Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЬЕТНАМЕ

Павлова Е.А. 1 Нгуен Т.Т.Х. 1
1 Университет ИТМО
Предпринимательское образование – это новая концепция образования, созданная и применяемая с конца 1980-х годов в западных странах. Основное внимание в ней уделяется развитию у студентов предпринимательских навыков и знаний о предпринимательстве с целью содействия предпринимательской компетентности молодых людей и, что более важно, формированию их отношения и намерения к выбору предпринимательской карьеры, что позволит внести весомый вклад в развитие экономики страны. В работе проводится сравнительный анализ подходов к формированию предпринимательской экосистемы в России и Вьетнаме. Государственная поддержка и участие промышленности, научный и системный подход, помогли сделать обучение предпринимательству в России успешным. Вьетнам – это новая стартовая экономика, по сравнению с Россией, предпринимательство начало развиваться поздно во Вьетнаме. Но сейчас развитие и поддержка предпринимательства во Вьетнаме является национальным приоритетом. Принята и реализуется с 2016 г. общенациональная стратегическая инициатива по поддержке предпринимательства и инноваций для стимулирования экономического роста. В данной статье отражены теоретические и практические аспекты предпринимательского образования и исследовательской деятельности в университетах Вьетнама и России. Предложены решения по созданию национальной инновационной экосистемы во Вьетнаме и активизации коммерциализации вузовских инноваций.
предпринимательское образование; предпринимательская экосистема; инновации в образовании
1. Shane S., Venkataraman S. The promise of entrepreneurship as a field of research // Academy of management review. 2000. Vol. 25. №. 1. P. 217-226.
2. Pagano A., Petrucci F., Bocconcelli R. A business network perspective on unconventional entrepreneurship: A case from the cultural sector // Journal of Business Research. 2018. Vol. 92. P. 455-464.
3. Brush C.G., De Bruin A., Welter F. A gender-aware framework for women’s entrepreneurship // International Journal of Gender and entrepreneurship. 2009. Vol. 1. № 1. P. 8-24.
4. Katz J. A. The chronology and intellectual trajectory of American entrepreneurship education: 1876–1999 // Journal of business venturing. 2003. Vol. 18. № 2. P. 283-300.
5. Saad M., Guermat C., Brodie L. National innovation and knowledge performance: the role of higher education teaching and training // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 40. № 7. P. 1194-1209.
6. O’Connor A. A conceptual framework for entrepreneurship education policy: Meeting government and economic purposes // Journal of Business Venturing. 2013. Vol. 28. № 4. P. 546-563.
7. Meyer J.P., Allen, N.J. A three-component conceptualization of organizational commitment // Human Resource Management Review. 1991. Vol 1. № 1. P. 61–89.
8. Fayolle A., Gailly B., Lassas-Clerc N. Assessing the impact of entrepreneurship education programmes: A new methodology // Journal of European Industrial Training. 2006. Vol. 30. № 9. P. 701-720.
9. Walter S.G., Dohse D. Why mode and regional context matter for entrepreneurship education // Entrepreneurship & Regional Development. 2012. Vol 24. № 9. P .807-835.
10. Martin B.C., McNally J.J., Kay M.J. Examining the formation of human capital in entrepreneurship: A meta-analysis of entrepreneurship education outcomes // Journal of business venturing. 2013. Vol. 28. № 2. P. 211-224.
11. Solomon G., Dickson P. H., Solomon G. T., Weaver K. M. Entrepreneurial selection and success: does education matter? // Journal of small business and enterprise development. 2008.
12. Широкова Г.В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов // Бизнес-образование. 2012. № 1. С. 35-40.
13. Shirokova G.V., Bogatyreva K.A., Beliaeva T.V., Laskovaia A.K., Karpinskaia E.O. Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey National report Russia 2018. 2019.

Введение

Предпринимательство играет важную роль в устойчивом развитии во многих странах. Многие исследования продемонстрировали вклад начинающих предприятий в национальное экономическое развитие, особенно посредством создания рабочих мест и увеличения экономического разнообразия [1]. Содействие предпринимательству стало важной целью в стратегиях экономического развития многих стран. Поскольку предпринимательская деятельность оказывает существенное влияние на формирование экономической конкурентоспособности и инновационного потенциала [2] многие развитые страны вкладывают значительные средства в обучение предпринимательству в университетах [3, 4]. Университеты все чаще признаются в качестве институциональных акторов, которые играют центральную роль в развитии инновационного потенциала общества [5].

