Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Николаева И.В. 1 Акимов И.А. 1 Иванов Н.Ю. 2
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
2 ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет»
В данной статье проводится анализ современного состояния интернет-предпринимательства в Российской Федерации. Сегодня, в условиях развития цифровой экономики, в нашей стране на государственном уровне проводится повсеместная поддержка предпринимательских проектов в этой сфере, однако принимаемых мер явно недостаточно. Причинами этого авторы называют аккумулирование венчурного бизнеса только в крупных городах нашей страны, недостаточный уровень образовательной и финансовой поддержки регионов. Поэтому ощущается перекос сферы интернет-предпринимательства в сторону моделей B2C, хотя наиболее перспективным и долгосрочным сотрудничество могут стать проекты, направленные на взаимодействия бизнес и государства. Выявлено, что повсеместное распространение мобильного интернета способствует развитию предпринимательства именно в этом направлении. Сформулированы рекомендации усиления образовательной поддержки регионам.
интернет-предпринимательство
развитие цифровизации бизнеса
1. Корчагин С.А. Интернет-предпринимательство: теоретические аспекты, анализ данных и программные приложения. Саратов: ООО «Издательство «КУБиК», 2019. 100 с.
2. Чирков М.А., Ларина Е.Д. Венчурная активность в России как фактор развития интернет-предпринимательства и системы хозяйственных взаимосвязей // Экономические науки. 2019. № 181. С. 85-90.
3. Тренды Рунета 2020-2021 от РАЭК // Сайт «VC.RU». [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/opinions/189512-trendy-runeta-2020-2021-ot-raek (дата обращения: 20.04.2021).
4. Интернет-торговля в 2019 году: данные «Яндекс.Маркета» и GfK // E-PEPPER. Журнал об электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/internet-torgovlya-v-2019-godu-dannye-yandeks-marketa-i-gfk.html (дата обращения: 08.05.2021).
5. Овчинников, Б. В следующие годы скорость роста рынка eCommerce будет на 5-6% выше, чем ожидалось // E-PEPPER. Журнал об электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/boris-ovchinnikov-data-insight-v-sleduyushchie-gody-skorost-rosta-rynka-ecommerce-budet-na-5-6-vyshe.html (дата обращения: 08.05.2021).
6. Тенденции развития интернета в России: аналитический доклад / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Бондаренко, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 184 с.
7. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 11.05.2021).
8. Васильева Е.В., Деева Е.А. Оценка потенциала рынка для проекта интернет-предпринимательства // Экономика и управление: теория и практика. 2018. № 3 (4). С. 18-25.
9. Российский Статистический Ежегодник 2020 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_13/Main.htm (дата обращения: 11.05.2021).

Введение

Современное общество живет в эпоху цифровой экономики. Цифровая экономика, основой которой является опора на развитие информационно-коммуникационных технологий, не обошла стороной и предпринимательскую сферу. Можно сказать, что цифровая экономика получила наибольшее свое развитие с началом эпохи электронной коммерции. Цифровизация экономики происходит с помощью внедрения ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека: от государственного управления и финансово-экономической деятельности, до социально-общественной жизни и проч. Кроме того, цифровизация породила новые формы бизнес-моделей, основанных на интернет-технологиях, что дает уникальные возможности быстрого масштабирования предпринимательских проектов. Именно поэтому сегодня сфера интернет-предпринимательства становится все более популярной, что подчеркивает актуальность исследований в этой сфере.

Цель данной работы – исследование возможностей и ограничений развития интернет-предпринимательства в цифровой экономике России.

Методы исследования базируются на эмпирическом исследовании, статистическом и сравнительном анализе.

Результаты исследования и их обсуждение

В российской научной школе еще не сложилось четкое определение термина «интернет-предпринимательство». В целом это понятие охватывает все виды экономической деятельности, основанной на использовании технологий глобальной информационной сети «Интернет». В целом, авторы согласны с мнением С.А. Корчагина, что «Интернет-предпринимательство – деятельность в глобальной сети, направленная на получение прибыли, соответственно Интернет-предприниматель – лицо, занимающееся такой деятельностью» [1]. Таким образом, будем считать, что интернет-предпринимательство – новая модификация электронной коммерции в условиях цифровой экономики.

