Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МОРСКИХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Дрейзис Ю.И. 1 Видищева Е.В. 1 Копырин А.С. 1
1 Сочинский государственный университет
Интенсивное развитие территориальной экономики прибрежных регионов вступило в конфликт с интересами охраны окружающей среды. Существующая долгие годы система природопользования и управления ресурсами прибрежных зон была основана на отраслевом принципе управления. В современных условиях такой подход уже не может справиться с происходящими в морских регионах негативными процессами (загрязнение окружающей среды, интенсивная эксплуатация прибрежных ресурсов, деградация прибрежных экосистем и др.). Проведенное исследование и полученные результаты анализа позволяют выявить проблемы развития прибрежных территорий Краснодарского края, определить необходимые ключевые подходы к управлению и достижению устойчивости прибрежных территории региона. Показано, что для побережья Краснодарского края существует необходимость разработки программного документа, который должен развить положения, относящиеся к комплексному управлению прибрежными зонами (КУПЗ), в применении к данному региону. В этом документе должны быть определены цели программы и представлены приоритетные стратегические решения, необходимые для улучшения (в масштабах береговой зоны) существующего состояния окружающей среды и региональной социально-экономической сферы. Принятие Концепции комплексного управления прибрежными регионами способствовало бы развитию прибрежных курортных территорий, повышению эффективность управленческих решений в области социально-экономического развития территорий.
курортные прибрежные территории
социально-экономическое развитие территорий
управление
туристские агломерации
экология
антропогенная нагрузка
рекреационная нагрузка
купз
1. Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2008 году». Краснодар, 2009. 328 с. [электронный ресурс]. URL: http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/doklad_2008_UXX6jzu.pdf (дата обращения 20.01.2020).
2. О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2018 году: доклад. Краснодар, 2019. 548 с. [электронный ресурс]. URL: http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/doklad_oos-2018-_itog.pdf (260 с) (дата обращения 20.01.2020).
3. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/bgd/ regl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/10-05.htm (дата обращения 20.01.2020).
4. Краснодарский край в цифрах. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат. Краснодар, 2019. 302 с. [электронный ресурс]. URL: https://krsdstat.gks.ru/ (дата обращения 24.01.2020).
5. Evgenia Vidishcheva, Yuriy Dreizis and Andrey Kopyrin Sustainable development of the resort regions (areas). Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE-2019). E3S Web of Conferences V. 135. 03042. 2019. 11 p.
6. Guidelines for Integrated Coastal Zone Management. / Ed. by Jan C. Post and Carl G. Lundin. Environmentally Sustainable Development Studies and Monographs Series. 1996. № 9. The World Bank. P. 3-16.
7. Плинк Н.Л. Концепция комплексного управления прибрежной зоной Санкт-Петербурга. Исследования и подготовка кадров в области морских наук: сборник научных трудов. СПб: Изд. РГГМУ, 1998. С. 37-57.
8. International review of Integrated Coastal Zone Management / Ed. by E. Meltzer. Meltzer Research and Consulting. Canada, 1998. P. 3-109.
9. Плинк Н.Л. Особенности методологии комплексного управления прибрежной зоной // Рациональное использование прибрежной зоны северных морей: материалы докладов III Международного семинара. СПб.: Изд-во РГГМУ, 1999. С. 8-21.
10. Михайличенко Ю.Г. Адаптация и освоение мирового опыта комплексного управления прибрежными зонами морей // Известия РАН. 2004. №6. С. 31-40.
11. A Handbook for Measuring the Progress and Outcomes of Integrated Coastal and Ocean Management: ICAM Dossier, 2, IOC Manuals and Guides // UNESCO / IOC. 2006. 166 p.
12. Европейская комиссия. Комплексное управление прибрежными зонами: OURCOAST – результаты и уроки // Люксембург: Издательский дом ЕС, 2012. 36 pp. [Электронный ресурс]. URL:http://ec.europa.eu/ourcoast (дата обращения 12.04.2020).
13. Кропинова Е.Г., Афанасьева Э.П. Устойчивое развитие прибрежных территорий как основа комплексного управления прибрежными зонами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. №1. С. 140-146.
14. Косьян Р.Д., Горячкин Ю.Н., Крыленко В.В., Нгуен Мань Ханг, Медведовский В.В. Региональные особенности формирования системы КУПЗ // Экология прибрежной зоны внутренних морей. «Интертехнологии». Геленджик, 2014. С. 15-19.
15. Косьян Р.Д. Природоохранная политика в российском секторе морских прибрежных зон // Экология прибрежной зоны внутренних морей. «Интертехнологии». Геленджик, 2014. С. 104-110.
16. Горячкин Ю.Н., Косьян Р.Д., Крыленко В.В., Нгуен Мань Ханг, Медведовский В.В. Региональные особенности управления прибрежными зонами // Береговая зона – взгляд в будущее: материалы XXV Международной береговой конференции. Т.2. М.: ГЕОС, 2014. С. 187-190.
17. Dreizis Yu.I., Kornienko N.A. Policy and Strategy of Integrated Coastal Zone Management (ICZM) for the Black Sea Region // Modeling of Artificial Intelligence. 2015. Vol. 7. Is. 3. Р. 193-204.
18. Dreizis Yu.I. Integrated Coastal Zone Management is the Main Mechanism for Sustainable Development of the Sea Region // Modeling of Artificial Intelligence. 2015. Vol. 5. Is. 1. Р. 4-8.
19. Dreyzis Yu.I., Kantardgi I.G. A Review of ICZM Along the Russian Black Sea Coast. Proc of the Thirteenth International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation – MEDCOAST. 2017. Malta. 2017. Vol. 1. Р. 13-25.
20. Макаров К.Н. Автоматизированная система прогноза качества воды в прибрежной зоне моря. Моря России // Фундаментальные и прикладные исследования. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Севастополь, 23-28 сентября 2019 г. 4 с.

