В современно мире управление необходимо. Без него невозможно равновесие в системе мироздания, развитие в природе, деятельность коллективов людей, функционирование общества. Без управления наступает коллапс, беспорядок, анархия. Одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации является повышение эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих [1]. Поэтому изучение лучших кадровых практик на государственной гражданской службе в РФ является актуальным как для ученых, так и экспертов и позволяет сосредоточиться на понимании того, какими должны быть мотивы поведения и действия тех, от кого зависит стабильность экономики и развитие общества в целом [2].
В ФЗ от 27.05.2003 г. ФЗ-58 «О системе государственной службы в РФ» (ред. от 13.07.2015) Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) представлены виды профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов [3].
По данным федерального статистического наблюдения, в государственных органах РФ на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) в 2017 г. замещали должности государственной гражданской службы 696,7 тыс. человек, или 42,2 % от общей численности работников, занятых в этих органах.
С одной стороны, наблюдается излишнее количество государственных служащих, но с другой стороны возникает вопрос об их компетенции, квалифицированности, а также заинтересованности в эффективной службе. Данный факт является дополнительным стимулом к критическому анализу имеющихся кадровых практик в субъектах РФ.
В рамках исполнения положений Указа Президента об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [4] Министерством труда и социальной защиты РФ реализуются меры, направленные на внедрение новых принципов кадровой политики на гражданской и муниципальной службе, а в 2015 году Минтрудом России проведен конкурс лучших кадровых практик на гражданской и муниципальной службе (для федеральных государственных органов конкурс проводится ежегодно с 2013 года). Конкурс позволил выявить субъектов управления, активно внедряющих кадровые технологии. Рассмотрим наиболее интересные из них.
1. Поиск, привлечение и отбор кадров. Данная практика реализуется на территории Вологодской области Департаментом государственной службы и кадровой политики (далее – ДГСи КП) Вологодской области. Название проекта «Команда Губернатора: Ваше будущее». Новизна и уникальность его разработки и внедрения заключаются в том, что он представляет собой многоступенчатый профориентационный проект, включающий в себя различные механизмы привлечения молодых специалистов в систему государственного и муниципального управления, которые представлены в виде кадровых проектов, инициатором которых является ДГСиКП области. К указанным проектам относятся: областной факультатив «Я выбираю профессию государственного служащего»; областная олимпиада по основам знаний о государственном управлении, государственной гражданской и муниципальной службе; проведение «Дней открытых дверей»; организация целевой подготовки.
Работа, проводимая ДГСиКП в рамках данного проекта, позволила решить актуальные задачи по формированию нового для органов исполнительной государственной власти области источника подбора персонала из молодежной среды (школьники и студенты) и внедрению действенных механизмов реализации целевой подготовки и продвижения института наставничества в системе государственной службы.
Для студентов и школьников участие в проекте является возможностью проявить себя в сфере государственного управления и развить профессиональные и личностные компетенции. Проект получил высокую оценку на федеральном и региональном уровнях. Основным трендом проекта является его постоянное развитие. Как и все проекты системы «Команда Губернатора» его отличает публичность, медийность и интерактивность.
Так, областной факультатив «Я выбираю профессию государственного служащего» – это первый в Вологодской области образовательный проект, направленный на привлечение молодых людей на государственную гражданскую службу. Участниками проекта являются учащиеся 10–11 классов. Первоначально такая возможность была предоставлена только учащимся города Вологды, а с 2012 года факультатив перешел в формат областного. Специальная образовательная программа факультатива направлена на ознакомление с основами профессии государственного служащего, приобретение и повышение знаний о современном государственном управлении, о системе управления государством, областью, муниципальным образованием, развитие лидерских и нравственных качеств, которые могут помочь в реализации себя на государственной гражданской и муниципальной службе. Областной факультатив реализуется с использованием технологий дистанционного обучения.
