Введение
Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью адекватного и оперативного управления и контроля над последствиями серьезных сдвигов в экономике страны и регионов, влекущих за собой изменения экономического пространства, многообразием рыночных субъектов, растворением экономических и финансовых границ в условиях мирового экономического кризиса и пандемии [1, 2, 3]. Эти условия способствуют ослаблению сложившихся экономических связей, обособлению регионов и замыканию на своих проблемах, росту напряженности в обществе.
В рыночных условиях в России, при резкой дифференциации уровней социально-экономического развития регионов и укрепления вертикали власти, проблема снижения экономической и финансовой безопасности на региональном уровне стоит особенно остро [4, 5]. Усиливается влияние мировых финансовых рынков на национальные (и региональные) финансовые рынки. Создается угроза стабильности их функционирования, что, несомненно, снижает уровень финансовой и экономической безопасности региона с отрицательными последствиями для него и государства в целом [6, 7].
Изученность проблемы. Сложность и многоплановость проблемы финансовой безопасности региона, аспекты ее взаимосвязи со структурной перестройкой экономики на уровне страны и региона, на наш взгляд, пока исследованы не полностью и не получили объемного научного осмысления. Необходимо дальнейшее исследование этих вопросов, создание теоретической и методологической основы для их изучения, разработка на базе полученных знаний практических мер по достижению устойчивого экономического роста и укрепления экономической безопасности [8, 9]. Реалии жизни и социально-экономического развития стран и регионов демонстрируют увеличение вопросов, связанных с уровнями безопасности.
Научная новизна. Проведены оценки уровня финансовой безопасности Кемеровской области как типичного региона минерально-сырьевого кластера. Обосновывается мнение о возможности оценки уровня финансовой безопасности региона на основе трех показателей: отношение расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту (далее – ВРП), отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП. Это позволяет минимизировать затраты на оценки при сохранении достаточного качественного уровня точности в условиях увеличения количества рисков, мирового экономического кризиса, пандемии.
Материал и методы исследования
В качестве методологической основы анализа финансовой безопасности использовался научно обоснованный и хорошо зарекомендовавший себя метод индикативного анализа (А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.) [10]. На основе этой методики созданы различные системы контроля над состоянием безопасности региона, которые имеют фактически одну цель – обеспечение постоянного мониторинга за уровнем безопасности. Это позволяет оценить и проанализировать соотношения их текущих величин с пороговыми значениями, выявить факторы, ослабляющие финансовую, экономическую и другие уровни безопасности региона.
В большинстве методик мониторинг включает два связанных блока – информационный и аналитический, которые обеспечивающие соответственно наблюдение над динамикой показателей и индикативный анализ уровней безопасности. На основе официальной информации выполняется анализ факторов, создающих угрозы экономической безопасности, что позволяет оценить состояние экономики области, классифицировать положение региона с определением степени кризиса по отдельным показателям и по основным экономическим аспектам (финансовая безопасность, производственная, научно-техническая, внешнеэкономическая, энергетическая и т.д.). Это касается и социальной сферы (уровня жизни населения, рынка труда), оценки демографической, продовольственной, экологической безопасности и сложившейся обстановке в целом [11, 12, 13].
Ключевое положение в системе мониторинга отводится диагностике финансовой и экономической безопасности, которая состоит в распознавании и классификации состояний экономики (отнесение к определенному классу по степени тяжести (опасности или риска последствий)) с количественной оценкой степени кризиса ситуации. Тем не менее, по нашему мнению, применение такого комплекса методов с позиции гносеологии не является исчерпывающим вариантом и не свободно от критики. В условиях экономической нестабильности, пандемии, непредсказуемой динамики социально-экономических показателей развития требуется и корректировка самой методологии индикативного анализа. При этом направления такой корректировки возможны как в сторону усложнения расчетов, так и минимизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценки пороговых значений уровней финансовой безопасности проводятся экспертами с различным уровнем научной достоверности и полноты, но результаты этих исследований допустимо принять за точку отчета для текущих оценок уровня финансовой безопасности. Принципиальным моментом наших исследований уровня безопасности региона считаем возможным не рассматривать индекс потребительских цен в системе мониторинга, так как он связан в значительной степени с экономическими характеристиками страны в целом. Такое положение может допускаться для минимизации затрат по оценке безопасности региона, хотя инфляция в масштабе страны, несомненно, задает вектор для инфляции в отдельном регионе. Но само по себе выделение оценки финансовой безопасности без учета инфляции вообще из общей системы оценок экономической безопасности не является полноценным. Тем не менее, это позволяет рационально и с наименьшими затратами оценивать текущее состояние региона.
