Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF DEVELOPING ENTREPRENEURIAL EDUCATION IN RUSSIA AND VIETNAM

Pavlova E.A. 1 Nguyen T.T.H. 1
1 ITMO University
Entrepreneurial education is a new concept of education created and applied since the late 1980s in Western countries. It focuses on developing students ‘ entrepreneurial skills and knowledge about entrepreneurship in order to promote the entrepreneurial competence of young people and, more importantly, to shape their attitude and intention to choose an entrepreneurial career, which will make a significant contribution to the development of the country’s economy. The paper provides a comparative analysis of approaches to the formation of an entrepreneurial ecosystem in Russia and Vietnam. Government support and the involvement of industry, scientific and systematic approach have helped make entrepreneurship education successful in Russia. Vietnam is a new start-up economy, compared to Russia, entrepreneurship began to develop late in Vietnam. But now the development and support of entrepreneurship in Vietnam is a national priority. A national strategic initiative to support entrepreneurship and innovation to stimulate economic growth has been adopted and implemented since 2016. This article reflects the theoretical and practical aspects of entrepreneurial education and research at universities in Vietnam and Russia. Solutions for creating a national innovation ecosystem in Vietnam and enhancing the commercialization of University innovations are proposed.
entrepreneurial education; entrepreneurial ecosystem; educational innovations

Введение

Предпринимательство играет важную роль в устойчивом развитии во многих странах. Многие исследования продемонстрировали вклад начинающих предприятий в национальное экономическое развитие, особенно посредством создания рабочих мест и увеличения экономического разнообразия [1]. Содействие предпринимательству стало важной целью в стратегиях экономического развития многих стран. Поскольку предпринимательская деятельность оказывает существенное влияние на формирование экономической конкурентоспособности и инновационного потенциала [2] многие развитые страны вкладывают значительные средства в обучение предпринимательству в университетах [3, 4]. Университеты все чаще признаются в качестве институциональных акторов, которые играют центральную роль в развитии инновационного потенциала общества [5].

С 1990-х годов российская экономика резко изменилась, и правительство РФ предприняло активные шаги, чтобы обеспечить устойчивую основу для технического прогресса и устойчивого развития. Более 25 лет назад правительство предложило ряд инициатив для разработки концепции предпринимательского университета, создания инновационной инфраструктуры и развития обучения предпринимательству.

Как и в Советском Союзе до 1990-х годов, во Вьетнаме до 2000-х годов, у университетов, исследовательских институтов и промышленности было мало стимулов для инноваций и сотрудничества, учитывая сферы экономики Вьетнама. В результате инновационное поведение и предпринимательская деятельность университетов, исследовательских институтов и промышленности были пассивными. Инновационная инфраструктура не существовала, а личные стимулы для инноваций отсутствовали. Все это пагубно влияло на состояние и развитие экономики Вьетнама и не позволяло обеспечить существенный экономический рост.

В настоящее время Вьетнам как развивающаяся экономика твердо осознал важность обучения предпринимательству и фактически сделал его национальным приоритетом. С 2016 года правительство Вьетнама выдвинуло общенациональную стратегическую инициативу по стимулированию предпринимательства и инноваций для стимулирования дальнейшего экономического роста. В центре этой инициативы вьетнамские учебные заведения, в частности университеты, разработали и внедрили множество инновационных систем для обучения предпринимательству. Но этого недостаточно для полноценного и масштабного развития предпринимательского образования с целью содействия экономическому росту России и Вьетнама.

Цель исследования заключается в определении состояния и роли предпринимательского образования для формирования и развития предпринимательских компетенций, усиления коммерциализации инновационных разработок для устойчивого роста экономики, создания национальной инновационной системы.

Материал и методы исследования

Предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии. Шумпетер (1934) отмечает, что предпринимательство способствует омоложению экономики, стимулирует инновации в отраслях, вводит эффективные и действенные средства производства, а также является энергичной силой экономического развития. Соответственно, в правительственной политике усиливается тенденция поощрения предпринимательства за его очевидную экономическую выгоду [6]. Мейер и Аллен [7] считали, что предпринимательство является наиболее важным механизмом производства богатства, создания рабочих мест, инноваций и социально-экономического развития.

Выпускники университетов, которые рассматриваются как потенциальные предприниматели, как правило, начинают свое дело после завершения учебы. Они считаются более способными к предпринимательскому поведению, потому что они обычно имеют более высокий социально-экономический статус и обладают уникальными навыками и мышлением. Они регистрируют свой бизнес в государственных органах и регулярно платят налоги.