Интернет-предпринимательство может реализовывать следующие виды экономической деятельности:

• торговлю материальными товарами;

• торговлю информационными товарами;

• оказание информационных услуг;

• оказание финансовых услуг.

Кроме того, развитие электронной коммерции требует сочетания развития основных трех составляющих, обеспечивающих условия формирования среды, представленной на рисунке.

Сочетание всех показанных условий развития информационно-коммуникационной инфраструктуры способствует экспоненциальному росту предпринимательской среды, т.к. распространение товаров и услуг идет не через посредников, а «с помощью такого мощного производительного инструмента как информационная сеть, эффективность которой может быть выше большинства других каналов взаимодействия» [2]. Такие каналы взаимодействия представляют собой цифровые сервисы, которые показывают значительный потенциал в цифровой экономике, благоприятно влияющие на ВВП страны.

Doc37.pdf

Составляющие инфраструктуры формирования условий развития интернет-предпринимательства.

Цифровые сервисы, за период с 2012 по 2020 годы, на фоне масштабной глобализации мировых социально-экономических процессов, стали основной продукцией для цифровой экономики. Благодаря им, информация стала одним из важных ресурсов в деятельности государства, общества и экономики в целом.

Исследование объема рынка интернет-предпринимательства в русскоязычном секторе всемирной паутины за период 2019-2020 годы показало следующие результаты.

По данным Российской Ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), аудитория рунета на конец 2019 года составила 96,9 млн чел. (более 78,8 % населения страны) [3].

В 2019 году доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%. 60% жителей крупных городов (с численностью населения более 500 тысяч) покупали онлайн хотя бы раз в полгода. В крупных городах в интернет-магазины заходят 55% жителей, в небольших – 40% и меньше [4]. В 2020 году число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78%, доля онлайн-торговли составила 9% от всей российской розницы [5]. В настоящее время в России онлайн-покупки совершают 35% пользователей интернета.

За девять лет, с 2011 по 2019 год, онлайн-продажи в России выросли почти в 7 раз. Если за первую половину этого периода рост обеспечивался увеличением среднего чека, то после 2016 года основным драйвером интернет-торговли становится рост числа заказов, перекрывший своим влияние даже постепенное снижение средней суммы заказа [5]. В российской части всемирной паутины темпы роста превышают общемировые. За период 2018-2019 гг. был зафиксирован рост на 47% (до 2,5 трлн руб.), с 2019 года по 2020 объем рынка вырос в 1,5 раза по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (уже в первом полугодии 2020 года объем онлайн-торговли составил 1,654 трлн руб.).

Тем не менее, российская сфера интернет-предпринимательства имеет свои особенности и перспективы роста. Так, пока основную долю рынка онлайн-торговли eCommerce в нашей стране составляют крупные игроки маркетплейсов розничной торговли товарами повседневного спроса, так называемый eGrocery (цифровые сервисы покупок-продаж продуктов питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д. в сети интернет), однако самые большие темпы роста среди них показывают цифровые сервисы мобайла.

Особенность нашей страны заключается в том, что наибольшее распространение в телекоммуникационной инфраструктуре получила мобильная связь, поэтому мобайл-сектор цифровых сервисов сегодня имеет наибольшие темпы роста [6]. Сегодня мобильным интернетом пользуются 74% населения или 89% всех интернет-пользователей в возрасте от 12 лет. Поэтому наибольшим эффектом масштабирования в нашей стране отличаются именно предпринимательские проекты, ориентированные на мобильный сервис. На государственном уровне эта тенденция также отмечена. Так, в национальном проекте «Цифровая экономика России» отдельным пунктом выделено развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи [7], с которой связывают такое перспективное направление цифровой экономики, как «Интернет вещей». На основе этой методологии новых киберфизических систем функционирования информационных технологий и систем запланировано формирование экосистемы «умной городской среды» для управления муниципальными ресурсами. Огромное внимание в национальном проекте уделяется преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы и увеличению экспорта высокотехнологичной продукции, коммерциализации российских разработок в области сквозных цифровых технологий [7].

