Введение
Курортные прибрежные территории в современном мире являются одними из наиболее динамично развивающихся регионов. При этом все более возрастает значение экологического состояния прибрежных регионов, в т.ч. ориентированных на рекреационно-туристическую деятельность.
Интенсивное развитие территориальной экономики прибрежных регионов вступило в конфликт с интересами охраны окружающей среды. Прибрежные территории – сложный системный объект, обладающий повышенной уязвимостью к различным воздействиям. Использование ресурсов береговой зоны для различных целей осуществляется уже многие годы, причем преобладающим является курс на получение ближайших экономических выгод, прежде всего за счет использования природно-рекреационных ресурсов прибрежной территории. Такая деятельность наносит невосполнимый ущерб окружающей среде морского побережья.
С развитием туристских агломераций на прибрежных морских территориях возникает существенная опасность для окружающей природной среды, которой наносится ущерб инфраструктурой селитебной территории, потоком рекреантов, несовершенными технологиями и технологическим прессом.
Виды и источники загрязнений береговых курортно-рекреационных территорий
Под загрязнением прибрежной зоны моря и прибрежных территорий понимается поступление в результате антропогенной деятельности в морскую среду различных веществ, ухудшающих качество водных ресурсов, негативно влияющих на прибрежную экологию и состояние окружающей среды.
Загрязнение прибрежной зоны и прибрежных территорий моря в результате антропогенной деятельности может быть химическим, радиоактивным, микробиологическим, органическим, минералогическим и тепловым. Загрязняющие вещества оказывают влияние на метеорологические, гидрологические и климатические условия прибрежных регионов.
На береговых курортных территориях экологическая состояние определяется интегральным воздействием различных источников загрязнений, образующих сложный комплекс загрязняющих веществ. Эти вещества разными путями попадают в прибрежную зону моря (через поверхностные, подземные и речные стоки, из атмосферы и плавающих судов, непосредственно с бытовыми и промышленными стоками через глубоководные морские водовыпуски и т.п.) [1-5].
Примерно 80-85% загрязнений поступает в береговую зону моря от источников, расположенных в прибрежной зоне. Оценка ситуации затруднена в связи с тем, что муниципальные сточные воды содержат отходы многих производств региональной экономики.
Прибрежная зона Краснодарского края охватывает побережье Черного и Азовского морей. В качестве основных источников загрязнений береговой зоны прибрежных курортных территорий Краснодарского края можно рассмотреть следующие [1-5]:
- загрязнения прибрежной зоны моря;
- различные водотоки, впадающие в море и содержащие примеси загрязняющих веществ (реки, ливневые стоки, паводковые потоки и т.д.);
- выпуски сточных вод, которые на глубине сбрасывают в море загрязняющие муниципальные воды с очистных сооружений;
- временное минералогическое загрязнение воды в прибрежной зоне моря при отсыпке искусственных пляжей или при проведении берегозащитных мероприятий, а также связанное с абразией морских берегов;
- аварийные разливы нефтепродуктов морским и прибрежным транспортом (особенно вблизи территорий портов и портопунктов);
- загрязняющие атмосферные осадки, выпадающие в прибрежной зоне моря;
- антропогенное бактериальное загрязнение прибрежных вод, особенно в период курортного купального сезона;
- микробиологическое загрязнение прибрежной зоны как результат стока воды с поверхности в море.
Загрязнение моря
Значительная часть загрязняющих веществ в конечном итоге попадает именно в море и существенно зависит от уровня загрязнения рек и почвы. К важнейшим антропогенным источникам загрязнения прибрежной зоны Краснодарского края можно отнести [1-5]: неорганизованные хозяйственно-бытовые и ливневые стоки c территорий прибрежных населённых пунктов, смывы с водосборных площадей, организованные выпуски сточных вод с территорий предприятий, расположенных на территории прибрежных городов и населенных пунктов, туристическая нагрузка, особенно заметно возрастающая во время курортного сезона, круглогодичное прибрежное судоходство (маломерные и рыболовецкие суда, танкеры) и др.
