Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РАЗВИТЫХ СТРАН: ЗАИМСТВОВАНИЕ ОПЫТА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Тадтаев Д.М. 1
1 ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова»
Современная мировая экономика находится в процессе перехода к шестому технологическому укладу посредством организационно-экономических, материально-технологических и регуляторных изменений, преобладающее значение в которых играет инновационная направленность, меняющая всю парадигму фундаментальных основ, на которых базировалась рыночная экономика. В статье рассматривается опыт построения инновационной экономики в развитых странах, проведен анализ основных этапов формирования инновационной экономики. Выделены фундаментальные особенности, на которых сформировался опыт создания инновационной экономики. Современная мировая экономика находится в процессе перехода к шестому технологическому укладу посредством организационно-экономических, материально-технологических и регуляторных изменений, преобладающее значение в которых играет инновационная направленность, меняющая всю парадигму фундаментальных основ, на которых базировалась рыночная экономика. В статье рассматривается опыт построения инновационной экономики в развитых странах, проведен анализ основных этапов формирования инновационной экономики. Выделены фундаментальные особенности, на которых сформировался опыт создания инновационной экономики.
национальная экономика
инновационная экономика
национальная инновационная система
республика южная осетия
глобальная конкурентоспособность
1. Абрамова М.И., Манахов С.В. Сравнительный анализ инновационных стратегий зарубежных стран // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2017. №6(96). С. 198-205.
2. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Особенности формирования инновационной экономики в некоторых азиатских странах: возможности заимствования опыта в условиях Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. №11. С. 59-70.
3. Колотырина Е.А. Национальные инновационные системы в условиях нарастания неопределенности мировой экономики. Опыт Республики Корея: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.14 / Колотырина Екатерина Алексеева; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»]. – М., 2018. 198 с.
4. Лешакова Н.П. Государственное регулирование инновационного развития Республики Корея // Вопросы инновационной экономики. 2017. №2. Т. 7. С. 161-174.
5. Наумова Е.В. Германия и Сингапур: суверенные модели инновационного развития // Инновации и инвестиции. 2019. №3. С. 60-67.
6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

Актуальность исследуемой темы определяется рядом следующих взаимосвязанных обстоятельств.

– на современном этапе осознание необходимости и разработка эффективной национальной инновационной экономики остается неспешным и противоречивым процессом, что определяет необходимость разработки механизма, направленный на конкретизацию концептуальной модели развития и построения государственной инновационной политики;

– создание множества моделей, на которых строятся национальные инновационные системы и проблема выбора наиболее эффективной системы для национальной экономки Республики Южная Осетия;

– эффективность любой национальной инновационной системы зависит от грамотного государственного управления и инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования. Возникает объективная необходимость методологического сопровождения оценки эффективности инновационной системы и разработки стратегии ее развития, учитывающей ее структуру, взаимосвязь элементов и национальные особенности.

Материалы и методы исследования

В процессе изучения опыта азиатских стран в вопросах формирования инновационной экономки использовались статистические, логические методы, а также методы обобщения и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Связующими элементами мировой экономики, на которых планируется создание новой модели хозяйственных отношений между все странами, являются инновации и цифровые технологии. Сегодня можно смело утверждать, что дальнейшее развитие человечества и всего мирового хозяйства без них, невозможны.

В научный обиход понятие «инновации» впервые введено Й. Шумпетером в 1911 году в работе «Теория экономического развития», в которой изложена концепция инноваций [6]. Споры по толкованию понятия «инновации» до сих пор не утихли. Существует множество подходов к определению инноваций и их классификаций. Выделяют инновации процессные, объектные, радикальные, вспомогательные и т.д. Практически вся научная среда инновации рассматривают с позиции ведущих европейских и американских стран (Великобритания, Германия, США), так как, они долгое время по праву признавались мировыми лидерами в этой сфере. Но, постепенно пьедестал уступается передовым странам Юго-Восточной и Восточной Азии. Тенденция построения инновационной экономики не мог обойти стороной, самого крупного его представителя, Китая. При этом, учитывая несомненные успехи этой страны, в данной статье рассмотрен опыт и других азиатских стран, которые пополи в перечень мировых лидеров в сфере инноваций.