Многие иностранные эксперты отмечают активное внедрение мобильных цифровых сервисов в обычную жизнь российского общества. QR-оплаты, формирование банковских экосистем, мониторинг здоровья – это лишь небольшие аспекты нашей повседневной жизни, на основе мобильных цифровых технологий. Для более быстрого роста предпринимательской среды в высокотехнологичном бизнесе необходима широкомасштабная экосистема поддержки проектов. К сожалению, многие исследователи замечают низкий уровень венчурной активности в российской среде, что является сдерживающим фактором развития интернет-предпринимательства. Конечно, по сравнению с 2017 годом в 2019 году наблюдается рост российского венчурного рынка в два раза, но в количественном выражении общее число поддержанных грантов неуклонно снижается – с 4651 в 2016 году до 3955 в 2018 году [2]. Ощущается нехватка венчурной активности в регионах – основное финансирование этого высокорискованного направления инвестиций сосредоточено в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Это конкурсы молодых предпринимателей, преакселераторы Фонда развития интернет-инициатив, программа StartupLaunchpad от «Сколково», бизнес-инкубаторы iDealMachine, Future Technologies и др. [8]. В целом по стране инфраструктура венчурной экосистемы, помогающая региональным технологическим предпринимателям, не отличается системностью и массовостью.

Кроме того, несмотря на усилия подпрограммы «Кадры для цифровой экономики», ощущается нехватка кадров в сфере информационных технологий. Отсутствие финансовой поддержки ведет к перекосу предпринимательских проектов в сторону моделей B2C (Business-To-Consumer, Бизнес для Потребителя), как имеющим наименее короткий цикл развития и дающим быструю отдачу. В то время как секторы B2B (Business-To Business), B2G (Business-To-Government), которые могут иметь наиболее долгосрочные перспективы развития и капитализации, существенно отстают как по количеству идей, так и по объемам финансовой поддержки.

Заключение

В мире, по данным ООН, объемы eCommerce составляют уже 1/5 часть всех покупок. В Российской Федерации, несмотря на территорию самой большой страны в мире, сложились благоприятные перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» развитию этого направления уделяется большое внимание. Тем не менее в регионах ощущается недостаточный уровень цифровизации бизнеса. Так, по данным Российского Статистического Ежегодника-2020, в 2019 году доля организаций, имевших доступ в сети интернет в среднем по стране составляла 91,2% (широкополосного – 86,6%), имевших веб-сайт – 51,9%, использующих «облачные» сервисы – 28,1%. Эти цифры показывают недостаточность уровня развития ИКТ в бизнес-сфере. Уровень использования интернет-сети населением в возрасте 15-74 года составляет 85,6% [9]. Причем эти цифры ежегодно растут. К сожалению, в структуре ВВП России деятельность в области информации и связи ничтожно мала – от 1% в 2017 году до 2% за 2020 году (по сведениям независимых экспертных организаций динамика вклада цифровой экономики за этот же период составляет от 3,5% до 8%). Развитию цифровизации в нашей стране с 2016 года уделяется достаточное внимание: от подготовки кадров до расширения телекоммуникационной инфраструктуры и развития информационной безопасности.

Для развития сферы интернет-предпринимательства в нашей стране прикладывается ряд усилий:

• введение образовательных программ в сфере предпринимательства во всех образовательных учреждения профессионального образования;

• развертывание венчурного бизнеса и сети отбора стартап-проектов.

С другой стороны, необходимы дополнительные меры, направленные на усиление взаимодействия бизнеса и государства, прежде всего ориентированные на подготовку кадров, а именно:

• поддержка предпринимательских проектов, направленных на государственно-частное взаимодействие, например, в сфере интернета вещей;

• дополнительная финансовая поддержка регионам, для проведения цифровых образовательных проектов;

• более широкая масштабная поддержка подготовки кадров в сфере инфокомммуникационных технологий в виде увеличения контрольных цифр приема на бюджетные места в региональных профессиональных образовательных учреждениях.

По мнению авторов, сегодня расширение среды интернет-предпринимательства возможно путем экстенсивного расширения по всей территории страны, а не только в крупных городах. Сегодня венчурный бизнес России нацелен на поддержку глобальных проектов, имеющих перспективы выхода на мировой рынок, но именно массовое распространение небольших проектов цифровизации, позволит увеличить темпы роста цифровой экономики в Российской Федерации,


Библиографическая ссылка

Николаева И.В., Акимов И.А., Иванов Н.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5-2. – С. 255-259;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1714 (дата обращения: 26.04.2024).