Данные натурных наблюдений чаще всего показывают превышение уровня предельно допустимых концентраций (ПДК) для этих типов загрязнений. С ними в морскую воду попадают тяжёлые металлы, нефтепродукты, СПАВ, нитриты и легкоокисляемые органические вещества, различные биогенные элементы. Причина появления этих загрязнений – это, прежде всего, сток рек и значительная антропогенная нагрузка, особенно в курортный сезон [1-5].
Примеси, попадающие в прибрежную акваторию, обычно концентрируются вдоль берега. Под действием волн они распространяются вдоль берега. Прибрежная часть морской акватории является своеобразным интегратором всех видов загрязнений. Значительное количество загрязнений попадает в море через глубоководные выпуски сточных вод.
По российским нормативам при значении коли-индекса (один из количественных показателей загрязнения воды) свыше 10000 воды считаются умеренно загрязненными, свыше 25000 – грязными, свыше 50000 – очень грязными. Аналогичные международные нормы качества морской воды значительно жестче, чем в России.
Большая часть всей массы загрязняющих веществ вносится в водную систему прибрежных регионов, и соответственно в море с поверхностным и ливневым стоком через систему ливневой канализации с городских территорий и санитарно-неблагоустроенных населенных мест, расположенных вдоль побережья.
Анализ динамики сброса загрязненных сточных вод в береговую рекреационно-туристскую зону Черноморского и Азовского побережья Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск, Ейск) показывает, что за последние годы средний прирост составил 7%, но периоды роста сменяются и периодами спада загрязняющих сбросов [1-5].
Данные по основным рекреационным туристским территориям на Черноморском побережье Краснодарского края за последние 5 лет показывают снижение числа проб морской воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, и незначительный рост числа проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям [1-5].
Анализ лабораторных исследований прибрежных рекреационных вод на основных прибрежных туристско-рекреационных территориях Краснодарского края за последние пять лет выявил рост в несколько раз числа вес проб, не отвечающих нормативным требованиям по санитарно-химическим показателям [1-5].
Серьезные отклонения проб воды от нормативных показателей за весь рассмотренный период выявлены в основном по микробиологическим показателям. Наибольшее число случаев несоответствия воды нормативным параметрам отмечено в городе Сочи, лидером по чистоте водных массивов является Анапа. Основной период отклонений от нормативных показателей приходится на пляжный период курортного сезона [1-5].
Динамика загрязнения морских вод в целом по основным прибрежным курортным территориям региона показывает, что предельно допустимая концентрация загрязнения прибрежных морских вод имеет отрицательную динамику по показателям содержания свинца и загрязнения нефтепродуктами. Прирост наблюдается в концентрации железа.
Загрязнение от автотранспорта
Вклад автотранспорта в общее загрязнение и в объем выбросов вредных веществ в атмосферу для большинства прибрежных курортных территорий в настоящее время составляет весьма высокий процент от общего объема загрязнений воздуха, воды и почв (пыли, окислов углерода, окислов азота, углеводородов и др.). Наибольшее негативное воздействие на экосистему и загрязнение атмосферы большинства прибрежных курортных территорий оказывают окислы азота (NOx) [1-5]. Величина выбросов по категориям загрязняющих веществ за последние 5 лет практически не изменилась. В Сочи произошло небольшое сокращение выбросов, в Анапе – незначительный прирост. В целом по краю выбросы в атмосферу от автомобильного транспорта за последние 5 лет демонстрируют положительный прирост [1-5]. Тем не менее, транспортная нагрузка на окружающую среду прибрежных курортных территорий оценивается как «высокая».
Загрязнения от стационарных источников
Во всех городах-курортах на морских побережьях Краснодарского края львиную долю (98-99%) загрязняющих веществ составляют летучие органические соединения. В натуральном выражении как в 2014, так и в 2019 гг. наибольшая величина загрязняющих веществ отмечается в городе Сочи, однако Сочи – единственный из рассмотренных городов с отрицательной динамикой по всем группам загрязняющих веществ. Наименее благоприятная ситуация в Геленджике и Анапе с ростом выбросов – в 4,3 и 2 раза соответственно.
