Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION OF REPUTATION IN THE CONDITIONS OF MOBILIZATION ECONOMY

Petrushenko A.D. 1 Komarova O.M. 1
1 State University OF Humanities and technology
The article deals with the basic principles and conditions of economic mobilization on the basis of the development of productive forces and improvement of resource and technical potential, as well as the improvement of General and vocational education. The methodological basis of the research is the methods of induction and deduction in Economics, supported by system-cognitive approaches. Analysis of foreign experience (in particular USA) state support of development of higher professional education as a prerequisite of economic performance, such as stabilization of the labor market and structure of employment, productivity growth and the formation of an accelerated growth rate of industrial production, as a result of mobilisation. As a result of the study, the relationship between the growth rate of intellectual capital and the reputation component, such as new types of knowledge, with the effectiveness of the efforts to restore the growth of the national economy, i.e. the implementation of the mobilization economic strategy, is revealed. The conclusion is made about the principle of taking into account foreign experience in the formation of the concept of mobilization economy, the result of which is the creation of the country’s reputation.
mobilization of the economy
government regulation
usa
differentiation of intellectual capital
education financing

Глобализация мирового хозяйства и обострение его противоречий вынуждают органы государственного регулирования всех стран прибегать к мобилизации усилий общественных институтов, научных кругов, представителей бизнеса для решения актуальных проблем социально-экономического развития.

Первые упоминания о типе мобилизационных экономических отношений приходится на конец 1950 года, краткую характеристику которым дал в своей работе «Инфляция и антиинфляционная политика американских штатов» известный американский экономист, профессор экономики Калифорнийского университета Харрис Сеймур Эдвин. Мобилизационная экономика на современном этапе – это государственная стратегия по предотвращению катастрофических нарушений в финансово-экономическом и промышленно-продовольственном жизнеобеспечении населения и поддержания обороноспособности страны.

В настоящее время предпосылками для использования мобилизационной стратегии в сфере управления экономическими объектами выступают преобразования экономических явлений и процессов сразу во всех отраслях и сферах жизнедеятельности современного общества, выраженные в массовом внедрении различных цифровых технологий, информационно-коммуникационных средств и киберфизических систем (Cyber-Physical System) в производство, управление и жизнеобеспечение общества. Развитие экономики по мобилизационному типу связано с резким изменением отраслевой структуры ВВП и секторальной структуры промышленного производства, а также концентрацией всех сил и ресурсов (частных, корпоративных и государственных) на решение наиболее значимых проблемах. Все вышеназванные аспекты развития экономики являются весьма актуальными и для России.

Основной движущей силой и определяющим фактором эффективной мобилизации экономики является человеческий капитал. В условиях современного мирового развития необходимо добиваться улучшения его состояния путём повышения общеобразовательной и профессиональной подготовки работников, производительности их труда.

На фоне крайнего ужесточения конкурентной борьбы развитые страны стремятся упрочить свои позиции на мировой арене на основе наращивания интеллектуального, научно-технического и военного потенциала. Важнейшим условием достижения этих целей является комплексное развитие образования, обеспечивающего главную производительную силу общества – человека знаниями, умениями и навыками для успешной деятельности. Образование служит формированию современных компетенций рабочей силы, способной эффективно решать любые профессиональные задачи. На рост общественного производства, производительность труда, возможности увеличения занятости и благосостояния общества существенным образом влияет развитие школьного и профессионального образования. По мнению международных аналитиков, «образование создаёт «человеческий капитал», который транслируется в экономический рост. Если совершенствование образования происходит быстрее среди обездоленных людей, то дополнительный экономический рост будет уменьшать бедность, сокращать неравенство и обеспечивать социальную мобильность» [5, с. 41].

Учёт опыта развитых стран в области государственного регулирования образования как инструмента мобилизации человеческих ресурсов на ускорение решения задач социально-экономического развития является непременным условием повышения эффективности производства. В этой связи полезно рассмотреть и оценить опыт государственного содействия развитию образования в Соединённых Штатах Америки, где оно считается одним из лучших в мире.

Испытывая в течение последних двух десятилетий заметное отставание по темпам роста ВВП и производительности труда от других стран, правящие круги США уделяют развитию образования пристальное внимание ввиду исключительно важной роли в решении этих и других проблем общества. Масштабы и содержание государственных программ, состав используемых инструментов регулирования образовательной деятельности не остаются неизменными во времени. Они отражают стремление государства, бизнес сообщества адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям, реализовать перспективные стратегии экономического развития. При этом органы государственной власти широко прибегают к использованию информационных, административных, финансово-кредитных ресурсов с учётом макроэкономических и международных факторов, отношения правящих элит к идее государственного регулирования экономики.

Президент Д. Трамп среди приоритетов государственной политики США указал на необходимость сохранения достигнутых позитивных результатов в национальном образовании и дальнейшего совершенствования образовательной деятельности. Особый акцент, по его мнению, должен делаться на реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, ориентированных на результат. «Мы должны, – отметил Д. Трамп, – обеспечить наших студентов и работников конкурентоспособными навыками, адаптированными к нашей быстро меняющейся экономике» [62, с. 4].

