Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дударева Э.А. 1 Игнатова И.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
В статье рассматривается реализация цифровизации и автоматизации таможенных процессов в условиях цифровизации российской экономики. Особое внимание отводится структурным изменениям в таможенных органах на всей территории РФ, деятельности электронных таможен и электронному декларированию. Большое значение отводится структуре, штатному составу, правовому статусу и взаимодействию органа с таможенной системой. Отмечается роль и значение Уральской электронной таможни в ходе реализации «Дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов. Особое внимание отводится анализу динамики показателей электронного декларирования в Уральской электронной таможне. Результаты электронного декларирования за исследуемый период показали положительную динамику в деятельности Уральской электронной таможни, что указывает в целом на повышение эффективности декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности.
цифровизация российской экономики
цифровизация и автоматизация таможенных процессов
электронная таможня
фтс россии
центры электронного декларирования (цэд)
уральская электронная таможня
1. Авдеева И.Л., Головина Т.А., Парахина Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. 2017. № 6. С. 50-56.
2. Ворона А.А. Повышение качества работы центров электронного декларирования в условиях реализации концепции «электронная таможня» // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 150-155.
3. Давыдов Р. Центры электронного декларирования – основа современной таможни // Таможня. 2021. №. 1 (450). С. 34-39.
4. Ефремов А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45-56.
5. Итоги работы ФТС России в 2020 году и задачи на будущее – Мнение эксперта от 26.02.2021 Альта-Софт (alta.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/79704 (дата обращения: 25.04.2021).
6. Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы России 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://service.customs.gov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2729 (дата обращения: 25.04.2021).
7. Корчагин C., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. 2018. № 1 (1667). С. 23-36.
8. Письмо ФТС России от 25 декабря 2017г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).
9. Приказ ФТС России от 22.04.2011г. №845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr0845/ (дата обращения: 30.04.2021).
10. Применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion (дата обращения: 30.04.2021).
11. Результаты деятельности таможенных органов в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27222:-2018-2019-&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 27.04.2021).
12. Сборник ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 27.04.2021).
13. Смирнова И.А., Стадникова А.В. Проблемы и перспективы формирования центров электронного декларирования // Наука и общество. 2019. №1 (33). С. 108-114.
14. Стратегия-2030: от электронной таможни к интеллектуальной [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf (дата обращения: 30.04.2021).
15. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/ (дата обращения: 10.05.2021).
16. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

Введение

В современном мире актуализированы «зеленые» тренды во многих сферах общественной и частной жизни. Одним из направлений «зеленых» технологий является цифровизация, призванная повысить эффективность деятельности производственных и управленческих структур. В стране разработаны и успешно реализуются программы развития, направленные на цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта.

Таможенная служба, являясь одним из основных звеньев в системе обеспечения безопасности государства и пополнения федерального бюджета, активно внедряет цифровые технологии в своей деятельности. Задачи, решаемые посредством данных инноваций во внешнеэкономической сфере, регламентированы в Стратегии развития таможенной службы России – 2030 [14].

Переход ФТС России от электронной таможни к интеллектуальной представляется одним из главных векторов развития таможенной службы и актуальных направлений в условиях цифровизации российской экономики [14]. Особое внимание отводится реализации цифровизации и автоматизации таможенных процессов, деятельности электронных таможен, Центра электронного декларирования (ЦЭД), а также структуре, штатному составу, правовому статусу и взаимодействию органа с таможенной системой, что обуславливает актуальность исследования.

Цель исследования – на основе анализа результатов практики электронного декларирования оценить эффект и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенную деятельность.

Методология и методы исследования

Несмотря на широкое внедрение цифровых технологий в различные сферы общества, на законодательном уровне не закреплены понятия «цифровизация», «цифровая экономика», «цифровые технологии» и т.д. В научной среде выделяют следующие определения цифровизации: Корчагин С.П. рассматривает цифровизацию как «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» [7, с. 25]. Ефремов А.А. акцентирует внимание на прикладном характере цифровизации: это внедрение цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности [4, с. 46].

Цифровизация – это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений [1, с. 51].

Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) систематизировали понятия цифровизация, цифровые технологии и цифровая экономика [16]. Среди основных трендов развития цифровизации специалисты указывают цифровое государственное управление, частью которого является таможенная служба.

В соответствии с Комплексной программой развития Федеральной таможенной службы России 2020 [6], созданы единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей; автоматизирована регистрация деклараций на товары и производится автоматический выпуск товаров; создано 16 мест таможенного декларирования; автоматизирована система управления рисками.

