Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INITIATIVE BUDGETING AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF REGIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Barlybaev Ad.A. 1 Barlybaev Az.A. 2 Sitnova I.A. 1
1 Sibay Institute (branch) of the Bashkir State University
2 Institute of Strategic Research of the Republic of Bashkortostan
The article presents the results of a study of the participation of rural municipalities in the largest practice of initiative budgeting in the Republic of Bashkortostan – the Local Initiatives Support Program (LISP) in 2020. The level of involvement and the quality of preparation of projects for rural settlements in the region were analyzed, and the districts were ranked according to the indicated indicators. There was also an assessment of the sources of funding for projects – the winners of the competitive selection of the LISP. It has been established that the main sources of financing are funds from the regional and local budgets, while there is a tendency to an increase in co-financing of projects by the population. An analysis of the typology of projects was carried out, and it was revealed that the largest number of projects of rural settlements that won in 2020 was associated with the arrangement of burial sites, road repairs, landscaping, and the repair of cultural and educational institutions. The study revealed a significant differentiation between rural municipalities in terms of the implementation of LISP projects. The authors show the effectiveness of initiative budgeting as a tool for financing social projects in rural areas and point to the expediency of increasing the volume of budget co-financing of initiative budgeting projects and further expanding the scale of involvement of rural settlements in LISP.
local initiatives
municipal district
initiative budgeting

Введение

Инициативное бюджетирование (ИБ) является относительно новой практикой в РФ по распределению гражданами бюджетных средств. Однако, начиная с 2007 года и к настоящему времени, составленная Всемирным банком практика ИБ в формате Программы поддержки местных инициатив, реализуется уже в 69 субъектах РФ.

Процесс вовлечения населения в практики инициативного бюджетирования был начат в Республике Башкортостан с 2014 года с пилотным запуском в семи сельских муниципальных районах Республики Башкортостан ППМИ. Проект был реализован при полном методическом сопровождении специалистов Всемирного банка и активном содействии органов власти региона [1].

С 2016 года республика перешла к полномасштабной реализации ППМИ по всей своей территории, что сопровождалось созданием полноценной управленческой модели организации инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан.

Итоги реализации данной программы в регионе требуют обстоятельного анализа и обобщения с тем, чтобы выявить существующие проблемы и трудности, а также наметить возможные пути их решения и преодоления.

Цель исследования: определение уровня вовлеченности и результативности участия сельских муниципальных образований региона в ППМИ 2020 года.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы специалистов Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Вагина В.В., Гавриловой Н.В., Шаповаловой Н.А., а также известных зарубежных специалистов-практиков Б. Вамплера, И. Кабана, К. Чонгвана, М. Точтона. Для анализа и оценки результатов реализации практик инициативного бюджетирования этими учеными и специалистами используются эмпирические данные о качественных и количественных характеристках проектов, объемах финансирования, количестве и географии реализованных проектов [4-8, 11-14]. Наше исследование базируется на результатах реализации ППМИ в 2020 году по всем сельским муниципальным районам Республики Башкортостан.

В ходе комплексного мониторинга итогов конкурсного отбора проектов, в котором непосредственное участие принимали авторы, проводился проектным офисом программы – Центром изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан,, определены результирующие показатели по конкурсным заявкам в разрезе сельских муниципальных территорий – источники финансирования проектов-победителей, количественные соотношения по поданным и победившим заявкам, типологическое распределение проектов.

На основании полученных данных проведено ранжирование районов республики по уровню и результативности участия в ППМИ. Расчет основан на сопоставлении таких показателей, которые позволяют соизмерять уровень активности муниципалитетов в реализации проекта, и, соответственно, определить среди них лидеров, середняков и аутсайдеров проекта. Это первый этап исследования.

Следующий этап заключается в выявлении комплекса факторов и условий, определяющих уровень активности и результативности сельских муниципалитетов в реализации ППМИ.

Результаты исследования и их обсуждение

Всего на конкурс ППМИ в 2020 году было подано 670 заявок сельских муниципальных районов Республики Башкортостан на общую сумму 637 974 280 руб. (табл. 1).

Таблица 1

Итоги конкурсного отбора ППМИ 2020 года

Показатель

Количество

Стоимость проектов, рублей

Допущено заявок на конкурсный отбор по сельским муниципальным районам

670

637 974 280,30

Победивших проектов по сельским муниципальным районам

364

589 494 169,92

Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.

Таблица 2

Источники финансирования проектов-победителей в 2020 году

Источники финансирования

из них

муниципальный район, поселение

сумма, руб.

%

Итого

347 459 216,34

100

Субсидия из бюджета РБ

239 623 527,00

68,96

Вклад бюджетов МО

54 284 271,18

15,62

Вклад населения

26 690 044,72

7,68

Вклад спонсоров

26 861 373,44

7,73

Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.

Таблица 3

Участие сельских поселений в ППМИ 2020 года

Ранг

Процент участия поселений, %

Муниципальные районы

1

90-100%

Архангельский, Аургазинский, Бакалинский, Балтачевский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Зилаирский, Илишевский, Ишимбайский, Калтасинский, Караидельский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Мелеузовский, Мечетлинский, Мишкинский, Миякинский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский, Янаульский.

