Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 Soloduhina O.I. 2
1
2
--

Введение

Вследствие технического прогресса, в мире происходят глобальные изменения, которые приводят к размыванию границ между государствами, объединяющимися в союзы, упрощению некоторых аспектов внешней торговли, ускорению информационного обмена, как между самими участниками сделок, так и с различными государственными контролирующими ведомствами.

Прогрессу способствуют формирование единого всемирного информационного пространства, широкомасштабное распространение Интернета, создание глобальных информационных систем и технологий, структурирование информационных потоков и ресурсов, формирование рынка информационных продуктов и услуг.

Таможенные службы всех стран мира активно внедряют технологии совершения таможенных операций на основе использования документов в электронной форме и средств электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности.

Справедливо считается, что электронные технологии служат основой для ускорения, упрощения и обеспечения безопасности в развитии внешнеэкономической деятельности, устранению бюрократических барьеров, снижению коррупционных рисков.

Таможенные структуры стран-участниц ЕАЭС в процессе своей деятельности реализуют технологии, базирующиеся на электронном декларировании. Основополагающими, базовыми средствами совершения таможенных операций в электронном виде, на основе которых были разработаны все последующие таможенные информационные технологии являются: электронная подпись (электронная цифровая подпись); электронное декларирование.

Цель исследования

Целью исследования является компаративный анализ комплексных характеристик систем электронного декларирования в странах-участницах Евразийского экономического союза. Объектом исследования являются таможенные операции, направленные на выпуск товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза ЕАЭС. Предметом исследования выступает системы таможенного декларирования товаров и транспортных средств стран-участниц Евразийского экономического союза.

Материал и методы исследования

Информационную основу исследования составили следующие группы источников: нормативно-правовые акты международного, национального и регионального уровня; информационно-аналитические ресурсы. В процессе исследования использовались анализ и синтез, сравнение, обобщение, статистический, системный анализ, табличные и графические приемы визуализации результатов исследования и другие современные научные методы исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической непротиворечивостью используемых методов, а также широтой и репрезентативностью базы источников, так как все рассуждения основаны на нормативных документах ЕАЭС и России, и в процессе исследования использовались отчеты и статистические данные из официальных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие электронного декларирования в Российской Федерации достаточно хорошо изучено и отражено во многих источниках, начиная с научных публикаций и заканчивая многочисленными дипломными работами. Однако, необходимо отметить следующие моменты:

– развитие электронного декларирования в России стало возможным только после принятия 10 января 2002 года Федерального закона № 1 «Об электронной цифровой подписи» [8], который позволил приравнять электронный документ, заверенный электронно-цифровой подписью к бумажному документу, заверенному собственноручной подписью (в настоящее время действует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017);

– с 1 января 2014 года в Российской Федерации введено обязательное декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме. С этого момента за исключением случаев, установленным Правительством Российской Федерации. Федеральной таможенной службой России осуществлен переход на 100 % электронное декларирование [3];

– в России технология электронного декларирования стала базовой для создания других информационных таможенных технологий, в основе которых лежит обмен информацией между участником ВЭД и таможенными органами в электронном виде.

На основе технологии электронного декларирования разработаны и реализуются следующие формы совершения таможенных операций:

– удаленный выпуск;

– автоматическая регистрация;

– автоматический выпуск;

– предварительное информирование;

– электронное декларирование транзита [2, 1].

Согласно официальным статистическим данным Федеральной таможенной службы России, в 2017 году 99,98 % деклараций на товары было подано в электронной форме, 60,66 % составили электронные транзитные декларации. Количественная информация ФТС России о применении технологий удаленного выпуска и предварительного информирования отсутствует.

По итогам 2017 года в автоматическом режиме зарегистрировано более 963 000 ЭДТ (21,81 % от общего количества поданных ДТ), что в 1,85 раза превышает показатель 2016 года (более 520 000 ЭДТ). Автоматически выпущено более 82 000 (1,86 % деклараций на товары). ЭДТ, что в 2,9 раза больше, чем в 2016 году (29 000 ЭДТ) [8].

В 2008 году, в рамках государственной программы «Электронная Беларусь», таможенная служба Беларуси совместно с Национальной академией наук создали Национальную автоматизированную систему электронного декларирования (далее – НАСЭД) – систему информационного обеспечения и автоматизации таможенных операций, осуществляемых должностными лицами таможенных органов и декларантами, с использованием письменных и электронных документов, а также обеспечивающую информационное взаимодействие таможенных органов Республики Беларусь с заинтересованными лицами и таможенными службами других стран [4].

НАСЭД является автономной подсистемой единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь [4].

Важным результатом работы по развитию и совершенствованию системы электронного декларирования таможенными органами Республики Беларусь выступает применение, при выпуске товаров, электронного декларирования в 99 % экспортных и 96 % импортных поставок.