Шумовое загрязнение прибрежных территорий
Шумовое загрязнение связано с различными видами транспорта, прежде всего автомобильного. Основной транспортный поток (автомобильный, железнодорожный) в прибрежной зоне идет вблизи береговой линии и пляжей, пронизывает расположенные вдоль побережья курортные поселки. Пропускные возможности магистральных шоссейных дорог (особенно на Черноморском побережье) не справляются с транспортными потоками в курортный период. А это, в свою очередь, снижает привлекательность и качество рекреационных услуг прибрежной территории [1-5].
Антропогенная нагрузка
Интенсивная хозяйственная деятельность на прибрежных туристских территориях за последние годы существенно возросла. Наблюдается массовое строительство на побережье мини-отелей, расширяется жилищное строительство, строительство многофункциональных торговых центров, других объектов сферы туризма и сервиса. Отмечается заметный рост населения прибрежных территорий, прежде всего за счет трудовых мигрантов и лиц, переезжающих в прибрежные регионы на постоянное место жительства. Все это увеличивает плотность населения на приморских территориях, а также обуславливает рост антропогенной нагрузки на прибрежную береговую зону [1-5].
Рекреационная нагрузка
Динамика изменения туристических потоков на морские курорты и на единицу побережья приведена в таблице.
Рекреационная нагрузка на прибрежные туристские территории Краснодарского края за счет туристских потоков в период с 2011 по 2018 гг. выросла на 53%. Дальнейший ее рост без его сопровождения природно-восстановительными мероприятиями может привести к плачевным последствиям: истощению курортно-рекреационного потенциала прибрежных территорий и ухудшению экологической обстановки на побережье [4, 5].
Мониторинг прибрежных туристских территорий
Актуальность мониторинга качества состояния природной среды в целом и особенно водных ресурсов в прибрежной зоне Азово-Черноморского бассейна обусловлена следующими основными особенностями Краснодарского края [6-11]:
- прибрежная акватория Черного и Азовского морей и прилегающие территории активно используется в целях организованной рекреации и туризма;
Величина рекреационной нагрузки, чел./км2 на побережье [4, 5]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Количество отдыхающих, чел. |
11100000 |
11900000 |
11800000 |
13800000 |
15000000 |
15800000 |
16000000 |
17000000 |
Рекреационная нагрузка, чел./км2 |
6163 |
6607 |
6552 |
7662 |
8323 |
8773 |
8884 |
9439 |
- прибрежные территории морского побережья Краснодарского края характеризуются активным и нарастающим инженерно-техническим освоением, интенсивным рекреационным использованием побережья, высокой плотностью населения, сосредоточением инженерно-хозяйственной и транспортной инфраструктуры в узкой береговой полосе;
- заметно влияние гидротехнических сооружений (портовые сооружения и подходные каналы к ним, буны) на характер вдольберегового транспорта наносов с нарушением естественной литодинамики береговой зоны, приводящее к размывам и сокращению площади рекреационных пляжей, снижению их рекреационной площади, сверхнормативному увеличению числа туристов на единицу площади пляжей и дополнительным затратам на их восстановление. Увеличивающиеся туристские потоки, особенно в летний период, показывают дефицит пляжных территорий, особенно на Черноморском побережье региона.
Сочетание большой концентрации населения и локализации инженерно-технической инфраструктуры в узкой береговой зоне предопределяет высокую степень возможного ущерба береговой зоне моря и прибрежным туристским рекреационным ресурсам. Состояние окружающей среды в прибрежной зоне приближается (особенно в летний период) к кризисному, хотя и не может быть признано катастрофическим. Многие природные объекты прибрежных зон чувствительны к антропогенным воздействиям, которые могут угрожать существованию прибрежных природных комплексов. Процветание туризма как важнейшей отрасли региональной экономики невозможно, если территории потеряют свою привлекательность для гостей [5]. Используемые в настоящее время методы территориального управления уже не могут обеспечить достижения устойчивого развития прибрежных регионов. Очевидным становится необходимость разработки новых подходов к управлению качеством окружающей среды морских туристско-рекреационных территорий как основы благосостояния. Также очевидна необходимость системного подхода к управлению в прибрежных зонах Краснодарского региона. Только такой комплексный системный подход в управлении прибрежными территориями сможет обеспечить их длительное устойчивое развитие [9-11, 13-19].
