Введение
В современном мире актуализированы «зеленые» тренды во многих сферах общественной и частной жизни. Одним из направлений «зеленых» технологий является цифровизация, призванная повысить эффективность деятельности производственных и управленческих структур. В стране разработаны и успешно реализуются программы развития, направленные на цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта.
Таможенная служба, являясь одним из основных звеньев в системе обеспечения безопасности государства и пополнения федерального бюджета, активно внедряет цифровые технологии в своей деятельности. Задачи, решаемые посредством данных инноваций во внешнеэкономической сфере, регламентированы в Стратегии развития таможенной службы России – 2030 [14].
Переход ФТС России от электронной таможни к интеллектуальной представляется одним из главных векторов развития таможенной службы и актуальных направлений в условиях цифровизации российской экономики [14]. Особое внимание отводится реализации цифровизации и автоматизации таможенных процессов, деятельности электронных таможен, Центра электронного декларирования (ЦЭД), а также структуре, штатному составу, правовому статусу и взаимодействию органа с таможенной системой, что обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования – на основе анализа результатов практики электронного декларирования оценить эффект и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенную деятельность.
Методология и методы исследования
Несмотря на широкое внедрение цифровых технологий в различные сферы общества, на законодательном уровне не закреплены понятия «цифровизация», «цифровая экономика», «цифровые технологии» и т.д. В научной среде выделяют следующие определения цифровизации: Корчагин С.П. рассматривает цифровизацию как «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» [7, с. 25]. Ефремов А.А. акцентирует внимание на прикладном характере цифровизации: это внедрение цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности [4, с. 46].
Цифровизация – это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений [1, с. 51].
Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) систематизировали понятия цифровизация, цифровые технологии и цифровая экономика [16]. Среди основных трендов развития цифровизации специалисты указывают цифровое государственное управление, частью которого является таможенная служба.
В соответствии с Комплексной программой развития Федеральной таможенной службы России 2020 [6], созданы единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей; автоматизирована регистрация деклараций на товары и производится автоматический выпуск товаров; создано 16 мест таможенного декларирования; автоматизирована система управления рисками.
Цифровизация в таможенном деле предполагает упрощение порядка проведения таможенных процедур, влекущее за собой ускорение внешнеторгового оборота. Также разработку и реализацию мер, направленных на снижение уровня риска и минимизацию возможных потерь в ходе воздействия угроз экономической безопасности.
Объектом исследования является деятельность Уральской электронной таможни. Для оценки эффекта и перспектив внедрения цифровых технологий применялись методы: статистический, анализ и синтез, табличный, логический.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным ФТС России, в 2019 году автоматически зарегистрировано 86,6% деклараций по экспорту и 45,1% по импорту; автоматически выпущено деклараций участников ВЭД низкого уровня риска – 49,1% по экспорту и 39,1% по импорту [11]. В настоящее время в РФ создано 16 ЦЭД, в которых работают более 2200 «выпускающих» таможенных инспекторов, оформляющих 98% деклараций на товары [3, с. 34]. В 2021 году планируется выйти на стопроцентное электронное оформление деклараций.
В соответствии с Письмом ФТС России от 25 декабря 2017г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» [8], Приказом ФТС России от 22.04.2011г. № 845 [9] определена «дорожная карта» по реформированию системы таможенных органов, определен порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.
Уральская электронная таможня создана 10 июля 2018 года приказом ФТС России от 7 июня 2018 г. № 902 на первом этапе реализации «Дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов [12]. Уральская электронная таможня входит в Уральское таможенное управление, ей подчиняется Уральский таможенный пост (ЦЭД).
Для оценки эффективности деятельности, проанализируем основные показатели электронного декларирования в деятельности Уральской электронной таможни в 2017-2019гг.
