Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

HARMONIZATION OF INDUSTRIAL AND TRADE POLICIES AS A TOOL FOR THE INDUSTRY DEVELOPMENT OF THE REGION

Sidorenko Yu.A. 1
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
The balanced implementation of industrial and trade policy contributes to a more efficient development of industry and trade, satisfaction of consumer demand through regional products, which generally improves the socio-economic situation of the region. The light industry of St. Petersburg is currently in a state of stagnation. The purpose of the study is to clarify the methods and criteria for harmonizing the industrial and trade policy of the region to support the light industry enterprises of St. Petersburg and the product sales market in the context of a decline in economic activity. The information and empirical base of the study was made up of data from the Office of the Federal State Statistics Service for St. Petersburg and the Leningrad Region, federal and regional legislative and regulatory acts of the Russian Federation in the field of industrial policy and trade policy, strategies for the development of industry and trade in level, state target programs aimed at supporting and developing industry and trade in St. Petersburg. The study used general scientific and special methods, in particular the method of comparative and structural analysis; analogies; scientific generalization; comparisons and groupings; statistical observation of the economic situation. The mechanisms of state support for the light industry of St. Petersburg are proposed, in particular: the application of tax incentives in accordance with OKVED; provision of state subsidies for modernization, diversification, replenishment of working capital, consolidation (expansion) of production; reducing administrative barriers to participation in government programs; concessional lending and subsidies; establishment of customs benefits. Also presented are the criteria for assessing the harmonization of industrial and trade policies at the institutional and applied levels.
state support measures
light industry
industrial and trade policy harmonization
tax incentives

Введение

Сбалансированное ведение промышленной и торговой политики способствует более эффективному развитию промышленности и сферы торговли, удовлетворению потребительского спроса за счет региональной продукции, что в целом улучшает социально-экономическое положение региона.

Легкая промышленность Санкт-Петербурга в настоящее время находится в состоянии стагнации, это подтверждается отрицательной динамикой ряда экономических показателей, высокой степенью износа основных производственных фондов, снижением доли налоговых поступлений от промышленности, низким уровнем среднемесячной заработной платы в отрасли, внушительным объемом импорта в товарообороте региона. Положительным примером преобразования отсталой, слаборазвитой отрасли промышленности в инновационно-прогрессивную – является формирование и развитие легкового автомобилестроения в Санкт-Петербурге. Учитывая сложившуюся ситуацию стагнации и деградации легкой промышленности Санкт-Петербурга, приобретает актуальность и значимость поиск эффективных мер государственной поддержки легкой промышленности.

Цель исследования

Уточнение методов и инструментов, критериев гармонизации промышленной и торговой политики региона с целью поддержки предприятий легкой промышленности Санкт-Петербурга и рынка сбыта продукции в условиях спада экономической активности и возможного экономического кризиса.

Материал и методы исследования

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области промышленной политики и торговой политики, стратегии развития промышленности и торговли на федеральном и региональном уровне, государственные целевые программы, направленные на поддержку и развитие промышленности и торговли в Санкт-Петербурге, аналитические доклады НИУ ВШЭ, годовые отчеты о ходе реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга.

В исследовании применялись методы: сравнительного и структурного анализа; аналогии; научного обобщения; сравнения и группировки; статистического наблюдения экономической конъюнктуры, что позволило оценить динамику развития промышленности и торговли Санкт-Петербурга, ранжировать условия и методы позитивного развития промышленности и повышения уровня экономической безопасности региона.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время, замедления темпов мировой экономики и возможного наступления экономического кризиса, на государство ложиться большая доля ответственности за выбор приоритетов и грамотное определение направления реализации государственной политики во всех экономических сферах.

Развитее легкой промышленности является перспективной отраслью развития промышленности, так как продукция текстильной и швейной промышленности обладает высокой емкостью потребительского рынка, это подтверждается высокой долей импорта в товарообороте Санкт-Петербурга (превышение доли импортом к товарам собственного производства в товарообороте Санкт-Петербурга за 2013-2018 гг. составляло от 1,4 до 3 раз).

