Введение
Инициативное бюджетирование (ИБ) является относительно новой практикой в РФ по распределению гражданами бюджетных средств. Однако, начиная с 2007 года и к настоящему времени, составленная Всемирным банком практика ИБ в формате Программы поддержки местных инициатив, реализуется уже в 69 субъектах РФ.
Процесс вовлечения населения в практики инициативного бюджетирования был начат в Республике Башкортостан с 2014 года с пилотным запуском в семи сельских муниципальных районах Республики Башкортостан ППМИ. Проект был реализован при полном методическом сопровождении специалистов Всемирного банка и активном содействии органов власти региона [1].
С 2016 года республика перешла к полномасштабной реализации ППМИ по всей своей территории, что сопровождалось созданием полноценной управленческой модели организации инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан.
Итоги реализации данной программы в регионе требуют обстоятельного анализа и обобщения с тем, чтобы выявить существующие проблемы и трудности, а также наметить возможные пути их решения и преодоления.
Цель исследования: определение уровня вовлеченности и результативности участия сельских муниципальных образований региона в ППМИ 2020 года.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы специалистов Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Вагина В.В., Гавриловой Н.В., Шаповаловой Н.А., а также известных зарубежных специалистов-практиков Б. Вамплера, И. Кабана, К. Чонгвана, М. Точтона. Для анализа и оценки результатов реализации практик инициативного бюджетирования этими учеными и специалистами используются эмпирические данные о качественных и количественных характеристках проектов, объемах финансирования, количестве и географии реализованных проектов [4-8, 11-14]. Наше исследование базируется на результатах реализации ППМИ в 2020 году по всем сельским муниципальным районам Республики Башкортостан.
В ходе комплексного мониторинга итогов конкурсного отбора проектов, в котором непосредственное участие принимали авторы, проводился проектным офисом программы – Центром изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан,, определены результирующие показатели по конкурсным заявкам в разрезе сельских муниципальных территорий – источники финансирования проектов-победителей, количественные соотношения по поданным и победившим заявкам, типологическое распределение проектов.
На основании полученных данных проведено ранжирование районов республики по уровню и результативности участия в ППМИ. Расчет основан на сопоставлении таких показателей, которые позволяют соизмерять уровень активности муниципалитетов в реализации проекта, и, соответственно, определить среди них лидеров, середняков и аутсайдеров проекта. Это первый этап исследования.
Следующий этап заключается в выявлении комплекса факторов и условий, определяющих уровень активности и результативности сельских муниципалитетов в реализации ППМИ.
Результаты исследования и их обсуждение
Всего на конкурс ППМИ в 2020 году было подано 670 заявок сельских муниципальных районов Республики Башкортостан на общую сумму 637 974 280 руб. (табл. 1).
Таблица 1
Итоги конкурсного отбора ППМИ 2020 года
Показатель |
Количество |
Стоимость проектов, рублей |
Допущено заявок на конкурсный отбор по сельским муниципальным районам |
670 |
637 974 280,30 |
Победивших проектов по сельским муниципальным районам |
364 |
589 494 169,92 |
Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.
Таблица 2
Источники финансирования проектов-победителей в 2020 году
Источники финансирования |
из них |
|
муниципальный район, поселение |
||
сумма, руб. |
% |
|
Итого |
347 459 216,34 |
100 |
Субсидия из бюджета РБ |
239 623 527,00 |
68,96 |
Вклад бюджетов МО |
54 284 271,18 |
15,62 |
Вклад населения |
26 690 044,72 |
7,68 |
Вклад спонсоров |
26 861 373,44 |
7,73 |
Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.
Таблица 3
Участие сельских поселений в ППМИ 2020 года
Ранг |
Процент участия поселений, % |
Муниципальные районы |
1 |
90-100% |
Архангельский, Аургазинский, Бакалинский, Балтачевский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Зилаирский, Илишевский, Ишимбайский, Калтасинский, Караидельский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Мелеузовский, Мечетлинский, Мишкинский, Миякинский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский, Янаульский. |
2 |
70-90% |
Баймакский, Белебеевский, Белорецкий, Бирский, Дюртюлинский, Зианчуринский, Куюргазинский, Нуримановский, Салаватский, Туймазинский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский. |
3 |
50-70% |
Абзелиловский, Альшеевский, Аскинский, Белокатайский, Благовещенский, Буздякский, Ермекеевский, Иглинский, Уфимский. |
4 |
Менее 50% |
Бижбулякский, Благоварский, Татышлинский. |
Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.
По сравнению с 2019 годом общее количество поданных заявок возросло на 13,1%. Если в 2019 году средняя стоимость проекта, заявленного от муниципального района, составляла 949 322,65 рублей, то в 2020 году средняя стоимость проекта увеличилась до 952 200,41.