Введение

Курортные прибрежные территории в современном мире являются одними из наиболее динамично развивающихся регионов. При этом все более возрастает значение экологического состояния прибрежных регионов, в т.ч. ориентированных на рекреационно-туристическую деятельность.

Интенсивное развитие территориальной экономики прибрежных регионов вступило в конфликт с интересами охраны окружающей среды. Прибрежные территории – сложный системный объект, обладающий повышенной уязвимостью к различным воздействиям. Использование ресурсов береговой зоны для различных целей осуществляется уже многие годы, причем преобладающим является курс на получение ближайших экономических выгод, прежде всего за счет использования природно-рекреационных ресурсов прибрежной территории. Такая деятельность наносит невосполнимый ущерб окружающей среде морского побережья.

С развитием туристских агломераций на прибрежных морских территориях возникает существенная опасность для окружающей природной среды, которой наносится ущерб инфраструктурой селитебной территории, потоком рекреантов, несовершенными технологиями и технологическим прессом.

Виды и источники загрязнений береговых курортно-рекреационных территорий

Под загрязнением прибрежной зоны моря и прибрежных территорий понимается поступление в результате антропогенной деятельности в морскую среду различных веществ, ухудшающих качество водных ресурсов, негативно влияющих на прибрежную экологию и состояние окружающей среды.

Загрязнение прибрежной зоны и прибрежных территорий моря в результате антропогенной деятельности может быть химическим, радиоактивным, микробиологическим, органическим, минералогическим и тепловым. Загрязняющие вещества оказывают влияние на метеорологические, гидрологические и климатические условия прибрежных регионов.

На береговых курортных территориях экологическая состояние определяется интегральным воздействием различных источников загрязнений, образующих сложный комплекс загрязняющих веществ. Эти вещества разными путями попадают в прибрежную зону моря (через поверхностные, подземные и речные стоки, из атмосферы и плавающих судов, непосредственно с бытовыми и промышленными стоками через глубоководные морские водовыпуски и т.п.) [1-5].

Примерно 80-85% загрязнений поступает в береговую зону моря от источников, расположенных в прибрежной зоне. Оценка ситуации затруднена в связи с тем, что муниципальные сточные воды содержат отходы многих производств региональной экономики.

Прибрежная зона Краснодарского края охватывает побережье Черного и Азовского морей. В качестве основных источников загрязнений береговой зоны прибрежных курортных территорий Краснодарского края можно рассмотреть следующие [1-5]:

- загрязнения прибрежной зоны моря;

- различные водотоки, впадающие в море и содержащие примеси загрязняющих веществ (реки, ливневые стоки, паводковые потоки и т.д.);

- выпуски сточных вод, которые на глубине сбрасывают в море загрязняющие муниципальные воды с очистных сооружений;

- временное минералогическое загрязнение воды в прибрежной зоне моря при отсыпке искусственных пляжей или при проведении берегозащитных мероприятий, а также связанное с абразией морских берегов;

- аварийные разливы нефтепродуктов морским и прибрежным транспортом (особенно вблизи территорий портов и портопунктов);

- загрязняющие атмосферные осадки, выпадающие в прибрежной зоне моря;

- антропогенное бактериальное загрязнение прибрежных вод, особенно в период курортного купального сезона;

- микробиологическое загрязнение прибрежной зоны как результат стока воды с поверхности в море.

