Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ В ПРЕДЕЛАХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Чеснокова Ж.А. 1
1 Камышинский Технологический Института (филиал) ВолгГТУ
Оптимизация затрат является одной из ключевых задач не только современного промышленного производства, но и предприятий малого и среднего бизнеса. Иногда управленческие решения, связанные с этим непопулярным у сотрудников управленческого воздействия, являются болезненными и разрушительными для производственного процесса. Как избежать негативных последствий сокращения затрат. На этот вопрос позволит ответить отлаженный и разработанный процесс управления затратами на качество. Как процесс он имеет определенные этапы, основным из которых является четкая классификация затрат на качество. В статье предлагается один из вариантов классификатора затрат на качество, в котором сформулирован состав затрат на качество с учетом классификации процессов по функциональному признаку (управленческие, обеспечивающие, базовые), позволяющий в наибольшей степени охватить все элементы данных затрат в целях оперативного управления результатами деятельности предприятий, и обеспечивающий в отличии от других классификаций распределение затрат по категориям в пределах отдельного процесса, применительно к специфике исследуемого процесса.
классификация
качество
процессы
управление
затраты на качество
1. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. 471 с.
2. Бондарец А.В., Чеснокова Ж.А., Чесноков А.Ю. Метод исследования затрат на качество [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5136 (дата обращения: 11.02.2020).
3. Левченко Е.В. Инструментарий оценки развития системы менеджмента качества // Экономическая безопасность и качество. – 2018. – № 3(32). – С. 28-33.
4. Левченко Е.В. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества компании // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 4(68). – С. 9-14.
5. Григорян Е.С., Яшин Н.С. Методические подходы к оценке результативности системы управления качеством // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 1(70). – С. 24-25.

Развитие информационных технологий и научно-технического прогресса ставят перед производителями новые более сложные задачи, основными из которых являются:

– повышение конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия в целом;

– модернизация основных фондов;

– ускорение оборачиваемости основных средств;

– выпуск продукции, соответствующей требованиям рынка и др.

Вместе с тем, выполняя данные задачи, необходимо помнить о затратах на их реализацию. Как правило, это самая болезненная тема современных менеджеров на Российских предприятиях. «Оптимизация затрат» – этот лозунг является основополагающим на современном производстве. Но так ли необходима оптимизация, под которой подразумевается постоянное, систематическое сокращение, особенно трудовых ресурсов? Как показывает практика последних лет, неразумная оптимизация приводит к достаточно негативным последствиям и является разрушительной не только на производстве, но и на предприятиях разной сферы деятельности. В первую очередь оптимизация может привести к острой нехватке ресурсов для бесперебойного производства, в том числе и трудовых. Во-вторых, чрезмерная нагрузка на сотрудников приводит к отрицательным результатам, которые сказываются в резком снижении качества продукции, увеличении брака и падении имиджа предприятия в глазах потребителя. Таким образом, спасти существующее положение возможно с помощью внедрения на предприятиях системы управления затратами на качество, с помощью которой, появляется реальная возможность коренным образом изменить современный подход российских промышленников к управлению производством. Первоначальным этапом внедрения такой системы, на наш взгляд, является четкая и оптимальная классификация затрат на качество. Причем эта классификация должна отражать современные тенденции процессного подхода к производству и учитывать функционирование каждого процесса на предприятии.

Исследование существующих методов классификации затрат на качество позволили сделать выводы о существовании двух крайностей, к которым прибегают менеджеры. Чрезмерно расширенный учет затрат на качество, который сводится к обычному расчету себестоимости продукции является первой крайностью. Данный подход отвлекает от истинной цели учета затрат на качество, в результате чего теряется смысл самой концепции затрат на качество. Вторая крайность заключается в ограниченной структуре затрат, которая не позволяет получить истинную картину о затратах на качество на предприятии. Информация получается искаженной и не приносит никакой пользы для организации. В результате такой подход обречен на провал. Поэтому, на сегодняшний день созрела необходимость найти ту «золотую середину», которая позволила бы с наименьшими потерями внедрить систему управления затратами на качество на предприятии и получать как можно более достоверную информацию о качестве процессов.

В результате мы предлагаем наиболее оптимизированную модель классификации затрат на качество процессов. В качестве критерия выбора базовых или основных процессов мы использовали стадии жизненного цикла создания, изготовления и использования продукции (ЖЦП). Кроме того, нами были учтены управленческие процессы, в составе которых мы оставили процесс управления системой менеджмента качества и процесс управления предприятием, а также выделили обеспечивающий процесс – закупка.

