Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Тагирова Э.И. 1
1 Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
В статье описываются особенности механизма управления депрессивными территориями, который связан с экономическим ростом других территорий. Для описания данного механизма было дано определение депрессивных территорий, под которыми понимаются такие территории, в которых на текущий момент времени низкие показатели социально-экономического развития, чем средние показатели по стране, но когда-то в прошлом имели ведущие показатели. Возникновение данных территорий связано с экономическим, социальным и природно-географическим потенциалом. Для отнесения к депрессивным территориям должно быть отставание таких отраслей экономики, как промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и сельское хозяйство по средним показателям данных отраслей по стране на протяжении 12 лет. Депрессивные территории не могут выйти из состояния кризиса самостоятельно, им требуется поддержка со стороны правительства. Правительства тщательно выделяют и следят за данными территориями с целью организации эффективной поддержки для перехода данных территорий в фазу экономического роста. В качестве правительственной поддержки создаются целевые программы. Целевая программа направлена на ускорение экономической перестройки и смягчению неблагоприятных последствий. Суть целевой программы заключается в создании особого экономико-правового статуса на депрессивных территориях. Данные целевые программы уже имеют положительные результаты и позволяют улучшить ситуацию в депрессивных территориях и восстановить экономический рост этих территорий.
депрессивные территории
региональная экономика
рост
развитие территорий
эффективное управление
1. Гатауллин Р.Ф. Нивелирование пространственной поляризации социально-экономического развития разноуровневых территориальных систем: монография. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2019. 206 с.
2. Гатауллин Р.Ф., Сафиуллин Р.Г. Социально-экономическая эффективность привлечения трудовых мигрантов в Республике Башкортостан // Вестник ВЭГУ. 2014. № 4 (72). С. 26-37.
3. Гатауллин Р.Ф., Каримов А.Г. Теоретико-методологические аспекты нивелирования гетерогенности экономического пространства // Функциональные исследования. 2017. № 4-2. С. 368-372.
4. Гатауллин Р.Ф., Каримов А.Г., Сущность, специфика и основные факторы поляризации территориальных систем // Фундаментальные исследования. 2017. № 4. С. 339-343.
5. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Фаронова Ю.В. Эффективность территориального развития России: факторы и условия, реальность и тренды // Актуальные вопросы университетской науки. Сборник научных трудов. Уфа, 2016. С. 400-410.
6. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М. Региональная политика России: реалии, проблемы ожидания // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации. М.: РУДН, 2010. С. 224-235.

Введение

Развитие территорий в условиях глобализации рынка осуществляется с помощью пространственного подхода, который позволяет достигнуть экономический рост территорий, однако за счёт определённых факторов наблюдается существенная дифференциация в развитии территорий, что способствует к появлению депрессивных территорий. Одна из главных задач правительств стран заключается в преодолении данной дифференциации и установить стабильный экономический рост каждого региона. Исследования многих лет показали, что существует определенный механизм управления депрессивными территориями, который имеет свои особенности и предпосылки, которые можно контролировать и предотвратить, следовательно, необходимо выявить данные особенности механизма управления депрессивными территориями.

Цель исследования заключается в выявлении причин, проблем и механизмов управления депрессивными территориями.

Материал и методы исследования

Используемыми материалами для проведения исследования были отечественные и зарубежные научно-аналитические материалы по теме формирования депрессивных территорий в отечественной и зарубежной практике. Был сделан упор на исследования отечественных авторов, описывающие особенности развития депрессивных территорий. Основными методами, которые были использованы при проведении исследования, являлись сравнительный анализ научно-практических работ отечественных авторов, также были применены методы систематизации и обобщения при выявлении особенностей механизма формирования депрессивных территорий.

Результаты исследования и их обсуждение

Региональная экономика каждого государства занимается вопросом развития депрессивных территорий, так как без правительственной поддержки данные территории не могут выйти из статуса «депрессивных». Под депрессивными районами понимают такие территории, в которых на текущий момент времени низкие показатели социально-экономического развития, чем средние показатели по стране, но когда-то в прошлом имели ведущие показатели. Главной причиной отнесения района в данную категорию можно назвать несостояние территории в самостоятельном преодолении социально-экономического кризиса.

