Введение
В современных публикациях по вопросам формирования функциональных стратегий хозяйствующих субъектов подробно рассмотрены вопросы, связанные с классификацией стратегий, методами их обоснования. Однако, не нашла достаточного отражения проблема их модернизации применительно к особенностям цифровой экономики, становление которой интенсивно происходит в стране и определяет тренды стратегического развития отраслей и секторов национальной экономики.
Цель исследования – обосновать необходимость учета влияния цифровой экономики на формирование функциональных стратегий отечественных предприятий.
Материал и методы исследования
Методами исследования явились методы, которые входят в совокупность теоретико-познавательных категорий, научных инструментов и регулятивных принципов изучения системы процессов деятельности экономических агентов. Были использованы такие методы как анализ различных документов (научно-методической литературы, статистических данных, характеризующих хозяйственную деятельность предприятий), поиска инновационных решений, системный и процессный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Цифровая экономка является одним из ключевых трендов инновационной модернизации современного постиндустриального потенциала России, стратегически заданным Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1].
Многоаспектность процесса цифровизации отражается в различных трактовках его сущностного содержания, которые сформированы как научными, так и практическими работниками на основе из собственного эмпирического опыта и сферы исследовательской деятельности. Вместе с тем, можно выделить несколько основных характеристик цифровой экономики, которые признаются практически всеми исследователями ее феномена: представление системы данных, имеющие специфическую структуру для каждой отрасли и сектора национальной экономики в цифровом формате; автоматизированная обработка с использованием программных комплексов больших объемов релевантной информации; повышение за счет этих процессов эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности экономических агентов современной деловой среды и достижение синергетического эффекта их совместного функционирования [2, 5, 6].
Эти признаки цифровой экономики, которые можно считать базовыми, исследовалось и дополнялось отдельными исследователями путем убедительной аргументации собственной точки зрения. С позиций комплексного подхода наиболее обоснованным, на наш взгляд, является определение, предлагаемое группой авторов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, характеризующих цифровую экономику как [3]:
− экономику, основанную на активном внедрении и практическом использовании совокупности цифровых технологий в сфере сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах современной турбулентной среды;
− систему социально-экономических и организационно-технических отношений, которые основаны на применении цифровых информационно-телекоммуникационных технологий;
− иерархическую организационно-техническую систему, включающую различные элементы технического, инфраструктурного, организационного, программного и нормативного характера, функционирующую путем взаимодействия хозяйствующих субъектов в сфере обмена знаниями в условиях перманентного развития.
В России принята специальная, стратегически важная для страны программа под названием «Цифровая экономика», которая разработана Экспертным советом по цифровой экономике при Правительстве РФ [7]. В ней выделены основные направления цифровой трансформации для органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, отраслей и секторов экономики (рисунок 1).
Масштабность перемен в социально-экономической системе любой страны, возникающих в связи с ее цифровой трансформацией подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты [9].
Рис. 1. Основные направления цифровой трансформации национальной экономики [4, 6]
Их коллегиальное мнение сводится к тому, что человечество находится на пороге принципиально нового этапа своей цивилизации, состоящего в радиальных революционных преобразованиях в технико-технологическом укладе и формировании креативного мышления молодого поколения, основанного на цифровых компетенциях.
По существу, четвертая промышленная революция, которая базируется на инновационных технологических решениях и принципиально новых принципах построения производственных процессов, как раз и является основным фактором существенного улучшения параметров продукции как производственного, так и потребительского назначения, что в конечном итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности инновационно-ориентированных компаний (рисунок 2).
Принимая во внимание особенность и необходимость цифровой трансформации производственно-хозяйственной деятельности, ряд отечественных компаний уже приступил к разработке и реализации инновационных стратегий. В качестве позитивного примера можно привести широко известный в деловых кругах концерн «Русэлектропром», который принял в качестве основной стратегию технического обслуживания. Ядро этой стратегии состоит в том, что в течение всех этапов жизненного цикла электродвигателей, как основного вида продукции компании, происходит его сопровождение по цепочке: эксплуатация – мониторинг достояния – мониторинг отклонений [4]. Или, например, подсистема Start Factory («умный завод»), реализуемая в рамках концепции «Индустрия 4.0», по своей структуре состоит в машинном взаимодействии и обмене базами данных среди всех участников модернизированного производственного процесса, что делает возможным изготовить единицу продукции по цене массового за счет уникальной переналадки станков с ЧПУ. Представляется возможным также произвести по конвейерному способу уникальные, мелкосерийные и единичные изделия.
Рис. 2. Новые технологические решения четвертой промышленной революции
Составлен автором с использованием источника [4]
В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики», с целью выявления тенденций российской практики реализации основных этапов цифровой экономики, производилось исследование под названием «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса» [8].
В этом исследовании руководителям ряда предприятий был задан вопрос о структуре реализованных с использованием цифровых технологий проектов, направленных на решение производственных задач. Было получено следующее распределение ответов (рисунок 3).
Были также получены данные о том, что большая часть респондентов (92%) в течение последних трех лет реализовали проекты с использованием цифровых технологий исключительно для внутрикорпоративных нужд, а в среднем на одну компанию было разработано и внедрено четыре проекта [4, 8].
С большой долей вероятности можно утверждать, что формирование адекватной сложившейся ситуации инновационной стратегии является первым и основным этапом цифровизации основных и вспомогательных бизнес-процессов, реализуемых в компании. Это позволит оптимизировать ее бизнес, повысить его эффективность и конкурентоспособность с учетом турбулентного характера факторов внешней среды и присущих ей рисков. Несомненно, что ведущая роль в реализации стратегических установок любой компании принадлежит ее персоналу, что предполагает постоянное повышение уровня его интеллектуальной компетентности.
Новые сотрудники, отобранные с использованием digital-инструментов внутреннего и внешнего ректуринга персонала, должны стать катализаторами, ускоряющими процесс цифровой трансформации современной бизнес-системы. По этой причине многие компании уже ввели штатные должности или привлекли по схеме аутсорсинга специалистов по цифровизации, обязанностью которых является деятельность по внедрению цифровых технологий в основные и обеспечивающие бизнес-процессы.
Принципиально новый характер современной экономики, основанной на знаниях с присущими ей цифровыми трендами, турбулентностью и пространственными формами, должен учитываться российскими компаниями, а также филиалами зарубежных компаний при формировании функциональных стратегий их развития (рисунок 4).
Рис. 3. Структура проектов производственного характера, реализованных на российских предприятиях с использованием цифровых технологий [8]
Рис. 4. Вектор влияния особенностей цифровой экономики на функциональные стратегии организации (составлен автором)
Вывод
В настоящее время один из основных стратегических трендов является цифровая экономика с присущими ей новыми технологическими решениями четвертой промышленной революции, которые должны найти отражение в процессе системной модернизации функциональных стратегий компаний. Их инновационное содержание позволит современным компаниям обеспечить коммерческий успех в условиях усиления конкурентной борьбы на динамично развивающихся рынках товаров, услуг и интеллектуальных продуктов, а так же получить синергетический эффект в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения коммерческого успеха в сложном и турбулентном окружении внешней среды, современным организациям необходимо постоянно изменять свои функциональные стратегии в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями.
Библиографическая ссылка
Глызина М.П., Иванова Е.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 26-31;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1593 (дата обращения: 21.11.2024).