Таблица 1

Классификация процессов по функциональному признаку

Классификация процессов по функциональному признаку

Обозначение процессов

Наименование процессов

1

2

3

Управленческие процессы

УП 1

управление предприятием

УП2

управление системой менеджмента качества

Обеспечивающие

процессы

ОП 1

закупка

Базовые процессы

БП 1

исследование рынка

БП 2

проектирование и разработка

БП 3

подготовка производства

БП 4

контроль и управление производством

БП 5

контроль готовой продукции

БП 6

испытание готовой продукции

БП 7

сбыт продукции

БП 8

техническое обслуживание

БП 9

утилизация после испытания

 

Нами был проведен анализ затрат внутри каждого процесса и выявлены затраты на качество, в рамках одного процесса, затем данные затраты были разделены по категориям на предупредительные, затраты на контроль и затраты, возникшие от потерь из-за дефектов. Разработка данной классификации основана на применении модели (RAF) (предупреждение-оценка-отказ), разработанной американским исследователем А. Фейгенбаумом. Согласно данной модели все затраты на качество подразделяются на предупредительные затраты. Это затраты на предупреждение появлений дефектов в продукции. Вторая категория затрат – это затраты на действия по оценке обнаруженных дефектов и несоответствий. Третья категория затрат – это затраты, возникшие в результате, внешних и внутренних потерь от брака на предприятии. Разработанный классификатор рассмотрен в табл. 2.

Таблица 2

Классификация затрат на качество в условиях процессного подхода с применением модели RAF

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

1

Управленческие процессы

УП1

Управление предприятием

Предупредительные:

– затраты на содержание административного аппарата предприятия

– затраты на повышение квалификации сотрудников административного аппарата

– затраты на разработку и внедрение нормативной документации по предприятию

– затраты на разработку управленческих решений

Контроль:

– затраты на анализ нормативной документации

– затраты на анализ финансовых показателей предприятия

– затраты на контроль по выполнению управленческих решений.

Потери:

– потери из-за снижения финансовых результатов предприятия.

УП2

Управление системой менеджмента качества

(СМК)

Предупредительные:

– затраты на содержание отдела качества

– затраты на обучение персонала по СМК

– затраты на разработку и внедрение нормативной документации по СМК

Контроль:

– затраты на внутренний аудит СМК

– затраты на сертификацию.

Потери:

– потери в результате не прохождения сертификации

– потери из-за увольнения квалифицированного персонала

2

Обеспечивающий процесс:

ОП1

Закупка

Предупредительные:

– затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставку

– затраты, связанные с технической подготовкой поверок и испытаний закупленных материалов

Контроль:

– затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей, связанных с техническим изменением проекта или другими проблемами

Потери:

– затраты на отходы и переделки по вине поставщиков

3

Базовые (основные) процессы

БП 1

Исследование рынка

Предупредительные:

– затраты на сбор информации о спросе на рынке, о потребителях, о конкурентах

Контроль:

– затраты на оценку и анализ полученной информации

Потери:

– потери в результате утечки информации

– потери из-за недостоверной или неверно обработанной информации

Продолжение табл. 2

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

БП 2

Проектирование и разработка

Предупредительные:

– затраты на разработку опытного образца, подготовка чертежей и эскизов.

– затраты на изготовление опытного образца

– затраты на рациональные предложения и изобретения

Контроль:

– затраты на испытание опытного образца (материальные, трудовые расходы)

Потери:

– потери от брака по причине ошибки или несвоевременного исправления в чертежах

– НИОКР, не давшие положительного результата

БП 3

Подготовка производства

Предупредительные:

– затраты на содержание промышленно-производственного персонала

– затраты на содержание электро-монтажного управления

– затраты на содержание инструментального производства

– затраты на содержание, подготовительных цехов,

– затраты на содержание отдела главного технолога (ОГТ)

– затраты на содержание отдела главного метролога (ОГМетр)

Контроль:

– затраты на контроль вновь приобретаемых средств измерения

Потери:

– потери от брака по вине ОГТ (недоработка конструкций, несовершенство технического процесса)

– потери от брака по вине электро-монтажного управления (неисправное оборудование, прекращение подачи электроэнергии, газа, воздуха)

– потери от брака по вине наладчиков (неправильная наладка оборудования, сбой наладки оборудования)

– потери от брака по вине ОГМетр (неправильное заключение об измерительных приборах)