Мобилизация американского общества на ослабление проблем социально-экономического развития на основе совершенствования общего и профессионального образования осуществляется путём интеграции усилий государственных органов управления и различных общественных институтов. Конгресс, федеральное правительство, власти штатов постоянно держат в поле зрения вопросы стратегии и тактики образовательной деятельности, поддержки её мерами административно-правовой, бюджетной и налоговой политики.

Постоянным катализатором интеграции усилий государственных институтов в сфере образования является расстройство общественного воспроизводства, провалы рынка труда, наличие хронической безработицы и сопутствующей ей бедности. Как справедливо отмечают международные аналитики, «образование может элиминировать бедность в семьях, доход родителей и их детей близко коррелируется: если неравенство в доходе имеет место, то бедность передаётся из поколения в поколение» [5, с. 41].

Недостаточный уровень школьной подготовки ограничивает возможности получения адекватного профессионального образования, трудоустройства, достойного вознаграждения. Как и в других капиталистических странах, безработица в США носит хронический характер. Она колебалась в последние два десятилетия от 5 до 10 %, что негативно отражается на состоянии общественного воспроизводства. По признанию Совета экономических консультантов при президенте США, «несмотря на современный экономический рост, миллионы трудоспособных американцев остаются на обочине рынка труда, они изо всех сил пытаются свести концы с концами» [6, с. 427].

Государство вынуждено учитывать тот факт, что социально-экономические условия жизни миллионов американских детей отрицательно влияют на их воспитание, обучение, перспективы трудоустройства и самореализации. В 2017 году около 10 % детей в возрасте до 18 лет воспитывались родителями без среднего образования, 26 процентов жили в семьях без отца, 8 процентов – в семьях без матери, а 18 % – в бедных семьях [7, с. хxxi].

Не располагая достаточными финансовыми ресурсами, миллионам детей из малообеспеченных семей сложно получить достойное образование, позволяющее иметь хороший заработок и стабильную занятость. Официальные аналитики отмечают наличие значительного разрыва в показателях занятости между теми, кто имеет диплом бакалавра и теми, кто получил лишь аттестат средней школы или не имеет такового. Всё это «актуализирует необходимость переосмысления и совершенствования подходов к обучению работников, чтобы как можно большее количество людей могло получить навыки, требуемые работодателями в современной экономике» [6, с. 172].

Решение проблем образования, рынка труда, доходов населения как действенных факторов экономического роста осуществляется на основе мобилизации ресурсов всех федеральных министерств и ведомств. Среди них наиболее активным проводником государственной политики в сфере образования является Министерство образования, на которое в 2015 финансовом году (ф.г.) приходилось 51 % всех федеральных ассигнований (101 млрд долл.). Менее обеспеченными финансовыми ресурсами являются Министерство труда и социального обеспечения, Министерство сельского хозяйства, которым было выделено соответственно 27,2 и 23,9 млрд долл. Другие министерства имеют меньший объём полномочий в сфере образования и потому располагают ограниченными финансовыми ресурсами. Например, Министерству по делам ветеранов было ассигновано 13,5 млрд долл., Министерству обороны – 7 млрд долл., Министерству труда – 4,8 млрд долл. [9, с. 632].

Деятельность министерств и ведомств по развитию образования опирается на положения многих федеральных законодательных актов. Среди них наиболее важными являются «Закон о начальном и среднем образовании» и «Закон о высшем образовании», принятые в 1965 году. «Закон о начальном и среднем образовании» учредил гранты школьным округам для оказания помощи учащимся начальных и средних школ из малообеспеченных семей, чтобы поднять уровень их знаний до требуемого образовательного стандарта. Он также предусмотрел оказание финансовой помощи школьным округам в экономически отсталых регионах, проблемным школам для развития материально-технической базы, приобретения учебников и методических пособий, создания школьных библиотек. Кроме того, закон позволил начать финансирование центров профессионального образования, локальных органов управления школьным образованием, осуществление педагогических исследований и подготовки научных кадров. В соответствии с положениями этого закона предусматривается выделение школьным округам четырёх видов грантов: основных грантов, грантов на концентрацию, целевых грантов, грантов стимулирования финансирования образования.

Основные гранты являются ключевым элементом оказания финансовой помощи школьным округам и составили в 2015 финансовом году 6,4 млрд долл. Гранты на концентрацию играют существенно меньшую роль и достигают 1,3 млрд долл., они предоставляются школьным округам, в которых число детей, имеющих право на получение пособия, превышает 6500 человек, или 15 процентов населения округа в возрасте от 5 до 17 лет. Целевые гранты составляют 3,3 млрд долл. и предназначены школьным округам с высокой долей детей из малообеспеченных семей, имеющих право на получение пособия. Гранты на стимулирование финансирования образования достигают 3,3 млрд долл. и ассигнуются штатам для предоставления школьным округам дополнительного финансирования обучения детей из семей с низким доходом и находящихся в неблагоприятном положении [10, с. 619].