В последние годы в структуре экспорта товаров легкой промышленности Российской Федерации произошли изменения в сторону роста доли продукции высоких переделов и высокотехнологичного технического текстиля. Если в 2014 г. наибольшую долю в экспорте составляли необработанные шкуры и кожа, то сейчас их доля существенно снизилась при одновременном росте доли и объёма таких товаров, как обувь трикотажная одежда, нетканые материалы.

Современная тенденция перехода промышленности в цифровое пространство в рамках проекта «Цифровизация промышленности», подразумевающая глобальную автоматизацию и роботизацию производственных процессов, интеграцию промышленности и торговли, разработку новейших технологий и способов взаимодействия с поставщиками и потребителями, не соотносима с текущим состоянием производственных мощностей, развитием технологий, уровнем квалификации управленческих и исполнительных кадров текстильной и швейной промышленности, что свидетельствует о минимальной готовности перехода к цифровизации легкой промышленности. Формируются новые вызовы и ставятся задачи перед всеми участниками производственного процесса, такие как: определение приоритетов и грамотных, гармоничных мер поддержки промышленных предприятий и рынка, развитие науки – для государства; модернизация, обеспечение внедрения цифровых технологий, апробация, подготовка кадров, достижение результативности – для предприятий промышленности; совершенствование способов взаимодействия с поставщиками, посредниками и потребителями – для отрасли торговли, что подразумевает под собой возникновение определенных рисков и угроз [4].

До наступления пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, вспышка которой в России наступила в начале 2020 года, легкая промышленность уже нуждалась в серьезных мерах государственной поддержи, так как занимала лидирующие позиции по степени износа основных производственных фондов (в Санкт-Петербурге в 2018 г. степень износа основных производственных фондов предприятий, занятых производством одежды составляла 61,5 %); уровень заработной платы работников занятых в сфере производства текстильных изделий является одним из самых низких среди отраслей обрабатывающего производства и в 2018 г. составил 38 053 руб. – с отрицательным отклонением от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в обрабатывающем производстве в Санкт-Петербурге в 41,6 %. Индекс промышленного производства легкой промышленности Санкт-Петербурга за 2013-2018 гг. находился в состояния попеременного вялотекущего роста и спада (от 108,7 % до 88,3 %) относительно предыдущего года.

Восстановление и диверсификация отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга невозможно без гармонизации промышленной и торговой политики, адресной финансовой поддержки. Изучая мировой опыт мер поддержки и стимулирования отрасли легкой промышленности, стран, в которых текстильная и швейная продукция занимает значительную часть мирового рынка, выделены эффективные механизмы государственной поддержки развития легкой промышленности и сопоставлены с отечественными подходами.

В Китайской Народной Республике в качестве приоритетов государственной политики развития легкой промышленности выделены следующие направления: обновление устаревших (изношенных) производственных мощностей; увеличение энергоэффективности и производительности промышленного сектора; развитие и внедрение технологических инноваций в промышленность; развитие бренд-менеджмента отраслей; перенос производственных мощностей на определённую территорию, локализация производства; активное применение налоговых льгот, таких как: освобождение от уплаты локального подоходного налога на 5 лет; освобождение от уплаты налога на собственность и землю на 5 лет для крупных компаний и освобождение от уплаты налога на прибыль убыточных компаний на 2 года после первого прибыльного года.

В Индии в качестве приоритетных направлений государственной политики определены следующие направления: модернизации производства; увеличение автоматизированного производства; повышению доли квалифицированного труда; повышение качества продукции; разработка традиционного дизайна для сохранения культурного наследия; развитие кластера технического текстиля; увеличение доли экспорта на международном рынке; достижение максимальной добавленной стоимости во всех сегментах текстильной отрасли; увеличение доли текстильной отрасли в ВВП страны Для достижения поставленных направлений политики применяются следующие меры: субсидирование из бюджетных средств 75 % процентных ставок по кредитам для проектов модернизации; производится выдача грантов на проекты по развитию инфраструктуры, НИОКР, созданию отраслевых кластеров, бизнес-инкубаторов и сохранению экологии (государство финансирует около 50 % стоимости проекта); субсидируется участие компаний в международных выставках; осуществляется активная консультационная и организационная поддержка представителей отрасли по развитию производства и продвижению продукции; в целях импортозамещения активно функционирует система государственного заказа на разработку новых продуктов.

