Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Глызина М.П. 1 Иванова Е.А. 1
1 ФГБОУВО «Донской государственный технический университет»
В статье охарактеризовано многоаспектное содержание и особенности цифровой экономики, а также ее основные направления в процессе модернизации национальной экономики. Выделены несколько основных характеристик цифровой экономики, которые признаются практически всеми исследователями ее феномена. Рассмотрены новые технологические решения четвертой промышленной революции. Принимая во внимание особенность и необходимость цифровой трансформации производственно-хозяйственной деятельности, приведены примеры ряда отечественных компаний, которые уже приступили к разработке и реализации инновационных стратегий. Приведена структура проектов производственного характера, реализованных на российских предприятиях с использованием цифровых технологий. Доказана необходимость формирования функциональных стратегий современных организаций с учетом новых технологических решений четвертой промышленной революции. Определены основные направления влияния цифровой экономики на производственную, инвестиционную, финансовую, кадровую и маркетинговую стратегии в контексте интеллектуальной компоненты. Представлен вектор влияния особенностей цифровой экономики на функциональные стратегии организации. Их инновационное содержание позволит современным компаниям обеспечить коммерческий успех в условиях усиления конкурентной борьбы на динамично развивающихся рынках товаров, услуг и интеллектуальных продуктов, а так же получить синергетический эффект в будущем.
цифровая экономика
антикризисная стратегия
новые технологии
цифровая трансформация
промышленная революция
функциональные стратегии
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Асанов Р.К. Формирование концепции «цифровой экономики» в современной науке // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 15. С. 143-148.
3. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.
4. Масютин С.А. Базовая стратегия предприятия в условиях перехода к концепции «Индустрия 4.0» // Пленарные доклады Двенадцатого Всерос. симп. «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, 12–13 апреля 2011 г.). М.: ЦЭМИ РАН, 2012.
5. Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т. 3. № 157. С. 17-20.
6. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. 131 с.
7. Стратегия развития цифрового пространства ЕАЭС 2025. [Электронный ресурс] URL:http://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2016/10/ strategy.pdf (дата обращения 15.12.2020).
8. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] URL: https://imi.hse.ru/data/2017/10/06/1159517769/ Цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса.pdf (дата обращения 21.12.2020).
9. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution // Foreign Affairs. 2015. December 12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/ articles/2015-12-12/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 22.12.2020).

Введение

В современных публикациях по вопросам формирования функциональных стратегий хозяйствующих субъектов подробно рассмотрены вопросы, связанные с классификацией стратегий, методами их обоснования. Однако, не нашла достаточного отражения проблема их модернизации применительно к особенностям цифровой экономики, становление которой интенсивно происходит в стране и определяет тренды стратегического развития отраслей и секторов национальной экономики.

Цель исследования – обосновать необходимость учета влияния цифровой экономики на формирование функциональных стратегий отечественных предприятий.

Материал и методы исследования

Методами исследования явились методы, которые входят в совокупность теоретико-познавательных категорий, научных инструментов и регулятивных принципов изучения системы процессов деятельности экономических агентов. Были использованы такие методы как анализ различных документов (научно-методической литературы, статистических данных, характеризующих хозяйственную деятельность предприятий), поиска инновационных решений, системный и процессный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровая экономка является одним из ключевых трендов инновационной модернизации современного постиндустриального потенциала России, стратегически заданным Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1].

Многоаспектность процесса цифровизации отражается в различных трактовках его сущностного содержания, которые сформированы как научными, так и практическими работниками на основе из собственного эмпирического опыта и сферы исследовательской деятельности. Вместе с тем, можно выделить несколько основных характеристик цифровой экономики, которые признаются практически всеми исследователями ее феномена: представление системы данных, имеющие специфическую структуру для каждой отрасли и сектора национальной экономики в цифровом формате; автоматизированная обработка с использованием программных комплексов больших объемов релевантной информации; повышение за счет этих процессов эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности экономических агентов современной деловой среды и достижение синергетического эффекта их совместного функционирования [2, 5, 6].

Эти признаки цифровой экономики, которые можно считать базовыми, исследовалось и дополнялось отдельными исследователями путем убедительной аргументации собственной точки зрения. С позиций комплексного подхода наиболее обоснованным, на наш взгляд, является определение, предлагаемое группой авторов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, характеризующих цифровую экономику как [3]:

− экономику, основанную на активном внедрении и практическом использовании совокупности цифровых технологий в сфере сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах современной турбулентной среды;

− систему социально-экономических и организационно-технических отношений, которые основаны на применении цифровых информационно-телекоммуникационных технологий;

− иерархическую организационно-техническую систему, включающую различные элементы технического, инфраструктурного, организационного, программного и нормативного характера, функционирующую путем взаимодействия хозяйствующих субъектов в сфере обмена знаниями в условиях перманентного развития.