С 1990-х годов российская экономика резко изменилась, и правительство РФ предприняло активные шаги, чтобы обеспечить устойчивую основу для технического прогресса и устойчивого развития. Более 25 лет назад правительство предложило ряд инициатив для разработки концепции предпринимательского университета, создания инновационной инфраструктуры и развития обучения предпринимательству.

Как и в Советском Союзе до 1990-х годов, во Вьетнаме до 2000-х годов, у университетов, исследовательских институтов и промышленности было мало стимулов для инноваций и сотрудничества, учитывая сферы экономики Вьетнама. В результате инновационное поведение и предпринимательская деятельность университетов, исследовательских институтов и промышленности были пассивными. Инновационная инфраструктура не существовала, а личные стимулы для инноваций отсутствовали. Все это пагубно влияло на состояние и развитие экономики Вьетнама и не позволяло обеспечить существенный экономический рост.

В настоящее время Вьетнам как развивающаяся экономика твердо осознал важность обучения предпринимательству и фактически сделал его национальным приоритетом. С 2016 года правительство Вьетнама выдвинуло общенациональную стратегическую инициативу по стимулированию предпринимательства и инноваций для стимулирования дальнейшего экономического роста. В центре этой инициативы вьетнамские учебные заведения, в частности университеты, разработали и внедрили множество инновационных систем для обучения предпринимательству. Но этого недостаточно для полноценного и масштабного развития предпринимательского образования с целью содействия экономическому росту России и Вьетнама.

Цель исследования заключается в определении состояния и роли предпринимательского образования для формирования и развития предпринимательских компетенций, усиления коммерциализации инновационных разработок для устойчивого роста экономики, создания национальной инновационной системы.

Материал и методы исследования

Предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии. Шумпетер (1934) отмечает, что предпринимательство способствует омоложению экономики, стимулирует инновации в отраслях, вводит эффективные и действенные средства производства, а также является энергичной силой экономического развития. Соответственно, в правительственной политике усиливается тенденция поощрения предпринимательства за его очевидную экономическую выгоду [6]. Мейер и Аллен [7] считали, что предпринимательство является наиболее важным механизмом производства богатства, создания рабочих мест, инноваций и социально-экономического развития.

Выпускники университетов, которые рассматриваются как потенциальные предприниматели, как правило, начинают свое дело после завершения учебы. Они считаются более способными к предпринимательскому поведению, потому что они обычно имеют более высокий социально-экономический статус и обладают уникальными навыками и мышлением. Они регистрируют свой бизнес в государственных органах и регулярно платят налоги.

Признавая важность предпринимательства и принимая во внимание структурные и поведенческие изменения, в ряде стран было предпринято много усилий для развития предпринимательства, особенно среди молодежи и выпускников университетов. Политики разработали широкий спектр мер для поддержки предпринимательства. Образовательным учреждениям, в частности университетам, предлагается внести свой вклад в развитие экономики страны через определенные образовательные программы, направленные на обучение предпринимательству и подготовку квалифицированных специалистов, способных создавать и развивать инновационный бизнес. Многочисленные университеты осознают важность этого явления и приняли его в учебную программу.

Согласно Fayolle, Gailly и Lassas-Clerc [8] программа обучения предпринимательству определяется как любая педагогическая программа или образовательный процесс для формирования предпринимательских установок и навыков. Он включает в себя творческий подход, инновации и оценку рисков, а также способность планировать и управлять проектами для достижения целей. По мнению Консорциума по обучению предпринимательству (2008), обучение предпринимательству не только учит, как вести бизнес. Но также направлено на поощрение творческого мышления и развитие сильного чувства самооценки и расширения возможностей. Различные предшествующие исследования, в самых разных контекстах и странах, показали, что лекции по предпринимательству достаточно ценны для студентов [9]. Участие в образовательных программах по предпринимательству положительно коррелирует с общей предпринимательской деятельностью и экономическим эффектом созданных фирм [10, 11].