В Турции определены следующие направления реализации государственной политики в сфере легкой промышленности: акцент сделан на поддержку малого и среднего бизнеса; развитие институтов дизайна и местных брендов; развитие и популяризация торговой марки «Сделано в Турции» на европейском рынке; повышение уровня квалификации работников, занятых в отрасли. Для реализации данных направлений определены следующие меры: субсидирование процентных ставок по кредитам; субсидирование операционных затрат; предоставление налоговых льгот, таких как: освобождение от уплаты НДС; освобождение от уплаты таможенных пошлин; пониженная ставка налога на прибыль; финансирование получения профильного образования.

В Российской Федерации для развития легкой промышленности определены следующие направления: повышение инвестиционной привлекательности отрасли; создание условий, способствующих улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами; защита внутреннего рынка от незаконного оборота товаров; стимулирование экспорта; развитие трудовых ресурсов. Для реализации намеченных направлений предлагаются следующие меры: отмена импортных пошлин и НДС на ввоз технологического оборудования; субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и на производство продукции для экспорта.

Учитывая опыт зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что самыми эффективными методами государственной поддержки являются налоговые льготы и субсидии. В целях развития легкой промышленности Санкт-Петербурга, гармонизации промышленной и торговой политики, ритейла и оптово торговли, предлагаем к реализации следующие механизмы государственной поддержки:

– применение налоговых льгот в соответствии с ОКВЕД (в промышленности: класс 13, 14, 15.2; в торговле: 47.51, 46.11.35, 46.16, 46.42, 47.71, 47.82) и инвестиционных налоговых кредитов;

– предоставление государственных субсидий на модернизацию, диверсификацию, пополнение оборотных средств, укрупнение (расширение) производства;

– снижение административных барьеров при участии в государственных программах (для расширения перечня предприятий, желающих принять участие в конкурсах на получение грантов и субсидий);

– льготное кредитование, или субсидирование за счет государства процентных ставок превышающих 5 %;

– установление таможенных льгот (минимальных пошлины на ввоз оборудования – 0 %, сырья 5 %; материалов, ткани, фурнитуры -10 %).

Положительным примером осуществления гармонизированной государственной промышленной и торговой политики является отрасль легкового автомобилестроения в Санкт-Петербурге, когда в целях развития отрасли были применены льготные налоговые режимы, а также государственные программы льготного автокредитования для стимулирования процесса реализации продукции.

После ввода производственных мощностей по выпуску легковых автомобилей в Санки-Петербурге (2009-2011 г.) в 2012 году значительно увеличились объемы налоговых поступлений от субъектов занятых производством автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Налоговые поступления от субъектов по производству текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи в период с 2006 по 2018 г. находились в состоянии нестабильного незначительного роста и последующего спада, что говорит о факте стагнации сектора легкой промышленности (рисунок).

Гармонизация промышленности и торговли в условиях экономического кризиса и пандемии в большой степени зависит от государственного регулирования, которое возможно достичь путем временного снятия ограничений на ввоз материалов, продукции и комплектующих медицинских и иных дефицитных материалов для поддержки предприятий торговли, и расширения каналов сбыта для отечественных предприятий, достижение равновесия, при котором возможно наименьшее нанесение ущерба для предприятий промышленности, торговли, государства и населения (потребителей продукции).

Для оценки уровня гармонизации промышленной и торговой политики региона предлагаем следующие критерии:

На институциональном уровне:

1) Наличие взаимной ориентации целей и задач развития промышленности и торговли, адекватное определение мер поддержки, закрепленных на законодательном, нормативном уровне (государственная программа развития промышленности и торговли).

2) Наличие и реальное использование системы мер и инструментов поддержи;

3) Эффективность – положительный результат мер поддержки и приближение показателей гармонизации к желаемым для достижения результатам – критериям промышленной и торговой политики.

На прикладном уровне, в качестве критерия оценки гармонизации промышленной и торговой политики предлагаем определение доли товаров собственного производства в товарообороте региона:

от 0 % до 30 % – гармонизация отсутствует (отсутствие или низкий уровень гармонизации);

от 30 % до 60 % – частичная гармонизация (средний уровень гармонизации);

от 60 % до 100 % – гармонизировано (высокий уровень гармонизации).