Загрязнение моря

Значительная часть загрязняющих веществ в конечном итоге попадает именно в море и существенно зависит от уровня загрязнения рек и почвы. К важнейшим антропогенным источникам загрязнения прибрежной зоны Краснодарского края можно отнести [1-5]: неорганизованные хозяйственно-бытовые и ливневые стоки c территорий прибрежных населённых пунктов, смывы с водосборных площадей, организованные выпуски сточных вод с территорий предприятий, расположенных на территории прибрежных городов и населенных пунктов, туристическая нагрузка, особенно заметно возрастающая во время курортного сезона, круглогодичное прибрежное судоходство (маломерные и рыболовецкие суда, танкеры) и др.

Данные натурных наблюдений чаще всего показывают превышение уровня предельно допустимых концентраций (ПДК) для этих типов загрязнений. С ними в морскую воду попадают тяжёлые металлы, нефтепродукты, СПАВ, нитриты и легкоокисляемые органические вещества, различные биогенные элементы. Причина появления этих загрязнений – это, прежде всего, сток рек и значительная антропогенная нагрузка, особенно в курортный сезон [1-5].

Примеси, попадающие в прибрежную акваторию, обычно концентрируются вдоль берега. Под действием волн они распространяются вдоль берега. Прибрежная часть морской акватории является своеобразным интегратором всех видов загрязнений. Значительное количество загрязнений попадает в море через глубоководные выпуски сточных вод.

По российским нормативам при значении коли-индекса (один из количественных показателей загрязнения воды) свыше 10000 воды считаются умеренно загрязненными, свыше 25000 – грязными, свыше 50000 – очень грязными. Аналогичные международные нормы качества морской воды значительно жестче, чем в России.

Большая часть всей массы загрязняющих веществ вносится в водную систему прибрежных регионов, и соответственно в море с поверхностным и ливневым стоком через систему ливневой канализации с городских территорий и санитарно-неблагоустроенных населенных мест, расположенных вдоль побережья.

Анализ динамики сброса загрязненных сточных вод в береговую рекреационно-туристскую зону Черноморского и Азовского побережья Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск, Ейск) показывает, что за последние годы средний прирост составил 7%, но периоды роста сменяются и периодами спада загрязняющих сбросов [1-5].

Данные по основным рекреационным туристским территориям на Черноморском побережье Краснодарского края за последние 5 лет показывают снижение числа проб морской воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, и незначительный рост числа проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям [1-5].

Анализ лабораторных исследований прибрежных рекреационных вод на основных прибрежных туристско-рекреационных территориях Краснодарского края за последние пять лет выявил рост в несколько раз числа вес проб, не отвечающих нормативным требованиям по санитарно-химическим показателям [1-5].

Серьезные отклонения проб воды от нормативных показателей за весь рассмотренный период выявлены в основном по микробиологическим показателям. Наибольшее число случаев несоответствия воды нормативным параметрам отмечено в городе Сочи, лидером по чистоте водных массивов является Анапа. Основной период отклонений от нормативных показателей приходится на пляжный период курортного сезона [1-5].

Динамика загрязнения морских вод в целом по основным прибрежным курортным территориям региона показывает, что предельно допустимая концентрация загрязнения прибрежных морских вод имеет отрицательную динамику по показателям содержания свинца и загрязнения нефтепродуктами. Прирост наблюдается в концентрации железа.

Загрязнение от автотранспорта

Вклад автотранспорта в общее загрязнение и в объем выбросов вредных веществ в атмосферу для большинства прибрежных курортных территорий в настоящее время составляет весьма высокий процент от общего объема загрязнений воздуха, воды и почв (пыли, окислов углерода, окислов азота, углеводородов и др.). Наибольшее негативное воздействие на экосистему и загрязнение атмосферы большинства прибрежных курортных территорий оказывают окислы азота (NOx) [1-5]. Величина выбросов по категориям загрязняющих веществ за последние 5 лет практически не изменилась. В Сочи произошло небольшое сокращение выбросов, в Анапе – незначительный прирост. В целом по краю выбросы в атмосферу от автомобильного транспорта за последние 5 лет демонстрируют положительный прирост [1-5]. Тем не менее, транспортная нагрузка на окружающую среду прибрежных курортных территорий оценивается как «высокая».