Для проведения сравнительного анализа стран, общепринятой практикой стала подготовка рейтингов по ним. В статье Абрамовой М.И., Манахова С.В. представлена таблица сравнительных характеристик [1], которая расширена автором в части азиатских стран.

По результатам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом в 2019 году, в «The Global Competitiveness Report 2019» попали все азиатские страны. На первом месте оказался Сингапур, на шестом месте Япония, на тринадцатом месте Республика Корея (Южная Корея) [3]. Не менее интересным является «Bloomberg Innovation Index 2019», который подготавливается экспертами «Блумберг». Здесь на первом месте оказалась Республика Корея (Южная Корея), на шестом месте Сингапур и на девятом месте Япония [2].

Стремление Республики Южная Осетия создать собственную национальную экономику – это стратегическая цель, которую необходимо достичь в возможно короткие сроки для сохранения государственного суверенитета. В быстроменяющейся конъюнктуре мировой экономики и геополитике, сегодня практически нет времени на «холостые обороты». Необходимо разработать качественный «рецепт» последовательных действий, которые будут показывать как качественные, так и количественные изменения в структуре народного хозяйства.

Автор, исходя из проведенного исследования, глубоко убежден, что предпринимаемые меры в национальной экономике должны базироваться на инновационных началах с учетом особенностей Республики Южная Осетия. Процесс длительный и сложный, но формулирование национальной инновационной модели – осознанная необходимость. Без инновационной модели с каждым днем увеличивает вероятность, что Республика Южная Осетия за бортом мировой экономики 21 века.

Это совсем не говорит о том, что необходимо изобретать «колесо». Существует достаточное количество теоретических выкладок и практического опыта по разработке и внедрению таких систем, и в зависимости от положения национальной экономики, мировой опыт может быть как позитивный, так и негативный. Его необходимо структурировать и провести качественный анализ, без которого крайне опасно формировать новую национальную экономику инновационного типа, функциональная обязанность которой – обеспечение национальных интересов Республики Южная Осетия.

Сравнительные характеристики инновационных стратегий зарубежных стран [1, 3, 4]. *

Страна / название стратегии

Цели и задачи

Основные области реализации

Механизмы и инструменты реализации

Инновационная инфраструктура

Роль образования

Великобритания/ «Инновационная нация»

Основная задача – создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг. Основные стратегические задачи: увеличение объема совокупных затрат на исследования и разработки до 2,5% национального дохода; укрепление сотрудничества между университетами и бизнесом; повышение уровня профессиональных навыков в области науки, технологий, инженерного дела и математики.

Спрос на инновации; поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе; связь инноваций с научно-исследовательской базой; международная инновационная деятельность; профессиональные навыки, связанные с инновациями; инновации в секторе государственных услуг; региональные инновации.

Инновационные платформы; трансфер технологий; исследовательские гранты; контракты, заключаемые на конкурсных условиях; кредитные гарантии малым фирмам; налоговые кредиты; государственные закупки; инновационные ваучеры; ежегодный инновационный доклад.

Наукограды, научно-исследовательские советы, фонды «раннего роста», фонды венчурного капитала, центр исследования инноваций.

Для максимизации инновационного потенциала страны предполагается создание национальных квалификационных академий в каждом крупном секторе экономики, оказание поддержки развитию преподавания в школах, колледжах и университетах дисциплин, связанных с наукой, технологиями, инженерным делом и математикой, дальнейшее расширение третичного образования, а также развитие повышения профессиональной квалификации для активизации инновационной деятельности в предпринимательском секторе.

