Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

QUALITY COSTS AND THEIR CLASSIFICATION BY CATEGORY WITHIN A PARTICULAR PROCESS

Chesnokova J.A. 1
1 Kamyshinsky Technological Institute (branch) VolgSTU
Cost optimization is one of the key tasks not only of modern industrial production, but also of small and medium-sized enterprises. Sometimes management decisions associated with this unpopular managerial impact among employees are painful and destructive for the production process. Avoiding the negative effects of cost reduction. The debugged and developed process of managing costs for quality will answer this question. As a process, it has certain stages, the main of which is a clear classification of quality costs. The article proposes one of the options for the qualifier of costs for quality, in which the composition of costs for quality is formulated taking into account the classification of processes according to a functional basis (managerial, supporting, basic), which allows to cover to the greatest extent all elements of these costs in order to quickly manage the results of enterprises, and providing, in contrast to other classifications, the distribution of costs by categories within a single process, as applied to the specifics of the process under study.
classification
quality
processes
management
cost of quality

Развитие информационных технологий и научно-технического прогресса ставят перед производителями новые более сложные задачи, основными из которых являются:

– повышение конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия в целом;

– модернизация основных фондов;

– ускорение оборачиваемости основных средств;

– выпуск продукции, соответствующей требованиям рынка и др.

Вместе с тем, выполняя данные задачи, необходимо помнить о затратах на их реализацию. Как правило, это самая болезненная тема современных менеджеров на Российских предприятиях. «Оптимизация затрат» – этот лозунг является основополагающим на современном производстве. Но так ли необходима оптимизация, под которой подразумевается постоянное, систематическое сокращение, особенно трудовых ресурсов? Как показывает практика последних лет, неразумная оптимизация приводит к достаточно негативным последствиям и является разрушительной не только на производстве, но и на предприятиях разной сферы деятельности. В первую очередь оптимизация может привести к острой нехватке ресурсов для бесперебойного производства, в том числе и трудовых. Во-вторых, чрезмерная нагрузка на сотрудников приводит к отрицательным результатам, которые сказываются в резком снижении качества продукции, увеличении брака и падении имиджа предприятия в глазах потребителя. Таким образом, спасти существующее положение возможно с помощью внедрения на предприятиях системы управления затратами на качество, с помощью которой, появляется реальная возможность коренным образом изменить современный подход российских промышленников к управлению производством. Первоначальным этапом внедрения такой системы, на наш взгляд, является четкая и оптимальная классификация затрат на качество. Причем эта классификация должна отражать современные тенденции процессного подхода к производству и учитывать функционирование каждого процесса на предприятии.

Исследование существующих методов классификации затрат на качество позволили сделать выводы о существовании двух крайностей, к которым прибегают менеджеры. Чрезмерно расширенный учет затрат на качество, который сводится к обычному расчету себестоимости продукции является первой крайностью. Данный подход отвлекает от истинной цели учета затрат на качество, в результате чего теряется смысл самой концепции затрат на качество. Вторая крайность заключается в ограниченной структуре затрат, которая не позволяет получить истинную картину о затратах на качество на предприятии. Информация получается искаженной и не приносит никакой пользы для организации. В результате такой подход обречен на провал. Поэтому, на сегодняшний день созрела необходимость найти ту «золотую середину», которая позволила бы с наименьшими потерями внедрить систему управления затратами на качество на предприятии и получать как можно более достоверную информацию о качестве процессов.

В результате мы предлагаем наиболее оптимизированную модель классификации затрат на качество процессов. В качестве критерия выбора базовых или основных процессов мы использовали стадии жизненного цикла создания, изготовления и использования продукции (ЖЦП). Кроме того, нами были учтены управленческие процессы, в составе которых мы оставили процесс управления системой менеджмента качества и процесс управления предприятием, а также выделили обеспечивающий процесс – закупка.

