Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

E-DECLARATION PRACTICES: CHALLENGES AND PERSPECTIVES

Dudareva E.A. 1 Ignatova I.V. 1
1 Tyumen state university
The article discusses the implementation of digitalization and automation of customs processes in the conditions of digitalization of the Russian economy. Special attention is paid to structural changes in customs authorities throughout the Russian Federation, the activities of electronic customs and electronic declaration. Of great importance is the structure, staff, legal status and interaction of the authority with the customs system. The role and importance of the Ural Electronic Customs is noted during the implementation of the Roadmap for the reform of the customs system. Particular attention is paid to the analysis of the dynamics of electronic declaration indicators in the Ural Electronic Customs. The results of electronic declaration during the study period showed positive dynamics in the activities of the Ural Electronic Customs, which indicates in general an increase in the efficiency of declaration in the conditions of digitalization and automation of customs activities.
digitalization of the russian economy
digitalization and automation of customs processes
electronic customs
fcs of russia
electronic declaration centers (ced)
ural electronic customs

Введение

В современном мире актуализированы «зеленые» тренды во многих сферах общественной и частной жизни. Одним из направлений «зеленых» технологий является цифровизация, призванная повысить эффективность деятельности производственных и управленческих структур. В стране разработаны и успешно реализуются программы развития, направленные на цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта.

Таможенная служба, являясь одним из основных звеньев в системе обеспечения безопасности государства и пополнения федерального бюджета, активно внедряет цифровые технологии в своей деятельности. Задачи, решаемые посредством данных инноваций во внешнеэкономической сфере, регламентированы в Стратегии развития таможенной службы России – 2030 [14].

Переход ФТС России от электронной таможни к интеллектуальной представляется одним из главных векторов развития таможенной службы и актуальных направлений в условиях цифровизации российской экономики [14]. Особое внимание отводится реализации цифровизации и автоматизации таможенных процессов, деятельности электронных таможен, Центра электронного декларирования (ЦЭД), а также структуре, штатному составу, правовому статусу и взаимодействию органа с таможенной системой, что обуславливает актуальность исследования.

Цель исследования – на основе анализа результатов практики электронного декларирования оценить эффект и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенную деятельность.

Методология и методы исследования

Несмотря на широкое внедрение цифровых технологий в различные сферы общества, на законодательном уровне не закреплены понятия «цифровизация», «цифровая экономика», «цифровые технологии» и т.д. В научной среде выделяют следующие определения цифровизации: Корчагин С.П. рассматривает цифровизацию как «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» [7, с. 25]. Ефремов А.А. акцентирует внимание на прикладном характере цифровизации: это внедрение цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности [4, с. 46].

Цифровизация – это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений [1, с. 51].

Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) систематизировали понятия цифровизация, цифровые технологии и цифровая экономика [16]. Среди основных трендов развития цифровизации специалисты указывают цифровое государственное управление, частью которого является таможенная служба.

В соответствии с Комплексной программой развития Федеральной таможенной службы России 2020 [6], созданы единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей; автоматизирована регистрация деклараций на товары и производится автоматический выпуск товаров; создано 16 мест таможенного декларирования; автоматизирована система управления рисками.

Цифровизация в таможенном деле предполагает упрощение порядка проведения таможенных процедур, влекущее за собой ускорение внешнеторгового оборота. Также разработку и реализацию мер, направленных на снижение уровня риска и минимизацию возможных потерь в ходе воздействия угроз экономической безопасности.

Объектом исследования является деятельность Уральской электронной таможни. Для оценки эффекта и перспектив внедрения цифровых технологий применялись методы: статистический, анализ и синтез, табличный, логический.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным ФТС России, в 2019 году автоматически зарегистрировано 86,6% деклараций по экспорту и 45,1% по импорту; автоматически выпущено деклараций участников ВЭД низкого уровня риска – 49,1% по экспорту и 39,1% по импорту [11]. В настоящее время в РФ создано 16 ЦЭД, в которых работают более 2200 «выпускающих» таможенных инспекторов, оформляющих 98% деклараций на товары [3, с. 34]. В 2021 году планируется выйти на стопроцентное электронное оформление деклараций.

В соответствии с Письмом ФТС России от 25 декабря 2017г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» [8], Приказом ФТС России от 22.04.2011г. № 845 [9] определена «дорожная карта» по реформированию системы таможенных органов, определен порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.

Уральская электронная таможня создана 10 июля 2018 года приказом ФТС России от 7 июня 2018 г. № 902 на первом этапе реализации «Дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов [12]. Уральская электронная таможня входит в Уральское таможенное управление, ей подчиняется Уральский таможенный пост (ЦЭД).

Для оценки эффективности деятельности, проанализируем основные показатели электронного декларирования в деятельности Уральской электронной таможни в 2017-2019гг.

Выявлена положительная динамика подачи ДТ за исследуемый период: за первое полугодие 2019 г. было подано ДТ на 133,2% больше, чем за 3 месяца 2018 г.; за второе полугодие 2019г. больше на 23,4%, чем за первое полугодие 2019 г. Всего за 2019 г. было представлено 182561 ДТ. Также в 2019 году увеличилась доля автоматически зарегистрированных ДТ по экспорту на 6%, импорту тоже на 6%. При этом сократилась доля автоматически выпущенных ДТ в 2019 году по экспорту на 8%, по импорту – на 5%. Данные показатели коррелируют с общероссийскими (в 2018 году количество ЭДТ увеличилось на 6,8%, в 2019 году – на 6,4%), фиксирующими положительную динамику.

Стоимостной объем внешней торговли товарами в зоне функционирования Уральской электронной таможни в 2019 г. составил 16022,8 млн долл., что больше в 4 раза объема внешней торговли за 3 месяца 2018 г. За первое полугодие 2019 г. стоимостной объем взимания таможенных платежей составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. – 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.).

Объем взимания таможенных платежей Уральской электронной таможней за первое полугодие 2019 г. составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. составил 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.). Далее проанализируем количество автоматически зарегистрированных ДТ (таблица 1).

По данным таблицы 1 отмечается положительная динамика автоматически зарегистрированных ДТ: в 2018 г. количество увеличилось на 86,9%, в 2019 г. – на 55,6%. При этом количество автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары преобладает над количеством автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары.

Доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 52,8%; в 2018 г. – 55,6%; в 2019 году – 53,6%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 96,9%, в 2019 г. – на 50%.

Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 47,2%, в 2018г. – 44,4%, в 2019 г. – 46,4%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары тоже является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 75,8%, в 2019 г. – на 62,5%.

В общероссийских масштабах доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ преобладает: в 2017 году она составила 52,8%, в 2018 году – 55,6%, в 2019 году – 53,6%. Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 году составила 47,2%, в 2018 году – 44,4%, в 2019 году – 46,4%.

Таблица 1

Динамика автоматически зарегистрированных ДТ в 2017-2019 гг., млн шт.

Показатели

2017

2018

2019

Кол-во, всего

Из него:

0,963

1,8

2,8

Темп прироста, %

-

86,9

55,6

На вывозимые товары

0,508

1,0

1,5

Темп прироста, %

-

96,9

50,0

На ввозимые товары

0,455

0,8

1,3

Темп прироста, %

-

75,8

62,5

Источник: составлено по [10].

Таблица 2

Количество автоматически выпущенных ДТ Уральской электронной таможней в 2017-2019 гг., тыс. шт.

Показатели

2017

2018

2019

Кол-во, всего

Из него:

84,0

324

643

Темп прироста, %

-

285,7

98,5

На ввозимые товары

31,0

110,0

295,0

Темп прироста, %

-

254,8

168,2

На вывозимые товары

53,0

213,0

348,0

Темп прироста, %

-

301,9

63,4

Источник: составлено по [10].

Рассмотрим объемы автоматически выпущенных ДТ в разрезе направления перемещения товаров в зоне деятельности Уральской электронной таможни (таблица 2).

В наибольшем количестве происходит автоматический выпуск ДТ на вывозимые товары. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017г. 63,1%; в 2018 г. – 65,7%; в 2019 г. – 54,1%. Динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 г. – на 63,4%.

Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017 г. – 36,9%; в 2018 г. – 34,3%; в 2019 г. – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 г. – на 168,2%.

В России динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары также является положительная. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 63,1%, в 2018 году – 65,7%, в 2019 году – 54,1%. В 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 году – на 63,4%. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 36,9%, в 2018 году – 34,3%, в 2019 году – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной. Так, в 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 году – на 168,2%.

Таким образом, результаты электронного декларирования за исследуемый период показали положительную динамику в деятельности Уральской электронной таможни, что указывает на повышение эффективности декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности.

Несмотря на положительные результаты деятельности (ЦЭД), существует ряд проблем [13]:

− Проблемы кадрового обеспечения,

− Технологические проблемы, в том числе скоростной интернет,

− проблемы, связанные с информационной безопасностью,

− проблемы неравномерного распределения электронных деклараций между существующими ЦЭД,

− проблемы автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров и др.

При этом для повышения эффективности таможенной деятельности в условиях цифровизации и автоматизации необходимо создание интеллектуальных пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС; создание системы цифровых транспортных коридоров с использованием навигационных пломб; введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в электронную торговлю и др. [2].

В 2020 году введение ограничительных мер, закрытие границ, приостановка международного авиасообщения не могли не сказаться на внешнеэкономической деятельности, международной торговле, на деятельности таможенной службы РФ, напрямую зависящей от объема и интенсивности товарооборота. По итогам работы ФТС России в 2020 году [5], оформлено 4,9 млн деклараций (из них автоматически зарегистрировано 3,8 млн); результативность применения системы управления рисками (СУР) составила половину из 34% всего массива деклараций.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы России 2030, предполагается переход от электронной таможни к интеллектуальной. Он состоит в применение искусственного интеллекта во внешнеэкономической деятельности; электронном межведомственном взаимодействии на пространстве ЕАЭС; создании «интеллектуальных пунктов пропуска»; оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени.

Преимущества внедрения искусственного интеллекта в таможенную деятельность:

• сокращение времени выполнения типовых операций и процессов, обеспечивающее рост экономической эффективности деятельности таможенной службы;

• упрощение системы документооборота на уровне участников внешнеэкономической деятельности и представителями таможенной службы, межведомственного взаимодействия;

• нивелирование коррупционных издержек.

Недостатки реализации инновационных технологий связаны с правовой неопределенностью статуса искусственного интеллекта. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», искусственный интеллект – это комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [15]. Имитация подразумевает самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма. Принципиальное отличие интеллекта искусственного от человеческого заключается в возможности первого существовать без физической оболочки. Данное обстоятельство определяет его привилегированность по сравнению с человеческим интеллектом, имеющего физические ограничения. Следовательно, необходимо определить конституционно-правовой статус искусственного интеллекта, предполагающий введение универсальных ограничений его прав и свобод.

Выводы

Таможенная служба существенно продвинулась в направлении полномасштабной цифровизации и автоматизации таможенных процессов. Проведенные преобразования позволили повысить эффективность таможенного декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности. Выявленные проблемы сгруппировать в две группы: кадровая и техническая. В качестве решений предлагается активизировать внедрение искусственного интеллекта в таможенное дело, предполагающее полную автоматизацию таможенных операций. Это позволит ускорить администрирование, формировать более полные и точные профили риска участников внешнеэкономической деятельности. Для государства в экономическом аспекте внедрение цифровых технологий позволит увеличить долю таможенных платежей в доходной части федерального бюджета за счет ускорения товарооборота. Однако с точки зрения социума внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта влечет сокращение числа рабочих мест в таможенной службе, это приведет к снижению количества обучающихся на профильных специальностях, обострит необходимость переобучения работников, увеличит риск роста безработицы. Для бизнес-сообщества важным является нивелирование дополнительных издержек, связанных с приобретением программ и оборудования при электронном декларировании, бесперебойная работа цифровой системы, организация процесса информирования и консультирования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00996.