Формализация любого явления или процесса преследует цель обеспечить возможность углубленного исследования объекта исследования и на этой основе – объективность суждений и сведение к минимуму ошибки в выводах и решениях.
Для региона минерально-сырьевого кластера – Кемеровской области были проведены расчеты уровня финансовой безопасности по основным апробированным показателям, принятым в научном сообществе. Особое внимание необходимо уделить пороговым значениям, определяющим переходы от предкризисного состояния к кризисному и их стадиям. Эти уровни вырабатываются, как правило, на основе экспертных оценок. При этом динамика самих уровней может быть, особенно сегодня, крайне неопределенная и неустойчивая (таблица). При этом большое влияние на мнение экспертов будет оказывать и период времени. Проведенные оценки не учитывают современные факторы 2019-2020 гг. – обострение политической ситуации, мировой экономический кризис, пандемию и другие.
В период с 2006 г. до 2017 г. расходы бюджета превышали доходы, за исключением нескольких лет, когда доходы бюджета были на уровне или несколько выше расходов (от 1 до 3%). Существенное превышение доходов консолидированного областного бюджета над расходами (20%) было отмечено в 2018 году. Ситуация сложилась так, что темпы роста расходов бюджета опережали темпы роста валового регионального продукта. Это определило динамику отношения расходов консолидированного бюджета к объему валового регионального продукта (рис. 1). Как критерий уровня финансовой безопасности динамика этого показателя на протяжении всего периода анализа находилась в зоне «чрезвычайного кризиса». Такая картина характеризует регион не с лучшей стороны и может отпугивать потенциальных инвесторов. Но анализ причин может улучшить восприятие инвестиционного климата в области.
Пороговые предкризисные и кризисные уровни по индикаторам финансовой безопасности*
Показатель |
ПК1** |
ПК2 |
ПК3 |
К1*** |
К2 |
К3 |
Отношение расходов консолидированного бюджета к ВРП, % |
40 |
36,7 |
33,3 |
30 |
25 |
20 |
Отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, % |
25 |
30 |
35 |
40 |
48 |
56 |
Отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП, % |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
0 |
Примечание:
* По материалам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области;
** ПК – предкризис (нарастание степени тяжести от 1 до3);
*** К – кризис (нарастание степени тяжести от 1 до3).
Рис. 1. Динамика отношения расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту Кемеровской области (расчеты авторов)
Наряду с бюджетной финансовой региональной политикой важно исследовать финансовое состояние предприятий и организаций региона, что определяется следующими двумя важными индикативными показателями.
Ситуация по индикатору «отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП» характеризуется как чрезвычайный кризис (рис. 2). Столь неблагоприятное положение объясняется значительной величиной взаимных неплатежей предприятий и организаций. При этом объем кредиторской задолженности с каждым годом нарастал. Только в 2012, 2017 гг. отмечено некоторое сокращение задолженности, увеличивалось и соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Движение ситуации по отношению кредиторской задолженности предприятий и организаций к ВРП как критерия финансовой безопасности было направлено к переходу от состояния чрезвычайного кризиса к первичному кризису в 2012 году. Но в целом нестабильность экономического положения, мировой финансовый кризис, обострение геополитической ситуации привели к некоторой стабилизации на уровне начального кризиса. Но в 2014 г. снижение спроса на основные экспортные компоненты Кемеровской области привели к давлению на положение промышленных предприятий и формированию тенденции движения в сторону зоны чрезвычайного кризиса. С 2018 года произошло резкое увеличение отношения кредиторской задолженности предприятий и организаций к валовому региональному продукту – до 55%, что, в какой-то степени определило обострение финансового кризиса в реальном секторе экономики. Острота проблемы неплатежей привела к тому, что величина накопившейся кредиторской задолженности превышала объем валового регионального продукта. Объем сальдированной прибыли в 2018 году снизился в 3,5 раза, число убыточных предприятий увеличился в 1,5 раза.