Загрязнения от стационарных источников

Во всех городах-курортах на морских побережьях Краснодарского края львиную долю (98-99%) загрязняющих веществ составляют летучие органические соединения. В натуральном выражении как в 2014, так и в 2019 гг. наибольшая величина загрязняющих веществ отмечается в городе Сочи, однако Сочи – единственный из рассмотренных городов с отрицательной динамикой по всем группам загрязняющих веществ. Наименее благоприятная ситуация в Геленджике и Анапе с ростом выбросов – в 4,3 и 2 раза соответственно.

Шумовое загрязнение прибрежных территорий

Шумовое загрязнение связано с различными видами транспорта, прежде всего автомобильного. Основной транспортный поток (автомобильный, железнодорожный) в прибрежной зоне идет вблизи береговой линии и пляжей, пронизывает расположенные вдоль побережья курортные поселки. Пропускные возможности магистральных шоссейных дорог (особенно на Черноморском побережье) не справляются с транспортными потоками в курортный период. А это, в свою очередь, снижает привлекательность и качество рекреационных услуг прибрежной территории [1-5].

Антропогенная нагрузка

Интенсивная хозяйственная деятельность на прибрежных туристских территориях за последние годы существенно возросла. Наблюдается массовое строительство на побережье мини-отелей, расширяется жилищное строительство, строительство многофункциональных торговых центров, других объектов сферы туризма и сервиса. Отмечается заметный рост населения прибрежных территорий, прежде всего за счет трудовых мигрантов и лиц, переезжающих в прибрежные регионы на постоянное место жительства. Все это увеличивает плотность населения на приморских территориях, а также обуславливает рост антропогенной нагрузки на прибрежную береговую зону [1-5].

Рекреационная нагрузка

Динамика изменения туристических потоков на морские курорты и на единицу побережья приведена в таблице.

Рекреационная нагрузка на прибрежные туристские территории Краснодарского края за счет туристских потоков в период с 2011 по 2018 гг. выросла на 53%. Дальнейший ее рост без его сопровождения природно-восстановительными мероприятиями может привести к плачевным последствиям: истощению курортно-рекреационного потенциала прибрежных территорий и ухудшению экологической обстановки на побережье [4, 5].

Мониторинг прибрежных туристских территорий

Актуальность мониторинга качества состояния природной среды в целом и особенно водных ресурсов в прибрежной зоне Азово-Черноморского бассейна обусловлена следующими основными особенностями Краснодарского края [6-11]:

- прибрежная акватория Черного и Азовского морей и прилегающие территории активно используется в целях организованной рекреации и туризма;

Величина рекреационной нагрузки, чел./км2 на побережье [4, 5]

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество отдыхающих, чел.

11100000

11900000

11800000

13800000

15000000

15800000

16000000

17000000

Рекреационная нагрузка, чел./км2

6163

6607

6552

7662

8323

8773

8884

9439

- прибрежные территории морского побережья Краснодарского края характеризуются активным и нарастающим инженерно-техническим освоением, интенсивным рекреационным использованием побережья, высокой плотностью населения, сосредоточением инженерно-хозяйственной и транспортной инфраструктуры в узкой береговой полосе;

- заметно влияние гидротехнических сооружений (портовые сооружения и подходные каналы к ним, буны) на характер вдольберегового транспорта наносов с нарушением естественной литодинамики береговой зоны, приводящее к размывам и сокращению площади рекреационных пляжей, снижению их рекреационной площади, сверхнормативному увеличению числа туристов на единицу площади пляжей и дополнительным затратам на их восстановление. Увеличивающиеся туристские потоки, особенно в летний период, показывают дефицит пляжных территорий, особенно на Черноморском побережье региона.