Япония / Комплекс-ная стратегия развития инновационной экономики Японии до 2025 г. «Инновации 25»

Основные цели – достижение нового уровня благосостояния японской нации; формирование «Большой Азии» и активизация инновационного сотрудничества с остальной частью мира; формирование высокодуховной, творческой нации, согласной на риски инновационного развития. Стратегическая задача увеличить количество нобелевских лауреатов, повысить уровень международной мобильности ученых, исследователей и студентов.

Медицина и здравоохранение; экология, водные ресурсы и энергетика; передовые технологии и развитие промышленности; безопасность и комфортная жизнь для населения.

Налоговые кредиты; надбавки к налогам; возмещение расходов на оплату услуг патентного поверенного и патентных пошлин; возврат лицензионных пошлин; субсидии и дотации; льготные тарифы; ценовая политика; ужесточение наказаний за нарушение прав интеллектуальной собственности

Венчурные фирмы; центры трансферта технологий; бизнес- инкубаторы; научные парки; технополисы.

Университеты являются центрами создания интеллектуальной собственности и выступают региональными инновационными центрами.

Увеличение финансирования университетов государством.

Государство поощряет творческую активность в университетах и развитие человеческих ресурсов, обладающих уникальными способностями. Устраиваются площадки для взаимодействия государства, ученых и бизнеса - специальные штабы для решения узкоспециализированных научно-технических проблем.

Германия / Стратегия высоких технологий Германии

Цель – захватить мировое лидерство в высокотехнологичном развитии, в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров и услуг и стать инновационным государством.

Основные задачи – поставка на мировой рынок современной и высококачественной продукции, расширение потенциала частного сектора и создание новых рабочих мест.

Биотехнология, нанотехнология, производственная технология, исследования сферы услуг, микро- и наноэлектроника, оптическая технология, космос, информационные технологии, коммуникационные технологии.

Кластеры; поддержание трансфера знаний и технологий; «выработка правил»; регулирование охраны окружающей среды; установление стандартов качества; низкопроцентные кредиты; государственные закупки.

Бизнес-инкубационные центры; центры развития; Институт Макса Планка; Институт Фраунгофера; Ассоциация Гельмгольца; Ассоциация Лейбница.

Ежегодный рост доли затрат на НИОКР университетов; участие университетов в конкуренции за финансирование научных и исследовательских проектов; спонсирование кафедр в университете компаниями; подготовка и переподготовка кадров в приоритетных отраслях высокотехнологичного развития.

США

Основная цель – Америка должна быть лидером, возглавить научно-технический прогресс.

Основные задачи: инвестирование в фундаментальные и прикладные исследования; создание новых стимулов для частных инновационных разработок; поощрение достижений в области энергетики и медицины; улучшение математического и естественнонаучного образования.

Обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление связей между фундаментальными науками и национальными целями; развитие эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами; подготовка ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века; повышение уровня научно-технических знаний населения страны.

Кластеры; специальные экономические зоны инновационного типа; налоговые кредиты; льготное налогообложение; программы НИОКР; трансфер технологий; государственные заказы.

Технопарки; бизнес-инкубаторы; центры превосходства; венчурные фирмы; научно-исследовательские центры; национальные лаборатории; бизнес-ангелы; фонды поддержки НИОКР

США – абсолютный мировой лидер по расходам на образование. Именно университеты являются базой инновационной структуры США. Университеты не только готовят специалистов в области высоких технологий, но и осуществляют создание и коммерциализацию технологических разработок Университеты играют незаменимую роль в процессе формирования национального человеческого капитала в области науки и технологий.

Сингапур /

Государственная программа развития инноваций, исследований и предпринимательства

Осуществление коммерциализации передовых технологий, разработанных в исследовательских лабораториях, через создание стартап-компаний; оказание помощи университетам и политехническим колледжам по развитию академического предпринимательства и превращению результатов исследовательской деятельности в коммерческие продукты для реализации на рынке.

