Актуальность исследуемой темы определяется рядом следующих взаимосвязанных обстоятельств.
– на современном этапе осознание необходимости и разработка эффективной национальной инновационной экономики остается неспешным и противоречивым процессом, что определяет необходимость разработки механизма, направленный на конкретизацию концептуальной модели развития и построения государственной инновационной политики;
– создание множества моделей, на которых строятся национальные инновационные системы и проблема выбора наиболее эффективной системы для национальной экономки Республики Южная Осетия;
– эффективность любой национальной инновационной системы зависит от грамотного государственного управления и инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования. Возникает объективная необходимость методологического сопровождения оценки эффективности инновационной системы и разработки стратегии ее развития, учитывающей ее структуру, взаимосвязь элементов и национальные особенности.
Материалы и методы исследования
В процессе изучения опыта азиатских стран в вопросах формирования инновационной экономки использовались статистические, логические методы, а также методы обобщения и сравнения.
Результаты исследования и их обсуждение
Связующими элементами мировой экономики, на которых планируется создание новой модели хозяйственных отношений между все странами, являются инновации и цифровые технологии. Сегодня можно смело утверждать, что дальнейшее развитие человечества и всего мирового хозяйства без них, невозможны.
В научный обиход понятие «инновации» впервые введено Й. Шумпетером в 1911 году в работе «Теория экономического развития», в которой изложена концепция инноваций [6]. Споры по толкованию понятия «инновации» до сих пор не утихли. Существует множество подходов к определению инноваций и их классификаций. Выделяют инновации процессные, объектные, радикальные, вспомогательные и т.д. Практически вся научная среда инновации рассматривают с позиции ведущих европейских и американских стран (Великобритания, Германия, США), так как, они долгое время по праву признавались мировыми лидерами в этой сфере. Но, постепенно пьедестал уступается передовым странам Юго-Восточной и Восточной Азии. Тенденция построения инновационной экономики не мог обойти стороной, самого крупного его представителя, Китая. При этом, учитывая несомненные успехи этой страны, в данной статье рассмотрен опыт и других азиатских стран, которые пополи в перечень мировых лидеров в сфере инноваций.
Для проведения сравнительного анализа стран, общепринятой практикой стала подготовка рейтингов по ним. В статье Абрамовой М.И., Манахова С.В. представлена таблица сравнительных характеристик [1], которая расширена автором в части азиатских стран.
По результатам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом в 2019 году, в «The Global Competitiveness Report 2019» попали все азиатские страны. На первом месте оказался Сингапур, на шестом месте Япония, на тринадцатом месте Республика Корея (Южная Корея) [3]. Не менее интересным является «Bloomberg Innovation Index 2019», который подготавливается экспертами «Блумберг». Здесь на первом месте оказалась Республика Корея (Южная Корея), на шестом месте Сингапур и на девятом месте Япония [2].
Стремление Республики Южная Осетия создать собственную национальную экономику – это стратегическая цель, которую необходимо достичь в возможно короткие сроки для сохранения государственного суверенитета. В быстроменяющейся конъюнктуре мировой экономики и геополитике, сегодня практически нет времени на «холостые обороты». Необходимо разработать качественный «рецепт» последовательных действий, которые будут показывать как качественные, так и количественные изменения в структуре народного хозяйства.
Автор, исходя из проведенного исследования, глубоко убежден, что предпринимаемые меры в национальной экономике должны базироваться на инновационных началах с учетом особенностей Республики Южная Осетия. Процесс длительный и сложный, но формулирование национальной инновационной модели – осознанная необходимость. Без инновационной модели с каждым днем увеличивает вероятность, что Республика Южная Осетия за бортом мировой экономики 21 века.
Это совсем не говорит о том, что необходимо изобретать «колесо». Существует достаточное количество теоретических выкладок и практического опыта по разработке и внедрению таких систем, и в зависимости от положения национальной экономики, мировой опыт может быть как позитивный, так и негативный. Его необходимо структурировать и провести качественный анализ, без которого крайне опасно формировать новую национальную экономику инновационного типа, функциональная обязанность которой – обеспечение национальных интересов Республики Южная Осетия.
