Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MODERNIZATION OF THE ORGANIZATION’S FUNCTIONAL STRATEGIES IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL ECONOMY

Glyzina M.P. 1 Ivanova E.A. 1
1 Don state technical University
The article describes the multidimensional content and features of the digital economy, as well as its main directions in the process of modernization of the national economy. Several main characteristics of the digital economy are identified, which are recognized by almost all researchers of its phenomenon. New technological solutions of the fourth industrial revolution are considered. Taking into account the peculiarity and necessity of digital transformation of production and economic activities, the examples of a number of domestic companies that have already begun to develop and implement innovative strategies are given. The structure of production-related projects implemented at Russian enterprises using digital technologies is presented. The necessity of forming functional strategies of modern organizations taking into account new technological solutions of the fourth industrial revolution is proved. The main directions of the influence of the digital economy on production, investment, financial, personnel and marketing strategies in the context of the intellectual component are determined. The vector of influence of the features of the digital economy on the functional strategies of the organization is presented. Their innovative content will allow modern companies to ensure commercial success in the face of increasing competition in the dynamically developing markets of goods, services and intellectual products, as well as to obtain a synergistic effect in the future.
digital economy
anti-crisis strategy
new technologies
digital transformation
industrial revolution
functional strategies

Введение

В современных публикациях по вопросам формирования функциональных стратегий хозяйствующих субъектов подробно рассмотрены вопросы, связанные с классификацией стратегий, методами их обоснования. Однако, не нашла достаточного отражения проблема их модернизации применительно к особенностям цифровой экономики, становление которой интенсивно происходит в стране и определяет тренды стратегического развития отраслей и секторов национальной экономики.

Цель исследования – обосновать необходимость учета влияния цифровой экономики на формирование функциональных стратегий отечественных предприятий.

Материал и методы исследования

Методами исследования явились методы, которые входят в совокупность теоретико-познавательных категорий, научных инструментов и регулятивных принципов изучения системы процессов деятельности экономических агентов. Были использованы такие методы как анализ различных документов (научно-методической литературы, статистических данных, характеризующих хозяйственную деятельность предприятий), поиска инновационных решений, системный и процессный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровая экономка является одним из ключевых трендов инновационной модернизации современного постиндустриального потенциала России, стратегически заданным Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1].

Многоаспектность процесса цифровизации отражается в различных трактовках его сущностного содержания, которые сформированы как научными, так и практическими работниками на основе из собственного эмпирического опыта и сферы исследовательской деятельности. Вместе с тем, можно выделить несколько основных характеристик цифровой экономики, которые признаются практически всеми исследователями ее феномена: представление системы данных, имеющие специфическую структуру для каждой отрасли и сектора национальной экономики в цифровом формате; автоматизированная обработка с использованием программных комплексов больших объемов релевантной информации; повышение за счет этих процессов эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности экономических агентов современной деловой среды и достижение синергетического эффекта их совместного функционирования [2, 5, 6].

Эти признаки цифровой экономики, которые можно считать базовыми, исследовалось и дополнялось отдельными исследователями путем убедительной аргументации собственной точки зрения. С позиций комплексного подхода наиболее обоснованным, на наш взгляд, является определение, предлагаемое группой авторов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, характеризующих цифровую экономику как [3]:

− экономику, основанную на активном внедрении и практическом использовании совокупности цифровых технологий в сфере сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах современной турбулентной среды;

− систему социально-экономических и организационно-технических отношений, которые основаны на применении цифровых информационно-телекоммуникационных технологий;

− иерархическую организационно-техническую систему, включающую различные элементы технического, инфраструктурного, организационного, программного и нормативного характера, функционирующую путем взаимодействия хозяйствующих субъектов в сфере обмена знаниями в условиях перманентного развития.

В России принята специальная, стратегически важная для страны программа под названием «Цифровая экономика», которая разработана Экспертным советом по цифровой экономике при Правительстве РФ [7]. В ней выделены основные направления цифровой трансформации для органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, отраслей и секторов экономики (рисунок 1).

Масштабность перемен в социально-экономической системе любой страны, возникающих в связи с ее цифровой трансформацией подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты [9].

