Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Каратаева Т.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
В статье определено современное состояние и социально-экономическое развитие регионов Севера в современных условиях; дана характеристика стратегии социально-экономического развития республики; созданный социально-экономический потенциал Севера является базой для наращивания хозяйственной деятельности; в качестве основополагающего направления выдвинуто и обосновывается положение о саморазвитии регионов Севера, как субъекта РФ в целях более эффективного функционирования экономики в рыночном пространстве и в мировой хозяйственной системе, обеспечения достойных условий жизни населения путем рационального использования и воспроизводства собственного природно-ресурсного, экономического и интеллектуального потенциала; значительное внимание уделено вопросам стратегии; этапы реализации Стратегии – 2030 г.; в связи с чем были сформулированы основные направления по социально-экономическому развитию регионов Севера в современных условиях.
республика саха (якутия)
регионы севера
потенциал
стратегия
результаты
1. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Толкование Конституции (Основного закона) Конституционным судом Республики Саха Якутия. Якутск, 2002. 68 с.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 2005. №154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З № 45-VIО Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (с изменениями на 18 июня2020 года). Приложение к Закону Республики Саха (Якутия) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».
4. Каратаева Т.А. Современное состояние и социально-экономическое развитие регионов севера России. Региональные социогуманитарные исследования. История и современность: материалы III международной научно-практической конференции 25–26 января 2013 года. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. 186 с.
5. Экономические основы государственности РС(Я). Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2000.

В современных условиях Север играет важную стратегическую роль, которая заключается в обеспечении национальной безопасности, добыче важнейших сырьевых ресурсов драгоценных материалов, формировании валютного баланса и создании условий для экономически эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство.

Созданный социально-экономический потенциал Севера является базой для наращивания хозяйственной деятельности. Необходимо, отметить, что основными особенностями формирования и развития эффективного социально-экономического пространства на территории Севера являются темпы развития конкурентоспособных транспортных систем и достижение транспортной доступности территорий; систем телекоммуникаций и связи; создание институтов рыночной инфраструктуры; развития сферы информационных, социальных услуг, обеспечивающих привлекательный инвестиционный и деловой климат и др. [4].

В качестве основополагающего направления выдвинуто и обосновывается положение о саморазвитии регионов Севера, как субъекта РФ в целях более эффективного функционирования экономики в рыночном пространстве и в мировой хозяйственной системе, обеспечения достойных условий жизни населения путем рационального использования и воспроизводства собственного природно-ресурсного, экономического и интеллектуального потенциала [4].

Республика Саха (Якутия), Магаданская и Камчатская области и Чукотский и Корякский автономные округа включены в Дальневосточный экономический район и составляют его северную зону. Территория Северо-восточного района обладает значительным размером. Живущие коренные народы саха, эвены, эвенки, чукчи, коряки и другие представляют носителей важной части уникальной культуры народов, имеют свои традиционные формы хозяйствования, и развивают с учетом рыночных условий национальный образ жизни. Первый организационный этап в становлении местного самоуправления можно сказать завершен. Дальше предстоит развивать и реализовать принципы самостоятельности и саморегулирования организации местной власти, формировании местной экономики с учетом изменений, происходящих в федеральном законодательстве [1, 2].

В связи с этим следует, отметить, что сегодня осуществляется переход к новому этапу развития местного самоуправлении – строительству эффективной, финансово обеспеченной власти на местах. Об этом свидетельствует принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» [5].

Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – геополитически значимый лидер Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортный и безопасный для полноценной реализации человеческого капитала регион с чистой природой, магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий.

Республика Саха (Якутия) – это уникальный регион площадью свыше 3,1 млн км2 в составе Российской Федерации. Суровый климат, огромные запасы полезных ископаемых, в числе которых практически все добываемые в стране алмазы и 1/5 часть золота. В регионе проживают около 1 млн. человек, которые в самых сложных природных и климатических условиях добывают природные богатства. В Якутии процесс экономических реформ сводится главным образом к преобразованию форм собственности и хозяйствования. В последние годы в республике удалось стабилизировать экономическую систему: восстановлен и начинает активно функционировать потребительский рынок, растут объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, расширилось товарное предложение, что улучшило наполняемость государственного бюджета, произошло реформирование собственности и появились новые формы хозяйствования.

