Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЛУЧШИЕ КАДРОВЫЕ ПРАКТИКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Субачева В.С. 1 Иванов П.А. 1 Наумова В.Д. 1 Кайсина В.В. 1 Смирнова А.Ю. 1
1 Университет ИТМО
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №?79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба) является применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении. В рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №?601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации реализуются меры, направленные на внедрение новых принципов кадровой политики на гражданской и муниципальной службе. Статья посвящена кадровым практикам, которые разрабатываются и реализуются в регионах РФ на государственной гражданской службе. Изучение лучших кадровых практик на государственной гражданской службе в РФ позволяет сосредоточиться на понимании того, какими должны быть мотивы поведения и действия тех, от кого зависит стабильность экономики и развитие общества в целом. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день те кадровые практики, которые имеются на государственной гражданской службе не направлены на решение существующих проблем, они направлены на обучение и привлечение будущих молодых, современных сотрудников, по средствам сотрудничества с вузами, поведения конкурсов для студентов и школьников. Однако, если не решать имеющиеся проблемы и не взаимодействовать с действующими сотрудниками, то работа направленная на будущее поколение не будет эффективна.
управление
госслужба
гражданская служба
кадровая политика
республика коми
вологодская область
кадровые практики
1. Василенок В.Л., Шапиро Н.А. «Современные экономические концепции» для магистрантов менеджмента: методологические аспекты учебного курса // Проблемы современной экономики. – 2012. – №?1 (41). – С. 374–377.
2. Седова О.Л., Назайкинский С.В. Управление персоналом в системе государственной гражданской службы: проблемы и решения/ Седова Ольга Леонидовна, Назайкинский Святослав Владимирович Назайкинский Святослав Владимирович // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №?3 (146) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-v-sisteme-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-problemy-i-resheniya-1 (дата обращения: 09.12.2018).
3. Федеральный закон от 27.05.2003 №?58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, №?22, ст. 2063.
4. Сборник лучших кадровых практик на государственной гражданской и муниципальной службе 2016 года [Электронный ресурс]. – URL: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/Сборник?%20лучших?%20кадровых?%20практик.pdf (дата обращения 09.12.2018).
5. Постановление Губернатора Вологодской области от 4 октября 2010 г. №?494 (в ред. от 16 февраля 2017 г.) «О порядке заключения договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы области после окончания обучения» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/20444925/ (дата обращения 12.12.2018).
6. Официальный сайт Губернатора Вологодской области // Положение о проекте «Команда Губернатора: Ваше будущее» [Электронный ресурс]. – URL: http://okuvshinnikov.ru/proekty/komanda_gubernatora/polozhenie_o_provedenii_konkursa/ (дата обращения 12.12.2018).

В современно мире управление необходимо. Без него невозможно равновесие в системе мироздания, развитие в природе, деятельность коллективов людей, функционирование общества. Без управления наступает коллапс, беспорядок, анархия. Одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации является повышение эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих [1]. Поэтому изучение лучших кадровых практик на государственной гражданской службе в РФ является актуальным как для ученых, так и экспертов и позволяет сосредоточиться на понимании того, какими должны быть мотивы поведения и действия тех, от кого зависит стабильность экономики и развитие общества в целом [2].

В ФЗ от 27.05.2003 г. ФЗ-58 «О системе государственной службы в РФ» (ред. от 13.07.2015) Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) представлены виды профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов [3].

По данным федерального статистического наблюдения, в государственных органах РФ на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) в 2017 г. замещали должности государственной гражданской службы 696,7 тыс. человек, или 42,2 % от общей численности работников, занятых в этих органах.

С одной стороны, наблюдается излишнее количество государственных служащих, но с другой стороны возникает вопрос об их компетенции, квалифицированности, а также заинтересованности в эффективной службе. Данный факт является дополнительным стимулом к критическому анализу имеющихся кадровых практик в субъектах РФ.

В рамках исполнения положений Указа Президента об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [4] Министерством труда и социальной защиты РФ реализуются меры, направленные на внедрение новых принципов кадровой политики на гражданской и муниципальной службе, а в 2015 году Минтрудом России проведен конкурс лучших кадровых практик на гражданской и муниципальной службе (для федеральных государственных органов конкурс проводится ежегодно с 2013 года). Конкурс позволил выявить субъектов управления, активно внедряющих кадровые технологии. Рассмотрим наиболее интересные из них.

1. Поиск, привлечение и отбор кадров. Данная практика реализуется на территории Вологодской области Департаментом государственной службы и кадровой политики (далее – ДГСи КП) Вологодской области. Название проекта «Команда Губернатора: Ваше будущее». Новизна и уникальность его разработки и внедрения заключаются в том, что он представляет собой многоступенчатый профориентационный проект, включающий в себя различные механизмы привлечения молодых специалистов в систему государственного и муниципального управления, которые представлены в виде кадровых проектов, инициатором которых является ДГСиКП области. К указанным проектам относятся: областной факультатив «Я выбираю профессию государственного служащего»; областная олимпиада по основам знаний о государственном управлении, государственной гражданской и муниципальной службе; проведение «Дней открытых дверей»; организация целевой подготовки.