С применением, что является результатом работы по развитию и совершенствованию системы электронного декларирования таможенными органами Республики Беларусь.

По сообщению Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, электронное таможенное декларирование стартовало в стране с 1 января 2018 года.

26 декабря 2017 года Президент Казахстана подписал Таможенный кодекс ЕАЭС. Один из основных положений которого является приоритет электронного таможенного декларирования.

С 1 января 2018 г. в Казахстане запущена система «Астана-1». Онлайн-декларирование таможенных процедур в Казахстане начато с экспорта и транзита, далее, по мнению экспертов, к этому списку добавят процедуру импорта [6].

У таможенной службы Казахстана не только нет доверия к выпуску деклараций информационными системами, но и отсутствует опыт работы с электронными документами и автоматизированными системами контроля. Кроме того, сотрудники таможенных органов республики, исходя из собственного и мирового опыта, приняли свои принципы и технологические схемы применения технологии электронного декларирования.

Международными стандартами таможенного оформления допускается наличие четырех коридоров совершения таможенных операций – зеленый, красный, синий и желтый. В 2017 году в Казахстане 300 тысяч деклараций на товары прошли в режиме «зеленого коридора» – 85 % от всех деклараций, соответственно, только 15 % деклараций находились в зоне таможенного контроля. В связи с введением электронного декларирования режим «зеленого коридора» планируется применять к 95 % процедурам таможенного контроля на границе. Количественная информация о применении ЭД в 2018 году в Республике Казахстан отсутствует.

Армения, с технической стороны, была полностью готова к применению электронного таможенного декларирования к 1 января 2018 года. Однако, только 20 марта 2018 года система электронного декларирования Армении заработала в тестовом режиме [7].

Официально электронные таможенные декларации на товары в Армении стало можно подавать с 1 апреля 2018 года.

Необходимо отметить не только то, что это только начальная стадия внедрения технологии электронного декларирования, но и наличие специфики законодательства Армении, в том числе и таможенного. Поэтому необходимо отметить некоторые особенности таможенной службы в Республике Армения.

Являясь членом Всемирной торговой организации с 5 февраля 2003 года. Армения, в соответствии с рекомендациями ВТО по либерализации торговли, значительно реформировала существующую таможенную систему.

В качестве примеров можно привести электронную систему таможенного декларирования, систему «коридоров» – для осмотра импортируемых в Армению товаров, сокращение числа документов, необходимых для ввоза товаров, с девяти до трех и самый низкий среди стран-членов ВТО на сегодняшний день уровень таможенного обложения в 2,7 %.

Кроме этого, в Армении совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, не является обязательным на границе и может быть осуществлено импортером или лицензированным таможенным представителем. Законодательство Республики Армении требует, декларирования товаров и транспортных средств в той региональной таможне, где импортирующая организация или частный предприниматель осуществляют свою деятельность, за исключением таможни «Звартноц» Еревана, таможни МДП и пункта оформления автомобилей.

Все ввозимые коммерческие товары должны быть задекларированы на таможне в течение десяти дней после прибытия на территорию Армении и остаются под таможенным контролем в течение этого периода (но не обязательно под физическим контролем).

Заявитель может сам рассчитать и внести таможенные платежи, после чего оцениваются риски декларации. Если вероятность нарушения таможенного законодательства не выявляется, то товар идет по «зеленому пути», то есть без декларации. Иными словами, можно будет обойтись без документов на бумажном носителе.

Как и в Казахстане, в Армении недостаточно развит институт электронной подписи и, официально, решение этой проблемы отложено, несмотря на то, что закон Республики Армении «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» принят в декабре 2004 года.

После проведенной реформы, таможенный кодекс Республики Армения ввел посттаможенный контроль, который позволяет Комитету по государственным доходам проверять таможенные декларации, представленные в течение последних трех лет.

С 01 апреля 2009 года в Кыргызстане введено электронное декларирование, позволяющее подавать декларации и подобные документы в ГТК посредством интернета, несмотря на это, первая электронная таможенная декларация была оформлена 1 октября 2012 года [5].

В 2013 году завершилось полное внедрение единой автоматизированной информационной системы таможенной службы Кыргызской Республики (ЕАИС). С января 2014 года декларирование товаров в электронной форме стало обязательным.

Таможенные органы Кыргызской Республики используют в Единой автоматизированной информационной системе подсистемы: «Таможня «Манас»», «Центральная таможня ЖДТ «Северная»», «Западная таможня Восточная таможня Юго-Западная таможня», учитывающие особенности перемещения товаров авиационным, железнодорожным и автомобильными видами транспорта. Технологические схемы, используемые в этих подсистемах аналогичны российской АИС «АИСТ-М».