Результаты исследования
и их обсуждение

За последние 20 лет в России была разработана определенная система обучения предпринимательству. Российское правительство ввело благоприятную нормативно-правовую среду для поддержки инновационного развития и обучения предпринимательству. В конце 1990-х годов основной задачей было остановить роспуск национальных исследовательских институтов и университетов из-за недостаточного финансирования. Правительство осуществило ряд мер по укреплению и реструктуризации университетов и исследовательских институтов. Университеты получили исследовательские прерогативы, а ценность знаний, полученных в университетах, была признана бизнесом. В 2009-2010 годах правительство РФ приняло ряд законов и постановлений, направленных на государственную поддержку высших учебных заведений, ориентированных на развитие инновационной деятельности, реализующих проекты по созданию высокотехнологичных производств; создание возможностей для эффективного двустороннего сотрудничества между тремя институциональными сферами: правительством, промышленностью и университетом.

Правительство России активно поощряло развитие научно-технологических парков, бюро по передаче технологий, инновационных центров и т.д. В российских университетах были созданы центры инкубации технологий, а их предпринимательский потенциал и способность генерировать инновационные проекты, обучение предпринимательству и поощрение предпринимательства. были поощрены. В 2005-2008 годах были созданы научно-технические парки по всей России. Первый технологический инкубатор в России был создан в 2005 году в Томске. В 2008 году была создана национальная ассоциация по обучению предпринимательству (RAOP), чтобы объединить ведущих участников рынка и разработать критерии для стандартов наилучшей практики. А в 2011-2012 годах правительство предоставило федеральные гранты для создания предпринимательских университетов и региональных инновационных кластеров. Сколково, крупный инновационно-образовательный центр, построенный в Москве в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом, чтобы создать среду для инновационного развития и поддержки обучения предпринимательству. Сегодня во всех ведущих университетах России создана инновационная инфраструктура, позволяющая объединять усилий ученых, обучающихся, представителей бизнеса при разработке и коммерциализации инновационных проектов.

В настоящее время во многих российских университетах разрабатываются и внедряются различные курсы по предпринимательству и образовательные программы, связанные с предпринимательством. Согласно экспертной оценке [12], подавляющее большинство российских вузов относятся к группе университетов, предлагающих студентам ряд курсов по предпринимательству, управлению инновациями, управлению рисками в предпринимательстве и т.д.), и около 5% университетов попадают в группу университетов с развитой бизнес-инфраструктурой, включая бизнес-инкубаторы, центры поддержки бизнеса и т.д.

Согласно исследованию GUESS 2019 [13], около 63% студентов, опрошенных в российских университетах, признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а оставшимся 12% предлагали только один курс по выбору и по 18,8% как обязательный. Более половины российских студентов (50,40%) хотят основать свою компанию, стать предпринимателями, в международной выборке их доля составляет 34,70%. Процент потенциальных предпринимателей (которые пытались начать собственный бизнес в период обучения) среди студентов в России составляет порядка 30%, почти столько же, сколько в международных.

В настоящее время, в России создается полноценная инфраструктура и улучшается уровень обучения предпринимательству. Каждый университет разрабатывает свои программы для обучения предпринимательству в соответствии с особенностями и культурой университета. Университеты используют свои предпринимательские центры или инкубаторы для организации стажировок, увеличения рабочих мест и привлечения новых преподавателей и клиентов в кампус. В России многие российские преподаватели имеют опыт предпринимательской деятельности и даже могут быть самими предпринимателями. Они приглашаются университетами для преподавания специальных курсов и обмена собственным опытом в отрасли. В процессе обсуждения с профессорами российские студенты изучают знания в области предпринимательства и, что не менее важно, развивают инновационное и критическое мышление.

Университеты организуют много видов практической деятельности для обучения предпринимательству, включая практические занятия по выбору возможностей, написанию бизнес-планов и привлечению капитала. Существует также широкий спектр подходов к практическим действиям, таких как исследование рынка, исследование предприятий на месте, обучение на основе опыта, конкурс предпринимательского бизнес-плана, форум по предпринимательству (при поддержке студенческих клубов и ассоциаций) и так далее. Кроме того, практические действия поддерживаются корпоративными пожертвованиями и университетскими фондами для поддержки исследований студентов, научных конференций, публикаций и возможностей хакатона, тесно связанных с предпринимательством.