Сочетание большой концентрации населения и локализации инженерно-технической инфраструктуры в узкой береговой зоне предопределяет высокую степень возможного ущерба береговой зоне моря и прибрежным туристским рекреационным ресурсам. Состояние окружающей среды в прибрежной зоне приближается (особенно в летний период) к кризисному, хотя и не может быть признано катастрофическим. Многие природные объекты прибрежных зон чувствительны к антропогенным воздействиям, которые могут угрожать существованию прибрежных природных комплексов. Процветание туризма как важнейшей отрасли региональной экономики невозможно, если территории потеряют свою привлекательность для гостей [5]. Используемые в настоящее время методы территориального управления уже не могут обеспечить достижения устойчивого развития прибрежных регионов. Очевидным становится необходимость разработки новых подходов к управлению качеством окружающей среды морских туристско-рекреационных территорий как основы благосостояния. Также очевидна необходимость системного подхода к управлению в прибрежных зонах Краснодарского региона. Только такой комплексный системный подход в управлении прибрежными территориями сможет обеспечить их длительное устойчивое развитие [9-11, 13-19].

Целью исследований является разработка методологических подходов к управлению качеством окружающей среды морских туристско-рекреационных территорий, а также экологическая и антропогенная оценка ситуации на основных прибрежных курортных территориях Краснодарского края.

Материал и методы исследования

В статье были использованы опубликованные статистические материалы и исследования в области комплексного управления прибрежными регионами Краснодарского края и перспектив их устойчивого эколого-экономического и социального развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование и полученные результаты анализа имеющихся данных о загрязнениях береговой зоны позволяют выявить слабые и сильные стороны социально-экономического развития прибрежных курортных территорий Краснодарского края, определить необходимые ключевые подходы к управлению и достижению их экологической устойчивости.

Экологические подходы к охране окружающей среды прибрежных территорий

Прибрежные морские курорты региона, являющиеся рекреационными и туристскими центрами, должны в обязательном порядке иметь статус особо охраняемых территорий. На таких территориях должно быть закрыты или перепрофилированы экологически грязные виды хозяйственной деятельности. К сожалению, в этой очень сложной области законодательства в настоящее время еще имеется ряд неопределенностей, отсутствует в некоторых случаях четкое разграничение полномочий и административной ответственности органов управления земельными и морскими ресурсами [7].

В мировой практике в последние десятилетия возобладал комплексный подход к освоению ресурсов и оптимизации природопользования береговой зоной моря [9-11]. Центральной проблемой управления прибрежной зоной является интеграция задач управления ресурсами региона в пределах определенной зоны. Виды использования прибрежной зоны Краснодарского края подразделяются на соответствующие основные направления использования окружающей среды человеком [13-19]:

- рекреация;

- судоходство и коммуникации;

- биологические ресурсы;

- охрана экосистем;

- стратегические виды использования;

- удаление отходов и др.

Для прибрежных регионов выделяются 3 основные категории пользователей ресурсов:

- поселения человека;

- предприятия;

- береговые инженерные работы (берегозащита, оборудование портов, рекультивация земель).

К числу первоочередных задач управления для всех социальных групп пользователей прибрежных ресурсов региона можно отнести следующие:

- безопасность;

- планирования использования;

- контроль окружающей среды;

- региональное развитие.

При этом планирование, контроль окружающей среды и территориальное развитие должны быть приоритетными задачами устойчивого управления прибрежными регионами.

Для систем управления прибрежными курортными и туристскими территориями характерна также географическая привязка в виде их регионального деления: городская прибрежная среда и сельские прибрежные территории.

Городская прибрежная среда подразделяется на внутренние районы, морскую и береговую зону. Во внутренних районах границы системы управления окружающей средой физически совпадают с застроенной территорией, а административно – с границами городов. В море самым близким эквивалентом служат границы акватории порта (на Черноморском побережье Краснодарского края это порты Новороссийск, Туапсе и Сочи, на Азовском – Темрюк, Приморско-Ахтарск, Ейск). Основной задачей в этом региональном делении является решение конфликтов между видами его использования. Города, естественно, составляют основу планирования использования ресурсов прибрежных территорий в Краснодарском крае. Максимальную антропогенную нагрузку испытывают, как правило, пограничные городские экосистемы суша-море. К числу этих воздействий относятся: застройка территории, организация водоснабжения, удаление отходов, загрязнение, размещение инженерных сооружений и рекреационная деятельность.

Сельские прибрежные территории. Эта часть береговой зоны характеризуется преимущественно интенсивным использованием природной среды в рекреационной деятельности, рыболовстве и сельском хозяйстве. По данным исследований и статистики отдыха в летний период (примерно 4-5 месяцев в году) приобретает все большее значение в жизни граждан. Растет популярность отдыха в небольших поселках на морском побережье. Основной вид рекреационной деятельности на данных прибрежных территориях – сезонный пляжный туризм.

