В современных условиях Север играет важную стратегическую роль, которая заключается в обеспечении национальной безопасности, добыче важнейших сырьевых ресурсов драгоценных материалов, формировании валютного баланса и создании условий для экономически эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство.
Созданный социально-экономический потенциал Севера является базой для наращивания хозяйственной деятельности. Необходимо, отметить, что основными особенностями формирования и развития эффективного социально-экономического пространства на территории Севера являются темпы развития конкурентоспособных транспортных систем и достижение транспортной доступности территорий; систем телекоммуникаций и связи; создание институтов рыночной инфраструктуры; развития сферы информационных, социальных услуг, обеспечивающих привлекательный инвестиционный и деловой климат и др. [4].
В качестве основополагающего направления выдвинуто и обосновывается положение о саморазвитии регионов Севера, как субъекта РФ в целях более эффективного функционирования экономики в рыночном пространстве и в мировой хозяйственной системе, обеспечения достойных условий жизни населения путем рационального использования и воспроизводства собственного природно-ресурсного, экономического и интеллектуального потенциала [4].
Республика Саха (Якутия), Магаданская и Камчатская области и Чукотский и Корякский автономные округа включены в Дальневосточный экономический район и составляют его северную зону. Территория Северо-восточного района обладает значительным размером. Живущие коренные народы саха, эвены, эвенки, чукчи, коряки и другие представляют носителей важной части уникальной культуры народов, имеют свои традиционные формы хозяйствования, и развивают с учетом рыночных условий национальный образ жизни. Первый организационный этап в становлении местного самоуправления можно сказать завершен. Дальше предстоит развивать и реализовать принципы самостоятельности и саморегулирования организации местной власти, формировании местной экономики с учетом изменений, происходящих в федеральном законодательстве [1, 2].
В связи с этим следует, отметить, что сегодня осуществляется переход к новому этапу развития местного самоуправлении – строительству эффективной, финансово обеспеченной власти на местах. Об этом свидетельствует принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» [5].
Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – геополитически значимый лидер Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортный и безопасный для полноценной реализации человеческого капитала регион с чистой природой, магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий.
Республика Саха (Якутия) – это уникальный регион площадью свыше 3,1 млн км2 в составе Российской Федерации. Суровый климат, огромные запасы полезных ископаемых, в числе которых практически все добываемые в стране алмазы и 1/5 часть золота. В регионе проживают около 1 млн. человек, которые в самых сложных природных и климатических условиях добывают природные богатства. В Якутии процесс экономических реформ сводится главным образом к преобразованию форм собственности и хозяйствования. В последние годы в республике удалось стабилизировать экономическую систему: восстановлен и начинает активно функционировать потребительский рынок, растут объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, расширилось товарное предложение, что улучшило наполняемость государственного бюджета, произошло реформирование собственности и появились новые формы хозяйствования.
На научной основе разрабатываются и используются государственные стандарты и нормативы в социальной сфере и других отраслях хозяйства, а также особый мобилизационный режим функционирования экономики и жизнедеятельности населения в условиях Севера [4].
Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – геополитически значимый лидер Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортный и безопасный для полноценной реализации человеческого капитала регион с чистой природой, магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий.
Этапы реализации Стратегии – 2030 г.
2017-2019 |
– внедрение стратегического планирования и проектного управления на всех уровнях власти, рационализация и переориентация бюджетных расходов к оптимальным моделям оказания государственных услуг, заложение основ пространственной схемы рационального расселения |
2020-2022 |
– реализация ключевых проектов создания транспортной и энергетической инфраструктуры. Строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска. Строительство парка высоких технологий. Достижение индикаторов к 100-летию ЯАССР: население – 1 млн человек, ВРП – 1 млн рублей на душу населения, 100 социальнозначимых объектов, 100 гражданских инициатив. |
2023-2025 |
– развитие современных форматов услуг для населения: реализация оптимальной модели доступного здравоохранения, образования. Создание опорных населенных пунктов. |
2026-2030 |
– выход на проектную мощность новых высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень жизни населения Якутии сравняется с передовыми регионами страны. Активный рост человеческого капитала. Полная реализация рациональной схемы расселения. |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года предполагаются [3]:
- рост численности населения Якутии до 1 млн человек к 2022 году;
- рост суммарного коэффициента рождаемости до 2,6;
- увеличение продолжительности жизни до 77 лет;
- снижение смертности населения от всех причин – до 7,5 промилле на 1000 населения;
- доля лиц, систематически занимающихся спортом, в общей численности – 52%;
- уровень общей безработицы – до 5% доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – до 8% создание новых рабочих мест – не менее 50 тысяч удовлетворенность качеством социальных услуг и др.
По перечисленным показателям стратегического направления можно предположить, что названная выше положительная динамика развития экономики республики сохраняется, характеризуемая прогнозными социально-экономическими показателями. Прогнозы на перспективу, если развитие продолжается по сегодняшним сценариям, то внушает серьезные опасения.
Развитие креативной экономики заключается в том, Якутия узнаваемый в глобальном масштабе регион, один из инициативных центров мировой креативной индустрии, место проведения международных креативных мероприятий, комфортное пространство для деятельности творческих индивидов. При этом основными задачами являются: создание современной инфраструктуры с производственной площадкой; стимулирование развития отдельных сегментов отрасли креативной экономики (киноиндустрии, музыкального и сценического искусства, народных промыслов и ремесел, рекламы и издательского дела, дизайн и архитектуры, IT-отрасли, ювелирного дела, событийного туризма); увеличение доли креативной экономики в ВРП до 5%.
По данным Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года, с использованием современных методов экономико-математического моделирования и прогнозирования позволяет определить высокий уровень в рамках различных сценариев социально-экономического развития [3].
Сегодня социально-экономическая ситуация регионов Севера остается весьма сложной и неблагоприятной. Снизился уровень жизни населения, увеличилась безработица, ухудшилась демографическая ситуация. Как показывает практика, растет спрос на государственную поддержку и финансовые ресурсы для социальной защиты населения. По данным Росстата наблюдается отрицательная динамика по количеству занятых в сельском хозяйстве и промышленности. Поэтому развитие регионов Севера должно строиться с учетом открытого характера, который определяется структурой производства, ограниченными масштабами внутреннего регионального рынка и ориентации северной экономики на внутрироссийский рынок. На этой основе могут возникнуть благоприятные условия для качественного роста населения, формирования нового интеллектуального потенциала высококвалифицированной рабочей силы, обеспечения экономического подъёма северных регионов и их привлекательности для жизнедеятельности народов Севера и бизнеса.