Выявлена положительная динамика подачи ДТ за исследуемый период: за первое полугодие 2019 г. было подано ДТ на 133,2% больше, чем за 3 месяца 2018 г.; за второе полугодие 2019г. больше на 23,4%, чем за первое полугодие 2019 г. Всего за 2019 г. было представлено 182561 ДТ. Также в 2019 году увеличилась доля автоматически зарегистрированных ДТ по экспорту на 6%, импорту тоже на 6%. При этом сократилась доля автоматически выпущенных ДТ в 2019 году по экспорту на 8%, по импорту – на 5%. Данные показатели коррелируют с общероссийскими (в 2018 году количество ЭДТ увеличилось на 6,8%, в 2019 году – на 6,4%), фиксирующими положительную динамику.
Стоимостной объем внешней торговли товарами в зоне функционирования Уральской электронной таможни в 2019 г. составил 16022,8 млн долл., что больше в 4 раза объема внешней торговли за 3 месяца 2018 г. За первое полугодие 2019 г. стоимостной объем взимания таможенных платежей составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. – 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.).
Объем взимания таможенных платежей Уральской электронной таможней за первое полугодие 2019 г. составил 476,5 млн долл. (на 151,8% больше, чем за три месяца 2018 г.); за второе полугодие 2019 г. составил 599,6 млн долл. (на 25,8% больше, чем за первое полугодие 2019 г.). Далее проанализируем количество автоматически зарегистрированных ДТ (таблица 1).
По данным таблицы 1 отмечается положительная динамика автоматически зарегистрированных ДТ: в 2018 г. количество увеличилось на 86,9%, в 2019 г. – на 55,6%. При этом количество автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары преобладает над количеством автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары.
Доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 52,8%; в 2018 г. – 55,6%; в 2019 году – 53,6%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 96,9%, в 2019 г. – на 50%.
Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 г. составила 47,2%, в 2018г. – 44,4%, в 2019 г. – 46,4%. Динамика количества автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары тоже является положительной: в 2017 г. количество увеличилось на 75,8%, в 2019 г. – на 62,5%.
В общероссийских масштабах доля автоматически зарегистрированных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ преобладает: в 2017 году она составила 52,8%, в 2018 году – 55,6%, в 2019 году – 53,6%. Доля автоматически зарегистрированных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически зарегистрированных ДТ в 2017 году составила 47,2%, в 2018 году – 44,4%, в 2019 году – 46,4%.
Таблица 1
Динамика автоматически зарегистрированных ДТ в 2017-2019 гг., млн шт.
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Кол-во, всего Из него: |
0,963 |
1,8 |
2,8 |
Темп прироста, % |
- |
86,9 |
55,6 |
На вывозимые товары |
0,508 |
1,0 |
1,5 |
Темп прироста, % |
- |
96,9 |
50,0 |
На ввозимые товары |
0,455 |
0,8 |
1,3 |
Темп прироста, % |
- |
75,8 |
62,5 |
Источник: составлено по [10].
Таблица 2
Количество автоматически выпущенных ДТ Уральской электронной таможней в 2017-2019 гг., тыс. шт.
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Кол-во, всего Из него: |
84,0 |
324 |
643 |
Темп прироста, % |
- |
285,7 |
98,5 |
На ввозимые товары |
31,0 |
110,0 |
295,0 |
Темп прироста, % |
- |
254,8 |
168,2 |
На вывозимые товары |
53,0 |
213,0 |
348,0 |
Темп прироста, % |
- |
301,9 |
63,4 |
Источник: составлено по [10].
Рассмотрим объемы автоматически выпущенных ДТ в разрезе направления перемещения товаров в зоне деятельности Уральской электронной таможни (таблица 2).
В наибольшем количестве происходит автоматический выпуск ДТ на вывозимые товары. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017г. 63,1%; в 2018 г. – 65,7%; в 2019 г. – 54,1%. Динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 г. – на 63,4%.
Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ составила: в 2017 г. – 36,9%; в 2018 г. – 34,3%; в 2019 г. – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной: в 2018 г. количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 г. – на 168,2%.
