Введение
Сбалансированное ведение промышленной и торговой политики способствует более эффективному развитию промышленности и сферы торговли, удовлетворению потребительского спроса за счет региональной продукции, что в целом улучшает социально-экономическое положение региона.
Легкая промышленность Санкт-Петербурга в настоящее время находится в состоянии стагнации, это подтверждается отрицательной динамикой ряда экономических показателей, высокой степенью износа основных производственных фондов, снижением доли налоговых поступлений от промышленности, низким уровнем среднемесячной заработной платы в отрасли, внушительным объемом импорта в товарообороте региона. Положительным примером преобразования отсталой, слаборазвитой отрасли промышленности в инновационно-прогрессивную – является формирование и развитие легкового автомобилестроения в Санкт-Петербурге. Учитывая сложившуюся ситуацию стагнации и деградации легкой промышленности Санкт-Петербурга, приобретает актуальность и значимость поиск эффективных мер государственной поддержки легкой промышленности.
Цель исследования
Уточнение методов и инструментов, критериев гармонизации промышленной и торговой политики региона с целью поддержки предприятий легкой промышленности Санкт-Петербурга и рынка сбыта продукции в условиях спада экономической активности и возможного экономического кризиса.
Материал и методы исследования
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области промышленной политики и торговой политики, стратегии развития промышленности и торговли на федеральном и региональном уровне, государственные целевые программы, направленные на поддержку и развитие промышленности и торговли в Санкт-Петербурге, аналитические доклады НИУ ВШЭ, годовые отчеты о ходе реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга.
В исследовании применялись методы: сравнительного и структурного анализа; аналогии; научного обобщения; сравнения и группировки; статистического наблюдения экономической конъюнктуры, что позволило оценить динамику развития промышленности и торговли Санкт-Петербурга, ранжировать условия и методы позитивного развития промышленности и повышения уровня экономической безопасности региона.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время, замедления темпов мировой экономики и возможного наступления экономического кризиса, на государство ложиться большая доля ответственности за выбор приоритетов и грамотное определение направления реализации государственной политики во всех экономических сферах.
Развитее легкой промышленности является перспективной отраслью развития промышленности, так как продукция текстильной и швейной промышленности обладает высокой емкостью потребительского рынка, это подтверждается высокой долей импорта в товарообороте Санкт-Петербурга (превышение доли импортом к товарам собственного производства в товарообороте Санкт-Петербурга за 2013-2018 гг. составляло от 1,4 до 3 раз).
В последние годы в структуре экспорта товаров легкой промышленности Российской Федерации произошли изменения в сторону роста доли продукции высоких переделов и высокотехнологичного технического текстиля. Если в 2014 г. наибольшую долю в экспорте составляли необработанные шкуры и кожа, то сейчас их доля существенно снизилась при одновременном росте доли и объёма таких товаров, как обувь трикотажная одежда, нетканые материалы.
Современная тенденция перехода промышленности в цифровое пространство в рамках проекта «Цифровизация промышленности», подразумевающая глобальную автоматизацию и роботизацию производственных процессов, интеграцию промышленности и торговли, разработку новейших технологий и способов взаимодействия с поставщиками и потребителями, не соотносима с текущим состоянием производственных мощностей, развитием технологий, уровнем квалификации управленческих и исполнительных кадров текстильной и швейной промышленности, что свидетельствует о минимальной готовности перехода к цифровизации легкой промышленности. Формируются новые вызовы и ставятся задачи перед всеми участниками производственного процесса, такие как: определение приоритетов и грамотных, гармоничных мер поддержки промышленных предприятий и рынка, развитие науки – для государства; модернизация, обеспечение внедрения цифровых технологий, апробация, подготовка кадров, достижение результативности – для предприятий промышленности; совершенствование способов взаимодействия с поставщиками, посредниками и потребителями – для отрасли торговли, что подразумевает под собой возникновение определенных рисков и угроз [4].
До наступления пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, вспышка которой в России наступила в начале 2020 года, легкая промышленность уже нуждалась в серьезных мерах государственной поддержи, так как занимала лидирующие позиции по степени износа основных производственных фондов (в Санкт-Петербурге в 2018 г. степень износа основных производственных фондов предприятий, занятых производством одежды составляла 61,5 %); уровень заработной платы работников занятых в сфере производства текстильных изделий является одним из самых низких среди отраслей обрабатывающего производства и в 2018 г. составил 38 053 руб. – с отрицательным отклонением от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в обрабатывающем производстве в Санкт-Петербурге в 41,6 %. Индекс промышленного производства легкой промышленности Санкт-Петербурга за 2013-2018 гг. находился в состояния попеременного вялотекущего роста и спада (от 108,7 % до 88,3 %) относительно предыдущего года.
Восстановление и диверсификация отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга невозможно без гармонизации промышленной и торговой политики, адресной финансовой поддержки. Изучая мировой опыт мер поддержки и стимулирования отрасли легкой промышленности, стран, в которых текстильная и швейная продукция занимает значительную часть мирового рынка, выделены эффективные механизмы государственной поддержки развития легкой промышленности и сопоставлены с отечественными подходами.