Признавая важность предпринимательства и принимая во внимание структурные и поведенческие изменения, в ряде стран было предпринято много усилий для развития предпринимательства, особенно среди молодежи и выпускников университетов. Политики разработали широкий спектр мер для поддержки предпринимательства. Образовательным учреждениям, в частности университетам, предлагается внести свой вклад в развитие экономики страны через определенные образовательные программы, направленные на обучение предпринимательству и подготовку квалифицированных специалистов, способных создавать и развивать инновационный бизнес. Многочисленные университеты осознают важность этого явления и приняли его в учебную программу.

Согласно Fayolle, Gailly и Lassas-Clerc [8] программа обучения предпринимательству определяется как любая педагогическая программа или образовательный процесс для формирования предпринимательских установок и навыков. Он включает в себя творческий подход, инновации и оценку рисков, а также способность планировать и управлять проектами для достижения целей. По мнению Консорциума по обучению предпринимательству (2008), обучение предпринимательству не только учит, как вести бизнес. Но также направлено на поощрение творческого мышления и развитие сильного чувства самооценки и расширения возможностей. Различные предшествующие исследования, в самых разных контекстах и странах, показали, что лекции по предпринимательству достаточно ценны для студентов [9]. Участие в образовательных программах по предпринимательству положительно коррелирует с общей предпринимательской деятельностью и экономическим эффектом созданных фирм [10, 11].

Результаты исследования
и их обсуждение

За последние 20 лет в России была разработана определенная система обучения предпринимательству. Российское правительство ввело благоприятную нормативно-правовую среду для поддержки инновационного развития и обучения предпринимательству. В конце 1990-х годов основной задачей было остановить роспуск национальных исследовательских институтов и университетов из-за недостаточного финансирования. Правительство осуществило ряд мер по укреплению и реструктуризации университетов и исследовательских институтов. Университеты получили исследовательские прерогативы, а ценность знаний, полученных в университетах, была признана бизнесом. В 2009-2010 годах правительство РФ приняло ряд законов и постановлений, направленных на государственную поддержку высших учебных заведений, ориентированных на развитие инновационной деятельности, реализующих проекты по созданию высокотехнологичных производств; создание возможностей для эффективного двустороннего сотрудничества между тремя институциональными сферами: правительством, промышленностью и университетом.

Правительство России активно поощряло развитие научно-технологических парков, бюро по передаче технологий, инновационных центров и т.д. В российских университетах были созданы центры инкубации технологий, а их предпринимательский потенциал и способность генерировать инновационные проекты, обучение предпринимательству и поощрение предпринимательства. были поощрены. В 2005-2008 годах были созданы научно-технические парки по всей России. Первый технологический инкубатор в России был создан в 2005 году в Томске. В 2008 году была создана национальная ассоциация по обучению предпринимательству (RAOP), чтобы объединить ведущих участников рынка и разработать критерии для стандартов наилучшей практики. А в 2011-2012 годах правительство предоставило федеральные гранты для создания предпринимательских университетов и региональных инновационных кластеров. Сколково, крупный инновационно-образовательный центр, построенный в Москве в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом, чтобы создать среду для инновационного развития и поддержки обучения предпринимательству. Сегодня во всех ведущих университетах России создана инновационная инфраструктура, позволяющая объединять усилий ученых, обучающихся, представителей бизнеса при разработке и коммерциализации инновационных проектов.

В настоящее время во многих российских университетах разрабатываются и внедряются различные курсы по предпринимательству и образовательные программы, связанные с предпринимательством. Согласно экспертной оценке [12], подавляющее большинство российских вузов относятся к группе университетов, предлагающих студентам ряд курсов по предпринимательству, управлению инновациями, управлению рисками в предпринимательстве и т.д.), и около 5% университетов попадают в группу университетов с развитой бизнес-инфраструктурой, включая бизнес-инкубаторы, центры поддержки бизнеса и т.д.

Согласно исследованию GUESS 2019 [13], около 63% студентов, опрошенных в российских университетах, признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а оставшимся 12% предлагали только один курс по выбору и по 18,8% как обязательный. Более половины российских студентов (50,40%) хотят основать свою компанию, стать предпринимателями, в международной выборке их доля составляет 34,70%. Процент потенциальных предпринимателей (которые пытались начать собственный бизнес в период обучения) среди студентов в России составляет порядка 30%, почти столько же, сколько в международных.