Таблица 1

Классификация процессов по функциональному признаку

Классификация процессов по функциональному признаку

Обозначение процессов

Наименование процессов

1

2

3

Управленческие процессы

УП 1

управление предприятием

УП2

управление системой менеджмента качества

Обеспечивающие

процессы

ОП 1

закупка

Базовые процессы

БП 1

исследование рынка

БП 2

проектирование и разработка

БП 3

подготовка производства

БП 4

контроль и управление производством

БП 5

контроль готовой продукции

БП 6

испытание готовой продукции

БП 7

сбыт продукции

БП 8

техническое обслуживание

БП 9

утилизация после испытания

 

Нами был проведен анализ затрат внутри каждого процесса и выявлены затраты на качество, в рамках одного процесса, затем данные затраты были разделены по категориям на предупредительные, затраты на контроль и затраты, возникшие от потерь из-за дефектов. Разработка данной классификации основана на применении модели (RAF) (предупреждение-оценка-отказ), разработанной американским исследователем А. Фейгенбаумом. Согласно данной модели все затраты на качество подразделяются на предупредительные затраты. Это затраты на предупреждение появлений дефектов в продукции. Вторая категория затрат – это затраты на действия по оценке обнаруженных дефектов и несоответствий. Третья категория затрат – это затраты, возникшие в результате, внешних и внутренних потерь от брака на предприятии. Разработанный классификатор рассмотрен в табл. 2.

Таблица 2

Классификация затрат на качество в условиях процессного подхода с применением модели RAF

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

1

Управленческие процессы

УП1

Управление предприятием

Предупредительные:

– затраты на содержание административного аппарата предприятия

– затраты на повышение квалификации сотрудников административного аппарата

– затраты на разработку и внедрение нормативной документации по предприятию

– затраты на разработку управленческих решений

Контроль:

– затраты на анализ нормативной документации

– затраты на анализ финансовых показателей предприятия

– затраты на контроль по выполнению управленческих решений.

Потери:

– потери из-за снижения финансовых результатов предприятия.

УП2

Управление системой менеджмента качества

(СМК)

Предупредительные:

– затраты на содержание отдела качества

– затраты на обучение персонала по СМК

– затраты на разработку и внедрение нормативной документации по СМК

Контроль:

– затраты на внутренний аудит СМК

– затраты на сертификацию.

Потери:

– потери в результате не прохождения сертификации

– потери из-за увольнения квалифицированного персонала

2

Обеспечивающий процесс:

ОП1

Закупка

Предупредительные:

– затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставку

– затраты, связанные с технической подготовкой поверок и испытаний закупленных материалов

Контроль:

– затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей, связанных с техническим изменением проекта или другими проблемами

Потери:

– затраты на отходы и переделки по вине поставщиков

3

Базовые (основные) процессы

БП 1

Исследование рынка

Предупредительные:

– затраты на сбор информации о спросе на рынке, о потребителях, о конкурентах

Контроль:

– затраты на оценку и анализ полученной информации

Потери:

– потери в результате утечки информации

– потери из-за недостоверной или неверно обработанной информации

Продолжение табл. 2

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

БП 2

Проектирование и разработка

Предупредительные:

– затраты на разработку опытного образца, подготовка чертежей и эскизов.

– затраты на изготовление опытного образца

– затраты на рациональные предложения и изобретения

Контроль:

– затраты на испытание опытного образца (материальные, трудовые расходы)

Потери:

– потери от брака по причине ошибки или несвоевременного исправления в чертежах

– НИОКР, не давшие положительного результата

БП 3

Подготовка производства

Предупредительные:

– затраты на содержание промышленно-производственного персонала

– затраты на содержание электро-монтажного управления

– затраты на содержание инструментального производства

– затраты на содержание, подготовительных цехов,

– затраты на содержание отдела главного технолога (ОГТ)

– затраты на содержание отдела главного метролога (ОГМетр)

Контроль:

– затраты на контроль вновь приобретаемых средств измерения

Потери:

– потери от брака по вине ОГТ (недоработка конструкций, несовершенство технического процесса)

– потери от брака по вине электро-монтажного управления (неисправное оборудование, прекращение подачи электроэнергии, газа, воздуха)

– потери от брака по вине наладчиков (неправильная наладка оборудования, сбой наладки оборудования)

– потери от брака по вине ОГМетр (неправильное заключение об измерительных приборах)

– брак по вине инструментального производства (дефекты инструмента, оснастки)

БП 4

Контроль и управление производственным процессом

Предупредительные:

– затраты на профилактические ремонты

– затраты на межоперационный контроль

– затраты на хранение сырья и материалов на складах

Контроль:

– затраты на калибровку и проверку контрольно-измерительного оборудования

– затраты на контроль ОТК (отдела технического контроля)

Потери:

– брак по вине администрации цеха: недостаточный инструктаж, нарушение технологии, использование неисправного или изношенного инструмента или оборудования, организационные недостатки, неудовлетворительное состояние рабочей документации

– потери от брака по вине цеха – поставщика: скрытые пороки стального листа, несоответствие заготовок чертежу, дефекты деталей, обнаруженные в процессе сборки, коррозия

– порча материалов или частичная утрата их потребительских свойств на складах

БП 5

Контроль

готовой

продукции

Предупредительные:

– затраты на содержание ОТК

– затраты на поддержание контрольного оборудования в рабочем состоянии

Контроль:

– затраты на контроль продукции (материальные, трудовые и пр.)

Потери:

– брак по вине ОТК (некачественный и несвоевременный контроль продукции согласно технологическому процессу и циклу контроля)

– затраты на определение причин возникших несоответствий требований по качеству

– затраты, возникшие в результате переделок, доработок или ремонта изделия

– затраты на повторное испытание после переделок

Окончание табл. 2

№ п п

Процесс

Категории затрат на качество

1

2

3

БП 6

Испытание продукции

Предупредительные:

– затраты на подготовку партии опытных образцов

– затраты на содержание заводской лаборатории

Контроль:

– затраты на проведение испытаний опытных образцов (проверка на долговечность, прочность)

   

Потери:

– затраты на определение причин возникших несоответствий требований по качеству

– затраты, возникшие в результате переделок, доработок или ремонта изделия

– затраты на повторное испытание после переделок

БП 7

Сбыт

Предупредительные:

– затраты на разработку рекламной политики предприятия

– затраты на содержание отдела маркетинга

– затраты на содержание отдела по связям с общественностью

Контроль:

– затраты на анализ портфеля заказов.

– затраты на контроль и анализ объемов сбыта

Потери:

– потери от несостоявшихся ярмарок и презентаций.

– потери от неудачно разработанной или неэффективной рекламной кампании

БП 8

Техническое обслуживание

Предупредительные:

– затраты на хранение продукции на складах

– затраты на транспортировку продукции

– затраты на упаковку товара

Контроль:

– затраты на приведение товара в рабочее состояние

– сервисное обслуживание

Потери:

– затраты на рассмотрение внешних рекламаций

– затраты на командировки

– затраты на судебные издержки

– затраты на замену некачественной продукции в течение гарантийного периода

– затраты, возникшие в результате снижения цены товара из-за плохого качества.

– затраты на доработку продукции, возвращенной потребителем

БП 9

Утилизация после испытания

Предупредительные:

– затраты на доставку продукции

– затраты на оплату труда работников

Контроль

– затраты на подготовку и обслуживание оборудования

Потери:

– затраты из-за поломки оборудования

 

Целесообразность применения разработанной методики заключается в том, что все процессы, рассмотренные нами, существуют на любом промышленном предприятии независимо от специфики производства, хотя может быть несколько иное наименование процесса или один процесс конкретного предприятия включает в себя несколько процессов, рассмотренных нами. Кроме того, все процессы, включенные в нашу классификацию, в большей степени отвечают за качество продукции и все распределенные затраты соответствуют существующим категориям.

Очень часто возникает полемика между менеджерами о том, увеличивать или уменьшать затраты на качество. Для разрешения этих споров, мы предлагаем разделить затраты на качество на затраты максимум и затраты минимум. На наш взгляд, затраты максимум это те затраты, увеличение которых может не вызывать опасения менеджеров, кроме того их увеличение иногда даже приветствуется. К таким затратам можно отнести затраты на предупредительные мероприятия и оценку. Увеличение затрат минимум должны настораживать руководителей. Они нуждаются в постоянном сокращении, что и является истинной целью учета и анализа затрат на качество и в конечном итоге ведет к уменьшению себестоимости продукции. Соответственно затраты минимум ничто иное, как затраты на исправление внутренних и внешних дефектов.