В Китайской Народной Республике в качестве приоритетов государственной политики развития легкой промышленности выделены следующие направления: обновление устаревших (изношенных) производственных мощностей; увеличение энергоэффективности и производительности промышленного сектора; развитие и внедрение технологических инноваций в промышленность; развитие бренд-менеджмента отраслей; перенос производственных мощностей на определённую территорию, локализация производства; активное применение налоговых льгот, таких как: освобождение от уплаты локального подоходного налога на 5 лет; освобождение от уплаты налога на собственность и землю на 5 лет для крупных компаний и освобождение от уплаты налога на прибыль убыточных компаний на 2 года после первого прибыльного года.
В Индии в качестве приоритетных направлений государственной политики определены следующие направления: модернизации производства; увеличение автоматизированного производства; повышению доли квалифицированного труда; повышение качества продукции; разработка традиционного дизайна для сохранения культурного наследия; развитие кластера технического текстиля; увеличение доли экспорта на международном рынке; достижение максимальной добавленной стоимости во всех сегментах текстильной отрасли; увеличение доли текстильной отрасли в ВВП страны Для достижения поставленных направлений политики применяются следующие меры: субсидирование из бюджетных средств 75 % процентных ставок по кредитам для проектов модернизации; производится выдача грантов на проекты по развитию инфраструктуры, НИОКР, созданию отраслевых кластеров, бизнес-инкубаторов и сохранению экологии (государство финансирует около 50 % стоимости проекта); субсидируется участие компаний в международных выставках; осуществляется активная консультационная и организационная поддержка представителей отрасли по развитию производства и продвижению продукции; в целях импортозамещения активно функционирует система государственного заказа на разработку новых продуктов.
В Турции определены следующие направления реализации государственной политики в сфере легкой промышленности: акцент сделан на поддержку малого и среднего бизнеса; развитие институтов дизайна и местных брендов; развитие и популяризация торговой марки «Сделано в Турции» на европейском рынке; повышение уровня квалификации работников, занятых в отрасли. Для реализации данных направлений определены следующие меры: субсидирование процентных ставок по кредитам; субсидирование операционных затрат; предоставление налоговых льгот, таких как: освобождение от уплаты НДС; освобождение от уплаты таможенных пошлин; пониженная ставка налога на прибыль; финансирование получения профильного образования.
В Российской Федерации для развития легкой промышленности определены следующие направления: повышение инвестиционной привлекательности отрасли; создание условий, способствующих улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами; защита внутреннего рынка от незаконного оборота товаров; стимулирование экспорта; развитие трудовых ресурсов. Для реализации намеченных направлений предлагаются следующие меры: отмена импортных пошлин и НДС на ввоз технологического оборудования; субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и на производство продукции для экспорта.
Учитывая опыт зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что самыми эффективными методами государственной поддержки являются налоговые льготы и субсидии. В целях развития легкой промышленности Санкт-Петербурга, гармонизации промышленной и торговой политики, ритейла и оптово торговли, предлагаем к реализации следующие механизмы государственной поддержки:
– применение налоговых льгот в соответствии с ОКВЕД (в промышленности: класс 13, 14, 15.2; в торговле: 47.51, 46.11.35, 46.16, 46.42, 47.71, 47.82) и инвестиционных налоговых кредитов;
– предоставление государственных субсидий на модернизацию, диверсификацию, пополнение оборотных средств, укрупнение (расширение) производства;
– снижение административных барьеров при участии в государственных программах (для расширения перечня предприятий, желающих принять участие в конкурсах на получение грантов и субсидий);
– льготное кредитование, или субсидирование за счет государства процентных ставок превышающих 5 %;
– установление таможенных льгот (минимальных пошлины на ввоз оборудования – 0 %, сырья 5 %; материалов, ткани, фурнитуры -10 %).
Положительным примером осуществления гармонизированной государственной промышленной и торговой политики является отрасль легкового автомобилестроения в Санкт-Петербурге, когда в целях развития отрасли были применены льготные налоговые режимы, а также государственные программы льготного автокредитования для стимулирования процесса реализации продукции.
После ввода производственных мощностей по выпуску легковых автомобилей в Санки-Петербурге (2009-2011 г.) в 2012 году значительно увеличились объемы налоговых поступлений от субъектов занятых производством автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Налоговые поступления от субъектов по производству текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи в период с 2006 по 2018 г. находились в состоянии нестабильного незначительного роста и последующего спада, что говорит о факте стагнации сектора легкой промышленности (рисунок).
Гармонизация промышленности и торговли в условиях экономического кризиса и пандемии в большой степени зависит от государственного регулирования, которое возможно достичь путем временного снятия ограничений на ввоз материалов, продукции и комплектующих медицинских и иных дефицитных материалов для поддержки предприятий торговли, и расширения каналов сбыта для отечественных предприятий, достижение равновесия, при котором возможно наименьшее нанесение ущерба для предприятий промышленности, торговли, государства и населения (потребителей продукции).