На основании ряда исследований [13] можно сделать вывод, что предпринимательское образование в России высоко оценивается студентами и оказывает положительное влияние на развитие студенческих инновационных инициатив и реализацию стартап-проектов. Тем не менее, программы и методы обучения предпринимательству должны развиваться и более активно продвигаться, чтобы иметь большие прорывы и оказывать существенное влияние на показатели экономического развития страны, прирост ВВП.

Во Вьетнаме за прошедшие несколько лет предпринимательство и инновации были ключом к реализации стратегии экономического роста. Правительство Вьетнама попыталось обеспечить более благоприятные условия для предпринимательства и инноваций путем снижения барьеров, укрепления государственных служб и поощрения студентов, ученых и инженеров к открытию новых предприятий.

Было создано много вьетнамских предприятий. Однако более 50 процентов этих предприятий уже исчезли или обанкротились из-за плохого планирования и неграмотного ведения бизнеса. Без хорошего руководства по предпринимательским проектам и экосистемам обучения предпринимательству затраты предпринимательских ресурсов будут слишком велики. Поэтому вьетнамские инвестиции в экосистему обучения предпринимательству имеют важное значение для успеха кампании «Массовое предпринимательство и инновации».

Премьер-министр Вьетнама издал Постановление № 1665 / QD-TTg (2017) об утверждении проекта «Поддержка студентов в начале их бизнеса до 2025 года». Общая цель проекта состоит в том, чтобы содействовать предпринимательскому духу студентов и вооружить учащихся знаниями и навыками для начала бизнеса во время обучения в вузе. Создать благоприятную среду для поддержки студентов в формировании и реализации идей и стартовых проектов, в том числе способствуя созданию рабочих мест для студентов после окончания учебного заведения.

Во Вьетнаме цели обучения предпринимательскому образованию или программы обучения формально не включены в миссию большинства колледжей и университетов. Тем не менее, эти цели и программы считаются необходимыми для повышения уровня занятости и поддержки новых правительственных инициатив. Для повышения уровня занятости и поддержки новых правительственных инициатив постановление Министерства образования и профессиональной подготовки № 1230 / QD-BGDDT (март 2018 года) предписывает высшим учебным заведениям считать приоритетами включение обучения предпринимательству в образовательной деятельности.

Большая часть недавно образованного обучения предпринимательству во вьетнамских университетах – это независимые программы, которые не тесно связаны с различными программами их университетов. Они новые, относительно слабые и непроверенные. Учебный план курса не тесно связан с практической деятельностью и системным дизайном. Методики преподавания являются традиционными, основанными на лекциях и обычно не приводят к положительным результатам обучения. Во Вьетнаме большинство преподавателей, которые ведут курсы по предпринимательству, являются специалистами по управлению или консультантами по вопросам карьерного роста персонала, не имеют достаточной академической подготовки в области предпринимательства или реального предпринимательского опыт. В связи с государственной системой занятости и низких зарплат университетам Вьетнама невозможно привлекать к процессу обучения специалистов из предприятий и отраслей для регулярного преподавания. Преподаватели и практики с частичной занятостью привлекаются лишь на короткие курсы. Все это не свидетельствует о высокой эффективности результатов образовательной деятельности и подготовке квалифицированных специалистов, способных успешно реализовать себя как предпринимателей.

Проблема заключается еще и в том, что в вузах Вьетнама цели обучения предпринимательству конкретно не определены, нет связи с бизнес-инкубаторами, центрами предпринимательства, центрами социального предпринимательства. Они еще не развивают экосистемы и прочные взаимоотношения ни внутри университета, ни с промышленностью и правительством, а также между университетами.

Сегодня во Вьетнаме сотрудничество между отраслью, университетом и исследованиями только началось, и оно еще не установило тесных партнерских отношений и не добилось ощутимых результатов. Большинство успешных продуктов основаны на бизнес-моделях программной науки и электронной коммерции. Обучение предпринимательству считается обязательным и утилитарными вьетнамскими университетами и правительством. Оно часто оценивается с точки зрения того, сколько предпринимательских проектов и конкурсов осуществляется студентами, сколько государственного финансирования получает университет для программ развития предпринимательства и сколько рабочих мест создается в рамках проектов студенческого предпринимательства.

