Введение
Главными направлениями при изучении практик по моделирования туристских потоков и развития туристской инфраструктуры с применением цифровых технологий можно считать следующие направления: осуществление нормативно-правовой деятельности для исследуемого места дестинации; организация межведомственной и межрегиональной координации, а также пути, комплекс ресурсов по совершенствованию инфраструктуры туристского рынка; разработка адаптивной маркетинговой стратегии по продвижению туруслуг на рынке России и рынках других стран мира; повышение уровня качества обслуживания путешественников на рынке туруслуг, улучшение программ подготовки кадров; реализация рациональных схем международного сетевого сотрудничества по вопросам туристского обслуживания. Все известные практики по моделированию туристских потоков и развитию туристской инфраструктуры с применением цифровых технологий основываются на моделях устойчивого туризма, представляющих собой устойчивое экономическое развитие применительно к выявленным факторам средового влияния.
Цель исследования: комплексный учет факторов средового влияния при создании концептуальной модели прогнозирования внутренних туристских потоков для построения рациональных сценариев развития дестинаций и определения приоритетов финансовой, административной и информационной поддержки проектов развития туристской инфраструктуры
Материал и методы исследования
Зафиксируем основные факторы средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России. Факторы можно условно разделить на пять категорий (Рисунок 1). В рамках каждого фактора приведены показатели, характеризующие туристские потоки. Данные показатели могут быть отражены в натуральной форме. Они также содержат информацию, показывающую объем, структуру и разные характеристики для интересующих нас туристских потоков.
Рис. 1. Факторы средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России (разработано авторами)
1) Фактор потраченных на поездку денег:
‒ количество прибытий для международных и внутренних туристов;
‒ число турпакетов, которые были приобретены путешественниками;
‒ длительность пребывания в дестинации;
‒ суммарные расходы туристов в поездках в дестинацию;
‒ средний размер расходов туристов в день (при не учете стоимости размещения и трат, связанных с транспортировкой к месту отдыха в дестинацию);
‒ суммарные расходы туристов на конкретные туристские услуги в рамках поездки в дестинацию;
‒ стоимость проезда (при этом здесь можно отдельно оценивать стоимость билетов на все виды транспортных средств, как на поезд и самолет, так и на автобус, при индивидуальных путешествиях можно оценивать и стоимостные затрат на бензин для личного автомобиля);
‒ стоимость проживания в средствах размещения в дестинации (средний уровень стоимости ночи, как при проживании в съемной квартире, так и в отеле) [1];
‒ уровень расходов на отдельные альтернативные направления туризма, а также их наличие в принципе;
‒ уровень реальных доходов путешественников;
‒ уровень стоимости топлива (бензин, дизельное топливо, в зависимости от выбранного туристом транспортного средства).
2) Фактор предложенного туристу комфорта:
‒ пол туриста;
‒ возраст туриста;
‒ экономический статус туриста;
‒ социальный статус туриста, сюда, например, можно включить семейное положение и состав семьи туриста;
‒ уровень образования туриста;
‒ уровень годового дохода туриста, его семьи, домохозяйства в целом;
‒ наличие отелей базового уровня, наличие отелей, имеющих определенный уровень комфорта, уровень пропускной способности отелей;
‒ уровень предъявляемых санитарно-гигиенических требований со стороны туриста к предоставляемым туристским услугам;
‒ уровень развитости и доступности сегмента питания в дестинации;
‒ развитость и доступность инфраструктуры дестинации для различных форм активного отдыха (спортивная инфраструктура, дороги, набережные, беговые дорожки, тротуары) [2];
‒ развитость и доступность инфраструктуры при отдыхе с детьми (наличие парков, детских площадок, уровень их пропускной способности);
‒ затраченное время на приезд в дестинацию;
‒ наличие прямых маршрутов в дестинацию;
‒ уровень развитости и доступности связи, интернета;
‒ уровень безопасности (наличие криминогенной и пандемической обстановки в дестинации);
‒ количество и стоимостной уровень проблем, возникших в поездке, или причин дискомфорта для туриста;
‒ уровень доступности к водным источникам, качество воды.
1) Фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста:
‒ наличие и понятность просветительских целей в рамках поездки туриста;
‒ базовый и расширенный уровень объектов туристского интереса для туриста в поездке в дестинации;
‒ наличие актуальных исторических объектов, архитектурных памятников, объектов религиозной культуры;
‒ наличие и доступность объектов спортивной инфраструктуры, наличие и безопасность горнолыжных склонов, уровень их пропускной способности [3];
‒ наличие интересных для туриста природных объектов – моря, озера, горы;
‒ впечатления от предыдущих поездок в дестинацию, их число, продолжительность;
‒ комплекс причин, приведших к повторному посещению дестинации;
‒ наличие намерений туристов посетить дестинацию еще раз в последующие временные отрезки;
‒ степень удовлетворенности путешественников туристскими услугами дестинации;
‒ источники наибольших удовольствий для туристов в поездках в дестинацию;
‒ частота всех совершенных туристских поездок в дестинацию.