За время реализации проекта в нем приняли участие: около 500 школьников области из 22 муниципальных районов и городских округов области (80 % от общего числа муниципалитетов).
Областная олимпиада по основам знаний о государственном управлении, государственной гражданской и муниципальной службе. Цель это мероприятия – повышение престижа государственной гражданской и муниципальной службы области и формирование интереса школьников к сфере государственного управления.
Олимпиада проводится в два этапа: заочный и очный. Заочный этап проводится в виде конкурса письменных творческих работ (по определенным номинациям), по итогам которого отбираются участники на очный этап. Очный этап олимпиады проводится в виде тестирования, включающего в себя задания, составленные на основе общеобразовательных программ по истории, обществознанию, праву.
Итоги олимпиады традиционно подводятся в Правительстве Вологодской области. За период реализации проекта в областной олимпиаде приняли участие около 150 школьников области. Победители и призеры олимпиады имеют преимущественное право на заключение договоров о целевом обучении при поступлении в образовательные организации по целевым направлениям Департамента государственной службы и кадровой политики области.
Проведение «Дней открытых дверей», в которые все желающие имеют возможность пообщаться с руководством органов власти области, получить дополнительную информацию о развитии отрасли, консультации по вопросам поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу, реализации кадровых проектов, исполнения отраслевых и ведомственных программ. Ежегодно органы власти предлагают различные программы проведения: интеллектуальные игры, круглые столы, работа по секциям, тестирование, презентация проектов, экскурсии, открытые лекции, тренинги, викторины на знание законодательства и отраслевой специфики и многое другое. Ежегодно в подобных мероприятиях принимают участие около 700 человек.
Организация целевой подготовки. В этой части проект ориентирован на студентов 1–3 курсов образовательных организаций. Идея получила широкий общественный резонанс. Проект стал очень востребованным, с каждым годом растет количество образовательных организаций, принимающих участие в конкурсе, расширяется перечень направлений подготовки, ужесточаются и усложняются оценочные процедуры, увеличивается конкурс на каждое место в проекте. За время реализации проекта участие в оценочных процедурах приняли более 100 студентов 6 образовательных организаций области, конкурс на одно место составлял от 3 до 7 человек.
Разнообразие оценочных процедур (предоставление портфолио, эссе «Профессиональный выбор», тестирование на знание отраслевого законодательства и информационно – компьютерных технологий, разработка идеи (инициативы) дает возможность конкурсантам продемонстрировать свои способности, знания, творчество, лидерские качества, умение убеждать, красноречие, выдержку и волю. В состав конкурсной комиссии входят профессионалы различных отраслей, представители общественных организаций, независимые эксперты. За период реализации проекта участниками было разработано и предложено 105 инициатив, направленных на развитие и совершенствование всех сфер жизни нашего общества. Все они были опубликованы на сайте Губернатора области, а проекты, получившие наиболее высокую оценку населения, были реализованы (например, создание экологических троп в лесопарке «Зеленая Роща», развитие досуга детей и молодежи через открытие «Скейтпарка» в поселке Кадуй, разработка и внедрение QR-кода для достопримечательностей города Вологда, разработка проекта по созданию многофункционального памятника животному, проект по организации специальной образовательной смены для ребят с ограниченными возможностями здоровья «УМКА» и другие).
Каждый участник проекта имеет возможность пройти стажировку по индивидуальному плану развития с закрепленным за ним наставником. и определяется график прохождения еженедельной стажировки (2–3 часа). За период стажировки (еженедельно 2–3 часа) в органах власти, участник проекта получает непосредственный опыт по своей профессиональной специализации, а также стимулирующую выплату в размере 5005 рублей.
В рамках проекта ДГСиКП области разработан практический курс – Успешная адаптация к профессиональной деятельности, где они изучают основы государственного управления и государственной службы, учатся думать, принимать управленческие решения, постигают основы служебной дисциплины, развивают необходимые компетенции.
