Развитие мировой экономики в современных условиях характеризуется возрастающим неравенством среди государств и внутри отдельных государств. Рост экономики не возможен в условиях неравномерности развития, в свою очередь «инклюзивное развитие» предполагает сокращение дисбалансов и равномерное распределение экономических благ среди всех групп населения. Значительное количество международных организаций в своих докладах и обзорах обосновывает систему оценки показателей инклюзивности экономики, чтобы выявить наиболее успешные «инклюзивные» экономики и факторы определяющие инклюзивный рост. Среди данных организаций следует выделить: Программу ООН «Цели в области устойчивого развития», Модель показателей инклюзивного роста Азиатского банка развития, Европейская Инициатива ЕС 2020 и Экономическая Комиссия Африканского индекса Социального развития, на национальном уровне «Валовый национальный индекс счастья Бутана» и др.
Цель исследования: изучить методику измерения инклюзивной экономики.
В современном мировом научном сообществе не существует единой методики оценки инклюзивности экономики. Одной из основных работ, представивших обзор методических рекомендаций, направленных на оценку инклюзивности экономического роста является работа Азиатского банка развития. Согласно Концепции показателей инклюзивного
роста для Азии и Тихоокеанского региона, основное внимание уделяется только двум итоговым критериям: сокращению бедности и неравенства, оба из которых определяются с помощью денежных и неденежных индикаторов. Данные критерии основываются на оценке трех индикаторов – экономическом росте, социальной интеграции и социальной защите, которые ориентированы на систему действенного государственного управления и наличия эффективных институтов. Выделенные критерии являются фундаментальными для достижения процветающей экономики, так как различные социальные, экономические, правительственные и институциональные процессы, которые участвуют в реализации социальных изменений, являются наиболее сложными в системе государственного управления. Данная модель первостепенного определяет необходимые компоненты социальных изменений, а затем разрабатывает и осуществляет соответствующие действие для достижения этих результатов.
Альтернативный и более общий подход в оценки инклюзивности экономики – это инициатива «Европа 2020» или Инициатива Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по инклюзивному росту. Данные инициативы подчеркивают роль индикаторов в тематических областях. Индикаторы сгруппированы в категории, такие как занятость, образование, бедность, здоровье, гражданская активность, и т.д., по каждой категории определяются количественные показатели, однако отсутствуют механизмы и процессы их достижения.
Оценка показателей инклюзивности роста экономики при этом является достаточно относительной, так как значение показателей для различных по уровню развития стран не являются универсальным (например, что считать индикатором бедности: доход меннее 1,5 доллора США в день или меньше чем половина среднего показателя дохода), что обуславливает неравенство осознания важности социальных отношений в формировании понимания бедности.
На сегодняшний день, измерение инклюзивной экономики варьируются по городам и странам, важные для оценки пункты могут существенно отличаться в данных контекстах. Например, инициатива «Интегрирующая экспертиза в инклюзивном росте» (InGRID) в Европейском Союзе расходует значительные ресурсы на развитие адекватной Интегрированной системы показателей бедности и условий жизни (IPOLIS) в Европейском союзе.
Однако для достижения большей инклюзивности экономики необходимо разработать некоторые общие параметры для отслеживания и общее понимание того, что измеряется. Таким образом, наиболее универсальной методикой оценки инклюзивности экономики, на сегодняшний день, являются исследования в рамках программы «Цели устойчивого развития (ЦУР)». В программе действий ЦУР, запущенной в 2015 г. намечен ряд целей и задач, охватывающих широкий диапазон результатов устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году. ЦУР направлена на объединение усилий всех членов общества для создания инклюзивного социального благосостояния и экономического развития.
Процесс ЦУР включал пошаговую методологию, которая привела к достижению 17 целей и 169 задач, и в настоящее время имеются данные для разработки более 100 показателей, измеряющих прогресс в достижении этих целей. В целом, основная цель состоит в том, чтобы содействовать всеобщей осведомленности и мобилизации международных участников а также ликвидации неравенства. Методика оценки инклюзивной экономики согласно ЦУР включает: 5 общих характеристик, 15 подкатегорий, 57 показателей. Пять общих характеристик инклюзивной экономики это: равноправная, коллективная, растущая, устойчивая и стабильная. В зависимости от общих характеристик выделяются три подкатегории для каждой из пяти общих характеристик, добавляя дополнительное определение к существующей структуре (талб. 1).