Работа, проводимая ДГСиКП в рамках данного проекта, позволила решить актуальные задачи по формированию нового для органов исполнительной государственной власти области источника подбора персонала из молодежной среды (школьники и студенты) и внедрению действенных механизмов реализации целевой подготовки и продвижения института наставничества в системе государственной службы.

Для студентов и школьников участие в проекте является возможностью проявить себя в сфере государственного управления и развить профессиональные и личностные компетенции. Проект получил высокую оценку на федеральном и региональном уровнях. Основным трендом проекта является его постоянное развитие. Как и все проекты системы «Команда Губернатора» его отличает публичность, медийность и интерактивность.

Так, областной факультатив «Я выбираю профессию государственного служащего» – это первый в Вологодской области образовательный проект, направленный на привлечение молодых людей на государственную гражданскую службу. Участниками проекта являются учащиеся 10–11 классов. Первоначально такая возможность была предоставлена только учащимся города Вологды, а с 2012 года факультатив перешел в формат областного. Специальная образовательная программа факультатива направлена на ознакомление с основами профессии государственного служащего, приобретение и повышение знаний о современном государственном управлении, о системе управления государством, областью, муниципальным образованием, развитие лидерских и нравственных качеств, которые могут помочь в реализации себя на государственной гражданской и муниципальной службе. Областной факультатив реализуется с использованием технологий дистанционного обучения.

За время реализации проекта в нем приняли участие: около 500 школьников области из 22 муниципальных районов и городских округов области (80 % от общего числа муниципалитетов).

Областная олимпиада по основам знаний о государственном управлении, государственной гражданской и муниципальной службе. Цель это мероприятия – повышение престижа государственной гражданской и муниципальной службы области и формирование интереса школьников к сфере государственного управления.

Олимпиада проводится в два этапа: заочный и очный. Заочный этап проводится в виде конкурса письменных творческих работ (по определенным номинациям), по итогам которого отбираются участники на очный этап. Очный этап олимпиады проводится в виде тестирования, включающего в себя задания, составленные на основе общеобразовательных программ по истории, обществознанию, праву.

Итоги олимпиады традиционно подводятся в Правительстве Вологодской области. За период реализации проекта в областной олимпиаде приняли участие около 150 школьников области. Победители и призеры олимпиады имеют преимущественное право на заключение договоров о целевом обучении при поступлении в образовательные организации по целевым направлениям Департамента государственной службы и кадровой политики области.

Проведение «Дней открытых дверей», в которые все желающие имеют возможность пообщаться с руководством органов власти области, получить дополнительную информацию о развитии отрасли, консультации по вопросам поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу, реализации кадровых проектов, исполнения отраслевых и ведомственных программ. Ежегодно органы власти предлагают различные программы проведения: интеллектуальные игры, круглые столы, работа по секциям, тестирование, презентация проектов, экскурсии, открытые лекции, тренинги, викторины на знание законодательства и отраслевой специфики и многое другое. Ежегодно в подобных мероприятиях принимают участие около 700 человек.

Организация целевой подготовки. В этой части проект ориентирован на студентов 1–3 курсов образовательных организаций. Идея получила широкий общественный резонанс. Проект стал очень востребованным, с каждым годом растет количество образовательных организаций, принимающих участие в конкурсе, расширяется перечень направлений подготовки, ужесточаются и усложняются оценочные процедуры, увеличивается конкурс на каждое место в проекте. За время реализации проекта участие в оценочных процедурах приняли более 100 студентов 6 образовательных организаций области, конкурс на одно место составлял от 3 до 7 человек.

Разнообразие оценочных процедур (предоставление портфолио, эссе «Профессиональный выбор», тестирование на знание отраслевого законодательства и информационно – компьютерных технологий, разработка идеи (инициативы) дает возможность конкурсантам продемонстрировать свои способности, знания, творчество, лидерские качества, умение убеждать, красноречие, выдержку и волю. В состав конкурсной комиссии входят профессионалы различных отраслей, представители общественных организаций, независимые эксперты. За период реализации проекта участниками было разработано и предложено 105 инициатив, направленных на развитие и совершенствование всех сфер жизни нашего общества. Все они были опубликованы на сайте Губернатора области, а проекты, получившие наиболее высокую оценку населения, были реализованы (например, создание экологических троп в лесопарке «Зеленая Роща», развитие досуга детей и молодежи через открытие «Скейтпарка» в поселке Кадуй, разработка и внедрение QR-кода для достопримечательностей города Вологда, разработка проекта по созданию многофункционального памятника животному, проект по организации специальной образовательной смены для ребят с ограниченными возможностями здоровья «УМКА» и другие).