Высокая степень кризиса по индикатору отношения сальдированного финансового результата к ВРП в 2008–2014 гг. определялась и превышением убытков нерентабельных организаций над прибылью рентабельных. Позитивные тенденции экономического роста в 2008-2011 гг. привели к существенному улучшению финансового состояния организаций области, в большей степени ориентированных на экспорт (получен положительный сальдированный финансовый результат), и ситуация в эти годы характеризовалась уже как нормальная. Переход в стадию нестабильного, а затем и угрожающего, кризиса в 2012–2014 гг. в значительной степени обусловлен увеличением убытков нерентабельных организаций при сокращении прибыли рентабельных.
Рис. 2. Динамика отношения кредиторской задолженности предприятий и организаций Кемеровской области к валовому региональному продукту (расчеты авторов)
Рис. 3. Динамика отношения сальдированной прибыли предприятий и организаций Кемеровской области к валовому региональному продукту (расчеты авторов)
С 2012 г. отмечен существенный рост суммы прибыли, полученной хозяйствующими субъектами, при снижении удельного веса нерентабельных организаций. Таким образом, ситуация по индикатору отношения сальдированного финансового результата к ВРП с 2013 г. снова «вернулась» в предкризисное состояние начального уровня. Такое положение для региона с высоким промышленным потенциалом и предприятиями, ориентированными на экспорт, можно считать нормальным. В 2018 году показатель «отношение сальдированного финансового результата к ВРП» снизился до уровня 17 %, что опять «сдвигает» ситуацию в зону кризиса по этому критерию. К 2019 году динамика не изменилась.
Перечень экономических индикаторов используемых для мониторинга угроз финансовой безопасности должен быть достаточно широким с тем, чтобы максимально полно и достоверно характеризовать все стороны состояния и развития финансовой и денежно кредитной сферы. Исследователи для решения отдельных задач определяют, как правило, свой набор этих индикаторов по определенным группам (индикаторы бюджета, индикаторы государственного долга, динамика цен, индикаторы кредитной сферы и т.д.). Но эти блоки, как и сам набор, может меняться для учета какой-либо особенности ситуации или тактики исследования.
Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется и возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.
Заключение
Проведенные оценки уровня финансовой безопасности типичного региона сырьевой ориентации – Кемеровской области – показали, что по ключевым индикаторам финансовой безопасности, к которым авторы отнесли отношение расходов консолидированного бюджета к валовому региональному продукту (ВРП), отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП, отношение сальдированного финансового результата предприятий к ВРП, Кемеровская область находится в зоне кризиса или предкризисного состояния. Но, по нашему мнению, это не дает оснований для трагедии, так как эти оценки отражают наиболее общие тенденции в экономике региона. На основе этих знаний возможна выработка управленческих решений в сфере финансовой безопасности региона. Попытки же привести эти оценки к финансовым аспектам экономики региона позволяют также дать заключение о привлекательности для возможных инвесторов, выработки управленческих решений.
Учитывая важность пороговых значений и сам перечень показателей, их формирование должно проходить с учетом всех особенностей и целей исследования и должно уточняться в процессе работы, особенно в современный период. Важно найти оптимальное соотношение количества и качества этих показателей, которые смогут с достаточным уровнем точности определять ситуацию в финансовой безопасности. Любые варианты соотнесения оценок уровня финансовой безопасности с проблемами в экономике региона приветствуются и позволяют оценивать привлекательность региона для возможных инвесторов. Это основывается на объективности связи принятия решений инвестором и оценкой защищенности своих финансовых вложений со стороны финансовой системы региона, готовности этой системы к поддержке достаточного уровня продовольственной, экономической, энергетической безопасности.