Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNET-ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Nikolaeva I.V. 1 Akimov I.A. 1 Ivanov N.Yu 2
1 Noth-Eastern Federal University
2 Arctic State Agrotechnological University
This article analyzes the current state of Internet entrepreneurship in the Russian Federation. Today, in the context of the development of the digital economy, in our country, at the state level, there is widespread support for entrepreneurial projects in this area, but the measures taken are clearly not enough. The authors call the reasons for this the accumulation of venture business only in large cities of our country, the insufficient level of educational and financial support of the regions. Therefore, there is a bias in the sphere of Internet entrepreneurship towards B2C models, although the most promising and long-term cooperation can be projects aimed at interaction between business and the state. It was revealed that the ubiquity of the mobile Internet contributes to the development of entrepreneurship in this direction. Recommendations for strengthening educational support to the regions have been formulated.
internet entrepreneurship
development of business digitalization

Введение

Современное общество живет в эпоху цифровой экономики. Цифровая экономика, основой которой является опора на развитие информационно-коммуникационных технологий, не обошла стороной и предпринимательскую сферу. Можно сказать, что цифровая экономика получила наибольшее свое развитие с началом эпохи электронной коммерции. Цифровизация экономики происходит с помощью внедрения ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека: от государственного управления и финансово-экономической деятельности, до социально-общественной жизни и проч. Кроме того, цифровизация породила новые формы бизнес-моделей, основанных на интернет-технологиях, что дает уникальные возможности быстрого масштабирования предпринимательских проектов. Именно поэтому сегодня сфера интернет-предпринимательства становится все более популярной, что подчеркивает актуальность исследований в этой сфере.

Цель данной работы – исследование возможностей и ограничений развития интернет-предпринимательства в цифровой экономике России.

Методы исследования базируются на эмпирическом исследовании, статистическом и сравнительном анализе.

Результаты исследования и их обсуждение

В российской научной школе еще не сложилось четкое определение термина «интернет-предпринимательство». В целом это понятие охватывает все виды экономической деятельности, основанной на использовании технологий глобальной информационной сети «Интернет». В целом, авторы согласны с мнением С.А. Корчагина, что «Интернет-предпринимательство – деятельность в глобальной сети, направленная на получение прибыли, соответственно Интернет-предприниматель – лицо, занимающееся такой деятельностью» [1]. Таким образом, будем считать, что интернет-предпринимательство – новая модификация электронной коммерции в условиях цифровой экономики.

Интернет-предпринимательство может реализовывать следующие виды экономической деятельности:

• торговлю материальными товарами;

• торговлю информационными товарами;

• оказание информационных услуг;

• оказание финансовых услуг.

Кроме того, развитие электронной коммерции требует сочетания развития основных трех составляющих, обеспечивающих условия формирования среды, представленной на рисунке.

Сочетание всех показанных условий развития информационно-коммуникационной инфраструктуры способствует экспоненциальному росту предпринимательской среды, т.к. распространение товаров и услуг идет не через посредников, а «с помощью такого мощного производительного инструмента как информационная сеть, эффективность которой может быть выше большинства других каналов взаимодействия» [2]. Такие каналы взаимодействия представляют собой цифровые сервисы, которые показывают значительный потенциал в цифровой экономике, благоприятно влияющие на ВВП страны.

Doc37.pdf

Составляющие инфраструктуры формирования условий развития интернет-предпринимательства.

Цифровые сервисы, за период с 2012 по 2020 годы, на фоне масштабной глобализации мировых социально-экономических процессов, стали основной продукцией для цифровой экономики. Благодаря им, информация стала одним из важных ресурсов в деятельности государства, общества и экономики в целом.

Исследование объема рынка интернет-предпринимательства в русскоязычном секторе всемирной паутины за период 2019-2020 годы показало следующие результаты.

По данным Российской Ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), аудитория рунета на конец 2019 года составила 96,9 млн чел. (более 78,8 % населения страны) [3].

В 2019 году доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%. 60% жителей крупных городов (с численностью населения более 500 тысяч) покупали онлайн хотя бы раз в полгода. В крупных городах в интернет-магазины заходят 55% жителей, в небольших – 40% и меньше [4]. В 2020 году число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78%, доля онлайн-торговли составила 9% от всей российской розницы [5]. В настоящее время в России онлайн-покупки совершают 35% пользователей интернета.

За девять лет, с 2011 по 2019 год, онлайн-продажи в России выросли почти в 7 раз. Если за первую половину этого периода рост обеспечивался увеличением среднего чека, то после 2016 года основным драйвером интернет-торговли становится рост числа заказов, перекрывший своим влияние даже постепенное снижение средней суммы заказа [5]. В российской части всемирной паутины темпы роста превышают общемировые. За период 2018-2019 гг. был зафиксирован рост на 47% (до 2,5 трлн руб.), с 2019 года по 2020 объем рынка вырос в 1,5 раза по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (уже в первом полугодии 2020 года объем онлайн-торговли составил 1,654 трлн руб.).

Тем не менее, российская сфера интернет-предпринимательства имеет свои особенности и перспективы роста. Так, пока основную долю рынка онлайн-торговли eCommerce в нашей стране составляют крупные игроки маркетплейсов розничной торговли товарами повседневного спроса, так называемый eGrocery (цифровые сервисы покупок-продаж продуктов питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д. в сети интернет), однако самые большие темпы роста среди них показывают цифровые сервисы мобайла.