Цифровизация в таможенном деле предполагает упрощение порядка проведения таможенных процедур, влекущее за собой ускорение внешнеторгового оборота. Также разработку и реализацию мер, направленных на снижение уровня риска и минимизацию возможных потерь в ходе воздействия угроз экономической безопасности.

Объектом исследования является деятельность Уральской электронной таможни. Для оценки эффекта и перспектив внедрения цифровых технологий применялись методы: статистический, анализ и синтез, табличный, логический.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным ФТС России, в 2019 году автоматически зарегистрировано 86,6% деклараций по экспорту и 45,1% по импорту; автоматически выпущено деклараций участников ВЭД низкого уровня риска – 49,1% по экспорту и 39,1% по импорту [11]. В настоящее время в РФ создано 16 ЦЭД, в которых работают более 2200 «выпускающих» таможенных инспекторов, оформляющих 98% деклараций на товары [3, с. 34]. В 2021 году планируется выйти на стопроцентное электронное оформление деклараций.

В соответствии с Письмом ФТС России от 25 декабря 2017г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» [8], Приказом ФТС России от 22.04.2011г. № 845 [9] определена «дорожная карта» по реформированию системы таможенных органов, определен порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.

Уральская электронная таможня создана 10 июля 2018 года приказом ФТС России от 7 июня 2018 г. № 902 на первом этапе реализации «Дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов [12]. Уральская электронная таможня входит в Уральское таможенное управление, ей подчиняется Уральский таможенный пост (ЦЭД).

Для оценки эффективности деятельности, проанализируем основные показатели электронного декларирования в деятельности Уральской электронной таможни в 2017-2019гг.

Выявлена положительная динамика подачи ДТ за исследуемый период: за первое полугодие 2019 г. было подано ДТ на 133,2% больше, чем за 3 месяца 2018 г.; за второе полугодие 2019г. больше на 23,4%, чем за первое полугодие 2019 г. Всего за 2019 г. было представлено 182561 ДТ. Также в 2019 году увеличилась доля автоматически зарегистрированных ДТ по экспорту на 6%, импорту тоже на 6%. При этом сократилась доля автоматически выпущенных ДТ в 2019 году по экспорту на 8%, по импорту – на 5%. Данные показатели коррелируют с общероссийскими (в 2018 году количество ЭДТ увеличилось на 6,8%, в 2019 году – на 6,4%), фиксирующими положительную динамику.

Стоимостной объем внешней торговли товарами в зоне функционирования Уральской электронной таможни в 2019 г. составил 16022,8 млн долл., что больше в 4 раза объема внешней торговли за 3 месяца 2018 г. За первое полугодие 2019 г. стоимостной объем взимания таможенных платежей составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. – 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.).

Объем взимания таможенных платежей Уральской электронной таможней за первое полугодие 2019 г. составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. составил 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.). Далее проанализируем количество автоматически зарегистрированных ДТ (таблица 1).

По данным таблицы 1 отмечается положительная динамика автоматически зарегистрированных ДТ: в 2018 г. количество увеличилось на 86,9%, в 2019 г. – на 55,6%. При этом количество автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары преобладает над количеством автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары.

Доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 52,8%; в 2018 г. – 55,6%; в 2019 году – 53,6%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 96,9%, в 2019 г. – на 50%.

Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 47,2%, в 2018г. – 44,4%, в 2019 г. – 46,4%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары тоже является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 75,8%, в 2019 г. – на 62,5%.

В общероссийских масштабах доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ преобладает: в 2017 году она составила 52,8%, в 2018 году – 55,6%, в 2019 году – 53,6%. Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 году составила 47,2%, в 2018 году – 44,4%, в 2019 году – 46,4%.

Таблица 1

Динамика автоматически зарегистрированных ДТ в 2017-2019 гг., млн шт.

Показатели

2017

2018

2019

Кол-во, всего

Из него:

0,963

1,8

2,8

Темп прироста, %

-

86,9

55,6

На вывозимые товары

0,508

1,0

1,5

Темп прироста, %

-

96,9

50,0

На ввозимые товары

0,455

0,8

1,3

Темп прироста, %

-

75,8

62,5

Источник: составлено по [10].

Таблица 2

Количество автоматически выпущенных ДТ Уральской электронной таможней в 2017-2019 гг., тыс. шт.

Показатели

2017

2018

2019

Кол-во, всего

Из него:

84,0

324

643

Темп прироста, %

-

285,7

98,5

На ввозимые товары

31,0

110,0

295,0

Темп прироста, %

-

254,8

168,2

На вывозимые товары

53,0

213,0

348,0

Темп прироста, %

-

301,9

63,4

Источник: составлено по [10].

Рассмотрим объемы автоматически выпущенных ДТ в разрезе направления перемещения товаров в зоне деятельности Уральской электронной таможни (таблица 2).

В наибольшем количестве происходит автоматический выпуск ДТ на вывозимые товары. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017г. 63,1%; в 2018 г. – 65,7%; в 2019 г. – 54,1%. Динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 г. – на 63,4%.

Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017 г. – 36,9%; в 2018 г. – 34,3%; в 2019 г. – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 г. – на 168,2%.

В России динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары также является положительная. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 63,1%, в 2018 году – 65,7%, в 2019 году – 54,1%. В 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 году – на 63,4%. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 36,9%, в 2018 году – 34,3%, в 2019 году – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной. Так, в 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 году – на 168,2%.

Таким образом, результаты электронного декларирования за исследуемый период показали положительную динамику в деятельности Уральской электронной таможни, что указывает на повышение эффективности декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности.

Несмотря на положительные результаты деятельности (ЦЭД), существует ряд проблем [13]:

− Проблемы кадрового обеспечения,

− Технологические проблемы, в том числе скоростной интернет,

− проблемы, связанные с информационной безопасностью,

− проблемы неравномерного распределения электронных деклараций между существующими ЦЭД,

− проблемы автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров и др.

При этом для повышения эффективности таможенной деятельности в условиях цифровизации и автоматизации необходимо создание интеллектуальных пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС; создание системы цифровых транспортных коридоров с использованием навигационных пломб; введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в электронную торговлю и др. [2].

В 2020 году введение ограничительных мер, закрытие границ, приостановка международного авиасообщения не могли не сказаться на внешнеэкономической деятельности, международной торговле, на деятельности таможенной службы РФ, напрямую зависящей от объема и интенсивности товарооборота. По итогам работы ФТС России в 2020 году [5], оформлено 4,9 млн деклараций (из них автоматически зарегистрировано 3,8 млн); результативность применения системы управления рисками (СУР) составила половину из 34% всего массива деклараций.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы России 2030, предполагается переход от электронной таможни к интеллектуальной. Он состоит в применение искусственного интеллекта во внешнеэкономической деятельности; электронном межведомственном взаимодействии на пространстве ЕАЭС; создании «интеллектуальных пунктов пропуска»; оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени.

Преимущества внедрения искусственного интеллекта в таможенную деятельность:

• сокращение времени выполнения типовых операций и процессов, обеспечивающее рост экономической эффективности деятельности таможенной службы;

• упрощение системы документооборота на уровне участников внешнеэкономической деятельности и представителями таможенной службы, межведомственного взаимодействия;

• нивелирование коррупционных издержек.

Недостатки реализации инновационных технологий связаны с правовой неопределенностью статуса искусственного интеллекта. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», искусственный интеллект – это комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [15]. Имитация подразумевает самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма. Принципиальное отличие интеллекта искусственного от человеческого заключается в возможности первого существовать без физической оболочки. Данное обстоятельство определяет его привилегированность по сравнению с человеческим интеллектом, имеющего физические ограничения. Следовательно, необходимо определить конституционно-правовой статус искусственного интеллекта, предполагающий введение универсальных ограничений его прав и свобод.

Выводы

Таможенная служба существенно продвинулась в направлении полномасштабной цифровизации и автоматизации таможенных процессов. Проведенные преобразования позволили повысить эффективность таможенного декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности. Выявленные проблемы сгруппировать в две группы: кадровая и техническая. В качестве решений предлагается активизировать внедрение искусственного интеллекта в таможенное дело, предполагающее полную автоматизацию таможенных операций. Это позволит ускорить администрирование, формировать более полные и точные профили риска участников внешнеэкономической деятельности. Для государства в экономическом аспекте внедрение цифровых технологий позволит увеличить долю таможенных платежей в доходной части федерального бюджета за счет ускорения товарооборота. Однако с точки зрения социума внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта влечет сокращение числа рабочих мест в таможенной службе, это приведет к снижению количества обучающихся на профильных специальностях, обострит необходимость переобучения работников, увеличит риск роста безработицы. Для бизнес-сообщества важным является нивелирование дополнительных издержек, связанных с приобретением программ и оборудования при электронном декларировании, бесперебойная работа цифровой системы, организация процесса информирования и консультирования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00996.


Библиографическая ссылка

Дударева Э.А., Игнатова И.В. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5-1. – С. 25-30;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1683 (дата обращения: 21.11.2024).