Doc8.pdf

Рис. 1. Основные направления цифровой трансформации национальной экономики [4, 6]

Их коллегиальное мнение сводится к тому, что человечество находится на пороге принципиально нового этапа своей цивилизации, состоящего в радиальных революционных преобразованиях в технико-технологическом укладе и формировании креативного мышления молодого поколения, основанного на цифровых компетенциях.

По существу, четвертая промышленная революция, которая базируется на инновационных технологических решениях и принципиально новых принципах построения производственных процессов, как раз и является основным фактором существенного улучшения параметров продукции как производственного, так и потребительского назначения, что в конечном итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности инновационно-ориентированных компаний (рисунок 2).

Принимая во внимание особенность и необходимость цифровой трансформации производственно-хозяйственной деятельности, ряд отечественных компаний уже приступил к разработке и реализации инновационных стратегий. В качестве позитивного примера можно привести широко известный в деловых кругах концерн «Русэлектропром», который принял в качестве основной стратегию технического обслуживания. Ядро этой стратегии состоит в том, что в течение всех этапов жизненного цикла электродвигателей, как основного вида продукции компании, происходит его сопровождение по цепочке: эксплуатация – мониторинг достояния – мониторинг отклонений [4]. Или, например, подсистема Start Factory («умный завод»), реализуемая в рамках концепции «Индустрия 4.0», по своей структуре состоит в машинном взаимодействии и обмене базами данных среди всех участников модернизированного производственного процесса, что делает возможным изготовить единицу продукции по цене массового за счет уникальной переналадки станков с ЧПУ. Представляется возможным также произвести по конвейерному способу уникальные, мелкосерийные и единичные изделия.

Doc9.pdf

Рис. 2. Новые технологические решения четвертой промышленной революции

Составлен автором с использованием источника [4]

В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики», с целью выявления тенденций российской практики реализации основных этапов цифровой экономики, производилось исследование под названием «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса» [8].

В этом исследовании руководителям ряда предприятий был задан вопрос о структуре реализованных с использованием цифровых технологий проектов, направленных на решение производственных задач. Было получено следующее распределение ответов (рисунок 3).

Были также получены данные о том, что большая часть респондентов (92%) в течение последних трех лет реализовали проекты с использованием цифровых технологий исключительно для внутрикорпоративных нужд, а в среднем на одну компанию было разработано и внедрено четыре проекта [4, 8].

С большой долей вероятности можно утверждать, что формирование адекватной сложившейся ситуации инновационной стратегии является первым и основным этапом цифровизации основных и вспомогательных бизнес-процессов, реализуемых в компании. Это позволит оптимизировать ее бизнес, повысить его эффективность и конкурентоспособность с учетом турбулентного характера факторов внешней среды и присущих ей рисков. Несомненно, что ведущая роль в реализации стратегических установок любой компании принадлежит ее персоналу, что предполагает постоянное повышение уровня его интеллектуальной компетентности.

Новые сотрудники, отобранные с использованием digital-инструментов внутреннего и внешнего ректуринга персонала, должны стать катализаторами, ускоряющими процесс цифровой трансформации современной бизнес-системы. По этой причине многие компании уже ввели штатные должности или привлекли по схеме аутсорсинга специалистов по цифровизации, обязанностью которых является деятельность по внедрению цифровых технологий в основные и обеспечивающие бизнес-процессы.

Принципиально новый характер современной экономики, основанной на знаниях с присущими ей цифровыми трендами, турбулентностью и пространственными формами, должен учитываться российскими компаниями, а также филиалами зарубежных компаний при формировании функциональных стратегий их развития (рисунок 4).

Doc10.pdf

Рис. 3. Структура проектов производственного характера, реализованных на российских предприятиях с использованием цифровых технологий [8]

Doc1.pdf

Рис. 4. Вектор влияния особенностей цифровой экономики на функциональные стратегии организации (составлен автором)

Вывод

В настоящее время один из основных стратегических трендов является цифровая экономика с присущими ей новыми технологическими решениями четвертой промышленной революции, которые должны найти отражение в процессе системной модернизации функциональных стратегий компаний. Их инновационное содержание позволит современным компаниям обеспечить коммерческий успех в условиях усиления конкурентной борьбы на динамично развивающихся рынках товаров, услуг и интеллектуальных продуктов, а так же получить синергетический эффект в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения коммерческого успеха в сложном и турбулентном окружении внешней среды, современным организациям необходимо постоянно изменять свои функциональные стратегии в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями.