Введение
На протяжении последних лет отечественной экономике приходится отвечать на новые для нее вызовы, связанные с утратой актуальности целого ряда факторов экономического роста, на которые экономическая наука опиралась в своем развитии долгое время, среди которых – высокая емкость внутреннего потребительского рынка, незанятые мощности, относительно низкая стоимость труда как фактора производства. С введением взаимных санкционных ограничений западных государств и России, возникновением нестабильности на сырьевых рынках, осложнением внешнеполитической обстановки достаточно сильно преобразилась внешняя среда российской экономики, что сказалось на динамике развития экономических систем, а особенно – экономических систем регионального уровня. В то же время, отдельные, казалось бы, негативные изменения во внешней среде формируют новые условия хозяйствования и новые факторы успеха для развития российской экономики. Так, введение санкционных ограничений сформировали условия для достаточно эффективного импортозамещения, когда на смену недоступным в новых условиях товарам иностранных производителей пришли продукты отечественных производителей. На этом фоне приобретает особую актуальность проблема теоретического исследования влияния реформ на развитие экономических систем регионального уровня.
Цель исследования заключается в применении элементов теории реформ к анализу стратегических направлений развития экономических систем регионального уровня.
Материал и методы исследования
В основу проведения исследований положены общенаучные методы познания: системный подход, структурно-аналитический подход, экономико-статические методы.
Результаты исследования
и их обсуждение
Теоретическое исследование влияния реформ на развитие экономических систем регионального уровня целесообразно проводить в терминах теории реформ, блестяще представленных в книге академика РАН В.М. Полтеровича «Элементы теории реформ» [1]. Рассматривая реформы как совокупность намеренных действий, В.М. Полтерович рассматривает задачу построения институциональной траектории реформы, связывающей начальное (дореформенное) состояние экономики с желаемым (послереформенным), через систему промежуточных институтов. В соответствии с предлагаемым подходом именно система промежуточных институтов выдвигается на одно из центральных мест в теории реформ [1, 2]. Важнейшим элементом теории реформ является изучение функционирования экономической системы того или иного уровня [3-7]. В настоящей работе проведем анализ реализации реформ в сфере стратегического планирования на примере Южного федерального округа (далее – ЮФО).
ЮФО, в пределах которого находятся восемь субъектов РФ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город федерального значения Севастополь (Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в состав округа в июле 2016 года [8]), имеет определенные преимущества, основными среди которых можно выделить:
– выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;
– наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал;
– мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране; и другие.
Краснодарский край – крупнейший по объему экономики субъект ЮФО, превышающий по показателю ВРП 2016 года в 1,6 раза Ростовскую область и занимающий второе место (таблица 1).
В рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ, который ежегодно готовится агентством РИА Рейтинг, по итогам 2017 года Краснодарский занял 10-е место среди регионов РФ из 85 (Ростовская область 20-я), хотя еще по итогам 2016 года он занимал 13-е место, а по итогам 2015 г. – 16-е.
Сама рейтинговая оценка учитывает 4 группы показателей, характеризующих масштаб и эффективность экономики, бюджетную сферу и социальную сферу. Подобная динамика движения региона в обозначенном рейтинге во многом говорит о более качественном с точки зрения составителей рейтинга управлении региональным развитием относительно прочих субъектов РФ.
Что касается структуры регионального хозяйства Краснодарского края, то она имеет ряд незначительных, но тем не менее особенностей в сравнении с экономиками прочих региональных систем. Регион характеризуется наибольшим среди субъектов ЮФО вкладом в ВРП оптовой и розничной торговли, а также транспорта и связи (не принимая в расчет Республику Калмыкия, где в данном случае действует эффект малой базы). Подобная структура регионального хозяйства связана с отраслевой специализацией региона, который в своем развитии опирается, главным образом, на АПК, туризм и логистику благодаря особенностям природно-климатического и географического характера, что и нашло свое отражение в первых версиях Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. В дальнейшем к числу приоритетов регионального развития были отнесены и промышленность с сектором ИКТ, что также находит свое отражение в структуре региональной экономики.
В то же время, данные таблицы 1 позволяют судить о том, что, начиная с 2012 г., Краснодарский край отстает от средних по ЮФО показателей по индексу физического объема ВРП, но все еще опережает по данному показателю среднероссийские показатели. Фактически можно говорить о снижении темпов развития региональной экономики, хотя экономика Краснодарского края все еще остается крупнейшей в ЮФО и обеспечивает практически 41,2 % всего ВРП федерального округа.
Таблица 1
Динамика ВРП Краснодарского края в сравнении с другими регионами ЮФО и ВВП РФ, млн руб.
Субъект РФ |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Валовой региональный продукт в текущих основных ценах |
||||||
Южный федеральный округ |
2777792 |
3185420 |
3574076 |
4146212 |
4636316 |
4896269 |
Республика Адыгея |
56803 |
65300 |
70862 |
75623 |
84306 |
91352 |
Республика Калмыкия |
29319 |
35898 |
41166 |
46681 |
51959 |
56045 |
Республика Крым |
- |
- |
- |
189439 |
265971 |
315919 |
Краснодарский край |
1244653 |
1459491 |
1662969 |
1784834 |
1933512 |
2015935 |
Астраханская область |
172617 |
209654 |
273917 |
296319 |
322303 |
338680 |
Волгоградская область |
508433 |
571516 |
607472 |
715410 |
740458 |
743284 |
Ростовская область |
765967 |
843560 |
917689 |
1007759 |
1189144 |
1270892 |
г. Севастополь |
- |
- |
- |
30149 |
48663 |
64163 |
ВВП РФ, млрд, руб. |
60283 |
68164 |
73134 |
79200 |
83387 |
86149 |
Индекс физического объема ВРП, в % к предыдущему году |
||||||
Южный федеральный округ |
106,5 |
103,7 |
104,0 |
102,1 |
99,5 |
101,3 |
Республика Адыгея |
105,6 |
105,9 |
102,7 |
103,8 |
100,8 |
101,9 |
Республика Калмыкия |
102,2 |
100,0 |
102,6 |
104,7 |
95,9 |
98,1 |
Республика Крым |
- |
- |
- |
- |
108,5 |
106,0 |
Краснодарский край |
107,6 |
103,7 |
103,9 |
100,7 |
98,4 |
100,1 |
Астраханская область |
107,8 |
111,3 |
116,2 |
100,5 |
99,1 |
102,8 |
Волгоградская область |
103,3 |
102,8 |
101,4 |
104,7 |
93,8 |
98,6 |
Ростовская область |
106,8 |
102,5 |
102,9 |
103,2 |
104,0 |
103,2 |
г. Севастополь |
- |
- |
- |
- |
104,5 |
107,7 |
ВВП РФ, млрд, руб. |
104,3 |
103,7 |
101,8 |
100,7 |
97,5 |
99,8 |
Примечание: составлено автором на основе [10].
Таблица 2
Динамика объема и индекса физического объема ВРП Республики Крым
в разрезе видов экономической деятельности
Группы отраслей |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Валовой региональный продукт, млн. руб. |
|||
Всего, в том числе: |
189439,2 |
265970,6 |
315918,5 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
43957,7 |
42346,9 |
41740,3 |
производство пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия |
25795,7 |
26331,9 |
29985,5 |
производство химических веществ и химических продуктов |
10512,5 |
15221,1 |
16341,3 |
Индексы физического объема валового регионального продукта по видам экономической деятельности, % |
|||
Всего, в том числе: |
- |
108,5 |
106,0 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
- |
75,0 |
94,5 |
рыболовство, рыбоводство |
- |
122,6 |
85,1 |
добыча полезных ископаемых |
- |
59,5 |
90,8 |
обрабатывающие производства |
- |
84,4 |
112,9 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
- |
126,4 |
96,1 |
строительство |
- |
63,9 |
134,1 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования |
- |
123,1 |
103,8 |
гостиницы и рестораны |
- |
111,1 |
138,6 |
транспорт и связь |
- |
178,6 |
99,4 |
финансовая деятельность |
- |
62,5 |
150,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
- |
198,9 |
121,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
- |
145,8 |
121,9 |
образование |
- |
126,1 |
104,4 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
- |
119,4 |
99,8 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
- |
150,6 |
97,2 |
Примечание: составлено автором на основе [11, 12].
Новый субъект Российской Федерации – Республика Крым – демонстрирует наиболее высокие темпы роста и трансформацию экономической структуры (таблица 2). Отраслями специализации экономики Республики Крым являются санаторно-курортный и туристский комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии, судостроение [9].
Качественным элементом механизма экономического развития региона выступает инновационная деятельность, осуществляемая в целях рационального использования ресурсного потенциала территории.
В таблице 3 представлены сведения относительно динамики развития организаций, занимающиеся исследованиями и разработками в Краснодарском крае.
Данные таблицы 3 позволяют выделить два основных тренда развития организаций, которые занимаются исследованиями и разработками на территории Краснодарского края. Во-первых, на фоне роста числа подобного рода организаций снижается и средняя численность персонала, занимающегося исследованиями в расчете на одно предприятие, что связано с ростом активности подобного рода предприятий малого бизнеса, которые имеют достаточно узкую специализацию. Во-вторых, тенденцией является непропорционально более высокий рост объема научно-технических работ, по сравнению с численностью вовлеченных в подобную деятельность сотрудников, что может являться свидетельством роста ее эффективности и качества.
Таблица 3
Развитие организаций, занимающиеся исследованиями и разработками в Краснодарском крае
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, единиц |
52 |
56 |
66 |
106 |
105 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками на конец года, человек |
6504 |
6872 |
7585 |
9265 |
7532 |
Объем научно-технических работ, млн рублей |
7694 |
10034 |
12462 |
11960 |
10508 |
из них выполнено собственными силами |
6006 |
7944 |
9323 |
10907 |
8130 |
Затраты на исследования и разработки, млн. рублей |
6508 |
5979 |
7093 |
7557 |
7395 |
в том числе: внешние затраты |
1690 |
1310 |
1497 |
765 |
1529 |
внутренние затраты |
4818 |
4669 |
5596 |
6792 |
5866 |
Примечание: составлено автором на основе [13].
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе обследованных организаций РФ, ЮФО и Республики Крым за 2015-2017 гг., % [10]
Республика Крым ориентирована на развитие «умной» (инновационной) экономики [9], в соответствии с чем в регионе активно создается инновационная инфраструктура. Рейтинговая ситуация регионов страны и динамика показателей об инновационной деятельности организации Республики Крым свидетельствует о крайней необходимости стимулирования инновационной активности предприятий и активного внедрения инноваций в перспективном развитии региона (рисунок).
Инновационная активность каждого региона отражает активность участников региональной инновационной системы в применении действующих инструментов поддержки инновационной деятельности. Рассматривая результаты инновационного развития субъектов РФ, можно отметить что по результатам Рейтинга инновационных регионов за 2016 год, Краснодарский край занимает 37 ранг с показателем 101,1 % от среднероссийского уровня и входит в группу «средних инноваторов», а Республика Крым – 71 ранг и, соответственно относится к «средне-слабым инноваторам», с показателем 70,8 % от среднего уровня по стране [14].
В 2017 году Краснодарский край по рейтингу занимает 49 ранг с показателем 93,7 % от среднего по стране; Республика Крым занимает 65 ранг, и не меняя группу «средне-слабых инноваторов», демонстрирует уже 77,1 % от среднего показателя по стране [15].
Это подтверждает необходимость формирования стратегии реформ развития экономических систем регионального уровня, применения региональными властями федеральных инструментов поддержки инновационной деятельности, активность в организации инновационных мероприятий и создании объектов инновационной инфраструктуры, а также обязательность мониторинга изменений и конкретные рекомендации по выработке мер региональной политики, направленных на совершенствование экономических систем.
Выводы (заключение)
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о продолжающейся трансформации институтов развития экономических систем регионального уровня под воздействием различного рода реформ. Институциональные изменения в экономической системе осуществляются под влиянием совокупности факторов, значительная часть которых слабоуправляема по причине несовершенства стратегии реализации реформ. Перспективой дальнейших исследований является проведение оценки концепций прорывных экономических реформ на региональном уровне в рамках реализации Национальных проектов развития России.