Введение
В 2017 году была разработана Федеральная программа по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики и высокотехнологических бизнесов [1]. К сожалению, в этой Программе не нашли своего полного отражения все те отрасли, которые вносят немалый вклад в формирование бюджетов как регионального, так и федерального уровней. В частности, речь идет о развитии туриндустрии в условиях перехода к цифровой экономике. Она даже не включена в число приоритетных отраслей, перечисленных в Программе цифровизации. А ведь устойчивое и гармоничное развитие индустрии туризма, государственное регулирование и продвижение национального туристского продукта на основе международного опыта и потребностей отрасли способствуют формированию имиджа страны, повышению его привлекательности в качестве туристского направления. Это, в свою очередь, приведет к существенному притоку денег в бюджет, обеспечению занятости населения и созданию дополнительных рабочих мест, окажет положительное влияние на развитие различных отраслей, таких как транспорт и коммуникации, строительство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и секторов экономики [1].
Цель исследования
Ключевым вопросом экономического развития КБР является привлечение инвестиций, которые должны повлечь за собой подъем основных отраслей экономики. Туризм является одной из ведущих отраслей сферы услуг, способной решить поставленную проблему [2, 3]. Поэтому необходимо, проанализировав имеющийся мировой опыт, разработать системные планы развития туризма РФ и его регионов, совершенствования его инфраструктуры, причем, в первую очередь, должны быть изучены возможности каждого отдельного региона России, выработан определенный инструментарий оптимизации деятельности туристских предприятий с учетом региональных особенностей и их существенной социальной значимости. При этом следует отметить, что в целом индустрия туризма в российской экономике весьма благоприятна для внедрения цифровизации [5, 7]. Все возникающие проблемы вполне просчитаны. Причин, по которым внедрение инновационных процессов даст положительный результат, гораздо больше, чем трудностей. Недостаточное внедрение информационных и коммуникационных технологий считается препятствием для коммерческой деятельности [4]. В туристской индустрии более шестидесяти процентов всех сделок сегодня производятся через интернет. Клиентская база будет шире у тех предприятий, которые обозначились в цифровом пространстве. Практически у каждого современного туроператора или турагентства организовано свое веб-представительство. И те, и другие применяют интернет-пространство для привлечения новых клиентов, распространения рекламы, предоставления потенциальным туристам информации о специальных предложениях, оперативного взаимодействия и проч.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Теоретической и основой исследования являются монографии, исследования и научные статьи ведущих зарубежных и отечественных ученых в области информационного обеспечения процессов, материалы научно-практических конференций [4–7]. Методологическую основу составляет системный подход, позволяющий проводить исследование и моделирование процессов во всех сферах деятельности, основывающийся на анализе и синтезе, композиции и декомпозиции.
Информационная база исследования
Информационная база основана на статистической информации, изложенной в сборниках Федеральной службы государственной статистики по социально-экономическому развитию страны и ее регионов, материалах опубликованных в российской и иностранной периодической печати, Интернет ресурсах различных агентств.
Ход исследования
Решить проблему формирования внутреннего информационного пространства поможет создание Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра (ЕПИАЦ). Собранная информация не только даст возможность физическим лицам владеть реальной картиной наличия туристских ресурсов в регионе, но и позволит согласованно работать всем заинтересованным на территории дестинации компаниям и организациям. Создание подобных центров на сегодняшний день, когда наблюдается рост как внутреннего, так и въездного туризма, является именно тем инновационным механизмом, который позволит реализовать проблему продвижения туристских ресурсов региона, уменьшить стоимость услуг, повысить уровень производительности труда, создавать добавленную стоимость. Туристические компании, которые успешно будут использовать цифровые технологии в процессе оказания туристических услуг, станут наиболее конкурентоспособными. Внедрение цифровых технологий будет способствовать моментальной интеграции туриста в региональное туристическое пространство [1, 4].
Понятие «туристско-информационный центр» впервые было использовано в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в марте 2016 года. Именно тогда у начинающих формироваться «туристско-информационных центров появился законный статус участников туристского рынка, содействующими развитию и координации туристской деятельности, а также активизации туристического потенциала в продвижении культурного наследия страны» [2]. В Кабардино-Балкарии центров, реально функционирующих, создающих престиж для своего региона, предоставляющих полную информацию, используемую туристскими компаниями для согласованной деятельности на данный момент нет.
Что мы имеем в республике? Турист, попавший в Кабардино-Балкарию, не имеет возможности обратиться куда – либо для решения возникающих у него вопросов и проблем. Нет сервиса, который рекомендует маршруты туризма и отдыха, помогает найти попутчиков для поездок и прогулок, рассчитать оптимальную стоимость поездки. У нас совершенно отсутствует информационная база для оказания любых туристических услуг. Предварительный анализ показывает, что на цифровой платформе находится 11 % всех предприятий в курортно-рекреационной и туристской сфере. По итогам национального туристического рейтинга – 2018 г. Кабардино-Балкарская Республика оказалась на 59 месте с общей суммой баллов 43,1. У нас действительно действует множество туристических фирм, каждая из которых предлагает тот или иной туристический продукт как внутри республики, так и за ее пределами. Что же это за продукт?
Анализ состояния дел в отрасли показал, что на сегодняшний день в Кабардино-Балкарии к онлайн туристическим услугам относятся:
– заказ, покупка авиа – и железнодорожных, других билетов, причем такая продажа на внутриреспубликанские маршруты практически отсутствует;
– бронирование и оплата гостиниц, в основном через агрегатор Booking. сom;
– заказ, покупка туров, экскурсионных программ с последующим электронным калькулированием стоимости. Практически все турфирмы торгуют турами, предлагающими тот иной вид отдыха, являясь просто торговыми агентами или туроператорами крупных информационных баз, таких как, TEZTUR, PEGASUS и других, работающих на мировом рынке. Они используют их информационную базу о продаже билетов, размещении в отелях, предоставлении трансфера. Когда же речь заходит о реализации внутренних турпродуктов, то информации об этом просто нет.
– отзывы и рекомендации о гостиницах, ресторанах в разных городах страны и мира, опять-таки совершенно не владея подобной информацией по республике и региону.
Результаты исследования
Предлагаемый проект Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра (ЕПИАЦ) является абсолютно новым для республики [4, 6]. На его базе можно создать какие угодно подструктуры по любому направлению туризма, разработать современные мобильные приложения, способствующие скорейшему продвижения как на внутреннем, так и на внешнем рынке, туристского продукта КБР. Среди важнейших особенностей цифровизации туристического пространства, влияющих на развитие туристских дестинаций можно выделить:
– внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, с целью повышения доступности, качества и привлекательности туристских услуг, роста эффективности использования туристских ресурсов;
– разработку и реализацию электронной туристской карты, позволяющих туристу перемещаться общественными видами транспорта, узнавать об объектах показа, культурных мероприятиях и событиях;
– развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц;
– создание электронной площадки для вовлечения само занятых «лиц в туристскую деятельность (гиды, инструкторы, экскурсоводы).
Выводы
Внедрение разработанного Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра (ЕПИАЦ) является весьма актуальным и востребованным, он отвечает всем современным требованиям. Предоставляемая ЕПИАЦ информация о туристском рекреационном комплексе Кабардино-Балкарии позволит усовершенствовать управление этим сложным процессом, что приведет к росту эффективности и комфортабельности туристического бизнеса в регионе, расширению многообразия туристских маршрутов, привлечению в республику иностранных туристов, переориентации россиян на отдых на курортах КБР. Создание единой информационной базы в сети Интернет послужит большим подспорьем в деле обеспечения качественной помощи в оказании туристических услуг, как для профессионалов турбизнеса, так и для туристов, самостоятельно планирующих свои поездки без помощи турагентств («дикий туризм»). Это может быть горный туризм, автомобильный, водный, аграрный, экотуризм.
Новизна предлагаемого проекта в том, что предложена, отличная от нынешней, методика планирования деятельности туристических фирм на основе использования системы экономико-математических моделей, позволяющих оптимизировать и повысить эффективность их работы. До сих пор на Северном Кавказе, включая и Кабардино-Балкарию, нет ни одной, самостоятельно функционирующей, информационной базы, аккумулирующей все необходимые для переориентации туристического спроса в регионы ЮФО данные о возможностях региона в туристической сфере. В предлагаемом центре собрана вся подробная информация о туристических продуктах республики, ориентированных на спрос, обработаны данные по возможностям транспортного доступа, имеющихся в наличии транспортных средствах. Посетители могут забронировать номер в отеле, выбрав город, даты заезда и обозначив количество путешествующих, узнать стоимость предлагаемых услуг и оплатить их платежной картой через Интернет. Есть доступ к просмотру фотографий с достопримечательностями выбранного места. Структура разработанного информационно- туристического центра позволяет предлагать информационные ресурсы как на русском, так и на английском языках, обновлять по мере необходимости данные о проводимых в республике событийных мероприятиях: передвижных выставочных площадках, торговых ярмарках, национальных событиях, обрядовых фестивалях, носящих местный колорит, гастрономических праздниках. Проработана и собрана также информация по деловому туризму, имеющихся в республике выставочных и конгрессных площадях. Важную роль для республики имеет доступ к качественной, оперативной информации по лечебному и медицинскому туризму, санаторно-курортной медицине, как одним из наиболее распространенных видов отдыха в Кабардино-Балкарии [4, 6].
Область применения
Практическая значимость проекта состоит в том, что его реализация позволит осуществить важные социальные и экономические изменения в республике. Это: развитие отраслей, связанных с производством туристических услуг; активизация деятельности центров народных промыслов, предприятий общественного питания; создание новых рабочих мест; рост доходов и валютных поступлений в республиканский бюджет; прогрессивное изменение социальной и производственной инфраструктуры, сопровождающееся улучшением уровня жизни местного населения.
Необходимость создания туристического бренда «Кабардино-Балкария», формирования положительного имиджа территории есть признанная объективная реальность, реализация которой, без наличия подобной цифровой площадки, невозможна.