Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL CLUSTERS AS POINTS ECONOMIC GROWTH OF THE TERRITORY

Erendzhenova D.B. 1 Badmaeva A.B. 1 Mandzhieva A.A. 1 Darmaev A.L. 1 Alykov C.S. 1 Baskhaeva V.I. 1
1 Каlmyk State University
The authors pay special attention to the priority areas of development of the economy of the Russian Federation, where one of the fundamental factors for increasing the competitiveness of the regional economy is the formation of such integrated structures, enterprises that will be able to use the most effective types of resources such as labor, production, material, technological and others. It is such innovative structures that regional clusters should become. The article assesses the current state of formation and development of regional clusters in the Russian Federation on the example of the Republic of Kalmykia. The aim of the study is to develop directions for the formation of regional clusters as an instrument of effective social and economic policy of the region. In particular, a strategic analysis of positive and negative factors characterizing the potential for formation of cluster structures of the region is presented, the creation of an agro-industrial cluster including two subclusters: meat and fish.
agro-industrial complex
clusters
region
socio-economic development
efficiency

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития экономики Российской Федерации одним из основополагающих факторов повышения конкурентоспособности региональной экономики служит образование таких интегрированных структур, предприятий, которые смогут использовать наиболее эффективно такие виды ресурсов, как: трудовые, производственные, материальные, технологические и другие. Именно такими инновационными структурами и должны стать региональные кластеры. Под региональным кластером следует понимать совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций, объединенных в научно-производственные цепочки в одной или нескольких отраслях и получающих от кооперации синергетический эффект, выраженный в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации [2].

В современных условиях региональная конкурентоспособность становится ключевым вопросом в экономической и технологической политике развитых стран мира, поскольку способствует ускорению внедрения инноваций, стимулированию кооперации, углублению интернационализации. Кластерный подход способен принципиально изменить содержание государственной экономической политики. В мировой практике, кластерную стратегию в инновационной модели развития экономики используют большинство стран мира. Участники кластеров получают конкурентные преимущества в результате коллективной деятельности, в частности, такие как: взаимный доступ к сырью, инвестиционным и человеческим ресурсам, а также общее использование интеллектуальных ресурсов, обмен опытом и информацией, то есть происходит полное стирание границ для инноваций и инвестиций в данном кластере [7].

Основными целями создания региональных кластеров являются: устранение барьеров для внедрения инноваций и поступления инвестиций, специализированная подготовка кадров, географическая концентрация взаимодействующих компаний для процесса производства.

Создание агропромышленных кластеров в зарубежных странах не сильно отличалось от создания аналогичных объединений в России. Основное различие заключалось, пожалуй, в более качественной координации субъектов, а значит, и в более быстром создании кластеров. Также государство оказывает действительно значимую поддержку подобным объединениям.

Так, например, в формировании пищевого кластера в Нижней Австрии существенную роль сыграла национальная инновационно-исследовательская программа, ключевыми факторами которой стали политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и секторами экономики (в т.ч. агропромышленным), снижение регуляторных барьеров в инновационных программах и формирование центров конкурентоспособности.

Государственная поддержка кластерам в Австрии заключается в предоставлении различного рода субсидий, например, на выплату заработных плат работникам (50 %-75 % в зависимости от территориального расположения региона, срок выплаты может составлять 6-12 месяцев). Немаловажен и факт предоставления субсидий кластерным производителям, выделяющих значительные суммы на развитие НИОКР. Также в некоторых регионах государственные финансовые институты полностью перенимают ответственность по выдаваемым кредитам бизнесу, что способствует готовности коммерческих банков такие кредиты выдавать. [5]

Достаточно интересным является опыт Франции, обосновывающий, что основой конкурентоспособности является эффективное использование инновационного потенциала регионов для повышения производительности труда. Программа полюсов конкурентоспособности во Франции предусматривала осуществление на государственном уровне 8 следующих шагов:

– выделить существующие или потенциальные полюса конкурентоспособности посредством проведения тендера и провести их коммуникационную поддержку на европейском уровне;

– поощрять с помощью финансовых и иных рычагов объединение предприятий в «сети» с целью оптимизации расходов: совместная политика закупок, общее оборудование, исследовательские лаборатории;

– инвестировать в кадры, организовать систему общего для групп предприятий управления людскими ресурсами, как в плане поиска сотрудников (объединения работодателей в союзы, составление планов найма), так и в плане их обучения;

– укреплять связи между производством, с одной стороны, и наукой и образованием – с другой. Предприятия, входящие в состав полюсов наряду с исследовательскими лабораториями, будут пользоваться финансовой поддержкой государства;

– обеспечить связь полюса с внешним миром за счет эффективных коммуникаций: железнодорожной, авиа-, дорожной инфраструктуры и высокопроизводительных средств связи;

– тесно сотрудничать с регионами, местными властями и специалистами. [5]

Анализ кластерных инициатив, реализованных за последние десятилетия в мире, показывает, что их высокая конкурентоспособность зависит от сильных позиций отдельных кластеров, которые усиливают ее и оптимизируют управление национальной экономикой. Большой интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Финляндия, Германия, Нидерланды, Франция, Канада, Португалия, Китай. [3]

Исследование мирового опыта кластеризации экономики позволяет сделать выводы:

– распространение кластерного подхода является главной чертой всех эффективных экономических систем, а также закономерным этапом в развитии экономики;

– спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, повышения конкурентоспособности всей системы по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами;

– инновационная направленность является основной чертой кластера;

– проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно–образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Период с 2008 по 2017 годы был сложным не только для экономики Республики Калмыкия, но и экономики страны в целом. Россия столкнулась с сильнейшим экономическим кризисом, сформированным падением мировых цен на нефть и существенно усиленным внешними финансовыми санкциями. Все это повлияло на то, что с 2008 по 2017 годы Республике Калмыкия удалось выполнить не все прогнозные значения базовых макроэкономических показателей. Несмотря на это, в республике удалось увеличить объем ВРП в 2,7 раза (РФ – в 2,0 раза, ЮФО – в 2,4 раза, СКФО – 2,5 раза), это один из высоких показателей в Российской Федерации. [6]

SWOT-анализ отраслей экономики Республики Калмыкия [1]

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2030 года, в которой в качестве приоритетных отраслей экономики выделены: АПК, туризм, электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка

2. Наличие природных ресурсов: топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, конденсат), строительные материалы (песок, глина, камень ракушечник) и агрохимическое сырье (калийные и минеральные соли, доломиты).

