Введение
Развитие территорий в условиях глобализации рынка осуществляется с помощью пространственного подхода, который позволяет достигнуть экономический рост территорий, однако за счёт определённых факторов наблюдается существенная дифференциация в развитии территорий, что способствует к появлению депрессивных территорий. Одна из главных задач правительств стран заключается в преодолении данной дифференциации и установить стабильный экономический рост каждого региона. Исследования многих лет показали, что существует определенный механизм управления депрессивными территориями, который имеет свои особенности и предпосылки, которые можно контролировать и предотвратить, следовательно, необходимо выявить данные особенности механизма управления депрессивными территориями.
Цель исследования заключается в выявлении причин, проблем и механизмов управления депрессивными территориями.
Материал и методы исследования
Используемыми материалами для проведения исследования были отечественные и зарубежные научно-аналитические материалы по теме формирования депрессивных территорий в отечественной и зарубежной практике. Был сделан упор на исследования отечественных авторов, описывающие особенности развития депрессивных территорий. Основными методами, которые были использованы при проведении исследования, являлись сравнительный анализ научно-практических работ отечественных авторов, также были применены методы систематизации и обобщения при выявлении особенностей механизма формирования депрессивных территорий.
Результаты исследования и их обсуждение
Региональная экономика каждого государства занимается вопросом развития депрессивных территорий, так как без правительственной поддержки данные территории не могут выйти из статуса «депрессивных». Под депрессивными районами понимают такие территории, в которых на текущий момент времени низкие показатели социально-экономического развития, чем средние показатели по стране, но когда-то в прошлом имели ведущие показатели. Главной причиной отнесения района в данную категорию можно назвать несостояние территории в самостоятельном преодолении социально-экономического кризиса.
Если рассматривать историю появления данного термина, то данный термин неразрывно связан с основными отраслями региона, на которых и специализировался регион. С изменениями экономики данные отрасли в регионах ухудшили свои показатели и стали менее конкурентоспособными, за счёт чего спрос на продукцию стал низким, в последствии регионы из статуса среднеразвитых стали переходить в депрессивные. Это связано с тем, что появляются прогрессивные и экологичные отрасли, которые вытесняют старопромышленные. Помимо ухудшения экономических показателей наблюдаются и резкое ухудшение социальных показателей, что свидетельствует об ухудшении качества жизни населения. Депрессивность территорий связана со множеством факторов, таких, как: географические; исторические; демографические; экономические; экологические и т.д.
К немаловажным факторам можно также отнести региональную политику территорий, действия администрации регионов и т.д.
Депрессивные регионы определяются определенным причинами, группами факторов, отличительными признаками (табл. 1) [1]. Для оценки уровня депрессивности территории используют социально-экономические и демографические показатели (рис. 1).
Экономический кризис депрессивных территорий составляет не менее 12 лет, поэтому такие территории не могут самостоятельно выйти из данного кризиса. Для отнесения к депрессивным территориям должно быть отставание таких отраслей экономики, как промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и сельское хозяйство по средним показателям данных отраслей по стране на протяжении 12 лет. Есть и другое определение данного отставания: если доля отрасли в объёме ВРП менее 30%.
Как было отмечено ранее, депрессивные территории не могут выйти из состояния кризиса самостоятельно, им требуется поддержка со стороны правительства. Правительства тщательно выделяют и следят за данными территориями с целью организации эффективной поддержки для перехода данных территорий в фазу экономического роста. В качестве форм и методов поддержки каждое правительство предпринимает различные меры, поэтому необходимо рассматривать не только отечественный, но и зарубежный опыт [2].
Были рассмотрены такие страны, как Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Канада, Япония и их способы решения проблемы депрессивных территорий (табл. 2).
Таблица 1
Причины, факторы, признаки депрессивных территорий
Наименование |
Сущность |
Причины возникновения |
1. Переход от плановой экономики к рыночной; 2. Снижение конкурентоспособности продукции отраслей территории от других аналогичной продукции других территорий; 3. Сокращение инвестиционного спроса; 4. Прекращение системы государственных заказов на выпуск продукции; 5. Сокращение природных ресурсов, как сырья и материалов для производства; 6. Изменения в экономике |
Факторы появления |
1. Неадаптированность экономики региона к рыночной экономике, так как преобладает большое количество нерентабельных производств, соответственно низкий спрос на неконкурентоспособную продукцию; 2. Недостаточность бюджетных средств на развитие производств в данных территориях; 3. Спад производства, за счёт чего происходит сокращение рабочих мест, следовательно рост уровня безработицы |
Отличительные признаки |
1. Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; 2. Значительная доля промышленности в структуре экономики; 3. Высокий уровень квалификации кадров. |
Рис. 1. Показатели оценки депрессивности региона
Данные меры зарубежных стран способствовали положительному изменению и привели некоторые районы из состояния депрессии в фазу экономического роста. Принимать данные меры в российской практике невозможно, так как нужно учитывать менталитет, специфику России, поэтому Правительство РФ принимает собственные меры по поддержке депрессивных территорий.
На сегодняшний день к депрессивным территориям в Российской Федерации относят Ивановская, Читинская, Курганская, Кировская области, Чувашская Республика. Наблюдаются признаки депрессивных территорий в Амурской, Архангельской, Рязанской областях и др.