2) Фактор затраченного на поездку времени:
‒ количество мест (пунктов), которые были посещены туристом в рамках поездки в дестинацию;
‒ базовое место посещения в дестинации туристом в рамках поездки;
‒ места проживания туристом в дестинации в рамках поездки;
‒ наличие и явность фактора сезонности – временного фактора проживания туриста в дестинации [4];
‒ наличие и актуальность событий в дестинации (спортивные соревнования, религиозные мероприятия, музыкальные фестивали, кинофестивали) [5].
3) Фактор активности в медиасреде:
‒ наличие упоминаний, отзывов в различных соцсетях, на туристических профильных ресурсах (tripadvisor.com, booking.com и другие);
‒ широта и актуальность источников информации, которые использованы туристом при осуществлении выбора дестинации для поездки;
‒ уровень недостаточности информации в рамках принятия решений туристов в отношении поездок;
‒ наличие и уровень затрат на прямую рекламу;
‒ уровень позитивности общественного мнения в отношении поездок в дестинацию;
‒ уровень позитивности общественного мнения в отношении приезжающих туристов в дестинацию;
‒ наличие ограничений/стимулов к увеличению для потоков туристов в зарубежные страны [6];
‒ динамика кросс-валютных курсов.
Также применительно к выявлению факторов возможного средового влияния в отношении изменения туристских потоков, развития объектов туристской инфраструктуры рационально применение ряда комплексных показателей, к которым, например, можно отнести:
‒ показатели структурных изменений туристских потоков применительно к сезонам в рамках года;
‒ изученность и ясность понимания социально-демографического портрета каждой группы туристов, которые выделены в рамках туристских потоков по принятым базовым и дополнительным экономическим, социально-демографическим, социально-психологическим, социально-географическим, информационно-коммуникативным показателям, описывающим поездки [7];
‒ наличие и изученность характерных паттернов (моделей) потребления путешественниками туристских услуг в дестинации [8].
Результаты исследования и их обсуждение
Оценим далее взаимосвязи, существующие между отдельными факторами средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в России.
Весной и летом 2021 года был проведен опрос представителей туристских агентств города Москвы и Санкт-Петербурга на предмет описания возможных взаимосвязей между описанными выше факторами. Вопрос состоял в необходимости указать, какие из факторов в наибольшей степени влияют друг на друга.
Если обратиться к фактору потраченных на поездку денег, то на данный фактор по результатам опроса было выявлено следующее влияние:
‒ фактор предложенного туристу комфорта – 54%;
‒ фактор затраченного на поездку времени – 26%;
‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 12%;
‒ фактор активности в медиасреде – 8%.
Данная зависимость в современных пандемических условиях подчеркивает, что туристы готовы потратить больше денег на поездку в дестинацию, если им будет обеспечен соответствующий комфорт. Чем больший уровень наличия отелей базового уровня, наличия отелей, имеющих определенный уровень комфорта, выше пропускная способность отелей в дестинации, тем больше ресурсов путешественник готов выделить на посещение конкретной дестинации. Поэтому, особенно в условиях экстремальности лета 2021 года в части климатических и погодных условий, в части противодействия пандемии, путешественники готовы увеличить финансирование своих туристических поездок, если обеспечивается высокий уровень безопасности путешественника и в дестинации проводится планомерная работа по снижению количества и стоимостного уровня проблем, возникших в поездке, а также работа по устранению причин дискомфорта для туристов.
Следует отметить, что только для каждого четвертого эксперта при определении уровня расходов на туристическую поездку важен фактор затраченного времени на поездку, и только для каждого восьмого эксперта важен фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туристов. Фактор времени и познавательный фактор сегодня в меньшей степени влияют на решения туристов и во многом это связано с тем, что сеть интернет и цифровые информационные технологии дают возможности заранее ознакомиться с объектами дестинации, что несколько снижает настроенность путешественников на безусловное и обязательное посещение отдельных объектов. Например, в городе Коломна можно просто взять для себя виртуального гида и просто посетить только те объекты туристской инфраструктуры, которые вызвали интерес у путешественника, а про остальные объекты – прослушать, поставив цель просто комфортно провести время в дестинации.
Следующий фактор – фактор предложенного туристу комфорта и здесь были получены следующие оценки экспертов по взаимозависимости и взаимовлиянию факторов:
‒ фактор потраченных на поездку денег – 34%;
‒ фактор затраченного на поездку времени – 33%;
‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 18%;
‒ фактор активности в медиасреде – 15%.
В данном случае, следует указать, что эксперты считают, что фактор в равной степени зависит от фактора расходов на туристическую поездку и от фактора затраченного на поездку времени. Несомненно, требуется учитывать соотношение цены и качества размещения, поскольку чрезмерная стоимость мест размещения иногда не соответствует классности места размещения. Это характерно для курортов Крыма и Краснодарского края. Как итог, значительное разочарование путешественников и выбор иных направлений путешествий.
Также если, комфорт вступает в противоречие с затраченным на поездку временем, это также приводит к разочарованиям путешественников. Как пример, ситуация с размещением в люксовым отеле и насыщенная программа пребывания в дестинации, когда требуется посещение множества объектов дестинации или эти объекты, расположены на достаточно удаленном расстоянии, но все равно посещаются за один временный промежуток – все это снижает качество восприятия комфортности отдых и комфортности мест размещения в силу усталости путешественников.
Что касается фактора наличия и достаточности достопримечательностей для туристов – это, как и в предыдущем случае, сегодня не является важным, потому что телевидение и интернет уже давно позволили путешественнику ознакомиться с достопримечательностью дестинации и не всегда личное знакомство более позитивно в силу множества климатических и природных аспектов. В свою очередь фактор активности в медиасреде в условиях пандемии менее значим, так как условия безопасности и условия пребывания в дестинации сегодня приводят к желанию не участвовать в каких-либо событиях по соображениям безопасности. Сюда, как пример, можно привести Олимпиаду в Токио и пандемию, которая не дала в полной мере путешественникам насладиться поездкой и условиями пребывания в дестинации.
Следующий фактор – фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – и здесь были получены такие показатели:
‒ фактор затраченного на поездку времени – 41%;
‒ фактор предложенного туристу комфорта – 34%;
‒ фактору потраченных на поездку денег – 20%;
‒ фактор активности в медиасреде – 5%.
В наибольшей степени, по мнению экспертов, на фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста влияет фактор затраченного на поездку времени, особенно в части, наличия и актуальности событий, происходящих в дестинации. На втором месте фактор предложенного туристу комфорта при посещении каких-либо объектов дестинации. В свою очередь, фактор потраченных денег и фактор медиа раскрутки объектов дестинации в меньшей степени влияют на решения путешественников.
Далее обратимся к фактору затраченного на поездку времени, здесь эксперты указали на следующие уровни влияния:
‒ фактор предложенного туристу комфорта – 43%;
‒ фактор активности в медиасреде – 30%.
‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 20%;
‒ фактору потраченных на поездку денег – 7%.
Здесь фактор затраченного времени, несомненно, связан с фактором комфорта – путешественники готовы провести длительное время в поездке, если это обеспечено соответствующим комфортом и впечатлениями. Здесь эксперты впервые поставили на второе место фактор активности в медиасреде, поскольку путешественники готовы потратить больше времени, если их активно приглашают на какое-то эксклюзивное и уникальное мероприятие.
Наконец, фактора активности в медиасреде. Здесь при помощи экспертов были выявлены следующие взаимосвязи:
‒ фактор наличия и достаточности достопримечательностей для туриста – 30%;
‒ фактор предложенного туристу комфорта – 27%;
‒ фактор затраченного на поездку времени – 23%.
‒ фактору потраченных на поездку денег – 20%.
Здесь эксперты указали, что фактор активности в медиасреде в значительной степени зависит от фактора наличия и достаточности достопримечательностей для туриста. Формирование УТП для места дестинации очень важно и может быть создано маркетинговыми и коммуникативными инструментами только при наличии каких-либо значимых объектов туристской инфраструктуры, интересных путешественнику. Фактор комфорта, времени и денег здесь уже менее значим.
Заключение
Основная проблема использования методов факторного анализа средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры состоит в новых условиях развития ситуации, которую необходимо описать. Во-первых, мы предполагаем не простое прогнозирование процессов, которое в принципе на современном этапе развития машинного обучения не является сложной задачей в условиях некоторой стационарности процессов. Мы пытаемся угадать реакцию исследуемых факторов на вносимые изменения при реализации проекта развития дестинации. Подобные задачи сами по себе являются сложными системными исследованиями и заказываются под каждый конкретный проект, производятся еще на стадии проектирования. В нашем случае, даже если региональные инициаторы проекта сделали подобный анализ, то цели и задачи такого анализа скорее всего не совпадают с целями и задачами «центрального инвестора». Таким образом, создание такого анализа, либо на основе существующего с целями, задачами и ограничениями, не совпадающими с нашими, либо создание такого анализа «с нуля» является уникальной дорогостоящей процедурой. Согласно целям и задачам, которые сегодня реализуются при развитии отечественной туристской инфраструктуры, нам необходимо решать такого рода задачи в поточном режиме. Значит, существующие методы факторного анализа средового влияния на изменение туристских потоков и развитие туристской инфраструктуры в нашем случае необходимо корректировать.
Статья написана в рамках НИР «Разработка концепции моделирования рынка туристических услуг России с применением методов экономико-математического моделирования и современных цифровых технологий»