Введение
Одним из инструментов внешнеэкономической политики является применение экономических санкций. Временные рамки экономических санкций ограничиваются решением органов государственного регулирования. Их воздействие на экономику страны-оппонента является пролонгированным. При этом происходит снижение темпов роста ВВП, отрицательное развитие рынка труда и препятствия при развитии предпринимательского сектора. Отмена же санкций происходит гораздо медленнее, чем их принятие. На сегодняшний день возрастает количество принимаемых экономических санкций. Их применение возрастает из-за процесса глобализации мирового хозяйства и характеризуется увеличением интеграции рынков товаров и услуг, а также капиталов. Стабильное и устойчивое положение государства определяется уровнем развития государственной экономики. В связи с чем, могут быть серьезные последствия для нормального функционирования государства, если прекратятся или будут ограничены экономические отношения.
В современных экономических обстоятельствах формирование экспортного потенциала предприятий является необходимым условием его конкурентоспособности на внешних рынках. Планирование выхода на зарубежный рынок требует учета внутренних факторов и внешних, которые служат предпосылкой к успешному выходу на зарубежный рынок при четком их анализе. В связи с изменением коммуникативной среды у бизнеса появилась возможность расширения направлений деятельности.
Меняющиеся рыночные условия, конкурентная борьба и продвижение собственных интересов во внешнюю среду являются основополагающими факторами оценки и использования экспортного потенциала предприятия.
Цель исследования
Изучение механизмов совершенствования экспортного потенциала предприятия несомненно является приоритетной задачей любого государства не только в условиях экономических санкций, но и просто при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Развитие экспортного потенциала является одной из важнейших проблем мировой экономики. Каждое предприятие стремится производить конкурентоспособную продукцию для продажи на внешнем рынке. В современных условиях могут успешно развиваться только те предприятия, у которых есть информация о внешней и внутренней среде, окружающем бизнесе, но пока не разработана конкретная методика оценки экспортного потенциала, которая могла бы точно оценить конкурентоспособность компании на внешнем рынке.
Стабильное и устойчивое положение государства определяется уровнем развития государственной экономики. В связи с чем, могут быть серьезные последствия для нормального функционирования государства, если прекратятся или будут ограничены экономические отношения. Для Российской Федерации это направление особенно актуально в связи с постоянно возрастающим давлением на её экономическое развитие. Политические и экономические события последнего десятилетия неоднозначно сказываются на экономике России. Наша страна поднялась на новую ступень развития, сформировав межгосударственную интеграцию в рамках Евразийского экономического союза и вступив во Всемирную торговую организацию.
При этом введение санкций для России можно рассматривать с нескольких позиций. На начальном этапе санкционных мер со стороны стран, которые долгое время являлись нашими крупными торговыми партнёрами, экономическое развитие государства серьёзно ухудшилось. Особенно сильно это сказалось на предприятиях, которые не успели сформировать систему защиты от подобных мероприятий. Возникла ситуация, при которой потребовалась трансформация всей системы формирования экономики государства, её экономических, юридических и социальных аспектов. Эта работа привела к перезапуску системы и, несмотря на некоторые трудности, ситуация меняется в положительную сторону.
Материал и методы исследования
Предметом исследования является управление развитием экспортного потенциала российских предприятий в условиях экономических санкций. Исследование экспортного потенциала является неотъемлемой частью развития предприятия и государства в целом. В первом случае положительный экономический эффект от внешнеэкономической деятельности даёт предприятию возможность активнее продвигать свою продукцию на внешние рынки, повышать свою капитализацию и выявляет технический уровень производства и качества товаров, что в конечном счёте выявляет конкурентоспособность предприятия. С государственной точки зрения, одним из показателей развития является статистика превышения экспортных поставок над импортными закупками. Повышение экспортных показателей стимулирует получение большего объёма валютной выручки, позволяет более эффективно применять имеющиеся ресурсы и обеспечивать стимулирование функционирования рынка труда [1].
Оценка экспортного потенциала предприятий проводилась на базе открытых теоретических и статистических данных, опубликованных в исследованиях отечественных и зарубежных учёных, а также Росстата с применением таких методов исследования как: экспертный, монографический, системный анализ.
Интерпретация целей и задач управления развитием экспортного потенциала предприятия (ЭПП) [2]
Результаты исследования и их обсуждение
Становление системы управления формирования и развития экспортного потенциала предприятия связаны с процессами возникновения проблемных условий и механизмов формирования международных конкурентных преимуществ. Рассматривая сущность и задачи управления развитием экспортного потенциала предприятия, ученые едины во мнении относительно специфичности этого вида управления, некорректности его отождествления с управлением ресурсами (капиталом или активами) предприятия и необходимости использования специфических приемов, методов и технологий воздействия на уровень развития экспортного потенциала предприятия. Но в обосновании того, в чем именно заключается различие управления развитием экспортного потенциала предприятия, существует достаточно широкое разнообразие мнений [3].