Целью исследований является разработка методологических подходов к управлению качеством окружающей среды морских туристско-рекреационных территорий, а также экологическая и антропогенная оценка ситуации на основных прибрежных курортных территориях Краснодарского края.
Материал и методы исследования
В статье были использованы опубликованные статистические материалы и исследования в области комплексного управления прибрежными регионами Краснодарского края и перспектив их устойчивого эколого-экономического и социального развития.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование и полученные результаты анализа имеющихся данных о загрязнениях береговой зоны позволяют выявить слабые и сильные стороны социально-экономического развития прибрежных курортных территорий Краснодарского края, определить необходимые ключевые подходы к управлению и достижению их экологической устойчивости.
Экологические подходы к охране окружающей среды прибрежных территорий
Прибрежные морские курорты региона, являющиеся рекреационными и туристскими центрами, должны в обязательном порядке иметь статус особо охраняемых территорий. На таких территориях должно быть закрыты или перепрофилированы экологически грязные виды хозяйственной деятельности. К сожалению, в этой очень сложной области законодательства в настоящее время еще имеется ряд неопределенностей, отсутствует в некоторых случаях четкое разграничение полномочий и административной ответственности органов управления земельными и морскими ресурсами [7].
В мировой практике в последние десятилетия возобладал комплексный подход к освоению ресурсов и оптимизации природопользования береговой зоной моря [9-11]. Центральной проблемой управления прибрежной зоной является интеграция задач управления ресурсами региона в пределах определенной зоны. Виды использования прибрежной зоны Краснодарского края подразделяются на соответствующие основные направления использования окружающей среды человеком [13-19]:
- рекреация;
- судоходство и коммуникации;
- биологические ресурсы;
- охрана экосистем;
- стратегические виды использования;
- удаление отходов и др.
Для прибрежных регионов выделяются 3 основные категории пользователей ресурсов:
- поселения человека;
- предприятия;
- береговые инженерные работы (берегозащита, оборудование портов, рекультивация земель).
К числу первоочередных задач управления для всех социальных групп пользователей прибрежных ресурсов региона можно отнести следующие:
- безопасность;
- планирования использования;
- контроль окружающей среды;
- региональное развитие.
При этом планирование, контроль окружающей среды и территориальное развитие должны быть приоритетными задачами устойчивого управления прибрежными регионами.
Для систем управления прибрежными курортными и туристскими территориями характерна также географическая привязка в виде их регионального деления: городская прибрежная среда и сельские прибрежные территории.
Городская прибрежная среда подразделяется на внутренние районы, морскую и береговую зону. Во внутренних районах границы системы управления окружающей средой физически совпадают с застроенной территорией, а административно – с границами городов. В море самым близким эквивалентом служат границы акватории порта (на Черноморском побережье Краснодарского края это порты Новороссийск, Туапсе и Сочи, на Азовском – Темрюк, Приморско-Ахтарск, Ейск). Основной задачей в этом региональном делении является решение конфликтов между видами его использования. Города, естественно, составляют основу планирования использования ресурсов прибрежных территорий в Краснодарском крае. Максимальную антропогенную нагрузку испытывают, как правило, пограничные городские экосистемы суша-море. К числу этих воздействий относятся: застройка территории, организация водоснабжения, удаление отходов, загрязнение, размещение инженерных сооружений и рекреационная деятельность.
Сельские прибрежные территории. Эта часть береговой зоны характеризуется преимущественно интенсивным использованием природной среды в рекреационной деятельности, рыболовстве и сельском хозяйстве. По данным исследований и статистики отдыха в летний период (примерно 4-5 месяцев в году) приобретает все большее значение в жизни граждан. Растет популярность отдыха в небольших поселках на морском побережье. Основной вид рекреационной деятельности на данных прибрежных территориях – сезонный пляжный туризм.