Однако резкий приток туристов в небольшие поселки на берегу моря вызвал в них бум строительства мини-отелей (в т.ч. и незаконного), что явилось причиной частичного нарушения прибрежных природных ландшафтов. Подобное резкое развитие небольших прибрежных поселков с отсутствием в них необходимой инфраструктуры по защите природных ресурсов (водовыпуски, канализация) ухудшает состояние рекреационных ресурсов, прежде всего водных ресурсов (особенно в летний период). Поэтому очевидным становится необходимость усиления контроля состоянием прибрежной зоны и водных ресурсов в небольших поселках на побережье Краснодарского края.

Существующие категории управления прибрежными ресурсами

Любая интегрированная система управления прибрежной зоной опирается на специальные категории управления, к числу которых относятся [6-19]:

- мониторинг морской среды;

- надзор за морепользованием;

- разработка проектов;

- оценка ресурсов;

- оценка рисков;

- оценка воздействия на окружающую среду;

- законодательство по береговой зоне;

- планирование использования ресурсов;

- оценка социальных воздействий;

- информационные и ГИС-технологии.

Мониторинг прибрежных территорий должен включать все формы обследований и сбора данных и направлен на постоянный контроль и наблюдение прибрежных рекреационных ресурсов и экосистем, испытывающих антропогенные воздействия. Наиболее важная проблема в береговой зоне связана с разработкой баз данных систем управления.

Важным аспектом управления береговой зоной является оценка состояния природных ресурсов прибрежной курортной территории. Оценка воздействия на окружающую среду лежит в основе контроля загрязнения природных ресурсов прибрежной туристской территории.

Также важной областью управления прибрежными туристскими территориями является оценка социальных воздействий, планирование и законодательство. Оценка социальных воздействий учитывает занятость населения, территориальные прибыли и доход на душу населения, миграцию населения и структуру территориального производства, а также традиционный образ жизни населения прибрежных курортных территорий [5].

Однако существующие методы управления прибрежными территориями уже не могут обеспечить достижения ими состояния устойчивого развития.

Формирование политики управления рекреационными территориями

Следует констатировать, что в действительности рекреационные зоны на морском побережье Краснодарского края не считаются особо охраняемыми государством территориями. В России пока еще отсутствует специальное законодательство, которое могло бы было стать основой для регулирования состояния окружающей среды рекреационных прибрежных территорий.

Мировой опыт показывает, что к таким территориям надо относиться как экологически чистому производству [7-12]. Любой проект, который предлагается реализовать в прибрежных туристско-рекреационных регионах, должен соответствовать требованиям экологической безопасности, относиться к экологически чистым видам деятельности. Одновременно необходимо сдерживание других видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде прибрежного региона.

Уникальным зонам рекреации и туризма – прибрежным территориям, законодательно необходимо придать особый статус, определяющий более жесткие условия хозяйствования для рекреационно-туристских предприятий и организаций, по сравнению с общепринятыми правилами, стандартами и нормами хозяйственного экологически допустимого поведения.

Методология КУПЗ – основной подход к реализации концепции устойчивого развития прибрежных территорий

Анализ международного опыта в освоении ресурсов прибрежной зоны и стремления к оптимальным условиям природопользования показывает, что комплексный подход к рациональному использованию рекреационного потенциала прибрежных территорий имеет существенное преимущество. Оптимальным является объединение функций планирования и контроля эколого-экономических условий развития прибрежных территорий в рамках одного регионального ведомства. Такой подход будет способствовать лучшей координации различных видов антропогенной деятельности. Такая координация управления в прибрежных регионах позволит устранить противоречия и конфликты между различными пользователями природных ресурсов прибрежных регионов [9-19].

Именно для морских курортных регионов во многих странах мира в последние десятилетия разрабатывается и успешно реализуется методология КУПЗ, которая представляет собой экономико-правовой механизм управления прибрежными природопользователями, имеющими различные противоречивые интересы на данной территории [12-18].

Методология КУПЗ представляется наиболее перспективным в настоящее время подходом к реализации концепции устойчивого развития прибрежных территорий и активно реализуется во многих странах, обладающих морским побережьем.