На научной основе разрабатываются и используются государственные стандарты и нормативы в социальной сфере и других отраслях хозяйства, а также особый мобилизационный режим функционирования экономики и жизнедеятельности населения в условиях Севера [4].

Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – геополитически значимый лидер Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортный и безопасный для полноценной реализации человеческого капитала регион с чистой природой, магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий.

Этапы реализации Стратегии – 2030 г.

2017-2019

– внедрение стратегического планирования и проектного управления на всех уровнях власти, рационализация и переориентация бюджетных расходов к оптимальным моделям оказания государственных услуг, заложение основ пространственной схемы рационального расселения

2020-2022

– реализация ключевых проектов создания транспортной и энергетической инфраструктуры. Строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска. Строительство парка высоких технологий. Достижение индикаторов к 100-летию ЯАССР: население – 1 млн человек, ВРП – 1 млн рублей на душу населения, 100 социальнозначимых объектов, 100 гражданских инициатив.

2023-2025

– развитие современных форматов услуг для населения: реализация оптимальной модели доступного здравоохранения, образования. Создание опорных населенных пунктов.

2026-2030

– выход на проектную мощность новых высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень жизни населения Якутии сравняется с передовыми регионами страны. Активный рост человеческого капитала. Полная реализация рациональной схемы расселения.

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года предполагаются [3]:

- рост численности населения Якутии до 1 млн человек к 2022 году;

- рост суммарного коэффициента рождаемости до 2,6;

- увеличение продолжительности жизни до 77 лет;

- снижение смертности населения от всех причин – до 7,5 промилле на 1000 населения;

- доля лиц, систематически занимающихся спортом, в общей численности – 52%;

- уровень общей безработицы – до 5% доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – до 8% создание новых рабочих мест – не менее 50 тысяч удовлетворенность качеством социальных услуг и др.

По перечисленным показателям стратегического направления можно предположить, что названная выше положительная динамика развития экономики республики сохраняется, характеризуемая прогнозными социально-экономическими показателями. Прогнозы на перспективу, если развитие продолжается по сегодняшним сценариям, то внушает серьезные опасения.

Развитие креативной экономики заключается в том, Якутия узнаваемый в глобальном масштабе регион, один из инициативных центров мировой креативной индустрии, место проведения международных креативных мероприятий, комфортное пространство для деятельности творческих индивидов. При этом основными задачами являются: создание современной инфраструктуры с производственной площадкой; стимулирование развития отдельных сегментов отрасли креативной экономики (киноиндустрии, музыкального и сценического искусства, народных промыслов и ремесел, рекламы и издательского дела, дизайн и архитектуры, IT-отрасли, ювелирного дела, событийного туризма); увеличение доли креативной экономики в ВРП до 5%.

По данным Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года, с использованием современных методов экономико-математического моделирования и прогнозирования позволяет определить высокий уровень в рамках различных сценариев социально-экономического развития [3].

Сегодня социально-экономическая ситуация регионов Севера остается весьма сложной и неблагоприятной. Снизился уровень жизни населения, увеличилась безработица, ухудшилась демографическая ситуация. Как показывает практика, растет спрос на государственную поддержку и финансовые ресурсы для социальной защиты населения. По данным Росстата наблюдается отрицательная динамика по количеству занятых в сельском хозяйстве и промышленности. Поэтому развитие регионов Севера должно строиться с учетом открытого характера, который определяется структурой производства, ограниченными масштабами внутреннего регионального рынка и ориентации северной экономики на внутрироссийский рынок. На этой основе могут возникнуть благоприятные условия для качественного роста населения, формирования нового интеллектуального потенциала высококвалифицированной рабочей силы, обеспечения экономического подъёма северных регионов и их привлекательности для жизнедеятельности народов Севера и бизнеса.


Библиографическая ссылка

Каратаева Т.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 314-316;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1513 (дата обращения: 21.11.2024).