Россия имеет более продолжительный опыт предпринимательской деятельности, чем Вьетнам, где предпринимательство только начинает становиться одной из важных дисциплин в сфере экономического образования для дальнейшего развития экономики страны. Предпринимательское образование в России в настоящее время несколько более полно и эффективно, чем вьетнамское, оно дает большие результаты и влияет на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности среди молодых специалистов. Вьетнам может опираться на сотрудничество и обмен опытом в обучении предпринимательству в университетах России для дальнейшего развития предпринимательской экосистемы в стране. Можно выделить основные задачи, которые требуется решить для достижения поставленных целей.

Первое – это изменение мышления. Руководители университетов должны осознавать важность создания инновационной предпринимательской экосистемы в университетском городке. Следует создать сеть преподавателей и менторов по инновациям и предпринимательству в университетах. Постепенное внедрение учебных программ по инновациям и предпринимательству в университеты поможет сформировать и развивать культуру предпринимательства среди поколений студентов и выпускников университетов и распространять их в обществе. Кроме того, потребность в инновационных стандартах качества предпринимательства должно быть включено в аккредитационный план программы университета.

Второе касается познавательных результатов. Во Вьетнаме результаты часто оцениваются с точки зрения количества предпринимательских проектов и количества рабочих мест, созданных в рамках студенческих предпринимательских проектов. Но было бы неправильно делать вывод, что, вкладывая средства в государственные фонды поддержки курсов и программ по предпринимательству, можно ожидать быстрой отдачи в виде увеличения доли населения, участвующего в создании собственного бизнеса. Вьетнамские университеты должны понимать, что обучение предпринимательству в первую очередь должно сформировать необходимые навыки в жизни и работе.

Третье касается финансовой поддержки. Несмотря на то, что правительство Вьетнама прилагает максимум усилий и выделяет средства и ресурсы для обучения предпринимательству, этого недостаточно. Университеты в России финансируются и за счет средств, поступающих от правительства и промышленности. И университетам Вьетнама необходимо искать различных инвесторов для поддержания своей конкурентноспособности.

В-четвертых, следует создать широкий набор курсов обучения предпринимательскому образованию во Вьетнаме, сфокусированный на предпринимательстве в области бухгалтерского учета, управления, финансов и других областях. Типичные курсы могут включать «Инвестиции и риск», «Признание возможностей», «Исследования по предпринимательству» и так далее. Критическая точка для содержания обучения зависит от ситуации и реалий общества, от потребностей бизнес-структур.

Заключение

В настоящее время университеты во Вьетнаме ориентированы только на преподавание и недостаточно сильны в области исследований, инноваций, предпринимательства. Но совершенствование предпринимательского образования действительно необходимо для дальнейшего развития экономики страны и напрямую влияет на формирование национальной инновационной системы. Университет – важный агент в изменении вьетнамской культуры и является отличным стартом для талантливых специалистов в разных сферах деятельности. Сам университет должен действовать как инновационная организация, а также принимать участие в создании инновационной предпринимательской экосистемы для нации. Обучение предпринимательству и инновационной деятельности в университетах является не просто данью модному движению, а представляет собой сложный и долгий процесс. Результаты его не могут быть получены быстро.

Следует отметить, что именно взаимодействие между университетами и промышленностью, создание условий для использования результатов научных знаний, поддержка талантливых студентов имеет большое значение для повышения инновационного потенциала как вузов, так и бизнес-структур. В этом процессе сотрудничества бизнес может получить высококачественные человеческие ресурсы или инвестиционные возможности в потенциальных проектах. А университет может воспользоваться кадровыми ресурсами и инфраструктурой бизнеса. Таким образом, процесс обучения будет разнообразным, эффективным и будет влиять на формирование и стимулирование предпринимательской культуры и способствовать коммерциализации и передаче знаний.


Библиографическая ссылка

Павлова Е.А., Нгуен Т.Т.Х. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЬЕТНАМЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 309-315;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1426 (дата обращения: 21.11.2024).