Передовые отрасли производства (биотехнологии, фармацевтика, производство электроники, судостроение, сектор финансовых услуг и международный туризм); биомедицину и здравоохранение; сферу услуг и цифровую экономику; градостроительство, развитие проекта «умный город».

Упрощенная регистрации бизнеса, налоговые льготы инновационным предприятиям. Английский язык, являющийся государственным, облегчает деятельность международных компаний, находящихся в Сингапуре. Разработан стандарт международного образца по созданию инвестиционной инфраструктуры в государстве.

Центры превосходства, центры трансферта технологий, фонды «посевного финансирования», бизнес-инкубаторы, государственные венчурные фонды, универсальные институты поддержки инноваций.

Политика правящих кругов направлена на комплексную поддержку инновационных процессов, начиная с исследовательских работ (многопрофильная деятельность научно-исследовательского фонда, финансовая поддержка исследований на всех стадиях, созданные совместно с международными университетами исследовательских центров), развития инновационного и предпринимательского духа, начиная со средних учебных заведений, и заканчивая поддержкой технологической модернизации предприятий.

Республика Корея (Южная Корея) / Государственная программа «креативной экономики»

Формирование, координация и оценка политики по развитию НИОКР в промышленной сфере; развитие региональной инновационной системы; поддержка коммерциализации новых технологий; стимулирование частных инвестиций в НИОКР; расширение глобального сотрудничества по обмену и развитию технологий.

Фундаментальные НИОКР (судостроение, освоение космоса, физика элементарных частиц); зеленые технологии (возобновляемая энергетика) и биотехнологии; высокопроизводительные вычисления, в том числе и облачные; IT-технологии.

В 2015-ом году была проведена налоговая реформа, направленная на стимулирование национальной экономики, развитие малого и среднего бизнеса и рационализацию налоговой системы: введено ограничение на использование чистых операционных убытков до 80% для крупных компаний; предоставление налоговых кредитов продлено еще на 3 года, но снижена ставка налогового кредита для инвестиций в НИОКР и энергосберегающие производства; уточнены критерии определения недвижимого имущества крупных компаний, для налогообложения доходов от прироста капитала; сокращен объем электронных услуг, подлежащих регистрации для уплаты НДС; введена взаимная нулевая ставка НДС на определенные услуги, оказываемые нерезиденту, в том случае если в стране нерезидента также применятся нулевая ставка.

Государственный фонд развития малых и средних предприятий «Фонд создания будущего»; бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры коллективного доступа; технопарки; технополисы; наукограды.

Развитие региональных университетов согласно направлениям функционирования кластеров; развитие научно-исследовательских институтов и университетов, поддержка ученых

* Доработана автором.

Рассматривая опыт формирования инновационной экономики азиатских стран, мы столкнулись со множеством подходов к системному исследованию инновационных процессов: линейная модель инноваций, «модель треугольника», концепция национальной инновационной системы, теория «тройной спирали», модели локальных, региональных, глобальных, функциональных и т.д. инновационных систем. Наиболее развитой, универсальной и значимой среди них остается сформированная в 1980-е гг. модель национальной инновационной системы. Это объясняется тем, что страна по-прежнему играет ключевую роль в формировании инновационного климата и назначении правил игры. Более того, остальные концепции системного изучения инноваций не вступают в прямую конкуренцию с моделью НИС, а дополняют или углубляют ее.

Что касается национальной экономики Республики Южная Осетия, то теоретическая разработка концепции становления началась 90-х годов прошлого века, слепо заимствуя механизмы из других моделей и потом удивляясь, что они у нас не работают; либо пытаемся создать какую-то свою систему без учёта иностранного опыта, удивляясь, что и это не работает. Только сбалансированный подход позволит достичь значительных результатов.

В качестве стратегического направления развития Республики Южная Осетия создание национальной инновационной системы должно быть объявлено на уровне государства. Опыт азиатских государств в этом вопросе может быть полезен. Во-первых, инновационное развитие в рассмотренных государствах шло крайне быстрыми темпами, однако в относительно небольшой срок. Во-вторых, изначально в этих странах не было никаких природных ресурсов.

