Введение
Управление региональными социально-экономическими системами строится с учетом государственной политики развития страны и ее территорий [1; 2]. При этом особое внимание уделяется улучшению качества жизни граждан. Однако для оценки такого показателя в большинстве своем используются индикаторы, отражающие состояние экономики и социальной сферы региона [3; 4]. И очень мало внимания уделяется индикаторам, позволяющим оценить уровень социальной безопасности региона, мерилом которой, в свою очередь, должна выступать личная безопасность людей, жизнедеятельность которых связана с регионом [5].
Цель исследования – на основе анализа нормативно-правового регулирования выявить положения, отражающие социально безопасное развитие региональных социально-экономических систем и индикаторы, лежащие в основе оценки такой безопасности, и предложить направления совершенствования стратегического управления регионами в контексте их социально безопасного развития.
Материалы и методы исследования
Для оценки правового обеспечения действующей системы стратегического управления и социальной безопасности в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге (городе федерального значения) из справочно-правовых систем взяты актуальные на момент публикации статьи нормативно-правовые акты. Проведен их анализ и синтез.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время управление социально безопасным развитием регионов, целевой установкой которого прежде всего является обеспечение социальной безопасности населения региона, имеет сформированную базу нормативно-правового регулирования и представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Взаимосвязь двух уровней власти проистекает из положений ст. 72 Конституции РФ, где сказано, что «в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся … защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности…»[6]. Но прежде чем переходить к анализу нормативно-правового регулирования региональных социально-экономических систем в контексте развития социальной среды и обеспечения безопасности, следует уделить внимание базовым документам, лежащим в основе планирования безопасного развития государства, его социально-экономической системы (рис. 1).
Так, в законе № 390-ФЗ сформулированы принципы и характеристика деятельности по обеспечению, в том числе, общественной безопасности и безопасности личности. А Федеральный закон № 172-ФЗ регулирует отношения участников стратегического планирования в части формирования политики, прогноза, плана, программы социально-экономического развития территории, включая и территорию субъектов РФ. В Указе Президента РФ № 474 приведены национальные цели развития страны до 2030 г., среди которых – комфортная и безопасная среда для жизни. Результатом реализации этой цели должно стать улучшение жилищных условий, качества городской среды, дорог и экологии. В другом Указе Президента РФ № 400 в части обеспечения и защиты интересов России отражен, в том числе, стратегический национальный приоритет – «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».
Рис. 1. Базовые документы, лежащие в основе планирования безопасного развития Российской Федерации (составлено автором)
Рис. 2. Состав документов стратегического планирования в Санкт-Петербурге (составлено автором на основании [12])
Все эти положения являются отправной точкой и для социально безопасного планирования региональных социально-экономических систем.
Основы государственной политики развития регионов на период до 2025 г. отражены в Указе Президента от 16.01.2017 г. № 13. Одним из принципов государственной политики в этой части должно быть «соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения» [11].
Регионы самостоятельно разрабатывают стратегию своего развития с учетом федерального законодательства и прогнозов социально-экономического развития. Рассмотрим структуру и содержание документов регионального уровня по управлению социально-экономическим развитием территории субъекта РФ на примере города федерального значения Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 7 Закона Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» [12] к документам стратегического планирования отнесены следующие (рис. 2).
Ключевым документом, лежащим в основе долгосрочного планирования развития Санкт-Петербурга, является закон «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (далее – Стратегия) [13]. Он сформирован на основании другого документа – Прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее – Прогноз) [14]. В части развития социальной сферы Санкт-Петербурга в Прогнозе обозначены изменения по трем сценариям (базовому, базовому плюс и целевому) следующих показателей: численность детей, обучающихся на разных ступенях образования (с детализацией); доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения; доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. Показатели личной и общественной безопасности в Прогнозе отсутствуют.
В Стратегии проанализировано развитие территории, включая и обеспечение в регионе безопасности, за период 2014–2017 гг. Обозначена сложившаяся тенденция снижения уровня преступности и увеличения степени удовлетворенности населения уровнем личной безопасности. Санкт-Петербург признан одним из наиболее безопасных мест проживания в Российской Федерации. Выделены слабые стороны и факторы, сдерживающие повышение безопасности в регионе (недостаточность в образовательных и культурно-просветительских мерах, в уровне доверия граждан правоохранительным органам, в уровне правовой грамотности; увеличение числа преступлений в части незаконного оборота наркотиков, ДТП; недостаточность в обеспечении города элементами безопасной среды). При рассмотрении сценариев развития Санкт-Петербурга в Стратегии принят целевой сценарий, согласно которому улучшение в сфере человеческого капитала будет происходить за счет позитивного изменения социальной политики и демографического роста, что приведет к росту уровня жизни населения региона и обеспечит приток высококвалифицированных работников в экономику города [13].