Если рассматривать историю появления данного термина, то данный термин неразрывно связан с основными отраслями региона, на которых и специализировался регион. С изменениями экономики данные отрасли в регионах ухудшили свои показатели и стали менее конкурентоспособными, за счёт чего спрос на продукцию стал низким, в последствии регионы из статуса среднеразвитых стали переходить в депрессивные. Это связано с тем, что появляются прогрессивные и экологичные отрасли, которые вытесняют старопромышленные. Помимо ухудшения экономических показателей наблюдаются и резкое ухудшение социальных показателей, что свидетельствует об ухудшении качества жизни населения. Депрессивность территорий связана со множеством факторов, таких, как: географические; исторические; демографические; экономические; экологические и т.д.

К немаловажным факторам можно также отнести региональную политику территорий, действия администрации регионов и т.д.

Депрессивные регионы определяются определенным причинами, группами факторов, отличительными признаками (табл. 1) [1]. Для оценки уровня депрессивности территории используют социально-экономические и демографические показатели (рис. 1).

Экономический кризис депрессивных территорий составляет не менее 12 лет, поэтому такие территории не могут самостоятельно выйти из данного кризиса. Для отнесения к депрессивным территориям должно быть отставание таких отраслей экономики, как промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и сельское хозяйство по средним показателям данных отраслей по стране на протяжении 12 лет. Есть и другое определение данного отставания: если доля отрасли в объёме ВРП менее 30%.

Как было отмечено ранее, депрессивные территории не могут выйти из состояния кризиса самостоятельно, им требуется поддержка со стороны правительства. Правительства тщательно выделяют и следят за данными территориями с целью организации эффективной поддержки для перехода данных территорий в фазу экономического роста. В качестве форм и методов поддержки каждое правительство предпринимает различные меры, поэтому необходимо рассматривать не только отечественный, но и зарубежный опыт [2].

Были рассмотрены такие страны, как Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Канада, Япония и их способы решения проблемы депрессивных территорий (табл. 2).

Таблица 1

Причины, факторы, признаки депрессивных территорий

Наименование

Сущность

Причины

возникновения

1. Переход от плановой экономики к рыночной;

2. Снижение конкурентоспособности продукции отраслей территории от других аналогичной продукции других территорий;

3. Сокращение инвестиционного спроса;

4. Прекращение системы государственных заказов на выпуск продукции;

5. Сокращение природных ресурсов, как сырья и материалов для производства;

6. Изменения в экономике

Факторы

появления

1. Неадаптированность экономики региона к рыночной экономике, так как преобладает большое количество нерентабельных производств, соответственно низкий спрос на неконкурентоспособную продукцию;

2. Недостаточность бюджетных средств на развитие производств в данных территориях;

3. Спад производства, за счёт чего происходит сокращение рабочих мест, следовательно рост уровня безработицы

Отличительные признаки

1. Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;

2. Значительная доля промышленности в структуре экономики;

3. Высокий уровень квалификации кадров.

 

missing image file

Рис. 1. Показатели оценки депрессивности региона

Данные меры зарубежных стран способствовали положительному изменению и привели некоторые районы из состояния депрессии в фазу экономического роста. Принимать данные меры в российской практике невозможно, так как нужно учитывать менталитет, специфику России, поэтому Правительство РФ принимает собственные меры по поддержке депрессивных территорий.

На сегодняшний день к депрессивным территориям в Российской Федерации относят Ивановская, Читинская, Курганская, Кировская области, Чувашская Республика. Наблюдаются признаки депрессивных территорий в Амурской, Архангельской, Рязанской областях и др.

Рассматривая механизм управления депрессивными территориями, можно сделать вывод, что его особенность состоит в том, что данный механизм запускается при экономическом росте. Экономический рост приводит одних территорий к образованию точек роста, районов нового освоения, а других к депрессивному состоянию (рис. 2).

Причинами возникновения большого количества депрессивных территорий на территории РФ можно выделить в три группы: экономический, социальный и природно-ресурсный потенциалы (рис. 3) [3].

Из-за вышеперечисленных причин происходит возникновение дифференциации между регионами, из-за чего некоторые территории становятся депрессивными, так как данную дифференциацию не могут депрессивные территории изменить самостоятельно.

Таблица 2

Стратегия и меры развития депрессивных территорий зарубежными странами

Страна

Депрессивные территории

Стратегия

Меры

Великобритания

Уэльс

Развитие угольного производства

Привлечены крупные частные инвестиции, созданы специальные правительственные органы для формирования привлекательных условий для инвестиций, поддержка правительством иностранных инвесторов

Германия

Рурская

область

Переориентация предприятий с горнодобывающей отрасли на авто- и машиностроение, электротехнику и высокоточную механику, сферу услуг.