1) Социальный рост для более широкого круга людей. Важным аспектом обеспечения равных возможностей является социальный рост. Одной из центральных особенностей инклюзивной экономики является то, что все члены общества могут добиться благополучия, несмотря на условия, в которых они родились. Поэтому для обеспечения ин-
клюзивности для всех необходимо ликвидировать разрыв в возможностях.
2) Уменьшение неравенства. Согласно экономическим исследованиям, для стимулирования роста необходим определенный уровень неравенства, однако последние данные не только дискредитируют данную теорию роста, неизбежно сокращая неравенство, но и подчеркивают, что неравенство на самом деле может иметь разрушительные последствия для устойчивого экономического роста, развития человеческого потенциала и социальной мобильности.
3) Равный доступ к общественным благам и экосистемным услугам. Эффективное и справедливое предоставление общественных благ и экосистемных услуг является ключевым определяющим фактором благосостояния и качества жизни. Доступ к безопасной питьевой воде, адекватной санитарии, инфраструктуре, здравоохранению и образованию рассматривается в качестве основных универсальных показателей развития человеческого потенциала и конкретно рассматривается в рамках Целей в области устойчивого развития в качестве непосредственных компонентов благосостояния и вклада в обеспечение инклюзивного развития. Адекватный доступ к инфраструктурным услугам, таким как электричество и транспорт, не только имеет центральное значение для развития человеческого потенциала, но и признается в качестве одной из ключевых движущих сил инноваций, производительности и участия на рынке, а значит и экономического роста.
4) Люди могут получить доступ к рынкам и участвовать в них в качестве рабочих, потребителей и владельцев бизнеса. Поощрение равного участия на рынках имеет основополагающее значение для развития инклюзивной экономики. Широкий доступ к рынкам труда имеет решающее значение для создания большинством людей достойных источников средств к существованию, в то время как доступ к рынкам товаров и услуг в качестве владельцев предприятий открывает более широкие возможности для инноваций и экономического роста. Доступ к рынкам в качестве потребителей является важным аспектом социального благополучия.
Таблица 1
Методика определения инклюзивной экономики согласно в рамках программы «Цели устойчивого развития»[6]
Инклюзивная экономика позволяет расширить возможности для значительного совместного процветания, особенно тех, кто сталкивается с самыми серьезными препятствиями на пути улучшения своего благосостояния |
равноправная |
1. Социальный рост для более широкого круга людей. |
2. Сокращение неравенства. |
||
3. Равный доступ к общественным благам и услугам экосистемы. |
||
коллективная |
4. Люди могут получить доступ к рынкам и участвовать в них как работники, потребители и владельцы бизнеса. |
|
5. Прозрачность рынков и симметрия информации. |
||
6. Широко распространенная технологическая инфраструктура для всеобщего блага. |
||
растущая |
7. Увеличение возможностей для работы и занятости. |
|
8. Улучшение материального благосостояния. |
||
9. Экономические трансформации для общего блага. |
||
устойчивая |
10. Со временем социально-экономическое благосостояние становится все более устойчивым. |
|
11. Увеличение инвестиций в охрану окружающей среды и сокращение использования природных ресурсов. |
||
12. Процессы принятия решений включают долгосрочные затраты. |
||
стабильная |
13. Общественная и частная уверенность в будущем и способность предсказать результат экономических решений. |
|
14. Члены общества могут инвестировать в свое будущее. |
||
15. Экономическая устойчивость к потрясениям и стрессам |
5) Прозрачность рынка и информационная симметрия. Часто утверждается, что прозрачность рынка может быть полезной как для привлечения большего объема инвестиций, так и для предотвращения экономического спада. Общее знание правил и норм функционирования экономики помогает людям принимать обоснованные решения в качестве работников, потребителей и владельцев предприятий. С другой стороны, коррупция и информационная асимметрия серьезно подрывают экономическое развитие. Это может привести к сокращению иностранных инвестиций, оттоку капитала, затяжным гражданским конфликтам, плохому распределению общественных благ и слабости инфраструктуры, которые тесно связаны с низким уровнем развития и бедностью.