Сравнительные характеристики инновационных стратегий зарубежных стран [1, 3, 4]. *
Страна / название стратегии |
Цели и задачи |
Основные области реализации |
Механизмы и инструменты реализации |
Инновационная инфраструктура |
Роль образования |
Великобритания/ «Инновационная нация» |
Основная задача – создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг. Основные стратегические задачи: увеличение объема совокупных затрат на исследования и разработки до 2,5% национального дохода; укрепление сотрудничества между университетами и бизнесом; повышение уровня профессиональных навыков в области науки, технологий, инженерного дела и математики. |
Спрос на инновации; поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе; связь инноваций с научно-исследовательской базой; международная инновационная деятельность; профессиональные навыки, связанные с инновациями; инновации в секторе государственных услуг; региональные инновации. |
Инновационные платформы; трансфер технологий; исследовательские гранты; контракты, заключаемые на конкурсных условиях; кредитные гарантии малым фирмам; налоговые кредиты; государственные закупки; инновационные ваучеры; ежегодный инновационный доклад. |
Наукограды, научно-исследовательские советы, фонды «раннего роста», фонды венчурного капитала, центр исследования инноваций. |
Для максимизации инновационного потенциала страны предполагается создание национальных квалификационных академий в каждом крупном секторе экономики, оказание поддержки развитию преподавания в школах, колледжах и университетах дисциплин, связанных с наукой, технологиями, инженерным делом и математикой, дальнейшее расширение третичного образования, а также развитие повышения профессиональной квалификации для активизации инновационной деятельности в предпринимательском секторе. |
Япония / Комплекс-ная стратегия развития инновационной экономики Японии до 2025 г. «Инновации 25» |
Основные цели – достижение нового уровня благосостояния японской нации; формирование «Большой Азии» и активизация инновационного сотрудничества с остальной частью мира; формирование высокодуховной, творческой нации, согласной на риски инновационного развития. Стратегическая задача увеличить количество нобелевских лауреатов, повысить уровень международной мобильности ученых, исследователей и студентов. |
Медицина и здравоохранение; экология, водные ресурсы и энергетика; передовые технологии и развитие промышленности; безопасность и комфортная жизнь для населения. |
Налоговые кредиты; надбавки к налогам; возмещение расходов на оплату услуг патентного поверенного и патентных пошлин; возврат лицензионных пошлин; субсидии и дотации; льготные тарифы; ценовая политика; ужесточение наказаний за нарушение прав интеллектуальной собственности |
Венчурные фирмы; центры трансферта технологий; бизнес- инкубаторы; научные парки; технополисы. |
Университеты являются центрами создания интеллектуальной собственности и выступают региональными инновационными центрами. Увеличение финансирования университетов государством. Государство поощряет творческую активность в университетах и развитие человеческих ресурсов, обладающих уникальными способностями. Устраиваются площадки для взаимодействия государства, ученых и бизнеса - специальные штабы для решения узкоспециализированных научно-технических проблем. |
Германия / Стратегия высоких технологий Германии |
Цель – захватить мировое лидерство в высокотехнологичном развитии, в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров и услуг и стать инновационным государством. Основные задачи – поставка на мировой рынок современной и высококачественной продукции, расширение потенциала частного сектора и создание новых рабочих мест. |
Биотехнология, нанотехнология, производственная технология, исследования сферы услуг, микро- и наноэлектроника, оптическая технология, космос, информационные технологии, коммуникационные технологии. |
Кластеры; поддержание трансфера знаний и технологий; «выработка правил»; регулирование охраны окружающей среды; установление стандартов качества; низкопроцентные кредиты; государственные закупки. |
Бизнес-инкубационные центры; центры развития; Институт Макса Планка; Институт Фраунгофера; Ассоциация Гельмгольца; Ассоциация Лейбница. |
Ежегодный рост доли затрат на НИОКР университетов; участие университетов в конкуренции за финансирование научных и исследовательских проектов; спонсирование кафедр в университете компаниями; подготовка и переподготовка кадров в приоритетных отраслях высокотехнологичного развития. |
США |
Основная цель – Америка должна быть лидером, возглавить научно-технический прогресс. Основные задачи: инвестирование в фундаментальные и прикладные исследования; создание новых стимулов для частных инновационных разработок; поощрение достижений в области энергетики и медицины; улучшение математического и естественнонаучного образования. |
Обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление связей между фундаментальными науками и национальными целями; развитие эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами; подготовка ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века; повышение уровня научно-технических знаний населения страны. |