3. Наличие учебных заведений, НИИ, высокого научного и трудового потенциала в сфере обеспечения развития современного производства

4. Рост инвестиций в основной капитал предприятий АПК, сферы образования

5. Наличие сельскохозяйственной продукции как сырьевой основы для производства экологически чистых продуктов питания

6. Наличие ветроэнергетического потенциала

7. АПК, добыча топливно-энергетических ресурсов имеют устойчивый темп роста

8. Понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства республики для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства региона к его осуществлению

1. Отсутствие сформированных кластеров в экономике Калмыкии

2. Отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики региона

3. Снижение эффективности производства из-за высокого износа основных фондов

4. Миграционный отток и снижение квалификации персонала в связи с высоким уровнем безработицы в регионе

5. Неполная загрузка производственных мощностей

6. Индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития предприятий региона

7. Недостаток инвестиционных ресурсов в легкой, промышленности строительных материалов

8. Неразвитая система поддержки инновационной деятельности, низкий уровень инновационной активности в промышленном производстве

9. Отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов – потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики

Возможности (О)

Угрозы (Т)

1. Политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне

2. Интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых производств в регионах Российской Федерации

3. Доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой и российский опыт формирования и развития -региональных кластеров в мире и Российской Федерации

4. Увеличение производства высококачественных конкурентоспособных строительных материалов

5. Многие предприятия отраслей промышленности имеют неиспользуемые мощности.

6. Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в производство

7. Более тесное сотрудничество с ВУЗами региона в рамках подготовки современных кадров для экономики республики

1. Снижение или потеря конкурентоспособности предприятий республики в международном и межрегиональном разделении труда

2. Недостаточные и дорогие кредиты для развития предприятий и создания технологически новых производств

3. Угроза загрязнения окружающей среды в результате развития нефтехимических производств

4. Ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации

В 2016 году регион по уровню ВРП (56,0 млрд. руб.) среди субъектов Российской Федерации занял 81 место и последнее – среди субъектов ЮФО. ВРП на душу населения в 2,3 раза ниже среднего по РФ. Из числа регионов ЮФО по величине регионального продукта на душу населения Республика Калмыкия занимает третье место [6].

Для выявления потенциала кластеризации региональной экономики субъекта Федерации проведен качественный анализ отраслей экономки Республики Калмыкия по методике swot-анализа (таблица).

На основе обобщенного swot-анализа отраслей экономики выявлено, что стратегической целью регионального развития Республики Калмыкии является создание высокоэффективного агропромышленного комплекса, имеющего рациональную структуру и способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и высокие темпы роста производительности труда. Решение данной цели возможно на основе создания кластера в АПК.

Официально Правительством Республики Калмыкия в рамках Стратегии РК-2030 выделено 4 региональных кластера:

– агропромышленный;

– туристический кластер;

– научно-образовательный кластер;

– кластер медицинских услуг. [1]

Агропромышленный кластер Республики Калмыкия будет включать два базовых субкластера:

– мясной субкластер (основные продукты: мясо КРС и МРС, мясоколбасные продукты, деликатесы, копчености; полуфабрикаты, консервы, селекционно-племенные услуги, шерсть тонкорунных и полутонкорунных овец). Основными «ядрами» субкластера могут стать АО Племзавод «Улан-Хееч», АО «ПЗ им. А. Чапчаева», СПК ПЗ «Первомайский», и другие.

– рыбный субкластер (основные продукты: живые объекты аквакультуры и водные биоресурсы, консервированная продукция из объектов аквакультуры, балычная продукция холодного и горячего копчения). Основными «ядрами» могут стать ООО «Каспий», АО «Джалыково», ООО «Агат», ООО «Калмрыбхоз». В рамках рыбного субкластера предполагается создание рыбоводного комплекса по воспроизводству ценных промысловых видов рыб.

В рамках кластерной системы необходимо использовать потенциал опорного регионального ВУЗа – ФГБОУ ВО «КалмГУ». Формирование агропромышленного кластера в Республике Калмыкия с участием опорного университета дает преимущества и производственным структурам и самому образовательному учреждению. [8]

На сегодняшний день основные инициативы кластера сосредоточены на стремлении повысить к 2030 г. экономическую эффективность агропромышленного производства.

В результате проекта будет создан кластер – рентабельная бизнес-структура сетевого характера, соответствующая условиям глобальной конкуренции. Данная структура обладает высоким мультипликативным эффектом. Мультипликативный эффект кластера может быть оценен через структуру косвенной занятости в смежных секторах экономики – занятости, обеспечиваемой производством, продажами, обслуживанием и эксплуатацией спецоборудования. [9]

Таким образом, можно сделать выводы, что Формирование кластеров приведет к росту региональной конкурентоспособности Республики Калмыкия, повысит ее инвестиционную привлекательность, позволит значительно повысить эффективность агропромышленного производства в регионе и обозначит «точку роста», втягивающую в свое развитие значительную часть территории и населения Калмыкии.