Поэтому одним из направлений социально-экономической политики Санкт-Петербурга является развитие человеческого капитала. Такое развитие рассматривается в приращении здоровья, а также образовательного, культурного, профессионального потенциала личности. Цель по созданию безопасных условий для реализации потенциала человека, проживающего в данном регионе, также обозначена в Стратегии (обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности). Индикаторами достижения этой цели являются: количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения (должно снижаться с 942 в 2021 г. до 850 преступлений в 2035 г.); степень удовлетворенности населения уровнем своей личной безопасности (должна повышаться соответственно с 75,4 до 82 %) [13].
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2021 г. № 700 утвержден план мероприятий по реализации данной Стратегии [15]. В нем определены помимо индикаторов достижения цели Стратегии, индикаторы реализации комплекса конкретных мероприятий. Так, в части мероприятия, направленного на повышение результативности деятельности по противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности установлены следующие индикаторы: уровень преступности в сфере оборота наркотиков (снижение с 220 преступлений на 100 тыс. человек населения в 2021 г. до 180 в 2035 г.); количество преступлений в общественных местах и на улицах (уменьшение с 20400 преступлений в 2021 г. до 18230 в 2035 г.) [15].
Реализация стратегии регионального социально-экономического развития производится с помощью государственных программ. В целом государственные программы принимаются как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Государственные программы лежат в основе планирования соответственно федерального бюджета и региональных бюджетов, обосновывая целевое финансирование бюджетных средств.
Для понимания соответствия и охвата государственными региональными программами направлений, заложенных в государственных федеральных программах далее проводится анализ таких программ по определенным в исследовании целям: развитие социальной сферы и обеспечение безопасности личности.
По состоянию на 28.05.2021 перечень государственных программ РФ включает 47 позиций [16]. В перечне выделены разделы: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение национальной безопасности, сбалансирование региональное развитие, эффективное государство. С точки зрения социальной сферы и безопасности представлены следующие государственные программы (ГП) (рис. 3).
В Санкт-Петербурге по состоянию на 1 сентября 2021 г. действует 17 государственных программ (https://www.gov.spb.ru/gov/gos-programmy-spb/). Из них в части городской социальной среды такие программы как: развитие здравоохранения; развитие образования; социальная поддержка граждан; развитие физической культуры и спорта; обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан; благоустройство и охрана окружающей среды; содействие занятости населению; экономическое и социальное развитие территорий; развитие сферы культуры и туризма; создание условий для обеспечения общественного согласия [17].
Раздел «Новое качество жизни» |
Раздел «Обеспечение национальной безопасности» |
|
1. Развитие здравоохранения |
1. Обеспечение обороноспособности страны |
|
2. Развитие образования |
2. Обеспечение защиты личности, общества и государства |
|
3. Социальная поддержка граждан |
3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
|
4. Доступная среда |
4. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности |
|
5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан |
5. Управление государственным материальным резервом |
|
6. Содействие занятости населению |
6. Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации |
|
7. Развитие культуры |
7. Мобилизационная подготовка Российской Федерации |
|
8. Охрана окружающей среды |
||
9. Развитие физической культуры и спорта |
||
10. Реализация государственной национальной политики |
Рис. 3. Государственные программы развития РФ социальной направленности и по направлениям безопасности (составлено автором на основании [16])
С позиций безопасности в Санкт-Петербурге действует одна государственная программа: обеспечение законности, правопорядка и безопасности (установлена на 2020-2025 гг.).
Таким образом, следует отметить корреляцию государственных программ социальной направленности Санкт-Петербурга с федеральными программами, но с учетом особенностей региона (например, на уровне города представлена комплексная программа, охватывающая культуру и туризм в отличие от подобной федеральной программы). Что же касается обеспечения безопасности, то единственная государственная программа Санкт-Петербурга охватила только те направления, реализация которых функционально возможна на этом уровне управления.
Выводы
По результатам исследования вытекают следующие выводы.
1. С учетом неопределенности и подвижности внешней среды, необходимости органам власти мобильно реагировать на глобальные изменения и учитывать это при принятии решений текущего, средне- и долгосрочного характера, требуется осуществлять в постоянном автоматическом онлайн-режиме мониторинг эффективности реализации стратегии развития региональной социально-экономической системы, вносить изменения в состав индикаторов, количественно отражающих выполнение запланированных показателей. А для этого необходима разработка нового инструментария, базирующегося на использовании прогрессивных технологий.
2. Ориентируясь на целевую установку государственного развития – улучшение качества жизни населения, необходимо расширить в стратегических документах количество индикаторов, отражающих уровень безопасности наиболее полного раскрытия потенциала человека в месте его проживания и реализации жизненных, включая и профессиональные, интересов. В частности, предлагается учитывать обособленно в составе индикаторов по преступлениям такие их виды, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, хулиганство, которые более резко и объективно отражают реакцию населения на проводимую в регионе социально-экономическую политику.