Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КЛАСТЕРА

Копеин В.В. 1 Копеин А.В. 2 Костина Т.М. 3 Филимонова Е.А. 1
1 Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
2 Международный институт экономики и права, Сибирский филиал
3 Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
В статье анализируются современные тенденции в оценке финансовой безопасности региона минерально-сырьевого кластера. Отмечается сложность в адаптации методологии оценки финансовой безопасности и расчета пороговых уровней для классификации финансовой ситуации в условиях кризиса и пандемии. Проведена оценка уровня финансовой безопасности Кемеровской области как типичного региона минерально-сырьевого кластера. Определено, что по ключевым показателям финансовой безопасности, к которым авторы отнесли отношение расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту (ВРП), отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП, Кемеровская область находится в зоне кризиса или предкризисного состояния. Отмечается, что проведенные оценки уровня финансовой безопасности региона не дают оснований для трагедии, так как эти оценки отражают наиболее общие тенденции в экономике региона. Попытки соотнесения оценок уровня финансовой безопасности с проблемами в экономике региона позволяют оценивать привлекательность региона для возможных инвесторов, способствуют выработке управленческих решений. Указывается на объективность связи принятия решений инвестором с оценкой защищенности своих финансовых вложений со стороны финансовой системы региона, готовности этой системы к поддержке достаточного уровня продовольственной, экономической, энергетической безопасности.
регион
финансовая безопасность
устойчивость развития
1. Мау В. Экономика и политика 2019-2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. №3. С. 5-27.
2. Земцов С., Чепуренко А., Баринова В., Красносельских А. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 44-67.
3. Kopein V., Filimonova E., Sinitsyna T., Lantseva T., Morozenko N. Improving Financial Security Model under Sanctions as Sustainable Development Component. В сборнике: E3S Web of Conferences Electronic edition, 2018.
4. Зубаревич Н. Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 37-52.
5. Копеин В.В., Костина Т.М., Хирная А.Ю. Симптоматика изменений в банковской системе на региональном уровне // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 8-2. С. 153-160.
6. Мау В. Национальные цели и модель экономического роста: новое в социально-экономической политике России в 2018-2019 гг. // Вопросы экономики. 2019. №3. С. 5-28.
7. Филимонова Е.А., Фролова Т.В., Синицына Т.В. Оценка тенденций современной финансовой политики национального и регионального уровней // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 3-1. С. 121-130.
8. Мау В. На исходе глобального кризиса: экономические задачи 2017-2019 гг. // Вопросы экономики. 2018. № 3. С. 5-29.
9. Афонцев С. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? // Вопросы экономики. 2015. №4. С. 20-36.
10. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации / А.И. Татаркин, А.А. Куклин, А.Л. Мызин, А.В. Калина и др. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2009.
11. Копеин В.В. К обоснованию направлений повышения финансовой безопасности региона минерально-сырьевого кластера // Экономика и предпринимательство. 2019. № 5(106). С. 492-496.
12. Копеин В.В. К вопросу взаимосвязи инновационного процесса и инвестиционного климата. «Проблемы развития современного общества»: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 129-131.
13. Гурвич Е., Прилепский И. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5-35.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью адекватного и оперативного управления и контроля над последствиями серьезных сдвигов в экономике страны и регионов, влекущих за собой изменения экономического пространства, многообразием рыночных субъектов, растворением экономических и финансовых границ в условиях мирового экономического кризиса и пандемии [1, 2, 3]. Эти условия способствуют ослаблению сложившихся экономических связей, обособлению регионов и замыканию на своих проблемах, росту напряженности в обществе.

В рыночных условиях в России, при резкой дифференциации уровней социально-экономического развития регионов и укрепления вертикали власти, проблема снижения экономической и финансовой безопасности на региональном уровне стоит особенно остро [4, 5]. Усиливается влияние мировых финансовых рынков на национальные (и региональные) финансовые рынки. Создается угроза стабильности их функционирования, что, несомненно, снижает уровень финансовой и экономической безопасности региона с отрицательными последствиями для него и государства в целом [6, 7].

Изученность проблемы. Сложность и многоплановость проблемы финансовой безопасности региона, аспекты ее взаимосвязи со структурной перестройкой экономики на уровне страны и региона, на наш взгляд, пока исследованы не полностью и не получили объемного научного осмысления. Необходимо дальнейшее исследование этих вопросов, создание теоретической и методологической основы для их изучения, разработка на базе полученных знаний практических мер по достижению устойчивого экономического роста и укрепления экономической безопасности [8, 9]. Реалии жизни и социально-экономического развития стран и регионов демонстрируют увеличение вопросов, связанных с уровнями безопасности.

Научная новизна. Проведены оценки уровня финансовой безопасности Кемеровской области как типичного региона минерально-сырьевого кластера. Обосновывается мнение о возможности оценки уровня финансовой безопасности региона на основе трех показателей: отношение расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту (далее – ВРП), отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП. Это позволяет минимизировать затраты на оценки при сохранении достаточного качественного уровня точности в условиях увеличения количества рисков, мирового экономического кризиса, пандемии.