1. Оказание дополнительной помощи депрессивным регионам не способным самостоятельно решить возникшие проблемы;

2. Определение единой схемы реформирования и развития всех регионов;

Франция

Альпийские долины Мариенне и Арве

Переход от металлообрабатывающей промышленности к формированию кластеров

Формирование и развитие национальных кластеров на базе научного потенциала исследовательских центров

Нидерланды

Регион Твенте

Стратегия поддержки инноваций, придание инновациям и предпринимательству статуса национальной экономической идеи.

Сотрудничество вузов и промышленности при поддержке национального правительства. Создание инновационной платформы при участии правительства.

Канада

Восточный Квебек

Улучшение уровня жизни в регионах с высоким уровнем безработицы и низким экономическим ростом

Развитие «специальных областей» и применение «региональных индустриальных стимулов» в целях реализации проектов, направленных на совершенствование транспортной и водной инфраструктуры регионов и развитие промышленных зон с предоставлением грантов компаниям, создающим новые рабочие места на определенных территориях

Япония

Кобэ

Переход от тяжелой промышленности к инновационной медицинской промышленности.

Создание интеллектуального инновационного кластера, медицинского индустриального города Кобэ

 

missing image file

Рис. 2. Сущность поляризации территориальных систем

missing image file

Рис. 3. Причины возникновения депрессивных территорий

Механизм управления депрессивными территориями начинается с экономического роста других территорий. Данный механизм невозможно предотвратить, однако возможно контролировать данный процесс с помощью государственной поддержки [4].

Поддержка депрессивных регионов Правительством РФ осуществляется на следующих принципах:

1. Целенаправленности, который заключается в применении целевых государственных программ, так как территории не могут самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию, поэтому без помощи федеральных и межрегиональных органов;

2. Единство территории. Депрессивные территории рассматриваются как единый социально-хозяйственный комплекс с целью обеспечения улучшения качества жизни людей;

3. Обоснованности. Прогнозирование развития депрессивных территорий должен быть обоснованным и долгосрочным на срок 5-10 лет;

4. Согласованности интересов. Для реализации программ по поддержке депрессивных территорий на основе социального партнёрства, так как подразумевает под собой согласованность всех участников государственной политики;

5. Дифференциации. Государственные программы по поддержке развития депрессивных территорий должны быть дифференцированной, конкретизированной и объективной.

Правительство РФ активно занимается поддержкой депрессивных территорий и предпринимает следующие формы поддержки данных территорий:

1) создание федеральных программ по развитию и поддержки депрессивных территорий. Такие федеральные программы финансируются Правительством РФ на возмездной или безвозмездной основе;

2) предоставление льгот и преференций предприятиям, реализующим деятельность на депрессивных территориях и обеспечивающим рабочими местами местное население. Таким предприятиям также оказывают помощь в реконструкции и развития производств. Данные предприятия обязаны заниматься переподготовкой кадров, повышением их квалификации, а также оказывать социальную и экономическую помощь населению данной территории;

3) оказание правовой, организационной, финансовой помощи органам местного самоуправления. Данная помощь необходима депрессивным территориям с целью развития их [5].

Данные программы поддержки депрессивных территорий носят целевой характер. Целевая программа направлена на ускорение экономической перестройки и смягчению неблагоприятных последствий. Суть целевой программы заключается в создании особого экономико-правового статуса на депрессивных территориях. Такие программы могут реализоваться на федеральном уровне или на федерально-региональном уровне [6].

При федеральном уровне программа управляется федеральными органами и финансироваться из федерального бюджета. Данный уровень удобен тем, что такие программы лучше подготавливаются, контролируются и больше финансируются. При федерально-региональном уровне местные власти наиболее заинтересованы в развитии территорий, так как финансируются программы из местного бюджета.

Заключение

Для развития депрессивных территорий необходимо создавать большее количество федеральных программ, направление которых связано с преодолением кризисных ситуаций в данных территориях. Эффективнее всего будут федеральные программы, так как федеральные программы более тщательно прорабатываются, контролируются и дают больший эффект. Механизм управления депрессивными территориями возникает при экономическом росте основополагающих отраслей, следовательно одни территории показывают экономический рост, тогда другие переходят в стадию депрессии.

Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.


Библиографическая ссылка

Тагирова Э.И. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-2. – С. 187-192;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1364 (дата обращения: 25.04.2024).