Особенность нашей страны заключается в том, что наибольшее распространение в телекоммуникационной инфраструктуре получила мобильная связь, поэтому мобайл-сектор цифровых сервисов сегодня имеет наибольшие темпы роста [6]. Сегодня мобильным интернетом пользуются 74% населения или 89% всех интернет-пользователей в возрасте от 12 лет. Поэтому наибольшим эффектом масштабирования в нашей стране отличаются именно предпринимательские проекты, ориентированные на мобильный сервис. На государственном уровне эта тенденция также отмечена. Так, в национальном проекте «Цифровая экономика России» отдельным пунктом выделено развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи [7], с которой связывают такое перспективное направление цифровой экономики, как «Интернет вещей». На основе этой методологии новых киберфизических систем функционирования информационных технологий и систем запланировано формирование экосистемы «умной городской среды» для управления муниципальными ресурсами. Огромное внимание в национальном проекте уделяется преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы и увеличению экспорта высокотехнологичной продукции, коммерциализации российских разработок в области сквозных цифровых технологий [7].

Многие иностранные эксперты отмечают активное внедрение мобильных цифровых сервисов в обычную жизнь российского общества. QR-оплаты, формирование банковских экосистем, мониторинг здоровья – это лишь небольшие аспекты нашей повседневной жизни, на основе мобильных цифровых технологий. Для более быстрого роста предпринимательской среды в высокотехнологичном бизнесе необходима широкомасштабная экосистема поддержки проектов. К сожалению, многие исследователи замечают низкий уровень венчурной активности в российской среде, что является сдерживающим фактором развития интернет-предпринимательства. Конечно, по сравнению с 2017 годом в 2019 году наблюдается рост российского венчурного рынка в два раза, но в количественном выражении общее число поддержанных грантов неуклонно снижается – с 4651 в 2016 году до 3955 в 2018 году [2]. Ощущается нехватка венчурной активности в регионах – основное финансирование этого высокорискованного направления инвестиций сосредоточено в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Это конкурсы молодых предпринимателей, преакселераторы Фонда развития интернет-инициатив, программа StartupLaunchpad от «Сколково», бизнес-инкубаторы iDealMachine, Future Technologies и др. [8]. В целом по стране инфраструктура венчурной экосистемы, помогающая региональным технологическим предпринимателям, не отличается системностью и массовостью.

Кроме того, несмотря на усилия подпрограммы «Кадры для цифровой экономики», ощущается нехватка кадров в сфере информационных технологий. Отсутствие финансовой поддержки ведет к перекосу предпринимательских проектов в сторону моделей B2C (Business-To-Consumer, Бизнес для Потребителя), как имеющим наименее короткий цикл развития и дающим быструю отдачу. В то время как секторы B2B (Business-To Business), B2G (Business-To-Government), которые могут иметь наиболее долгосрочные перспективы развития и капитализации, существенно отстают как по количеству идей, так и по объемам финансовой поддержки.

Заключение

В мире, по данным ООН, объемы eCommerce составляют уже 1/5 часть всех покупок. В Российской Федерации, несмотря на территорию самой большой страны в мире, сложились благоприятные перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» развитию этого направления уделяется большое внимание. Тем не менее в регионах ощущается недостаточный уровень цифровизации бизнеса. Так, по данным Российского Статистического Ежегодника-2020, в 2019 году доля организаций, имевших доступ в сети интернет в среднем по стране составляла 91,2% (широкополосного – 86,6%), имевших веб-сайт – 51,9%, использующих «облачные» сервисы – 28,1%. Эти цифры показывают недостаточность уровня развития ИКТ в бизнес-сфере. Уровень использования интернет-сети населением в возрасте 15-74 года составляет 85,6% [9]. Причем эти цифры ежегодно растут. К сожалению, в структуре ВВП России деятельность в области информации и связи ничтожно мала – от 1% в 2017 году до 2% за 2020 году (по сведениям независимых экспертных организаций динамика вклада цифровой экономики за этот же период составляет от 3,5% до 8%). Развитию цифровизации в нашей стране с 2016 года уделяется достаточное внимание: от подготовки кадров до расширения телекоммуникационной инфраструктуры и развития информационной безопасности.

Для развития сферы интернет-предпринимательства в нашей стране прикладывается ряд усилий:

• введение образовательных программ в сфере предпринимательства во всех образовательных учреждения профессионального образования;

• развертывание венчурного бизнеса и сети отбора стартап-проектов.

С другой стороны, необходимы дополнительные меры, направленные на усиление взаимодействия бизнеса и государства, прежде всего ориентированные на подготовку кадров, а именно:

• поддержка предпринимательских проектов, направленных на государственно-частное взаимодействие, например, в сфере интернета вещей;

• дополнительная финансовая поддержка регионам, для проведения цифровых образовательных проектов;

• более широкая масштабная поддержка подготовки кадров в сфере инфокомммуникационных технологий в виде увеличения контрольных цифр приема на бюджетные места в региональных профессиональных образовательных учреждениях.

По мнению авторов, сегодня расширение среды интернет-предпринимательства возможно путем экстенсивного расширения по всей территории страны, а не только в крупных городах. Сегодня венчурный бизнес России нацелен на поддержку глобальных проектов, имеющих перспективы выхода на мировой рынок, но именно массовое распространение небольших проектов цифровизации, позволит увеличить темпы роста цифровой экономики в Российской Федерации,