В настоящее время, в России создается полноценная инфраструктура и улучшается уровень обучения предпринимательству. Каждый университет разрабатывает свои программы для обучения предпринимательству в соответствии с особенностями и культурой университета. Университеты используют свои предпринимательские центры или инкубаторы для организации стажировок, увеличения рабочих мест и привлечения новых преподавателей и клиентов в кампус. В России многие российские преподаватели имеют опыт предпринимательской деятельности и даже могут быть самими предпринимателями. Они приглашаются университетами для преподавания специальных курсов и обмена собственным опытом в отрасли. В процессе обсуждения с профессорами российские студенты изучают знания в области предпринимательства и, что не менее важно, развивают инновационное и критическое мышление.

Университеты организуют много видов практической деятельности для обучения предпринимательству, включая практические занятия по выбору возможностей, написанию бизнес-планов и привлечению капитала. Существует также широкий спектр подходов к практическим действиям, таких как исследование рынка, исследование предприятий на месте, обучение на основе опыта, конкурс предпринимательского бизнес-плана, форум по предпринимательству (при поддержке студенческих клубов и ассоциаций) и так далее. Кроме того, практические действия поддерживаются корпоративными пожертвованиями и университетскими фондами для поддержки исследований студентов, научных конференций, публикаций и возможностей хакатона, тесно связанных с предпринимательством.

На основании ряда исследований [13] можно сделать вывод, что предпринимательское образование в России высоко оценивается студентами и оказывает положительное влияние на развитие студенческих инновационных инициатив и реализацию стартап-проектов. Тем не менее, программы и методы обучения предпринимательству должны развиваться и более активно продвигаться, чтобы иметь большие прорывы и оказывать существенное влияние на показатели экономического развития страны, прирост ВВП.

Во Вьетнаме за прошедшие несколько лет предпринимательство и инновации были ключом к реализации стратегии экономического роста. Правительство Вьетнама попыталось обеспечить более благоприятные условия для предпринимательства и инноваций путем снижения барьеров, укрепления государственных служб и поощрения студентов, ученых и инженеров к открытию новых предприятий.

Было создано много вьетнамских предприятий. Однако более 50 процентов этих предприятий уже исчезли или обанкротились из-за плохого планирования и неграмотного ведения бизнеса. Без хорошего руководства по предпринимательским проектам и экосистемам обучения предпринимательству затраты предпринимательских ресурсов будут слишком велики. Поэтому вьетнамские инвестиции в экосистему обучения предпринимательству имеют важное значение для успеха кампании «Массовое предпринимательство и инновации».

Премьер-министр Вьетнама издал Постановление № 1665 / QD-TTg (2017) об утверждении проекта «Поддержка студентов в начале их бизнеса до 2025 года». Общая цель проекта состоит в том, чтобы содействовать предпринимательскому духу студентов и вооружить учащихся знаниями и навыками для начала бизнеса во время обучения в вузе. Создать благоприятную среду для поддержки студентов в формировании и реализации идей и стартовых проектов, в том числе способствуя созданию рабочих мест для студентов после окончания учебного заведения.

Во Вьетнаме цели обучения предпринимательскому образованию или программы обучения формально не включены в миссию большинства колледжей и университетов. Тем не менее, эти цели и программы считаются необходимыми для повышения уровня занятости и поддержки новых правительственных инициатив. Для повышения уровня занятости и поддержки новых правительственных инициатив постановление Министерства образования и профессиональной подготовки № 1230 / QD-BGDDT (март 2018 года) предписывает высшим учебным заведениям считать приоритетами включение обучения предпринимательству в образовательной деятельности.

Большая часть недавно образованного обучения предпринимательству во вьетнамских университетах – это независимые программы, которые не тесно связаны с различными программами их университетов. Они новые, относительно слабые и непроверенные. Учебный план курса не тесно связан с практической деятельностью и системным дизайном. Методики преподавания являются традиционными, основанными на лекциях и обычно не приводят к положительным результатам обучения. Во Вьетнаме большинство преподавателей, которые ведут курсы по предпринимательству, являются специалистами по управлению или консультантами по вопросам карьерного роста персонала, не имеют достаточной академической подготовки в области предпринимательства или реального предпринимательского опыт. В связи с государственной системой занятости и низких зарплат университетам Вьетнама невозможно привлекать к процессу обучения специалистов из предприятий и отраслей для регулярного преподавания. Преподаватели и практики с частичной занятостью привлекаются лишь на короткие курсы. Все это не свидетельствует о высокой эффективности результатов образовательной деятельности и подготовке квалифицированных специалистов, способных успешно реализовать себя как предпринимателей.

Проблема заключается еще и в том, что в вузах Вьетнама цели обучения предпринимательству конкретно не определены, нет связи с бизнес-инкубаторами, центрами предпринимательства, центрами социального предпринимательства. Они еще не развивают экосистемы и прочные взаимоотношения ни внутри университета, ни с промышленностью и правительством, а также между университетами.