2

70-90%

Баймакский, Белебеевский, Белорецкий, Бирский, Дюртюлинский, Зианчуринский, Куюргазинский, Нуримановский, Салаватский, Туймазинский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский.

3

50-70%

Абзелиловский, Альшеевский, Аскинский, Белокатайский, Благовещенский, Буздякский, Ермекеевский, Иглинский, Уфимский.

4

Менее 50%

Бижбулякский, Благоварский, Татышлинский.

Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.

По сравнению с 2019 годом общее количество поданных заявок возросло на 13,1%. Если в 2019 году средняя стоимость проекта, заявленного от муниципального района, составляла 949 322,65 рублей, то в 2020 году средняя стоимость проекта увеличилась до 952 200,41.

Стоит отметить, что общий объем финансирования муниципальных районов составил 347,46 млн рублей, и при этом большая часть обеспечена за счет средств республиканского бюджета (68,96%) (табл. 2).

По итогам анализа и сопоставления показателей мониторинга нами составлены два рейтинга сельских муниципальных районов.

Первый рейтинг показывает уровень вовлеченности сельских поселений муниципального района в проект, и расчитан как соотношение количества поданных заявок к количеству сельских поселений района (табл. 3).

Второй рейтинг отражает качественный уровень подготовки конкурсных заявок сельских поселений муниципального района, и рассчитан как соотношение количества победивших заявок к количеству поданных заявок от сельских поселений районов (таблица 4).

Из таблиц видно, что всего 4 района имеют самые высокие рейтинги и по уровню вовлеченности поселений, и по числу заявок – победителей (Аургазинский, Бакалинский, Илишевский и Чекмагушевский районы).

Наименьший рейтинг также у 4 районов, обеспечивших минимальное вовлечение поселений в конкурсную процедуру и имеющих наименьшее количество победителей:

1. Абзелиловский район (подано 10 – победили 0),

2. Альшеевский район (подано 12 – победили 2),

3. Бижбулякский район (подано 4 – победили 1),

4. Татышлинский район (подано 6 – победили 1).

Таблица 4

Доля победивших проектов от числа допущенных заявок сельских поселений в 2020 году

Ранг

Процент победивших от числа допущенных заявок, %

Муниципальные районы

1

90-100%

Аургазинский, Бакалинский, Буздякский, Зианчуринский, Илишевский, Караидельский, Кигинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлитамакский, Чекмагушевский

2

70-90%

Аскинский, Кугарчинский, Мечетлинский, Чишминский

3

50-70%

Балтачевский, Бурзянский, Гафурийский Иглинский, Краснокамский, Мишкинский, Салаватский, Учалинский, Хайбуллинский, Янаульский

4

30-50%

Белебеевский, Белокатайский, Бирский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Дюртюлинский, Калтасинский, Кармаскалинский, Нуримановский, Туймазинский, Федоровский, Шаранский

5

10-30%

Альшеевский, Бижбулякский, Давлекановский, Ишимбайский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Стерлибашевский, Татышлинский, Уфимский.

6

Менее 10%

Абзелиловский, Архангельский, Баймакский, Белорецкий, Зилаирский.

Примечание: составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.

Следует отметить, что в 2020 году значительно возросло качество подготовки конкурсных заявок за счет проведения обучающих мероприятий для представителей органов местного самоуправления и населения, постоянного консультационного сопровождения. Об этом говорит, в частности, значительное повышение минимального порога вхождения в рейтинг победителей. Так, если в 2019 году нижний порог для поселений – победителей составлял 82,79, то в 2020 году для включения в перечень победителей проекта необходимо было набрать 87,87.

Типологическое распределение 364 проектов, прошедших конкурсный отбор в 2020 году, выглядит следующим образом (рисунок).

По сравнению с 2019 годом приоритеты населения не поменялись, первые 5 позиций в типологии остались прежними.

missing image file

Распределение по типологии проектов, прошедших конкурсный отбор в 2020 году

(составлено авторами на основе данных мониторинга ППМИ за 2020 гг.)

Наибольшее количество проектов сельских поселений, победивших в 2020 году, было посвящено обустройству мест захоронений (69 проектов), ремонту дорог (59 проектов), благоустройству территорий (47 проектов), ремонту учреждений культуры (45 проектов) и образования (44 проекта).

Заключение

По результатам реализации ППМИ Республики Башкортостан за 2020 год можно говорить в целом о положительной динамике относительно вовлеченности населения в программу, повышения уровня их ответственности за благополучие в поселениях, роста самоуправляемости и самоорганизованности в сельских сообществах, повышения финансово-экономической и управленческой грамотности населения и представителей органов местного самоуправления. Позитивной тенденцией является и рост привлеченных внебюджетных средств на реализацию социально-значимых для местности проектов. Все это говорит в пользу дальнейшего развития и совершенствования данной формы инициативного бюджетирования как инструмента достижения устойчивого развития сельских территорий, повышения доверия населения к власти, консолидации экономических и гражданских интересов населения, власти, бизнес-сообщества и укрепления солидарных отношений.

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020019 «Социокультурные факторы экономического развития территорий» (руководитель – Ситнова И.А.)