В результате анализа показателей разработки теоретических основ управления развитием экспортного потенциала предприятия позволяет определить его как находящийся в стадии формирования и нуждающийся в дальнейшем развитии.
На основании такого структурирования управленческого знания разработана модель взаимосвязей в категориальном аппарате управления развитием экспортного потенциала предприятия, которая приведена на рисунке.
В основе теории управления развитием экспортного потенциала предприятия лежит процесс управления, а знание процесса управления можно разделить на следующие группы:
1) знания, определяющие содержание процесса управления;
2) знания, являющиеся средством совершенствования процесса управления;
3) знания, являющиеся главным источником в решении проблем управления;
4) знания, появляющиеся в ходе реализации процесса управления.
Исходной позицией является определение управления развитием экспортного потенциала предприятия как научного знания, что формируется на стыке теории управления ресурсами и международного менеджмента.
К наиболее значимым системным принципам управления развитием экспортного потенциала предприятия относятся:
1) принцип интегрированности, что обусловливает потребность органического сочетания данного вида управления с общей системой менеджмента предприятия;
2) принцип комплексности, который предусматривает разработку взаимосвязанных управленческих решений, каждое из которых оказывает прямое на конечный результат развития экспортного потенциала предприятия;
3) принцип адекватности, что предполагает учет внутренних и внешних условий формирования и развития экспортного потенциала предприятия;
4) принцип гармонизации, что требует соблюдения национального и международного режимов регулирования экспортной деятельности;
5) принцип эффективности, сущность которого заключается в максимально возможном уровне использования экспортного потенциала предприятия и минимизации рисков его воспроизведения.
К наиболее значимым специфическим принципам управления развитием экспортного потенциала предприятия относятся:
1) принцип стратегичности (целеустремленности), который требует учета стратегического контекста развития экспортного потенциала предприятия;
2) принцип последовательности, который предусматривает решение проблем развития экспортного потенциала предприятия с учетом степени их важности и влияния на уровень международной конкурентоспособности предприятия;
3) принцип оперативности, который предусматривает быстрое реагирование на изменения среды в разработке и реализации;
4) принцип гибкости (вариативности), предусматривающей корректировки содержания и методов управления на отдельных этапах процесса управления с целью его эффективной адаптации к изменениям внутренней и внешней среды.
Экспорт России по товарным группам в 2014-2018 гг., млн долл. США [2]
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Относительное изменение , % 2018/2014 |
Экспорт |
527266 |
496944 |
343597 |
285491 |
485621 |
92,1 |
в том числе: |
||||||
Продовольствие |
61845 |
51786 |
32724 |
22823 |
49349 |
79,79 |
непищевая сельхозпродукция |
7932 |
6712 |
4620 |
3139 |
7720 |
97,33 |
минеральное сырье |
9461 |
9189 |
7627 |
6724 |
7821 |
82,67 |
Топливо |
308451 |
287164 |
202192 |
168340 |
286034 |
92,73 |
химические товары |
27829 |
26435 |
19831 |
18731 |
25094 |
90,17 |
лесобумажные товары |
10842 |
10913 |
7649 |
7187 |
13423 |
123,8 |
драгоценные металлы и камни |
9450 |
9900 |
6387 |
5900 |
8146 |
86,2 |
Металлопродукция |
44842 |
43990 |
30624 |
25525 |
42834 |
95,52 |
продукция машиностроения |
32783 |
32199 |
21492 |
19178 |
31990 |
97,58 |
текстиль, одежда, обувь |
6935 |
6502 |
5027 |
4023 |
6732 |
97,07 |
разные промышленные товары |
6896 |
6154 |
5424 |
3921 |
6478 |
93,94 |
Обозначенные принципы формируют основу функционального описания процесса управления развитием экспортного потенциала предприятия.
По данным представленной ниже таблицы можно отметить, что большую долю экспорта составляют отрасли: топливная, продовольственная, металлургическая, машиностроительная и химическая. Меньшую долю составляет экспорт текстили, одежды и обуви и разные промышленные товары. С точки зрения экспортного потенциала, на рынках металла Россия имеет сильные позиции, дальнейшее формирование и развитие потенциала требует последовательной модернизации производств и совершенствование государственного регулирования экспортной политики. Согласно данным исследований доля высокотехнологичных наукоемких отраслей в 2018 г. составляла 10,9 %, что свидетельствует о возрастании инновационной активности. Россия становится конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, так как развивается национальная инновационная система. экспорт продукции в России имеет тенденцию к увеличению. Эффективность продаж экспортной продукции достаточно высока, что свидетельствует о росте экспорта российских предприятий, несмотря на экономические санкции.