Однако резкий приток туристов в небольшие поселки на берегу моря вызвал в них бум строительства мини-отелей (в т.ч. и незаконного), что явилось причиной частичного нарушения прибрежных природных ландшафтов. Подобное резкое развитие небольших прибрежных поселков с отсутствием в них необходимой инфраструктуры по защите природных ресурсов (водовыпуски, канализация) ухудшает состояние рекреационных ресурсов, прежде всего водных ресурсов (особенно в летний период). Поэтому очевидным становится необходимость усиления контроля состоянием прибрежной зоны и водных ресурсов в небольших поселках на побережье Краснодарского края.
Существующие категории управления прибрежными ресурсами
Любая интегрированная система управления прибрежной зоной опирается на специальные категории управления, к числу которых относятся [6-19]:
- мониторинг морской среды;
- надзор за морепользованием;
- разработка проектов;
- оценка ресурсов;
- оценка рисков;
- оценка воздействия на окружающую среду;
- законодательство по береговой зоне;
- планирование использования ресурсов;
- оценка социальных воздействий;
- информационные и ГИС-технологии.
Мониторинг прибрежных территорий должен включать все формы обследований и сбора данных и направлен на постоянный контроль и наблюдение прибрежных рекреационных ресурсов и экосистем, испытывающих антропогенные воздействия. Наиболее важная проблема в береговой зоне связана с разработкой баз данных систем управления.
Важным аспектом управления береговой зоной является оценка состояния природных ресурсов прибрежной курортной территории. Оценка воздействия на окружающую среду лежит в основе контроля загрязнения природных ресурсов прибрежной туристской территории.
Также важной областью управления прибрежными туристскими территориями является оценка социальных воздействий, планирование и законодательство. Оценка социальных воздействий учитывает занятость населения, территориальные прибыли и доход на душу населения, миграцию населения и структуру территориального производства, а также традиционный образ жизни населения прибрежных курортных территорий [5].
Однако существующие методы управления прибрежными территориями уже не могут обеспечить достижения ими состояния устойчивого развития.
Формирование политики управления рекреационными территориями
Следует констатировать, что в действительности рекреационные зоны на морском побережье Краснодарского края не считаются особо охраняемыми государством территориями. В России пока еще отсутствует специальное законодательство, которое могло бы было стать основой для регулирования состояния окружающей среды рекреационных прибрежных территорий.
Мировой опыт показывает, что к таким территориям надо относиться как экологически чистому производству [7-12]. Любой проект, который предлагается реализовать в прибрежных туристско-рекреационных регионах, должен соответствовать требованиям экологической безопасности, относиться к экологически чистым видам деятельности. Одновременно необходимо сдерживание других видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде прибрежного региона.
Уникальным зонам рекреации и туризма – прибрежным территориям, законодательно необходимо придать особый статус, определяющий более жесткие условия хозяйствования для рекреационно-туристских предприятий и организаций, по сравнению с общепринятыми правилами, стандартами и нормами хозяйственного экологически допустимого поведения.
Методология КУПЗ – основной подход к реализации концепции устойчивого развития прибрежных территорий
Анализ международного опыта в освоении ресурсов прибрежной зоны и стремления к оптимальным условиям природопользования показывает, что комплексный подход к рациональному использованию рекреационного потенциала прибрежных территорий имеет существенное преимущество. Оптимальным является объединение функций планирования и контроля эколого-экономических условий развития прибрежных территорий в рамках одного регионального ведомства. Такой подход будет способствовать лучшей координации различных видов антропогенной деятельности. Такая координация управления в прибрежных регионах позволит устранить противоречия и конфликты между различными пользователями природных ресурсов прибрежных регионов [9-19].
Именно для морских курортных регионов во многих странах мира в последние десятилетия разрабатывается и успешно реализуется методология КУПЗ, которая представляет собой экономико-правовой механизм управления прибрежными природопользователями, имеющими различные противоречивые интересы на данной территории [12-18].
Методология КУПЗ представляется наиболее перспективным в настоящее время подходом к реализации концепции устойчивого развития прибрежных территорий и активно реализуется во многих странах, обладающих морским побережьем.
Ряд прибрежных регионов России (например, Калининградское побережье Балтийского моря, береговая зона Санкт-Петербурга и др.) уже разработали или проявляют интерес к полноценной разработке концепции региональных программ комплексного управления своими прибрежными зонами [7, 9, 13, 15-19]. Необходимость разработки соответствующих региональных программ КУПЗ для прибрежных территорий Краснодарского края является актуальной, исходя из важности рекреационных ресурсов Черноморского побережья Краснодарского края для всей страны [7, 9, 13].