Для оценки уровня гармонизации промышленной и торговой политики региона предлагаем следующие критерии:
На институциональном уровне:
1) Наличие взаимной ориентации целей и задач развития промышленности и торговли, адекватное определение мер поддержки, закрепленных на законодательном, нормативном уровне (государственная программа развития промышленности и торговли).
2) Наличие и реальное использование системы мер и инструментов поддержи;
3) Эффективность – положительный результат мер поддержки и приближение показателей гармонизации к желаемым для достижения результатам – критериям промышленной и торговой политики.
На прикладном уровне, в качестве критерия оценки гармонизации промышленной и торговой политики предлагаем определение доли товаров собственного производства в товарообороте региона:
от 0 % до 30 % – гармонизация отсутствует (отсутствие или низкий уровень гармонизации);
от 30 % до 60 % – частичная гармонизация (средний уровень гармонизации);
от 60 % до 100 % – гармонизировано (высокий уровень гармонизации).
По состоянию на 2018 год оценен уровень гармонизации автомобильной промышленности Санкт-Петербурга и легкой промышленности Санкт-Петербурга.
Лидирующие места по количеству проданных автомобилей занимают машины марок Хендэ и Киа, заводы которых расположены на территории Санкт-Петербурга. Таким образом, свидетельствует о том, что потребительский рынок Санкт-Петербурга положительно реагирует на производство продукции Санкт-Петербурга.
Налоговые поступления в региональный консолидированный бюджет Санкт-Петербурга за 2006-2018 гг. (в действующих и в сопоставимы ценах к 2006 г.) в тыс. руб.
Оценка уровня гармонизации промышленной и торговой политики Санкт-Петербурга в отраслях легкового автомобилестроения и легкой промышленности по состоянию на 2018 г.
Отрасль промышленности |
Импорт |
Товары собственного производства |
Уровень гармонизации |
Легковые автомобили (новые) |
11,44 % |
88,56 % |
гармонизировано (высокий уровень гармонизации) |
Легкая промышленность |
64,8 % |
35,2 % |
частичная гармонизация (средний уровень гармонизации) |
Прогнозируемое наступление очередного экономического кризиса, обусловленное пандемией распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождается падением экономической активности, снижением производственных мощностей, падением цен на нефть, снижением курса рубля, уменьшением темпов прироста ВВП и ВРП. При этом действие режима санкции очередной раз доказали важность наличия развитого сектора промышленности обрабатывающего производства. Развитый промышленный сектор способен быстрого реагировать и адаптироваться под сложившиеся экономические, эпидемиологические и социальные изменения. Перепрофилирование и диверсификация производства, отвечающие нуждам и запросам сложившейся ситуации, позволяют удовлетворить потребности населения, снизить угрозы экономической безопасности региона.
Наличие на территории Санкт-Петербурга предприятий текстильной и швейной промышленности способных в кротчайшие сроки осуществить переориентацию производственных мощностей способствовали бы оказанию помощи медицинским учреждениям и населению в виде обеспечения их необходимыми средствами индивидуальной защиты, такими как санитарно-гигиенические маски, многоразовые тканевые маски, респираторы, защитные костюмы. Но данных предприятий, отвечающих необходимыми производственными требованиями, или имеющих финансовые возможности для быстрой переориентации (иди модернизации) на территории Санкт-Петербурга, и России в целом, – немногочисленны.
Заключение
В настоящее время выявлено отсутствие сопоставимости принимаемых национальных проектов, стратегий, государственных программ с текущим состоянием материально-технической базы предприятий легкой промышленности Санкт-Петербурга, что делает тяжело реализуемым исполнением проектов.
В современной России есть положительный пример этапа роста экономики и сопутствующих социально-экономических показателей (период с 2008 по 2011 гг.). Налоговые меры эффективный метод поддержки развития сектора промышленности, что подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных авторов, опытом применения зарубежных стран. Временные затраты (издержки) для формирования производств легкой промышленности в среднесрочной перспективе компенсируются в виде налоговых поступлений от субъектов промышленности и торговли. Очевидно, что без вышеизложенных мер государственной поддержки текстильная и легкая промышленности, как одна из уязвимых и пострадавших отраслей обрабатывающей промышленности, не сможет обеспечить, установленные Правительством РФ указания по сохранению рабочих мест и функционированию отрасли.
Таким образом, результатом гармонизированной промышленной и торговой политики, согласованного, хорошо спланированного взаимодействия представителей промышленности, торговли и государства станет состояние, при котором государству откроются возможности более успешного решения государственных вопросов в области расширения и развития отраслевой структуры промышленности и реализации процесса импортозамещения. В силу наращивания промышленных объемов последует увеличение налоговых поступлений в бюджет, что поспособствует развитию инфраструктуры, улучшению инвестиционного климата, повышению инновационного потенциала, уровня комфортности ведения бизнеса, самообеспеченности региона, а также усилению экономической безопасности региона.
Библиографическая ссылка
Сидоренко Ю.А. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-1. – С. 142-148;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1314 (дата обращения: 03.12.2024).