Стоит отметить, что общий объем финансирования муниципальных районов составил 347,46 млн рублей, и при этом большая часть обеспечена за счет средств республиканского бюджета (68,96%) (табл. 2).
По итогам анализа и сопоставления показателей мониторинга нами составлены два рейтинга сельских муниципальных районов.
Первый рейтинг показывает уровень вовлеченности сельских поселений муниципального района в проект, и расчитан как соотношение количества поданных заявок к количеству сельских поселений района (табл. 3).
Второй рейтинг отражает качественный уровень подготовки конкурсных заявок сельских поселений муниципального района, и рассчитан как соотношение количества победивших заявок к количеству поданных заявок от сельских поселений районов (таблица 4).
Из таблиц видно, что всего 4 района имеют самые высокие рейтинги и по уровню вовлеченности поселений, и по числу заявок – победителей (Аургазинский, Бакалинский, Илишевский и Чекмагушевский районы).
Наименьший рейтинг также у 4 районов, обеспечивших минимальное вовлечение поселений в конкурсную процедуру и имеющих наименьшее количество победителей:
1. Абзелиловский район (подано 10 – победили 0),
2. Альшеевский район (подано 12 – победили 2),
3. Бижбулякский район (подано 4 – победили 1),
4. Татышлинский район (подано 6 – победили 1).
Таблица 4
Доля победивших проектов от числа допущенных заявок сельских поселений в 2020 году
Ранг |
Процент победивших от числа допущенных заявок, % |
Муниципальные районы |
1 |
90-100% |
Аургазинский, Бакалинский, Буздякский, Зианчуринский, Илишевский, Караидельский, Кигинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлитамакский, Чекмагушевский |
2 |
70-90% |
Аскинский, Кугарчинский, Мечетлинский, Чишминский |
3 |
50-70% |
Балтачевский, Бурзянский, Гафурийский Иглинский, Краснокамский, Мишкинский, Салаватский, Учалинский, Хайбуллинский, Янаульский |
4 |
30-50% |
Белебеевский, Белокатайский, Бирский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Дюртюлинский, Калтасинский, Кармаскалинский, Нуримановский, Туймазинский, Федоровский, Шаранский |
5 |
10-30% |
Альшеевский, Бижбулякский, Давлекановский, Ишимбайский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Стерлибашевский, Татышлинский, Уфимский. |
6 |
Менее 10% |
Абзелиловский, Архангельский, Баймакский, Белорецкий, Зилаирский. |
Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.
Следует отметить, что в 2020 году значительно возросло качество подготовки конкурсных заявок за счет проведения обучающих мероприятий для представителей органов местного самоуправления и населения, постоянного консультационного сопровождения. Об этом говорит, в частности, значительное повышение минимального порога вхождения в рейтинг победителей. Так, если в 2019 году нижний порог для поселений – победителей составлял 82,79, то в 2020 году для включения в перечень победителей проекта необходимо было набрать 87,87.
Типологическое распределение 364 проектов, прошедших конкурсный отбор в 2020 году, выглядит следующим образом (рисунок).
По сравнению с 2019 годом приоритеты населения не поменялись, первые 5 позиций в типологии остались прежними.
Распределение по типологии проектов, прошедших конкурсный отбор в 2020 году
(составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.)
Наибольшее количество проектов сельских поселений, победивших в 2020 году, было посвящено обустройству мест захоронений (69 проектов), ремонту дорог (59 проектов), благоустройству территорий (47 проектов), ремонту учреждений культуры (45 проектов) и образования (44 проекта).
Заключение
По результатам реализации ППМИ Республики Башкортостан за 2020 год можно говорить в целом о положительной динамике относительно вовлеченности населения в программу, повышения уровня их ответственности за благополучие в поселениях, роста самоуправляемости и самоорганизованности в сельских сообществах, повышения финансово-экономической и управленческой грамотности населения и представителей органов местного самоуправления. Позитивной тенденцией является и рост привлеченных внебюджетных средств на реализацию социально-значимых для местности проектов. Все это говорит в пользу дальнейшего развития и совершенствования данной формы инициативного бюджетирования как инструмента достижения устойчивого развития сельских территорий, повышения доверия населения к власти, консолидации экономических и гражданских интересов населения, власти, бизнес-сообщества и укрепления солидарных отношений.
Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020019 «Социокультурные факторы экономического развития территорий» (руководитель – Ситнова И.А.)
Библиографическая ссылка
Барлыбаев Ад.А., Барлыбаев Аз.А., Ситнова И.А. ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 218-222;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1499 (дата обращения: 21.11.2024).