Современный морской курорт, используемый, прежде всего, в туристско-рекреационных целях, может эффективно выполнять свое основное значение – обеспечение отдыха – только при условии сбалансированности всех его составляющих.
Оптимальное соотношение составных частей морских туристских территорий – сферы туризма, бальнеологической базы, транспорта, курортного сервиса, состояния окружающей среды и т.д. – может быть достигнуто при условии комплексного управления прибрежной курортной территорией.
Выводы
Необходимость решения практических задач, связанных с управлением в прибрежной зоне, развитием ее хозяйственной и отраслевой инфраструктуры (рекреация, туризм, морской транспорт, портовые терминалы, рыболовство и морекультуры, др. сферы региональной деятельности) приводит к необходимости использовать в региональном управлении методологию КУПЗ. Отсутствие юридического статуса прибрежной зоны, как объекта хозяйственной деятельности, усиливает необходимость развития управленческих действий, направленных на внедрения методологии КУПЗ в практическую деятельность.
Механизмом управления и принятия оптимальных управленческих решений, связанных с хозяйственной деятельностью и с сохранением природных ресурсов в прибрежном регионе также является мониторинг текущего состояния природных ресурсов региона, его экологического состояния, и использование для территориального управления соответствующих информационных ресурсов в системах поддержки принятия решений. [17-19].
Существуют все предпосылки для приложения усилий по реконструкции систем управления прибрежными туристскими регионами побережья Краснодарского края для проведения согласованной региональной политики КУПЗ. Цели и задачи КУПЗ в значительной степени пересекаются целями достижения состояния устойчивого развития для прибрежных курортных территорий [15-19].
Применение методологии комплексного управления прибрежными регионами (КУПЗ) для прибрежных территорий Краснодарского края [15-19]:
- поможет прибрежным курортным регионам двигаться в направлении состояния их устойчивого развития;
- минимизирует процессы деградации прибрежных природных систем;
- позволит обеспечить условия для интегрированного управления многоотраслевой деятельностью прибрежных курортных регионов [19];
- создаст экономико-правовой механизм управления различными противоречивыми интересами прибрежных природопользователей.
Имеются все объективные условия для организации процесса внедрения в практику системы КУПЗ для прибрежных туристско-рекреационных территорий региона [19]. Внедрение данной методологии управления для морских курортных регионов Краснодарского края будет способствовать целям достижения на этих территориях состояния устойчивого развития. Концепция КУПЗ может способствовать преобразованию структуры управления в прибрежных регионах, в т.ч. за счет совершенствования нормативно-правовой базы в области прибрежного природопользования [15-20].
Принципы построения такой концепции региональной системы КУПЗ должны отвечать следующим требованиям:
- требование рационального природопользования;
- требования по учету социально-экономических факторов;
- требование обеспечения экологической стабильности;
- требование по учету гидрометеорологических и других природных факторов в регионе [6, 7].
Кроме того, разработка концепции региональной системы КУПЗ прибрежных территорий региона должна сопровождаться рядом практических действий:
- организация постоянного мониторинга экономических и социальных последствий хозяйственной деятельности в прибрежной зоне региона;
- проведение паспортизации природопользователей прибрежной зоны побережья Краснодарского края с точки зрения использования ими природных прибрежных ресурсов;
- выявление основных и планируемых на перспективу потребностей в природных ресурсах для существующих природопользователей;
- постоянный мониторинг процессов, связанных как с загрязнением прибрежной зоны, так и с состоянием природных ресурсов прилегающей прибрежной территории;
- организация переподготовки специалистов в области управления прибрежными территориями на основе методологии КУПЗ.
Реализация концепции КУПЗ для всего побережья региона придаст процессу использования природных ресурсов прибрежной зоны необходимые организационные и нормативные рамки, повысит эффективность решений в области экономического и социального развития.
Выполненные исследования были поддержаны РФФИ и Администрацией Краснодарского края (грант 19-410-230049 р_а)