Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Карпенко П.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Тематика развития региональных социально-экономических систем актуальна в настоящее время. В статье рассматриваются такие системы в контексте управления их социально безопасным развитием со стороны государства и региональных органов власти. Акцент на социальную безопасность связан с населением региона, чье безопасное состояние зависит, в том числе, и от региональной социально-экономической политики. Проведен анализ и систематизирована нормативно-правовая база в части стратегического управления социально безопасным развитием региональных социально-экономических систем. Для этого исследованы актуальные законодательные документы и акты Российской Федерации и города федерального значения Санкт-Петербурга. Среди них Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, законы Санкт-Петербурга, постановления Правительства Санкт-Петербурга. Проведен анализ стратегии социально-экономического развития, плана мероприятий по ее реализации, а также государственных программ Санкт-Петербурга. Обобщены положения программных документов по наполнению их индикаторами социально безопасного развития региона. Предложено учитывать обособленно в составе индикаторов по преступлениям такие их виды, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, хулиганство. Именно эти индикаторы более резко и объективно отражают реакцию населения на проводимую в регионе социально-экономическую политику и, таким образом, могут служить основой для изменения ее направлений в части усиления социально безопасной жизнедеятельности людей на территории региона.
регион
социально-экономическая систем
социальная безопасность
управление
стратегия
прогноз
государственная программа
индикатор
1. Родионов Д.Г., Карпенко П.А., Конников Е.А. Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем // Экономические науки. 2021. № 197. С. 163-170.
2. Викторова Н.Г., Карпенко П.А. Генезис понятия «Региональная социально-экономическая система» // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36 (4). С. 92-96.
3. Авдуевская Е.А., Карпенко П.А., Сергеев Д.А. Факторная специфика развития региональных социально-экономических систем Российской Федерации // Экономические науки. 2020. № 189. С. 21-27.
4. Мельничук М.В. Дифференциация социально-экономического развития регионов России // Экономические науки. 2008. № 43. С. 310-317.
5. Горковенко Е.В., Платонова И.В. Социальная безопасность региона и направления ее обеспечения // Вестник ВГУИТ. 2021. Т. 83. № 1. С. 435-442.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.10.2021).
7. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 01.10.2021).
8. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 01.10.2021).
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 01.10.2021).
10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 01.10.2021).
11. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41641. (дата обращения: 01.10.2021).
12. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2015 № 396-75 «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/537976451 (дата обращения: 01.10.2021).
13. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://npa.gov.spb.ru/SpbGovSearch/Document/26397.html (дата обращения: 01.10.2021).
14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 № 90 «О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2017/03/20/%D0%9F%D0%9F%20%D0%A1%D0%9F%D0%B1%2090%20%D0%BE%D1%82%2014.02.2017.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. № 740 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2021 № 700) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2021/09/24/06/%D0%9F%D0%9F_%D0%BE%D1%82_20.09.2021_700.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
16. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/. (дата обращения: 01.10.2021).
17. Администрация Санкт-Петербурга. Государственные программы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/gos-programmy-spb/ (дата обращения: 01.10.2021).

Введение

Управление региональными социально-экономическими системами строится с учетом государственной политики развития страны и ее территорий [1; 2]. При этом особое внимание уделяется улучшению качества жизни граждан. Однако для оценки такого показателя в большинстве своем используются индикаторы, отражающие состояние экономики и социальной сферы региона [3; 4]. И очень мало внимания уделяется индикаторам, позволяющим оценить уровень социальной безопасности региона, мерилом которой, в свою очередь, должна выступать личная безопасность людей, жизнедеятельность которых связана с регионом [5].

Цель исследования – на основе анализа нормативно-правового регулирования выявить положения, отражающие социально безопасное развитие региональных социально-экономических систем и индикаторы, лежащие в основе оценки такой безопасности, и предложить направления совершенствования стратегического управления регионами в контексте их социально безопасного развития.

Материалы и методы исследования

Для оценки правового обеспечения действующей системы стратегического управления и социальной безопасности в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге (городе федерального значения) из справочно-правовых систем взяты актуальные на момент публикации статьи нормативно-правовые акты. Проведен их анализ и синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время управление социально безопасным развитием регионов, целевой установкой которого прежде всего является обеспечение социальной безопасности населения региона, имеет сформированную базу нормативно-правового регулирования и представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Взаимосвязь двух уровней власти проистекает из положений ст. 72 Конституции РФ, где сказано, что «в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся … защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности…»[6]. Но прежде чем переходить к анализу нормативно-правового регулирования региональных социально-экономических систем в контексте развития социальной среды и обеспечения безопасности, следует уделить внимание базовым документам, лежащим в основе планирования безопасного развития государства, его социально-экономической системы (рис. 1).

