ознакомиться с объектами дестинации, что несколько снижает настроенность путешественников на безусловное и обязательное посещение отдельных объектов. Например, в городе Коломна можно просто взять для себя виртуального гида и просто посетить только те объекты туристской инфраструктуры, которые вызвали интерес у путешественника, а про остальные объекты – прослушать, поставив цель просто комфортно провести время в дестинации.

Следующий фактор – фактор предложенного туристу комфорта и здесь были получены следующие оценки экспертов по взаимозависимости и взаимовлиянию факторов:

‒ фактор потраченных на поездку денег – 34%;

‒ фактор затраченного на поездку времени – 33%;

‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 18%;

‒ фактор активности в медиасреде – 15%.

В данном случае, следует указать, что эксперты считают, что фактор в равной степени зависит от фактора расходов на туристическую поездку и от фактора затраченного на поездку времени. Несомненно, требуется учитывать соотношение цены и качества размещения, поскольку чрезмерная стоимость мест размещения иногда не соответствует классности места размещения. Это характерно для курортов Крыма и Краснодарского края. Как итог, значительное разочарование путешественников и выбор иных направлений путешествий.

Также если, комфорт вступает в противоречие с затраченным на поездку временем, это также приводит к разочарованиям путешественников. Как пример, ситуация с размещением в люксовым отеле и насыщенная программа пребывания в дестинации, когда требуется посещение множества объектов дестинации или эти объекты, расположены на достаточно удаленном расстоянии, но все равно посещаются за один временный промежуток – все это снижает качество восприятия комфортности отдых и комфортности мест размещения в силу усталости путешественников.

Что касается фактора наличия и достаточности достопримечательностей для туристов – это, как и в предыдущем случае, сегодня не является важным, потому что телевидение и интернет уже давно позволили путешественнику ознакомиться с достопримечательностью дестинации и не всегда личное знакомство более позитивно в силу множества климатических и природных аспектов. В свою очередь фактор активности в медиасреде в условиях пандемии менее значим, так как условия безопасности и условия пребывания в дестинации сегодня приводят к желанию не участвовать в каких-либо событиях по соображениям безопасности. Сюда, как пример, можно привести Олимпиаду в Токио и пандемию, которая не дала в полной мере путешественникам насладиться поездкой и условиями пребывания в дестинации.

Следующий фактор – фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – и здесь были получены такие показатели:

‒ фактор затраченного на поездку времени – 41%;

‒ фактор предложенного туристу комфорта – 34%;

‒ фактору потраченных на поездку денег – 20%;

‒ фактор активности в медиасреде – 5%.

В наибольшей степени, по мнению экспертов, на фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста влияет фактор затраченного на поездку времени, особенно в части, наличия и актуальности событий, происходящих в дестинации. На втором месте фактор предложенного туристу комфорта при посещении каких-либо объектов дестинации. В свою очередь, фактор потраченных денег и фактор медиа раскрутки объектов дестинации в меньшей степени влияют на решения путешественников.

Далее обратимся к фактору затраченного на поездку времени, здесь эксперты указали на следующие уровни влияния:

‒ фактор предложенного туристу комфорта – 43%;

‒ фактор активности в медиасреде – 30%.

‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 20%;

‒ фактору потраченных на поездку денег – 7%.

Здесь фактор затраченного времени, несомненно, связан с фактором комфорта – путешественники готовы провести длительное время в поездке, если это обеспечено соответствующим комфортом и впечатлениями. Здесь эксперты впервые поставили на второе место фактор активности в медиасреде, поскольку путешественники готовы потратить больше времени, если их активно приглашают на какое-то эксклюзивное и уникальное мероприятие.

Наконец, фактора активности в медиасреде. Здесь при помощи экспертов были выявлены следующие взаимосвязи:

‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 30%;

‒ фактор предложенного туристу комфорта – 27%;

‒ фактор затраченного на поездку времени – 23%.

‒ фактору потраченных на поездку денег – 20%.

Здесь эксперты указали, что фактор активности в медиасреде в значительной степени зависит от фактора наличия и достаточности достопримечательностей для туриста. Формирование УТП для места дестинации очень важно и может быть создано маркетинговыми и коммуникативными инструментами только при наличии каких-либо значимых объектов туристской инфраструктуры, интересных путешественнику. Фактор комфорта, времени и денег здесь уже менее значим.

Заключение

Основная проблема использования методов факторного анализа средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры состоит в новых условиях развития ситуации, которую необходимо описать. Во-первых, мы предполагаем не простое прогнозирование процессов, которое в принципе на современном этапе развития машинного обучения не является сложной задачей в условиях некоторой стационарности процессов. Мы пытаемся угадать реакцию исследуемых факторов на вносимые изменения при реализации проекта развития дестинации. Подобные задачи сами по себе являются сложными системными исследованиями и заказываются под каждый конкретный проект, производятся еще на стадии проектирования. В нашем случае, даже если региональные инициаторы проекта сделали подобный анализ, то цели и задачи такого анализа скорее всего не совпадают с целями и задачами «центрального инвестора». Таким образом, создание такого анализа, либо на основе существующего с целями, задачами и ограничениями, не совпадающими с нашими, либо создание такого анализа «с нуля» является уникальной дорогостоящей процедурой. Согласно целям и задачам, которые сегодня реализуются при развитии отечественной туристской инфраструктуры, нам необходимо решать такого рода задачи в поточном режиме. Значит, существующие методы факторного анализа средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в нашем случае необходимо корректировать.

Статья написана в рамках НИР «Разработка концепции моделирования рынка туристических услуг России с применением методов экономико-математического моделирования и современных цифровых технологий»


Библиографическая ссылка

Лочан С.А., Федюнин Д.В., Горягин А.В. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДОВОГО ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-2. – С. 251-256;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1943 (дата обращения: 24.04.2024).