Сегодня во Вьетнаме сотрудничество между отраслью, университетом и исследованиями только началось, и оно еще не установило тесных партнерских отношений и не добилось ощутимых результатов. Большинство успешных продуктов основаны на бизнес-моделях программной науки и электронной коммерции. Обучение предпринимательству считается обязательным и утилитарными вьетнамскими университетами и правительством. Оно часто оценивается с точки зрения того, сколько предпринимательских проектов и конкурсов осуществляется студентами, сколько государственного финансирования получает университет для программ развития предпринимательства и сколько рабочих мест создается в рамках проектов студенческого предпринимательства.

Россия имеет более продолжительный опыт предпринимательской деятельности, чем Вьетнам, где предпринимательство только начинает становиться одной из важных дисциплин в сфере экономического образования для дальнейшего развития экономики страны. Предпринимательское образование в России в настоящее время несколько более полно и эффективно, чем вьетнамское, оно дает большие результаты и влияет на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности среди молодых специалистов. Вьетнам может опираться на сотрудничество и обмен опытом в обучении предпринимательству в университетах России для дальнейшего развития предпринимательской экосистемы в стране. Можно выделить основные задачи, которые требуется решить для достижения поставленных целей.

Первое – это изменение мышления. Руководители университетов должны осознавать важность создания инновационной предпринимательской экосистемы в университетском городке. Следует создать сеть преподавателей и менторов по инновациям и предпринимательству в университетах. Постепенное внедрение учебных программ по инновациям и предпринимательству в университеты поможет сформировать и развивать культуру предпринимательства среди поколений студентов и выпускников университетов и распространять их в обществе. Кроме того, потребность в инновационных стандартах качества предпринимательства должно быть включено в аккредитационный план программы университета.

Второе касается познавательных результатов. Во Вьетнаме результаты часто оцениваются с точки зрения количества предпринимательских проектов и количества рабочих мест, созданных в рамках студенческих предпринимательских проектов. Но было бы неправильно делать вывод, что, вкладывая средства в государственные фонды поддержки курсов и программ по предпринимательству, можно ожидать быстрой отдачи в виде увеличения доли населения, участвующего в создании собственного бизнеса. Вьетнамские университеты должны понимать, что обучение предпринимательству в первую очередь должно сформировать необходимые навыки в жизни и работе.

Третье касается финансовой поддержки. Несмотря на то, что правительство Вьетнама прилагает максимум усилий и выделяет средства и ресурсы для обучения предпринимательству, этого недостаточно. Университеты в России финансируются и за счет средств, поступающих от правительства и промышленности. И университетам Вьетнама необходимо искать различных инвесторов для поддержания своей конкурентноспособности.

В-четвертых, следует создать широкий набор курсов обучения предпринимательскому образованию во Вьетнаме, сфокусированный на предпринимательстве в области бухгалтерского учета, управления, финансов и других областях. Типичные курсы могут включать «Инвестиции и риск», «Признание возможностей», «Исследования по предпринимательству» и так далее. Критическая точка для содержания обучения зависит от ситуации и реалий общества, от потребностей бизнес-структур.

Заключение

В настоящее время университеты во Вьетнаме ориентированы только на преподавание и недостаточно сильны в области исследований, инноваций, предпринимательства. Но совершенствование предпринимательского образования действительно необходимо для дальнейшего развития экономики страны и напрямую влияет на формирование национальной инновационной системы. Университет – важный агент в изменении вьетнамской культуры и является отличным стартом для талантливых специалистов в разных сферах деятельности. Сам университет должен действовать как инновационная организация, а также принимать участие в создании инновационной предпринимательской экосистемы для нации. Обучение предпринимательству и инновационной деятельности в университетах является не просто данью модному движению, а представляет собой сложный и долгий процесс. Результаты его не могут быть получены быстро.

Следует отметить, что именно взаимодействие между университетами и промышленностью, создание условий для использования результатов научных знаний, поддержка талантливых студентов имеет большое значение для повышения инновационного потенциала как вузов, так и бизнес-структур. В этом процессе сотрудничества бизнес может получить высококачественные человеческие ресурсы или инвестиционные возможности в потенциальных проектах. А университет может воспользоваться кадровыми ресурсами и инфраструктурой бизнеса. Таким образом, процесс обучения будет разнообразным, эффективным и будет влиять на формирование и стимулирование предпринимательской культуры и способствовать коммерциализации и передаче знаний.