Ряд прибрежных регионов России (например, Калининградское побережье Балтийского моря, береговая зона Санкт-Петербурга и др.) уже разработали или проявляют интерес к полноценной разработке концепции региональных программ комплексного управления своими прибрежными зонами [7, 9, 13, 15-19]. Необходимость разработки соответствующих региональных программ КУПЗ для прибрежных территорий Краснодарского края является актуальной, исходя из важности рекреационных ресурсов Черноморского побережья Краснодарского края для всей страны [7, 9, 13].

Современный морской курорт, используемый, прежде всего, в туристско-рекреационных целях, может эффективно выполнять свое основное значение – обеспечение отдыха – только при условии сбалансированности всех его составляющих.

Оптимальное соотношение составных частей морских туристских территорий – сферы туризма, бальнеологической базы, транспорта, курортного сервиса, состояния окружающей среды и т.д. – может быть достигнуто при условии комплексного управления прибрежной курортной территорией.

Выводы

Необходимость решения практических задач, связанных с управлением в прибрежной зоне, развитием ее хозяйственной и отраслевой инфраструктуры (рекреация, туризм, морской транспорт, портовые терминалы, рыболовство и морекультуры, др. сферы региональной деятельности) приводит к необходимости использовать в региональном управлении методологию КУПЗ. Отсутствие юридического статуса прибрежной зоны, как объекта хозяйственной деятельности, усиливает необходимость развития управленческих действий, направленных на внедрения методологии КУПЗ в практическую деятельность.

Механизмом управления и принятия оптимальных управленческих решений, связанных с хозяйственной деятельностью и с сохранением природных ресурсов в прибрежном регионе также является мониторинг текущего состояния природных ресурсов региона, его экологического состояния, и использование для территориального управления соответствующих информационных ресурсов в системах поддержки принятия решений. [17-19].

Существуют все предпосылки для приложения усилий по реконструкции систем управления прибрежными туристскими регионами побережья Краснодарского края для проведения согласованной региональной политики КУПЗ. Цели и задачи КУПЗ в значительной степени пересекаются целями достижения состояния устойчивого развития для прибрежных курортных территорий [15-19].

Применение методологии комплексного управления прибрежными регионами (КУПЗ) для прибрежных территорий Краснодарского края [15-19]:

  • поможет прибрежным курортным регионам двигаться в направлении состояния их устойчивого развития;
  • минимизирует процессы деградации прибрежных природных систем;
  • позволит обеспечить условия для интегрированного управления многоотраслевой деятельностью прибрежных курортных регионов [19];
  • создаст экономико-правовой механизм управления различными противоречивыми интересами прибрежных природопользователей.

Имеются все объективные условия для организации процесса внедрения в практику системы КУПЗ для прибрежных туристско-рекреационных территорий региона [19]. Внедрение данной методологии управления для морских курортных регионов Краснодарского края будет способствовать целям достижения на этих территориях состояния устойчивого развития. Концепция КУПЗ может способствовать преобразованию структуры управления в прибрежных регионах, в т.ч. за счет совершенствования нормативно-правовой базы в области прибрежного природопользования [15-20].

Принципы построения такой концепции региональной системы КУПЗ должны отвечать следующим требованиям:

  • требование рационального природопользования;
  • требования по учету социально-экономических факторов;
  • требование обеспечения экологической стабильности;
  • требование по учету гидрометеорологических и других природных факторов в регионе [6, 7].

Кроме того, разработка концепции региональной системы КУПЗ прибрежных территорий региона должна сопровождаться рядом практических действий:

  • организация постоянного мониторинга экономических и социальных последствий хозяйственной деятельности в прибрежной зоне региона;
  • проведение паспортизации природопользователей прибрежной зоны побережья Краснодарского края с точки зрения использования ими природных прибрежных ресурсов;
  • выявление основных и планируемых на перспективу потребностей в природных ресурсах для существующих природопользователей;
  • постоянный мониторинг процессов, связанных как с загрязнением прибрежной зоны, так и с состоянием природных ресурсов прилегающей прибрежной территории;
  • организация переподготовки специалистов в области управления прибрежными территориями на основе методологии КУПЗ.

Реализация концепции КУПЗ для всего побережья региона придаст процессу использования природных ресурсов прибрежной зоны необходимые организационные и нормативные рамки, повысит эффективность решений в области экономического и социального развития.

Выполненные исследования были поддержаны РФФИ и Администрацией Краснодарского края (грант 19-410-230049 р_а)


Библиографическая ссылка

Дрейзис Ю.И., Видищева Е.В., Копырин А.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МОРСКИХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 468-476;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1450 (дата обращения: 24.06.2021).