Концепция электронной таможни, требующая от таможенных органов значительных материальных и интеллектуальных затрат, является следующей ступенью развития технологии электронного декларирования.

Таким образом, декларируемый Таможенным кодексом ЕАЭС взаимный полный обмен информацией со странами ЕАЭС через систему «Электронной границы» не возможен. Даже если декларации одного государства будут переданы на сервер таможенного органа любой другой страны-участницы ЕАЭС, то их невозможно будет просмотреть и/или использовать программным средством другого государства.

Ранее проект объединения деклараций на товары всех стран-участниц тогда еще Таможенного союза оказался не жизнеспособным, вследствие дороговизны его реализации и отсутствия международных договоренностей о том, какие именно данные из деклараций должны быть открыты для доступа. Вследствие чего в КПС «Мониторинг-анализ» ФТС России и в настоящее время отсутствуют данные о белорусских и казахстанских декларациях и участниках ВЭД.

Поскольку таможенные службы Казахстана и Армении настроены на 85-95 % деклараций на товары, оформляющиеся по «зеленому коридору» или вообще не подлежащих оформлению, а контролируемых в течение трех лет после ввоза товара, слияние декларационных массивов, в этом случае будет совершенно не информативно, и вследствие этого – не целесообразно. Несмотря на это, подобные базы, пусть в усеченном виде, необходимы и для должностных лиц таможенных постов, и для инспекторов отделов контроля таможенной стоимости.

Получение ответа на международный запрос, формируемый таможенным инспектором при проведении таможенных формальностей и в рамках системы управления рисками, крайне забюрократизировано. Даже если запрос направляется в таможенные органы страны-участницы ЕАЭС, вероятность получения ответа на него «стремится к нулю». В подобных случаях отсутствие баз данных других стран-участниц ЕАЭС делает формальным подход к определению таможенной стоимости.

Участниками ВЭД на проводимых с представителями таможенных служб встречах было выдвинуто предложение об объединении баз разрешительных документов, выдаваемых различными контролирующими государственными органами всех стран-участниц ЕАЭС.

В каждой из стран-участниц ЕАЭС имеется своя уникальная система иных контролирующих и разрешительных государственных органов. В ФТС России организовано электронное взаимодействие с 32 федеральными органами исполнительной власти и с Торгово-промышленной палатой России на основании более сорока технологических карт межведомственного взаимодействия. Разработана и внедрена в рамках программы «Электронная Россия» Система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). В таможенных органах РФ внедрен комплекс программных средств автоматизации информационного взаимодействия с внешними информационными системами КПС «Взаимодействие ИС», который предназначен для обеспечения двустороннего информационного обмена ФТС России с другими организациями, например, Минпромторг, Росаккредитация, Пенсионный фонд России, Россельхознадзор и др.) через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Именно на таможенные органы возложен контроль их наличия при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также при электронном декларировании в рамках «единого окна» на портале ФТС России реализована возможность запроса практически любого разрешительного документа, выдаваемого различными государственными контролирующими органами (карантинные, ветеринарные, гигиенические и др. разрешения, сертификаты, лицензии и т. п.).

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Технология электронного декларирования внедрена в таможенных службах всех стран-участниц ЕАЭС.

2. Только в трёх из пяти странах-участницах ЕАЭС технология электронного декларирования реализована на достаточно высоком уровне. В Казахстане и Армении технология электронного декларирования как и практика применения электронных подписей находится на начальной стадии внедрения.

3. В каждой из странах-участницах ЕАЭС технология ЭД реализована в рамках национальных автоматических систем электронного декларирования, несовместимых друг с другом.

4. Законодательные базы национального уровня, регламентирующие таможенный контроль в целом и применения информационных технологий в частности в странах-участницах ЕАЭС значительно отличаются друг от друга, и отражают совершенно разные принципы и технологические схемы, реализуемые таможенными службами национального уровня в настоящее время.

5. В каждой из пяти стран ЕАЭС технология «единого окна» реализуется с учетом национального законодательства. И их объединение произойдет гораздо быстрее, чем объединение деклараций, поскольку технически это гораздо проще: базы намного меньше, информацию из этих документов проще привести к общему формату, и доступ к ним уже практически реализован в рамках «единого окна». Вполне возможно, что реализация подобного объединения послужит примером интеграции государственных органов стран ЕАЭС и приведет к решению проблемы создания единого информационного таможенного пространства ЕАЭС.

6. Перспективными направлениями развития технологии электронного декларирования в условиях функционирования ЕАЭС являются:

– дальнейшее развитие автоматических технологий регистрации и выпуска деклараций на товары;

– создания единого информационного пространства и взаимного обмена информацией в электронном виде между таможенными службами стран-участниц ЕАЭС;

– создание интегрированной сервиса «Единого окна».