6) Широко распространенная технологическая инфраструктура для общего блага. Технология является одним из ключевых факторов развития. Она лежит в основе экономического прогресса, совершенствования систем здравоохранения и образования и развития инфраструктуры. Принимая во внимание важность информационных технологий как средства распространения знаний внимание концентрируется на измерении доступа к коммуникационным технологиям.
7) Увеличение возможностей хорошего трудоустройства и занятости. Рост занятости часто считается самым важным единичным показателем в традиционных показателях экономического здоровья. Занятость обеспечивает трудящимся ценный доход – основной источник дохода для большинства людей и, как правило, отражает рост производства и потребления товаров и услуг.
8) Улучшение материального благосостояния. Доходы, обеспечиваемые рабочими местами, являются лишь одним из аспектов экономического роста и благосостояния. Важно также оценить, в какой степени рост экономики приводит к улучшению материального благосостояния в других областях, таких как продовольствие, жилье и базовое медицинское обслуживание.
9) Экономические трансформации для общего блага. Эта подкатегория предназначена для измерения потенциала стран в плане перехода от низкой к более высокой производственной деятельности на основе повышения производительности, накопления знаний и технологического прогресса.
10) Социальное и экономическое благосостояние становится все более устойчивым со временем и поэтому данный показатель оценивает изменение за 20 лет трех важнейших компонентов благосостояния, а именно: продовольственной безопасности, условий жизни и здоровья.
11) Увеличение инвестиций в охрану окружающей среды и сокращение использования природных ресурсов. Развитие человечества и экономики зависит от состояния и доступности наших природных ресурсов.
12) Процессы принятия решений предполагают долгосрочные затраты. Устойчивая деятельность направлена на получение выгод для нынешнего и будущего населения. Критерием обеспечения обоснованности стратегий развития является не только учет краткосрочных выгод, но и потенциальных долгосрочных рисков и последствий.
13) Государственная и частная уверенность в завтрашнем дне и способность предсказывать результаты экономических решений. Здоровая экономика так же, как и другие движущие силы развития, опирается на человеческие суждения. Когда доверие к нынешней и будущей экономике растет, люди в обществе с большей вероятностью потребляют и инвестируют, ускоряя тем самым экономический рост.
14) Члены общества могут инвестировать в свое будущее. В дополнение к нынешнему благосостоянию не менее важно и восприятие человеком возможности достижения долгосрочных целей в будущем. Таким образом, стабильная экономика должна быть в состоянии предоставить своим гражданам доступные возможности для инвестирования в свое будущее и надлежащую защиту наиболее уязвимых групп населения от непредвиденных рисков.
15) Экономическая устойчивость к потрясениям и стрессам. Укрепление способности экономик поглощать и преодолевать серьезные потрясения является одним из ключевых приоритетов политики в области экономической cтабильности. Политика должна быть ориентирована на устранение уязвимости на раннем этапе, смягчение последствий потрясений и стрессов и ускоренное восстановление в целях уменьшения их долгосрочных последствий и экономических издержек.
Таким образом, рассмотренная методика определения инклюзивной экономики предполагает следующие особенности: во-первых, пять общих характеристик следует понимать, как интегрированное целое, а не как независимые измерения; во-вторых, необходимо подчеркнуть, что все показатели несовершенны (показатели ограничены наличием данных и процессом сбора данных); в-третьих, хотя основное внимание уделяется показателям национального уровня, некоторые показатели будут релевантными в разных контекстах (например, развитые и развивающиеся страны), масштабах (например, национальные и городские), и регионах (например, городские и сельские), показатели могут быть дезагрегированы по различным группам населения, таким как пол, раса и возраст. Однако данная методика направлена на выделение наиболее целесообразных критериев для достижения процветающей инклюзивной экономики.