Материал и методы исследования

В качестве методологической основы анализа финансовой безопасности использовался научно обоснованный и хорошо зарекомендовавший себя метод индикативного анализа (А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.) [10]. На основе этой методики созданы различные системы контроля над состоянием безопасности региона, которые имеют фактически одну цель – обеспечение постоянного мониторинга за уровнем безопасности. Это позволяет оценить и проанализировать соотношения их текущих величин с пороговыми значениями, выявить факторы, ослабляющие финансовую, экономическую и другие уровни безопасности региона.

В большинстве методик мониторинг включает два связанных блока – информационный и аналитический, которые обеспечивающие соответственно наблюдение над динамикой показателей и индикативный анализ уровней безопасности. На основе официальной информации выполняется анализ факторов, создающих угрозы экономической безопасности, что позволяет оценить состояние экономики области, классифицировать положение региона с определением степени кризиса по отдельным показателям и по основным экономическим аспектам (финансовая безопасность, производственная, научно-техническая, внешнеэкономическая, энергетическая и т.д.). Это касается и социальной сферы (уровня жизни населения, рынка труда), оценки демографической, продовольственной, экологической безопасности и сложившейся обстановке в целом [11, 12, 13].

Ключевое положение в системе мониторинга отводится диагностике финансовой и экономической безопасности, которая состоит в распознавании и классификации состояний экономики (отнесение к определенному классу по степени тяжести (опасности или риска последствий)) с количественной оценкой степени кризиса ситуации. Тем не менее, по нашему мнению, применение такого комплекса методов с позиции гносеологии не является исчерпывающим вариантом и не свободно от критики. В условиях экономической нестабильности, пандемии, непредсказуемой динамики социально-экономических показателей развития требуется и корректировка самой методологии индикативного анализа. При этом направления такой корректировки возможны как в сторону усложнения расчетов, так и минимизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценки пороговых значений уровней финансовой безопасности проводятся экспертами с различным уровнем научной достоверности и полноты, но результаты этих исследований допустимо принять за точку отчета для текущих оценок уровня финансовой безопасности. Принципиальным моментом наших исследований уровня безопасности региона считаем возможным не рассматривать индекс потребительских цен в системе мониторинга, так как он связан в значительной степени с экономическими характеристиками страны в целом. Такое положение может допускаться для минимизации затрат по оценке безопасности региона, хотя инфляция в масштабе страны, несомненно, задает вектор для инфляции в отдельном регионе. Но само по себе выделение оценки финансовой безопасности без учета инфляции вообще из общей системы оценок экономической безопасности не является полноценным. Тем не менее, это позволяет рационально и с наименьшими затратами оценивать текущее состояние региона.

Формализация любого явления или процесса преследует цель обеспечить возможность углубленного исследования объекта исследования и на этой основе – объективность суждений и сведение к минимуму ошибки в выводах и решениях.

Для региона минерально-сырьевого кластера – Кемеровской области были проведены расчеты уровня финансовой безопасности по основным апробированным показателям, принятым в научном сообществе. Особое внимание необходимо уделить пороговым значениям, определяющим переходы от предкризисного состояния к кризисному и их стадиям. Эти уровни вырабатываются, как правило, на основе экспертных оценок. При этом динамика самих уровней может быть, особенно сегодня, крайне неопределенная и неустойчивая (таблица). При этом большое влияние на мнение экспертов будет оказывать и период времени. Проведенные оценки не учитывают современные факторы 2019-2020 гг. – обострение политической ситуации, мировой экономический кризис, пандемию и другие.

В период с 2006 г. до 2017 г. расходы бюджета превышали доходы, за исключением нескольких лет, когда доходы бюджета были на уровне или несколько выше расходов (от 1 до 3%). Существенное превышение доходов консолидированного областного бюджета над расходами (20%) было отмечено в 2018 году. Ситуация сложилась так, что темпы роста расходов бюджета опережали темпы роста валового регионального продукта. Это определило динамику отношения расходов консолидированного бюджета к объему валового регионального продукта (рис. 1). Как критерий уровня финансовой безопасности динамика этого показателя на протяжении всего периода анализа находилась в зоне «чрезвычайного кризиса». Такая картина характеризует регион не с лучшей стороны и может отпугивать потенциальных инвесторов. Но анализ причин может улучшить восприятие инвестиционного климата в области.

Пороговые предкризисные и кризисные уровни по индикаторам финансовой безопасности*

Показатель

ПК1**

ПК2

ПК3

К1***

К2

К3

Отношение расходов консолидированного бюджета к ВРП, %

40

36,7

33,3

30

25

20

Отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, %

25

30

35

40

48

56

Отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП, %

7

6

5

4

2

0

Примечание:

* По материалам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области;

** ПК – предкризис (нарастание степени тяжести от 1 до3);

*** К – кризис (нарастание степени тяжести от 1 до3).

Kop1.tif

Рис. 1. Динамика отношения расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту Кемеровской области (расчеты авторов)

Наряду с бюджетной финансовой региональной политикой важно исследовать финансовое состояние предприятий и организаций региона, что определяется следующими двумя важными индикативными показателями.