Так, в законе № 390-ФЗ сформулированы принципы и характеристика деятельности по обеспечению, в том числе, общественной безопасности и безопасности личности. А Федеральный закон № 172-ФЗ регулирует отношения участников стратегического планирования в части формирования политики, прогноза, плана, программы социально-экономического развития территории, включая и территорию субъектов РФ. В Указе Президента РФ № 474 приведены национальные цели развития страны до 2030 г., среди которых – комфортная и безопасная среда для жизни. Результатом реализации этой цели должно стать улучшение жилищных условий, качества городской среды, дорог и экологии. В другом Указе Президента РФ № 400 в части обеспечения и защиты интересов России отражен, в том числе, стратегический национальный приоритет – «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».

Doc8.pdf

Рис. 1. Базовые документы, лежащие в основе планирования безопасного развития Российской Федерации (составлено автором)

Doc9.pdf

Рис. 2. Состав документов стратегического планирования в Санкт-Петербурге (составлено автором на основании [12])

Все эти положения являются отправной точкой и для социально безопасного планирования региональных социально-экономических систем.

Основы государственной политики развития регионов на период до 2025 г. отражены в Указе Президента от 16.01.2017 г. № 13. Одним из принципов государственной политики в этой части должно быть «соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения» [11].

Регионы самостоятельно разрабатывают стратегию своего развития с учетом федерального законодательства и прогнозов социально-экономического развития. Рассмотрим структуру и содержание документов регионального уровня по управлению социально-экономическим развитием территории субъекта РФ на примере города федерального значения Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 7 Закона Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» [12] к документам стратегического планирования отнесены следующие (рис. 2).

Ключевым документом, лежащим в основе долгосрочного планирования развития Санкт-Петербурга, является закон «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (далее – Стратегия) [13]. Он сформирован на основании другого документа – Прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее – Прогноз) [14]. В части развития социальной сферы Санкт-Петербурга в Прогнозе обозначены изменения по трем сценариям (базовому, базовому плюс и целевому) следующих показателей: численность детей, обучающихся на разных ступенях образования (с детализацией); доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения; доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. Показатели личной и общественной безопасности в Прогнозе отсутствуют.

В Стратегии проанализировано развитие территории, включая и обеспечение в регионе безопасности, за период 2014–2017 гг. Обозначена сложившаяся тенденция снижения уровня преступности и увеличения степени удовлетворенности населения уровнем личной безопасности. Санкт-Петербург признан одним из наиболее безопасных мест проживания в Российской Федерации. Выделены слабые стороны и факторы, сдерживающие повышение безопасности в регионе (недостаточность в образовательных и культурно-просветительских мерах, в уровне доверия граждан правоохранительным органам, в уровне правовой грамотности; увеличение числа преступлений в части незаконного оборота наркотиков, ДТП; недостаточность в обеспечении города элементами безопасной среды). При рассмотрении сценариев развития Санкт-Петербурга в Стратегии принят целевой сценарий, согласно которому улучшение в сфере человеческого капитала будет происходить за счет позитивного изменения социальной политики и демографического роста, что приведет к росту уровня жизни населения региона и обеспечит приток высококвалифицированных работников в экономику города [13].

Поэтому одним из направлений социально-экономической политики Санкт-Петербурга является развитие человеческого капитала. Такое развитие рассматривается в приращении здоровья, а также образовательного, культурного, профессионального потенциала личности. Цель по созданию безопасных условий для реализации потенциала человека, проживающего в данном регионе, также обозначена в Стратегии (обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности). Индикаторами достижения этой цели являются: количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения (должно снижаться с 942 в 2021 г. до 850 преступлений в 2035 г.); степень удовлетворенности населения уровнем своей личной безопасности (должна повышаться соответственно с 75,4 до 82 %) [13].

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2021 г. № 700 утвержден план мероприятий по реализации данной Стратегии [15]. В нем определены помимо индикаторов достижения цели Стратегии, индикаторы реализации комплекса конкретных мероприятий. Так, в части мероприятия, направленного на повышение результативности деятельности по противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности установлены следующие индикаторы: уровень преступности в сфере оборота наркотиков (снижение с 220 преступлений на 100 тыс. человек населения в 2021 г. до 180 в 2035 г.); количество преступлений в общественных местах и на улицах (уменьшение с 20400 преступлений в 2021 г. до 18230 в 2035 г.) [15].

Реализация стратегии регионального социально-экономического развития производится с помощью государственных программ. В целом государственные программы принимаются как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Государственные программы лежат в основе планирования соответственно федерального бюджета и региональных бюджетов, обосновывая целевое финансирование бюджетных средств.

Для понимания соответствия и охвата государственными региональными программами направлений, заложенных в государственных федеральных программах далее проводится анализ таких программ по определенным в исследовании целям: развитие социальной сферы и обеспечение безопасности личности.

По состоянию на 28.05.2021 перечень государственных программ РФ включает 47 позиций [16]. В перечне выделены разделы: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение национальной безопасности, сбалансирование региональное развитие, эффективное государство. С точки зрения социальной сферы и безопасности представлены следующие государственные программы (ГП) (рис. 3).

В Санкт-Петербурге по состоянию на 1 сентября 2021 г. действует 17 государственных программ (https://www.gov.spb.ru/gov/gos-programmy-spb/). Из них в части городской социальной среды такие программы как: развитие здравоохранения; развитие образования; социальная поддержка граждан; развитие физической культуры и спорта; обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан; благоустройство и охрана окружающей среды; содействие занятости населению; экономическое и социальное развитие территорий; развитие сферы культуры и туризма; создание условий для обеспечения общественного согласия [17].

Раздел «Новое качество жизни»

 

Раздел «Обеспечение национальной безопасности»

1. Развитие здравоохранения

 

1. Обеспечение обороноспособности страны

2. Развитие образования

 

2. Обеспечение защиты личности, общества и государства

3. Социальная поддержка граждан

 

3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

4. Доступная среда

 

4. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан

 

5. Управление государственным материальным резервом

6. Содействие занятости населению

 

6. Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации

7. Развитие культуры

 

7. Мобилизационная подготовка Российской Федерации

8. Охрана окружающей среды

   

9. Развитие физической культуры и спорта

   

10. Реализация государственной национальной политики

   

Рис. 3. Государственные программы развития РФ социальной направленности и по направлениям безопасности (составлено автором на основании [16])

С позиций безопасности в Санкт-Петербурге действует одна государственная программа: обеспечение законности, правопорядка и безопасности (установлена на 2020-2025 гг.).

Таким образом, следует отметить корреляцию государственных программ социальной направленности Санкт-Петербурга с федеральными программами, но с учетом особенностей региона (например, на уровне города представлена комплексная программа, охватывающая культуру и туризм в отличие от подобной федеральной программы). Что же касается обеспечения безопасности, то единственная государственная программа Санкт-Петербурга охватила только те направления, реализация которых функционально возможна на этом уровне управления.

Выводы

По результатам исследования вытекают следующие выводы.

1. С учетом неопределенности и подвижности внешней среды, необходимости органам власти мобильно реагировать на глобальные изменения и учитывать это при принятии решений текущего, средне- и долгосрочного характера, требуется осуществлять в постоянном автоматическом онлайн-режиме мониторинг эффективности реализации стратегии развития региональной социально-экономической системы, вносить изменения в состав индикаторов, количественно отражающих выполнение запланированных показателей. А для этого необходима разработка нового инструментария, базирующегося на использовании прогрессивных технологий.

2. Ориентируясь на целевую установку государственного развития – улучшение качества жизни населения, необходимо расширить в стратегических документах количество индикаторов, отражающих уровень безопасности наиболее полного раскрытия потенциала человека в месте его проживания и реализации жизненных, включая и профессиональные, интересов. В частности, предлагается учитывать обособленно в составе индикаторов по преступлениям такие их виды, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, хулиганство, которые более резко и объективно отражают реакцию населения на проводимую в регионе социально-экономическую политику.


Библиографическая ссылка

Карпенко П.А. ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-2. – С. 129-134;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1878 (дата обращения: 29.03.2024).