Каждый участник проекта имеет возможность пройти стажировку по индивидуальному плану развития с закрепленным за ним наставником. и определяется график прохождения еженедельной стажировки (2–3 часа). За период стажировки (еженедельно 2–3 часа) в органах власти, участник проекта получает непосредственный опыт по своей профессиональной специализации, а также стимулирующую выплату в размере 5005 рублей.

В рамках проекта ДГСиКП области разработан практический курс – Успешная адаптация к профессиональной деятельности, где они изучают основы государственного управления и государственной службы, учатся думать, принимать управленческие решения, постигают основы служебной дисциплины, развивают необходимые компетенции.

Итогами проекта можно назвать то, что в 2015–2016 годах приступили к профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе области 18 выпускников проекта (заключены срочные служебные контракты на период прохождения государственной гражданской службы области от 1 года до 3,5 лет). А учитывая положительный опыт реализации проекта, с 2016 года он тиражирован на муниципальный уровень.

Рассмотренный проект имел соответствующую нормативно-правовую базу. Это специальное постановление [5] положение [6] Губернатора Вологодской.

Еще одной примером территории не менее интересного опыта в области мотивации гражданских служащих является Республика Коми, Управление государственной гражданской службы (далее УГС). Одним из наиболее эффективных факторов унификации, применяемых региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления кадровых технологий, является обмена профессиональным опытом посредством состязательности. Начиная с 2011 года, УГС на ежегодной основе проводятся конкурсы профессионального мастерства для создания условий развития и совершенствования кадровой политики в органах государственного и муниципального управления, повышения мотивации для эффективного исполнения должностных обязанностей, а также повышения престижа работы в сфере государственного и муниципального управления.

Реализация данной кадровой практики включает в себя несколько этапов:

1. 2011–2013 гг. Дана экспертная оценка применяемых технологий, проведена их систематизация, упорядочивание, обмен опытом среди работников кадровых служб министерств и ведомств региона, разрабатывались типовые решения.

pic_subach_1.tif

Рис. 1. Этапы конкурса профессионального мастерства на государственной службе в Республике Коми [4, с. 107]

pic_subach_2.tif

Рис. 2. Результаты реализации кадровой практики Республики Коми [4, с. 108]

2. 2014 год. Представлены работы государственных и муниципальных органов власти в области набирающего популярность инструмента по адаптации новичков на государственной и муниципальной службе – welcome брошюры. Оценивался творческий подход к созданию брошюры, количество и качество представленных в работе материалов, наличие материалов, посвященных описанию работы с наставничеством в соответствующем органе – участнике конкурса.

3. 2015 год. Предложение проектов показателей эффективности и результативности работы кадровых служб, анализу кадровой политики государственного (муниципального) органа власти по одному или нескольким направлениям (кадровое планирование, отбор, оценка, привлечение персонала, управление мотивацией и стимулированием работников, обучение и развитие персонала, и т. д.) в целях выявления резервов повышения эффективности реализации кадровой политики в соответствующем органе власти. Проекты, признанные лучшими, легли в основу показателей эффективности и результативности кадровой политики УГС Республики Коми и органах местного самоуправления.

Результаты конкурса профессионального мастерства позволили выстроить единую региональную кадровую политику в органах в системе государственного и муниципального управления, определить наиболее эффективные кадровые технологии и растиражировать наиболее успешный опыт в рамках всей Республики Коми. Для дальнейшей эффективной реализации практики конкурсов профессионального мастерства необходима смены формата проведения конкурсов, расширения целевой аудитории, а также выработка новых подходов к целеполаганию в рамках данной кадровой практики. Поэтому в 2016 году к участию в конкурсе приглашены молодые специалисты возрастом до 30 лет, имеющие стаж работы в государственных/муниципальных органах власти не более 2 лет и не менее 6 месяцев, из числа гражданских и муниципальных служащих региона. Конкурс был направлен на мотивацию к профессиональному саморазвитию, повышению и закреплению уровня профессиональных знаний, и созданию для участников конкурса площадки по взаимному обмену опытом.

Нормативно-правовой базой, на основе которой реализованы рассмотренные мероприятий были Приказы УГС Республики Коми.

Безусловно, рассмотренные два примера успешной кадровой практики – это лишь малая часть того опыта, который необходим для кардинального изменения в системе управления персоналом госслужбы в РФ. Главным капиталом организации, включая госслужбу, равно как и объектом серьезной конкурентной борьбы, является человек, его уровень образования, мотивация и внимание к инициативе, возрастная и гендерная ротация и проч. Если правильно управлять кадрами и грамотно организовывать их работу, то деятельность государственных гражданских служащих будет более эффективным.


Библиографическая ссылка

Субачева В.С., Иванов П.А., Наумова В.Д., Кайсина В.В., Смирнова А.Ю. ЛУЧШИЕ КАДРОВЫЕ ПРАКТИКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КОМИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 218-223;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=111 (дата обращения: 29.03.2024).