Кластеры; специальные экономические зоны инновационного типа; налоговые кредиты; льготное налогообложение; программы НИОКР; трансфер технологий; государственные заказы. |
Технопарки; бизнес-инкубаторы; центры превосходства; венчурные фирмы; научно-исследовательские центры; национальные лаборатории; бизнес-ангелы; фонды поддержки НИОКР |
США – абсолютный мировой лидер по расходам на образование. Именно университеты являются базой инновационной структуры США. Университеты не только готовят специалистов в области высоких технологий, но и осуществляют создание и коммерциализацию технологических разработок Университеты играют незаменимую роль в процессе формирования национального человеческого капитала в области науки и технологий. |
Сингапур / Государственная программа развития инноваций, исследований и предпринимательства |
Осуществление коммерциализации передовых технологий, разработанных в исследовательских лабораториях, через создание стартап-компаний; оказание помощи университетам и политехническим колледжам по развитию академического предпринимательства и превращению результатов исследовательской деятельности в коммерческие продукты для реализации на рынке. |
Передовые отрасли производства (биотехнологии, фармацевтика, производство электроники, судостроение, сектор финансовых услуг и международный туризм); биомедицину и здравоохранение; сферу услуг и цифровую экономику; градостроительство, развитие проекта «умный город». |
Упрощенная регистрации бизнеса, налоговые льготы инновационным предприятиям. Английский язык, являющийся государственным, облегчает деятельность международных компаний, находящихся в Сингапуре. Разработан стандарт международного образца по созданию инвестиционной инфраструктуры в государстве. |
Центры превосходства, центры трансферта технологий, фонды «посевного финансирования», бизнес-инкубаторы, государственные венчурные фонды, универсальные институты поддержки инноваций. |
Политика правящих кругов направлена на комплексную поддержку инновационных процессов, начиная с исследовательских работ (многопрофильная деятельность научно-исследовательского фонда, финансовая поддержка исследований на всех стадиях, созданные совместно с международными университетами исследовательских центров), развития инновационного и предпринимательского духа, начиная со средних учебных заведений, и заканчивая поддержкой технологической модернизации предприятий. |
Республика Корея (Южная Корея) / Государственная программа «креативной экономики» |
Формирование, координация и оценка политики по развитию НИОКР в промышленной сфере; развитие региональной инновационной системы; поддержка коммерциализации новых технологий; стимулирование частных инвестиций в НИОКР; расширение глобального сотрудничества по обмену и развитию технологий. |
Фундаментальные НИОКР (судостроение, освоение космоса, физика элементарных частиц); зеленые технологии (возобновляемая энергетика) и биотехнологии; высокопроизводительные вычисления, в том числе и облачные; IT-технологии. |
В 2015-ом году была проведена налоговая реформа, направленная на стимулирование национальной экономики, развитие малого и среднего бизнеса и рационализацию налоговой системы: введено ограничение на использование чистых операционных убытков до 80% для крупных компаний; предоставление налоговых кредитов продлено еще на 3 года, но снижена ставка налогового кредита для инвестиций в НИОКР и энергосберегающие производства; уточнены критерии определения недвижимого имущества крупных компаний, для налогообложения доходов от прироста капитала; сокращен объем электронных услуг, подлежащих регистрации для уплаты НДС; введена взаимная нулевая ставка НДС на определенные услуги, оказываемые нерезиденту, в том случае если в стране нерезидента также применятся нулевая ставка. |
Государственный фонд развития малых и средних предприятий «Фонд создания будущего»; бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры коллективного доступа; технопарки; технополисы; наукограды. |
Развитие региональных университетов согласно направлениям функционирования кластеров; развитие научно-исследовательских институтов и университетов, поддержка ученых |
* Доработана автором.
Рассматривая опыт формирования инновационной экономики азиатских стран, мы столкнулись со множеством подходов к системному исследованию инновационных процессов: линейная модель инноваций, «модель треугольника», концепция национальной инновационной системы, теория «тройной спирали», модели локальных, региональных, глобальных, функциональных и т.д. инновационных систем. Наиболее развитой, универсальной и значимой среди них остается сформированная в 1980-е гг. модель национальной инновационной системы. Это объясняется тем, что страна по-прежнему играет ключевую роль в формировании инновационного климата и назначении правил игры. Более того, остальные концепции системного изучения инноваций не вступают в прямую конкуренцию с моделью НИС, а дополняют или углубляют ее.