Ситуация по индикатору «отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП» характеризуется как чрезвычайный кризис (рис. 2). Столь неблагоприятное положение объясняется значительной величиной взаимных неплатежей предприятий и организаций. При этом объем кредиторской задолженности с каждым годом нарастал. Только в 2012, 2017 гг. отмечено некоторое сокращение задолженности, увеличивалось и соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Движение ситуации по отношению кредиторской задолженности предприятий и организаций к ВРП как критерия финансовой безопасности было направлено к переходу от состояния чрезвычайного кризиса к первичному кризису в 2012 году. Но в целом нестабильность экономического положения, мировой финансовый кризис, обострение геополитической ситуации привели к некоторой стабилизации на уровне начального кризиса. Но в 2014 г. снижение спроса на основные экспортные компоненты Кемеровской области привели к давлению на положение промышленных предприятий и формированию тенденции движения в сторону зоны чрезвычайного кризиса. С 2018 года произошло резкое увеличение отношения кредиторской задолженности предприятий и организаций к валовому региональному продукту – до 55%, что, в какой-то степени определило обострение финансового кризиса в реальном секторе экономики. Острота проблемы неплатежей привела к тому, что величина накопившейся кредиторской задолженности превышала объем валового регионального продукта. Объем сальдированной прибыли в 2018 году снизился в 3,5 раза, число убыточных предприятий увеличился в 1,5 раза.

Высокая степень кризиса по индикатору отношения сальдированного финансового результата к ВРП в 2008–2014 гг. определялась и превышением убытков нерентабельных организаций над прибылью рентабельных. Позитивные тенденции экономического роста в 2008-2011 гг. привели к существенному улучшению финансового состояния организаций области, в большей степени ориентированных на экспорт (получен положительный сальдированный финансовый результат), и ситуация в эти годы характеризовалась уже как нормальная. Переход в стадию нестабильного, а затем и угрожающего, кризиса в 2012–2014 гг. в значительной степени обусловлен увеличением убытков нерентабельных организаций при сокращении прибыли рентабельных.

Kop2.tif

Рис. 2. Динамика отношения кредиторской задолженности предприятий и организаций Кемеровской области к валовому региональному продукту (расчеты авторов)

Kop3.tif

Рис. 3. Динамика отношения сальдированной прибыли предприятий и организаций Кемеровской области к валовому региональному продукту (расчеты авторов)

С 2012 г. отмечен существенный рост суммы прибыли, полученной хозяйствующими субъектами, при снижении удельного веса нерентабельных организаций. Таким образом, ситуация по индикатору отношения сальдированного финансового результата к ВРП с 2013 г. снова «вернулась» в предкризисное состояние начального уровня. Такое положение для региона с высоким промышленным потенциалом и предприятиями, ориентированными на экспорт, можно считать нормальным. В 2018 году показатель «отношение сальдированного финансового результата к ВРП» снизился до уровня 17 %, что опять «сдвигает» ситуацию в зону кризиса по этому критерию. К 2019 году динамика не изменилась.

Перечень экономических индикаторов используемых для мониторинга угроз финансовой безопасности должен быть достаточно широким с тем, чтобы максимально полно и достоверно характеризовать все стороны состояния и развития финансовой и денежно кредитной сферы. Исследователи для решения отдельных задач определяют, как правило, свой набор этих индикаторов по определенным группам (индикаторы бюджета, индикаторы государственного долга, динамика цен, индикаторы кредитной сферы и т.д.). Но эти блоки, как и сам набор, может меняться для учета какой-либо особенности ситуации или тактики исследования.

Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется и возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

Заключение

Проведенные оценки уровня финансовой безопасности типичного региона сырьевой ориентации – Кемеровской области – показали, что по ключевым индикаторам финансовой безопасности, к которым авторы отнесли отношение расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту (ВРП), отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП, Кемеровская область находится в зоне кризиса или предкризисного состояния. Но, по нашему мнению, это не дает оснований для трагедии, так как эти оценки отражают наиболее общие тенденции в экономике региона. На основе этих знаний возможна выработка управленческих решений в сфере финансовой безопасности региона. Попытки же привести эти оценки к финансовым аспектам экономики региона позволяют также дать заключение о привлекательности для возможных инвесторов, выработки управленческих решений.

Учитывая важность пороговых значений и сам перечень показателей, их формирование должно проходить с учетом всех особенностей и целей исследования и должно уточняться в процессе работы, особенно в современный период. Важно найти оптимальное соотношение количества и качества этих показателей, которые смогут с достаточным уровнем точности определять ситуацию в финансовой безопасности. Любые варианты соотнесения оценок уровня финансовой безопасности с проблемами в экономике региона приветствуются и позволяют оценивать привлекательность региона для возможных инвесторов. Это основывается на объективности связи принятия решений инвестором и оценкой защищенности своих финансовых вложений со стороны финансовой системы региона, готовности этой системы к поддержке достаточного уровня продовольственной, экономической, энергетической безопасности.


Библиографическая ссылка

Копеин В.В., Копеин А.В., Костина Т.М., Филимонова Е.А. К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КЛАСТЕРА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-2. – С. 166-172;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1584 (дата обращения: 23.11.2024).