В России динамика автоматического выпуска ДТ на вывозимые товары также является положительная. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 63,1%, в 2018 году – 65,7%, в 2019 году – 54,1%. В 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на вывозимые товары выросло более, чем в 3 раза, в 2019 году – на 63,4%. Доля количества автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары в общем количестве автоматически выпущенных ДТ в 2017 году составила 36,9%, в 2018 году – 34,3%, в 2019 году – 45,9%. Динамика автоматического выпуска ДТ на ввозимые товары является положительной. Так, в 2018 году количество автоматически выпущенных ДТ на ввозимые товары выросло более, чем в 2 раза, в 2019 году – на 168,2%.
Таким образом, результаты электронного декларирования за исследуемый период показали положительную динамику в деятельности Уральской электронной таможни, что указывает на повышение эффективности декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности.
Несмотря на положительные результаты деятельности (ЦЭД), существует ряд проблем [13]:
− Проблемы кадрового обеспечения,
− Технологические проблемы, в том числе скоростной интернет,
− проблемы, связанные с информационной безопасностью,
− проблемы неравномерного распределения электронных деклараций между существующими ЦЭД,
− проблемы автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров и др.
При этом для повышения эффективности таможенной деятельности в условиях цифровизации и автоматизации необходимо создание интеллектуальных пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС; создание системы цифровых транспортных коридоров с использованием навигационных пломб; введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в электронную торговлю и др. [2].
В 2020 году введение ограничительных мер, закрытие границ, приостановка международного авиасообщения не могли не сказаться на внешнеэкономической деятельности, международной торговле, на деятельности таможенной службы РФ, напрямую зависящей от объема и интенсивности товарооборота. По итогам работы ФТС России в 2020 году [5], оформлено 4,9 млн деклараций (из них автоматически зарегистрировано 3,8 млн); результативность применения системы управления рисками (СУР) составила половину из 34% всего массива деклараций.
В соответствии со Стратегией развития таможенной службы России 2030, предполагается переход от электронной таможни к интеллектуальной. Он состоит в применение искусственного интеллекта во внешнеэкономической деятельности; электронном межведомственном взаимодействии на пространстве ЕАЭС; создании «интеллектуальных пунктов пропуска»; оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени.
Преимущества внедрения искусственного интеллекта в таможенную деятельность:
• сокращение времени выполнения типовых операций и процессов, обеспечивающее рост экономической эффективности деятельности таможенной службы;
• упрощение системы документооборота на уровне участников внешнеэкономической деятельности и представителями таможенной службы, межведомственного взаимодействия;
• нивелирование коррупционных издержек.
Недостатки реализации инновационных технологий связаны с правовой неопределенностью статуса искусственного интеллекта. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», искусственный интеллект – это комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [15]. Имитация подразумевает самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма. Принципиальное отличие интеллекта искусственного от человеческого заключается в возможности первого существовать без физической оболочки. Данное обстоятельство определяет его привилегированность по сравнению с человеческим интеллектом, имеющего физические ограничения. Следовательно, необходимо определить конституционно-правовой статус искусственного интеллекта, предполагающий введение универсальных ограничений его прав и свобод.
Выводы
Таможенная служба существенно продвинулась в направлении полномасштабной цифровизации и автоматизации таможенных процессов. Проведенные преобразования позволили повысить эффективность таможенного декларирования в условиях цифровизации и автоматизации таможенной деятельности. Выявленные проблемы сгруппировать в две группы: кадровая и техническая. В качестве решений предлагается активизировать внедрение искусственного интеллекта в таможенное дело, предполагающее полную автоматизацию таможенных операций. Это позволит ускорить администрирование, формировать более полные и точные профили риска участников внешнеэкономической деятельности. Для государства в экономическом аспекте внедрение цифровых технологий позволит увеличить долю таможенных платежей в доходной части федерального бюджета за счет ускорения товарооборота. Однако с точки зрения социума внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта влечет сокращение числа рабочих мест в таможенной службе, это приведет к снижению количества обучающихся на профильных специальностях, обострит необходимость переобучения работников, увеличит риск роста безработицы. Для бизнес-сообщества важным является нивелирование дополнительных издержек, связанных с приобретением программ и оборудования при электронном декларировании, бесперебойная работа цифровой системы, организация процесса информирования и консультирования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00996.