Рассматривая механизм управления депрессивными территориями, можно сделать вывод, что его особенность состоит в том, что данный механизм запускается при экономическом росте. Экономический рост приводит одних территорий к образованию точек роста, районов нового освоения, а других к депрессивному состоянию (рис. 2).
Причинами возникновения большого количества депрессивных территорий на территории РФ можно выделить в три группы: экономический, социальный и природно-ресурсный потенциалы (рис. 3) [3].
Из-за вышеперечисленных причин происходит возникновение дифференциации между регионами, из-за чего некоторые территории становятся депрессивными, так как данную дифференциацию не могут депрессивные территории изменить самостоятельно.
Таблица 2
Стратегия и меры развития депрессивных территорий зарубежными странами
Страна |
Депрессивные территории |
Стратегия |
Меры |
Великобритания |
Уэльс |
Развитие угольного производства |
Привлечены крупные частные инвестиции, созданы специальные правительственные органы для формирования привлекательных условий для инвестиций, поддержка правительством иностранных инвесторов |
Германия |
Рурская область |
Переориентация предприятий с горнодобывающей отрасли на авто- и машиностроение, электротехнику и высокоточную механику, сферу услуг. |
1. Оказание дополнительной помощи депрессивным регионам не способным самостоятельно решить возникшие проблемы; 2. Определение единой схемы реформирования и развития всех регионов; |
Франция |
Альпийские долины Мариенне и Арве |
Переход от металлообрабатывающей промышленности к формированию кластеров |
Формирование и развитие национальных кластеров на базе научного потенциала исследовательских центров |
Нидерланды |
Регион Твенте |
Стратегия поддержки инноваций, придание инновациям и предпринимательству статуса национальной экономической идеи. |
Сотрудничество вузов и промышленности при поддержке национального правительства. Создание инновационной платформы при участии правительства. |
Канада |
Восточный Квебек |
Улучшение уровня жизни в регионах с высоким уровнем безработицы и низким экономическим ростом |
Развитие «специальных областей» и применение «региональных индустриальных стимулов» в целях реализации проектов, направленных на совершенствование транспортной и водной инфраструктуры регионов и развитие промышленных зон с предоставлением грантов компаниям, создающим новые рабочие места на определенных территориях |
Япония |
Кобэ |
Переход от тяжелой промышленности к инновационной медицинской промышленности. |
Создание интеллектуального инновационного кластера, медицинского индустриального города Кобэ |
Рис. 2. Сущность поляризации территориальных систем
Рис. 3. Причины возникновения депрессивных территорий
Механизм управления депрессивными территориями начинается с экономического роста других территорий. Данный механизм невозможно предотвратить, однако возможно контролировать данный процесс с помощью государственной поддержки [4].
Поддержка депрессивных регионов Правительством РФ осуществляется на следующих принципах:
1. Целенаправленности, который заключается в применении целевых государственных программ, так как территории не могут самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию, поэтому без помощи федеральных и межрегиональных органов;
2. Единство территории. Депрессивные территории рассматриваются как единый социально-хозяйственный комплекс с целью обеспечения улучшения качества жизни людей;
3. Обоснованности. Прогнозирование развития депрессивных территорий должен быть обоснованным и долгосрочным на срок 5-10 лет;
4. Согласованности интересов. Для реализации программ по поддержке депрессивных территорий на основе социального партнёрства, так как подразумевает под собой согласованность всех участников государственной политики;
5. Дифференциации. Государственные программы по поддержке развития депрессивных территорий должны быть дифференцированной, конкретизированной и объективной.
Правительство РФ активно занимается поддержкой депрессивных территорий и предпринимает следующие формы поддержки данных территорий:
1) создание федеральных программ по развитию и поддержки депрессивных территорий. Такие федеральные программы финансируются Правительством РФ на возмездной или безвозмездной основе;
2) предоставление льгот и преференций предприятиям, реализующим деятельность на депрессивных территориях и обеспечивающим рабочими местами местное население. Таким предприятиям также оказывают помощь в реконструкции и развития производств. Данные предприятия обязаны заниматься переподготовкой кадров, повышением их квалификации, а также оказывать социальную и экономическую помощь населению данной территории;
3) оказание правовой, организационной, финансовой помощи органам местного самоуправления. Данная помощь необходима депрессивным территориям с целью развития их [5].
Данные программы поддержки депрессивных территорий носят целевой характер. Целевая программа направлена на ускорение экономической перестройки и смягчению неблагоприятных последствий. Суть целевой программы заключается в создании особого экономико-правового статуса на депрессивных территориях. Такие программы могут реализоваться на федеральном уровне или на федерально-региональном уровне [6].
При федеральном уровне программа управляется федеральными органами и финансироваться из федерального бюджета. Данный уровень удобен тем, что такие программы лучше подготавливаются, контролируются и больше финансируются. При федерально-региональном уровне местные власти наиболее заинтересованы в развитии территорий, так как финансируются программы из местного бюджета.
Заключение
Для развития депрессивных территорий необходимо создавать большее количество федеральных программ, направление которых связано с преодолением кризисных ситуаций в данных территориях. Эффективнее всего будут федеральные программы, так как федеральные программы более тщательно прорабатываются, контролируются и дают больший эффект. Механизм управления депрессивными территориями возникает при экономическом росте основополагающих отраслей, следовательно одни территории показывают экономический рост, тогда другие переходят в стадию депрессии.
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.