Таким образом, российский экспорт в настоящее время достаточно развит, особенно его топливно-энергетическая сфера. Эта сфера достаточно быстрыми темпами развивается, спрос на данные ресурсы стабилен и у нашей страны появляются все новые партнеры. На протяжении многих лет основным торговым партнером России являлись страны ЕС, доля которых в российском товарообороте достигала 50 %. Несмотря на то, что и в настоящее время они занимают ключевые позиции во внешней торговле России, введение санкций и продовольственного эмбарго заметно снизило эффективность торгового сотрудничества (рис. 10). Так, «падение стоимостных параметров товарного оборота с такими странами как Германия, Нидерланды и Италия в 2013-2017 гг. составило 33 %, 48 % и 56 % соответственно. Однако в числе европейских стран имеются и такие, с которыми Россия в рассматриваемый санкционный период не только не снизила товарооборот, но и, наоборот, сумела его нарастить. К их числу относятся Болгария (прирост 18,1 %), Португалия (7,3 %), Румыния (6,1 %), Дания (5,9 %)» [2].
В настоящее время Российская Федерация выступает экспортером сырья и импортером потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Однако, эта модель экономического развития (сырьевая) не может обеспечить ни высоких темпов роста населения, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских компаний, ни национальной безопасности России. Вот почему необходимо перейти к экономической модели «без ресурсов». Министерство экономического развития Российской Федерации предложило модель диверсификации развития российской экономики.
Диверсификация означает увеличение разнообразия видов товаров, производимых компанией, или распределение инвестиций в различные финансовые инструменты и инструменты недвижимости. Диверсификация экспорта означает увеличение доли реализуемой продукции, например, путем предоставления кредитов и обеспечения экспорта, исключая сырье. Основным инструментом обеспечения ценовой конкурентоспособности реализуемой в России продукции является относительно низкая цена энергоносителей на внутреннем рынке. Чтобы сэкономить, необходимо дополнительно ввести таможенные пошлины на экспорт нефти, нефтепродуктов и газа даже после вступления России в ВТО. Кроме того, учитывая огромные размеры территории и неблагоприятные погодные условия, необходимо многократно увеличить объем государственной поддержки российского торгового сектора. Государство должно не только увеличить бюджетные расходы на создание социальной транспортной инфраструктуры, но также информационной и коммуникационной инфраструктуры, гарантируя высокую эффективность для компаний, производящих продукты, размещенные на рынке. В данном контексте необходимо также отметить несомненные положительные стороны такой модернизации в виде повышения доходов и занятости населения. [4]. Следует активно использовать эффективные механизмы государственной поддержки производителей. Возможности модели «диверсификации» для развития российской экономики очень ограничены. В секторах глобальной технологически развитой экономики доминируют ТНК, а в трудоемких секторах с традиционными технологиями Россия не может конкурировать с Китаем и Индией, которые обладают огромными ресурсами дешевой рабочей силы.
Выводы (заключение)
На основании проведенного анализа можно сделать выводы о необходимости анализа и формирования экспортного потенциала предприятия, как важного фактора его развития. Ситуация, сложившаяся при выходе на внешние рынки продукции предприятий России, показывает, что конкурентоспособность продукции напрямую зависит от эффективности разработки и внедрения комплекса мероприятий, определяющих экспортный потенциал.
В результате введения экономических санкций против России со стороны бывших стран-партнёров по бизнесу, экспортный потенциал предприятий нашей страны сначала снизился. Но, в результате совместных усилий предпринимательского сектора и государственного регулирования, на данном этапе его показатели улучшаются. Анализ состояния и развития экспортного потенциала российских предприятий в условиях экономических санкций показа, что оборот России в 2018 г. увеличился на 24,6 %, при этом экспорт возрос на 22,1 %. Продолжение увеличения стоимости российского экспорта связано, прежде всего, с повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары и, особенно, энергоносители. Цены на нефть достигли наивысшего уровня. В торговле со странами дальнего зарубежья продолжался рост физических объемов и цен по экспортным поставкам. Отмечается улучшение динамики товарооборота со странами СНГ (рост составляет 37,7 %, впервые за последние три года), в том числе зафиксирован существенный рост стоимостных объемов вывоза (на 35,6 %) за счет увеличения как цен, так и роста физических объемов. [2]. Изменилась география экспорта, Россия приобрела новых торговых партнёров. При этом показатели поставок в нашу страну со стороны стран, которые ввели санкции сильно снизился. Одним из наиболее ярких положительных эффектов от введения санкций можно считать развитие импортозамещения в России. [5]. Экономические санкции, направленные на подавление экономики России даже при установленных Западом ограничениях достаточно неплохо обходимся тем, что имеем. По крайней мере санкции сильнее всего затронули крупные финансовые операции государства, что не мешает развитию отечественных предприятий. Усиленная политика протекционизма способствует возрастанию спроса на внутренний товар. Импортозамещение напротив, послужило лишь толчком к развитию новых экономических связей, а также к развитию предприятий оборонного комплекса, что компенсирует сокращение зарубежных поставок в скорейшие сроки.