По состоянию на 2018 год оценен уровень гармонизации автомобильной промышленности Санкт-Петербурга и легкой промышленности Санкт-Петербурга.

Лидирующие места по количеству проданных автомобилей занимают машины марок Хендэ и Киа, заводы которых расположены на территории Санкт-Петербурга. Таким образом, свидетельствует о том, что потребительский рынок Санкт-Петербурга положительно реагирует на производство продукции Санкт-Петербурга.

sidoren1.wmf

Налоговые поступления в региональный консолидированный бюджет Санкт-Петербурга за 2006-2018 гг. (в действующих и в сопоставимы ценах к 2006 г.) в тыс. руб.

Оценка уровня гармонизации промышленной и торговой политики Санкт-Петербурга в отраслях легкового автомобилестроения и легкой промышленности по состоянию на 2018 г.

Отрасль промышленности

Импорт

Товары собственного производства

Уровень гармонизации

Легковые автомобили (новые)

11,44 %

88,56 %

гармонизировано (высокий уровень гармонизации)

Легкая промышленность

64,8 %

35,2 %

частичная гармонизация (средний уровень гармонизации)

 

Прогнозируемое наступление очередного экономического кризиса, обусловленное пандемией распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождается падением экономической активности, снижением производственных мощностей, падением цен на нефть, снижением курса рубля, уменьшением темпов прироста ВВП и ВРП. При этом действие режима санкции очередной раз доказали важность наличия развитого сектора промышленности обрабатывающего производства. Развитый промышленный сектор способен быстрого реагировать и адаптироваться под сложившиеся экономические, эпидемиологические и социальные изменения. Перепрофилирование и диверсификация производства, отвечающие нуждам и запросам сложившейся ситуации, позволяют удовлетворить потребности населения, снизить угрозы экономической безопасности региона.

Наличие на территории Санкт-Петербурга предприятий текстильной и швейной промышленности способных в кротчайшие сроки осуществить переориентацию производственных мощностей способствовали бы оказанию помощи медицинским учреждениям и населению в виде обеспечения их необходимыми средствами индивидуальной защиты, такими как санитарно-гигиенические маски, многоразовые тканевые маски, респираторы, защитные костюмы. Но данных предприятий, отвечающих необходимыми производственными требованиями, или имеющих финансовые возможности для быстрой переориентации (иди модернизации) на территории Санкт-Петербурга, и России в целом, – немногочисленны.

Заключение

В настоящее время выявлено отсутствие сопоставимости принимаемых национальных проектов, стратегий, государственных программ с текущим состоянием материально-технической базы предприятий легкой промышленности Санкт-Петербурга, что делает тяжело реализуемым исполнением проектов.

В современной России есть положительный пример этапа роста экономики и сопутствующих социально-экономических показателей (период с 2008 по 2011 гг.). Налоговые меры эффективный метод поддержки развития сектора промышленности, что подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных авторов, опытом применения зарубежных стран. Временные затраты (издержки) для формирования производств легкой промышленности в среднесрочной перспективе компенсируются в виде налоговых поступлений от субъектов промышленности и торговли. Очевидно, что без вышеизложенных мер государственной поддержки текстильная и легкая промышленности, как одна из уязвимых и пострадавших отраслей обрабатывающей промышленности, не сможет обеспечить, установленные Правительством РФ указания по сохранению рабочих мест и функционированию отрасли.

Таким образом, результатом гармонизированной промышленной и торговой политики, согласованного, хорошо спланированного взаимодействия представителей промышленности, торговли и государства станет состояние, при котором государству откроются возможности более успешного решения государственных вопросов в области расширения и развития отраслевой структуры промышленности и реализации процесса импортозамещения. В силу наращивания промышленных объемов последует увеличение налоговых поступлений в бюджет, что поспособствует развитию инфраструктуры, улучшению инвестиционного климата, повышению инновационного потенциала, уровня комфортности ведения бизнеса, самообеспеченности региона, а также усилению экономической безопасности региона.