В России принята специальная, стратегически важная для страны программа под названием «Цифровая экономика», которая разработана Экспертным советом по цифровой экономике при Правительстве РФ [7]. В ней выделены основные направления цифровой трансформации для органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, отраслей и секторов экономики (рисунок 1).

Масштабность перемен в социально-экономической системе любой страны, возникающих в связи с ее цифровой трансформацией подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты [9].

Doc8.pdf

Рис. 1. Основные направления цифровой трансформации национальной экономики [4, 6]

Их коллегиальное мнение сводится к тому, что человечество находится на пороге принципиально нового этапа своей цивилизации, состоящего в радиальных революционных преобразованиях в технико-технологическом укладе и формировании креативного мышления молодого поколения, основанного на цифровых компетенциях.

По существу, четвертая промышленная революция, которая базируется на инновационных технологических решениях и принципиально новых принципах построения производственных процессов, как раз и является основным фактором существенного улучшения параметров продукции как производственного, так и потребительского назначения, что в конечном итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности инновационно-ориентированных компаний (рисунок 2).

Принимая во внимание особенность и необходимость цифровой трансформации производственно-хозяйственной деятельности, ряд отечественных компаний уже приступил к разработке и реализации инновационных стратегий. В качестве позитивного примера можно привести широко известный в деловых кругах концерн «Русэлектропром», который принял в качестве основной стратегию технического обслуживания. Ядро этой стратегии состоит в том, что в течение всех этапов жизненного цикла электродвигателей, как основного вида продукции компании, происходит его сопровождение по цепочке: эксплуатация – мониторинг достояния – мониторинг отклонений [4]. Или, например, подсистема Start Factory («умный завод»), реализуемая в рамках концепции «Индустрия 4.0», по своей структуре состоит в машинном взаимодействии и обмене базами данных среди всех участников модернизированного производственного процесса, что делает возможным изготовить единицу продукции по цене массового за счет уникальной переналадки станков с ЧПУ. Представляется возможным также произвести по конвейерному способу уникальные, мелкосерийные и единичные изделия.

Doc9.pdf

Рис. 2. Новые технологические решения четвертой промышленной революции

Составлен автором с использованием источника [4]

В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики», с целью выявления тенденций российской практики реализации основных этапов цифровой экономики, производилось исследование под названием «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса» [8].

В этом исследовании руководителям ряда предприятий был задан вопрос о структуре реализованных с использованием цифровых технологий проектов, направленных на решение производственных задач. Было получено следующее распределение ответов (рисунок 3).

Были также получены данные о том, что большая часть респондентов (92%) в течение последних трех лет реализовали проекты с использованием цифровых технологий исключительно для внутрикорпоративных нужд, а в среднем на одну компанию было разработано и внедрено четыре проекта [4, 8].

С большой долей вероятности можно утверждать, что формирование адекватной сложившейся ситуации инновационной стратегии является первым и основным этапом цифровизации основных и вспомогательных бизнес-процессов, реализуемых в компании. Это позволит оптимизировать ее бизнес, повысить его эффективность и конкурентоспособность с учетом турбулентного характера факторов внешней среды и присущих ей рисков. Несомненно, что ведущая роль в реализации стратегических установок любой компании принадлежит ее персоналу, что предполагает постоянное повышение уровня его интеллектуальной компетентности.

Новые сотрудники, отобранные с использованием digital-инструментов внутреннего и внешнего ректуринга персонала, должны стать катализаторами, ускоряющими процесс цифровой трансформации современной бизнес-системы. По этой причине многие компании уже ввели штатные должности или привлекли по схеме аутсорсинга специалистов по цифровизации, обязанностью которых является деятельность по внедрению цифровых технологий в основные и обеспечивающие бизнес-процессы.

Принципиально новый характер современной экономики, основанной на знаниях с присущими ей цифровыми трендами, турбулентностью и пространственными формами, должен учитываться российскими компаниями, а также филиалами зарубежных компаний при формировании функциональных стратегий их развития (рисунок 4).

Doc10.pdf

Рис. 3. Структура проектов производственного характера, реализованных на российских предприятиях с использованием цифровых технологий [8]

Doc1.pdf

Рис. 4. Вектор влияния особенностей цифровой экономики на функциональные стратегии организации (составлен автором)

Вывод

В настоящее время один из основных стратегических трендов является цифровая экономика с присущими ей новыми технологическими решениями четвертой промышленной революции, которые должны найти отражение в процессе системной модернизации функциональных стратегий компаний. Их инновационное содержание позволит современным компаниям обеспечить коммерческий успех в условиях усиления конкурентной борьбы на динамично развивающихся рынках товаров, услуг и интеллектуальных продуктов, а так же получить синергетический эффект в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения коммерческого успеха в сложном и турбулентном окружении внешней среды, современным организациям необходимо постоянно изменять свои функциональные стратегии в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями.


Библиографическая ссылка

Глызина М.П., Иванова Е.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 26-31;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1593 (дата обращения: 21.11.2024).