На примере Сингапура мы убедились, что благодаря продуманному управлению и правильно выбранному курсу – на построение инновационной экономики – за короткий по историческим меркам промежуток времени вполне возможно выйти в лидеры не только в регионе, но и в мире. Пример Сингапура во многом полезен для Республики Южная Осетия. В первую очередь, речь идет о принципе верховенства закона и равенства всех перед законом. В Республике Южная Осетия принимается много правильных законов. Однако почему-то именно их беспрекословное исполнение остается в стороне. Разумеется, при построении инновационной экономики от острейшего вопроса коррупции также никуда не деться. Очень эффективной мерой для разрешения этого вопроса в Сингапуре показала себя смертная казнь [5]. Это совершенно не значит, что в Республике Южная Осетия необходимо ввести эту меру наказания, однако, как показывает история, управление человеческим страхом с помощью радикальных мер может очень существенно повлиять на сокращение уровня коррупции в стране, по крайней мере, на первых порах.

Также необходимы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Через это прошли Сингапур и Япония, к этому идет и Южная Корея. В Республике Южная Осетия необходимо продолжить создание условий для того, чтобы наша страна казалась привлекательной для иностранцев. Здесь все упирается в организацию благоприятного инвестиционного климата, который начинается со стабильного и четкого законодательства и состояния судебной системы.

Что касается южнокорейского опыта построения инновационной экономики, то здесь для Республики Южная Осетия интересно будет «начало» пути, потому что инициатива инновационного развития в Южной Корее пошла от государственных лидеров. Особенность югоосетинского менталитета позволит государственным органам в первое время полностью контролировать деятельность субъектов инновационной экономики. Однако с одной очень важной оговоркой: государственные лидеры и управленцы должны мыслить системно, точно понимать сущность инновационной экономики, четко ставить цели и задачи, на всех этапах контролируя происходящее.

Многие наиболее эффективные методы стимулирования инновационной деятельности в ЕС (образование и подготовка кадров, рамочные программы), США (ведение и финансирование бизнеса, создание условий для него) и странах Азиатского региона (меры государственного управления) могут применяться в Республике Южная Осетия. Республике Южная Осетия для начала следует воспользоваться достаточно жестким, но эффективным примером прорывного развития азиатских стран, а в дальнейшем выстраивать свою инновационную систему подобно странам Европейского союза и США – планомерно и целенаправленно, постепенно корректируя свой курс и ошибки.

Заключение

Сегодня национальная экономика Республики Южная Осетия – это непочатый край работы с неограниченными возможностями. Отсутствие правовой базы, регулирующей инновационную деятельность, необходимо рассматривать не как слабость, а возможность создания либеральной законодательной системы с «нуля» для стимулирования инновационной активности.

Любое решение о заимствовании какой-то зарубежной инновационной модели или ее определенной части должно приниматься с осторожностью и детальной проработанностью высококвалифицированными специалистами в инновационной сфере, поскольку необходимо помнить о существенной разнице в уровнях социально-экономического развития между Республикой Южная Осетия и государствами, у которых заимствуется модель, национальными особенностями и менталитетом.

Однако в настоящий момент, исходя из финансовых, геополитических и географических ограничений, необходимо сформировать целенаправленную и продуманную инновационную политику, позволяющая осуществлять инновационную деятельность в четко структурированных рамках, на основе изученного международного опыта и привлеченных инвестиций. Только при таких условиях в Республике Южная Осетия возможно формирование национальной экономики инновационного типа.


Библиографическая ссылка

Тадтаев Д.М. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РАЗВИТЫХ СТРАН: ЗАИМСТВОВАНИЕ ОПЫТА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-2. – С. 193-199;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1365 (дата обращения: 30.12.2024).