Что касается национальной экономики Республики Южная Осетия, то теоретическая разработка концепции становления началась 90-х годов прошлого века, слепо заимствуя механизмы из других моделей и потом удивляясь, что они у нас не работают; либо пытаемся создать какую-то свою систему без учёта иностранного опыта, удивляясь, что и это не работает. Только сбалансированный подход позволит достичь значительных результатов.
В качестве стратегического направления развития Республики Южная Осетия создание национальной инновационной системы должно быть объявлено на уровне государства. Опыт азиатских государств в этом вопросе может быть полезен. Во-первых, инновационное развитие в рассмотренных государствах шло крайне быстрыми темпами, однако в относительно небольшой срок. Во-вторых, изначально в этих странах не было никаких природных ресурсов.
На примере Сингапура мы убедились, что благодаря продуманному управлению и правильно выбранному курсу – на построение инновационной экономики – за короткий по историческим меркам промежуток времени вполне возможно выйти в лидеры не только в регионе, но и в мире. Пример Сингапура во многом полезен для Республики Южная Осетия. В первую очередь, речь идет о принципе верховенства закона и равенства всех перед законом. В Республике Южная Осетия принимается много правильных законов. Однако почему-то именно их беспрекословное исполнение остается в стороне. Разумеется, при построении инновационной экономики от острейшего вопроса коррупции также никуда не деться. Очень эффективной мерой для разрешения этого вопроса в Сингапуре показала себя смертная казнь [5]. Это совершенно не значит, что в Республике Южная Осетия необходимо ввести эту меру наказания, однако, как показывает история, управление человеческим страхом с помощью радикальных мер может очень существенно повлиять на сокращение уровня коррупции в стране, по крайней мере, на первых порах.
Также необходимы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Через это прошли Сингапур и Япония, к этому идет и Южная Корея. В Республике Южная Осетия необходимо продолжить создание условий для того, чтобы наша страна казалась привлекательной для иностранцев. Здесь все упирается в организацию благоприятного инвестиционного климата, который начинается со стабильного и четкого законодательства и состояния судебной системы.
Что касается южнокорейского опыта построения инновационной экономики, то здесь для Республики Южная Осетия интересно будет «начало» пути, потому что инициатива инновационного развития в Южной Корее пошла от государственных лидеров. Особенность югоосетинского менталитета позволит государственным органам в первое время полностью контролировать деятельность субъектов инновационной экономики. Однако с одной очень важной оговоркой: государственные лидеры и управленцы должны мыслить системно, точно понимать сущность инновационной экономики, четко ставить цели и задачи, на всех этапах контролируя происходящее.
Многие наиболее эффективные методы стимулирования инновационной деятельности в ЕС (образование и подготовка кадров, рамочные программы), США (ведение и финансирование бизнеса, создание условий для него) и странах Азиатского региона (меры государственного управления) могут применяться в Республике Южная Осетия. Республике Южная Осетия для начала следует воспользоваться достаточно жестким, но эффективным примером прорывного развития азиатских стран, а в дальнейшем выстраивать свою инновационную систему подобно странам Европейского союза и США – планомерно и целенаправленно, постепенно корректируя свой курс и ошибки.
Заключение
Сегодня национальная экономика Республики Южная Осетия – это непочатый край работы с неограниченными возможностями. Отсутствие правовой базы, регулирующей инновационную деятельность, необходимо рассматривать не как слабость, а возможность создания либеральной законодательной системы с «нуля» для стимулирования инновационной активности.
Любое решение о заимствовании какой-то зарубежной инновационной модели или ее определенной части должно приниматься с осторожностью и детальной проработанностью высококвалифицированными специалистами в инновационной сфере, поскольку необходимо помнить о существенной разнице в уровнях социально-экономического развития между Республикой Южная Осетия и государствами, у которых заимствуется модель, национальными особенностями и менталитетом.
Однако в настоящий момент, исходя из финансовых, геополитических и географических ограничений, необходимо сформировать целенаправленную и продуманную инновационную политику, позволяющая осуществлять инновационную деятельность в четко структурированных рамках, на основе изученного международного опыта и привлеченных инвестиций. Только при таких условиях в Республике Южная Осетия возможно формирование национальной экономики инновационного типа.