Итогами проекта можно назвать то, что в 2015–2016 годах приступили к профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе области 18 выпускников проекта (заключены срочные служебные контракты на период прохождения государственной гражданской службы области от 1 года до 3,5 лет). А учитывая положительный опыт реализации проекта, с 2016 года он тиражирован на муниципальный уровень.
Рассмотренный проект имел соответствующую нормативно-правовую базу. Это специальное постановление [5] положение [6] Губернатора Вологодской.
Еще одной примером территории не менее интересного опыта в области мотивации гражданских служащих является Республика Коми, Управление государственной гражданской службы (далее УГС). Одним из наиболее эффективных факторов унификации, применяемых региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления кадровых технологий, является обмена профессиональным опытом посредством состязательности. Начиная с 2011 года, УГС на ежегодной основе проводятся конкурсы профессионального мастерства для создания условий развития и совершенствования кадровой политики в органах государственного и муниципального управления, повышения мотивации для эффективного исполнения должностных обязанностей, а также повышения престижа работы в сфере государственного и муниципального управления.
Реализация данной кадровой практики включает в себя несколько этапов:
1. 2011–2013 гг. Дана экспертная оценка применяемых технологий, проведена их систематизация, упорядочивание, обмен опытом среди работников кадровых служб министерств и ведомств региона, разрабатывались типовые решения.
Рис. 1. Этапы конкурса профессионального мастерства на государственной службе в Республике Коми [4, с. 107]
Рис. 2. Результаты реализации кадровой практики Республики Коми [4, с. 108]
2. 2014 год. Представлены работы государственных и муниципальных органов власти в области набирающего популярность инструмента по адаптации новичков на государственной и муниципальной службе – welcome брошюры. Оценивался творческий подход к созданию брошюры, количество и качество представленных в работе материалов, наличие материалов, посвященных описанию работы с наставничеством в соответствующем органе – участнике конкурса.
3. 2015 год. Предложение проектов показателей эффективности и результативности работы кадровых служб, анализу кадровой политики государственного (муниципального) органа власти по одному или нескольким направлениям (кадровое планирование, отбор, оценка, привлечение персонала, управление мотивацией и стимулированием работников, обучение и развитие персонала, и т. д.) в целях выявления резервов повышения эффективности реализации кадровой политики в соответствующем органе власти. Проекты, признанные лучшими, легли в основу показателей эффективности и результативности кадровой политики УГС Республики Коми и органах местного самоуправления.
Результаты конкурса профессионального мастерства позволили выстроить единую региональную кадровую политику в органах в системе государственного и муниципального управления, определить наиболее эффективные кадровые технологии и растиражировать наиболее успешный опыт в рамках всей Республики Коми. Для дальнейшей эффективной реализации практики конкурсов профессионального мастерства необходима смены формата проведения конкурсов, расширения целевой аудитории, а также выработка новых подходов к целеполаганию в рамках данной кадровой практики. Поэтому в 2016 году к участию в конкурсе приглашены молодые специалисты возрастом до 30 лет, имеющие стаж работы в государственных/муниципальных органах власти не более 2 лет и не менее 6 месяцев, из числа гражданских и муниципальных служащих региона. Конкурс был направлен на мотивацию к профессиональному саморазвитию, повышению и закреплению уровня профессиональных знаний, и созданию для участников конкурса площадки по взаимному обмену опытом.
Нормативно-правовой базой, на основе которой реализованы рассмотренные мероприятий были Приказы УГС Республики Коми.
Безусловно, рассмотренные два примера успешной кадровой практики – это лишь малая часть того опыта, который необходим для кардинального изменения в системе управления персоналом госслужбы в РФ. Главным капиталом организации, включая госслужбу, равно как и объектом серьезной конкурентной борьбы, является человек, его уровень образования, мотивация и внимание к инициативе, возрастная и гендерная ротация и проч. Если правильно управлять кадрами и грамотно организовывать их работу, то деятельность государственных гражданских служащих будет более эффективным.