– брак по вине инструментального производства (дефекты инструмента, оснастки)

БП 4

Контроль и управление производственным процессом

Предупредительные:

– затраты на профилактические ремонты

– затраты на межоперационный контроль

– затраты на хранение сырья и материалов на складах

Контроль:

– затраты на калибровку и проверку контрольно-измерительного оборудования

– затраты на контроль ОТК (отдела технического контроля)

Потери:

– брак по вине администрации цеха: недостаточный инструктаж, нарушение технологии, использование неисправного или изношенного инструмента или оборудования, организационные недостатки, неудовлетворительное состояние рабочей документации

– потери от брака по вине цеха – поставщика: скрытые пороки стального листа, несоответствие заготовок чертежу, дефекты деталей, обнаруженные в процессе сборки, коррозия

– порча материалов или частичная утрата их потребительских свойств на складах

БП 5

Контроль

готовой

продукции

Предупредительные:

– затраты на содержание ОТК

– затраты на поддержание контрольного оборудования в рабочем состоянии

Контроль:

– затраты на контроль продукции (материальные, трудовые и пр.)

Потери:

– брак по вине ОТК (некачественный и несвоевременный контроль продукции согласно технологическому процессу и циклу контроля)

– затраты на определение причин возникших несоответствий требований по качеству

– затраты, возникшие в результате переделок, доработок или ремонта изделия

– затраты на повторное испытание после переделок

Окончание табл. 2

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

БП 6

Испытание продукции

Предупредительные:

– затраты на подготовку партии опытных образцов

– затраты на содержание заводской лаборатории

Контроль:

– затраты на проведение испытаний опытных образцов (проверка на долговечность, прочность)

   

Потери:

– затраты на определение причин возникших несоответствий требований по качеству

– затраты, возникшие в результате переделок, доработок или ремонта изделия

– затраты на повторное испытание после переделок

БП 7

Сбыт

Предупредительные:

– затраты на разработку рекламной политики предприятия

– затраты на содержание отдела маркетинга

– затраты на содержание отдела по связям с общественностью

Контроль:

– затраты на анализ портфеля заказов.

– затраты на контроль и анализ объемов сбыта

Потери:

– потери от несостоявшихся ярмарок и презентаций.

– потери от неудачно разработанной или неэффективной рекламной кампании

БП 8

Техническое обслуживание

Предупредительные:

– затраты на хранение продукции на складах

– затраты на транспортировку продукции

– затраты на упаковку товара

Контроль:

– затраты на приведение товара в рабочее состояние

– сервисное обслуживание

Потери:

– затраты на рассмотрение внешних рекламаций

– затраты на командировки

– затраты на судебные издержки

– затраты на замену некачественной продукции в течение гарантийного периода

– затраты, возникшие в результате снижения цены товара из-за плохого качества.

– затраты на доработку продукции, возвращенной потребителем

БП 9

Утилизация после испытания

Предупредительные:

– затраты на доставку продукции

– затраты на оплату труда работников

Контроль

– затраты на подготовку и обслуживание оборудования

Потери:

– затраты из-за поломки оборудования

 

Целесообразность применения разработанной методики заключается в том, что все процессы, рассмотренные нами, существуют на любом промышленном предприятии независимо от специфики производства, хотя может быть несколько иное наименование процесса или один процесс конкретного предприятия включает в себя несколько процессов, рассмотренных нами. Кроме того, все процессы, включенные в нашу классификацию, в большей степени отвечают за качество продукции и все распределенные затраты соответствуют существующим категориям.

Очень часто возникает полемика между менеджерами о том, увеличивать или уменьшать затраты на качество. Для разрешения этих споров, мы предлагаем разделить затраты на качество на затраты максимум и затраты минимум. На наш взгляд, затраты максимум это те затраты, увеличение которых может не вызывать опасения менеджеров, кроме того их увеличение иногда даже приветствуется. К таким затратам можно отнести затраты на предупредительные мероприятия и оценку. Увеличение затрат минимум должны настораживать руководителей. Они нуждаются в постоянном сокращении, что и является истинной целью учета и анализа затрат на качество и в конечном итоге ведет к уменьшению себестоимости продукции. Соответственно затраты минимум ничто иное, как затраты на исправление внутренних и внешних дефектов.


Библиографическая ссылка

Чеснокова Ж.А. ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ В ПРЕДЕЛАХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 3-1. – С. 131-136;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1026 (дата обращения: 23.11.2024).