«Закон о высшем образовании» заложил правовые основы развития всех уровней высшего образования. Он дал исполнительным органам право предоставлять гранты университетам для реализации «программ общественных услуг», помощи библиотекам в колледжах, осуществления программ тренинга учителей, приобретения учебного оборудования для бакалавриата. Кроме того, он запустил программы страхования студенческих образовательных кредитов, выплаты стипендий педагогам, обучающимся в аспирантуре, учредил Национальный корпус учителей.

Масштабы государственного воздействия на систему образования в США, распределение ассигнований между федеральными министерствами и ведомствами в различные периоды времени характеризуется заметной турбулентностью из-за смены приоритетов государственного регулирования экономики. Финансирование системы образования из федеральных источников в течение 2000–2017 годов увеличилось (в постоянных ценах 2017 года) с 122,5 до 228,4 млрд долл., или 186 %. При этом оно в разной степени коснулось его уровней ввиду необходимости учёта актуальности испытываемых ими проблем. Например, финансирование начальной и средней школы (в постоянных ценах 2017 г.) увеличилось за указанный период с 62,2 до 81,8 млрд долл., или на 32 %. Поддержка профессионального образования возросла – с 21,3 до 101 млрд долл., или на 375 %, прочего образования – с 8,2 до 9,7 млрд долл., или на 18 %. Большое значение придавалось деятельности научно-исследовательских организаций в сфере образования, финансирование которых увеличилось с 30,8 до 35,9 млрд долл., или на 17 % [10, с. 631]. Как следует из вышеприведённых данных, в течение почти двадцатилетнего периода государственное регулирование и финансирование образования в США продемонстрировало наибольшее внимание к развитию профессионального образования, на которое в настоящее время приходится основной объём субсидий. Динамика роста его финансирования в десять, двадцать раз превысила рост финансирования других видов образования.

Мобилизация финансовых ресурсов на развитие образования осуществляется также путём привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников, которые генерируется действием федерального законодательства в форме частных кредитов, грантов, иной помощи. Их объём (в постоянных ценах 2017 г.) возрос за 2000–2017 годы с 47,8 до 94,2 млрд долл., или на 97 %. С учётом внебюджетных источников общее финансирование образования в США увеличилось за 2000–2017 годы с 170,3 до 322,6 млрд долл., или на 189 % [10, с. 631].

Важным каналом субсидирования профобразования является федеральная программа Грантов Пелла, предусматривающая в соответствии с Законом о высшем образовании выделение с 1965 года грантов на развитие профессионального обучения, ежегодный объём которых составляет около 30 млрд. долл. Ожидается, что в 2019 году более 7,6 млн студентов получат по 5920 долл. для оплаты своей подготовки в учреждениях высшего образования [13, с. 349].

Реализуя программы финансирования образования, государство проявляет гибкость в расстановке акцентов осуществляемой политики с учётом актуальности проблем общественного развития и прогноза их состояния на среднесрочную перспективу. Так, федеральный бюджет на 2019 финансовый год расширяет возможности программы Грантов Пелла обслуживать краткосрочные профессиональные курсы для малообеспеченных и безработных граждан. Их цель состоит в том, чтобы с помощью субсидий расширить доступ этой категории молодёжи к качественному профессиональному образованию, вооружить практическими навыками для получения хорошо оплачиваемых рабочих мест в отраслях и регионах с растущим спросом на рабочую силу. Власти полагают, что, пройдя краткосрочные курсы профессионального обучения, нуждающиеся лица смогут начать зарабатывать на жизнь быстрее, чем после окончания традиционных двухлетних или четырехлетних учебных заведений.

Мобилизация государством ресурсов на ослабление кризисных явлений на рынке труда осуществляется в США также благодаря использованию программ льготного кредитования молодёжи, желающей получить профессиональное образование. Государственное кредитование осуществляется путём выделения Министерством образования США студентам колледжей и университетов долгосрочных займов на условиях льготной оплаты. Как и при осуществлении программ федеральных грантов, кредитование учитывает материальное положение заёмщиков, возможности государственного и местных бюджетов, состояние национального рынка капиталов. В 2019 году на эти цели из федерального бюджета намечалось ассигновать более 150 млрд долл., а число заёмщиков должно составить около 15,7 млн [13, с. 349]. Средний объём льготного федерального кредита, полученного студентами для подготовки в учреждениях бакалавриата с четырёхлетним сроком обучения, в 2016–2017 учебном году в частных коммерческих учреждениях составил 8500 долл., в частных некоммерческих учреждениях – 8400 долл., а в государственных учреждениях штатов – только 7000 долл. [8, с. 224].

Учитывая благоприятную макроэкономическую обстановку в последние три года, начавшийся экономический подъём, уменьшение безработицы и рост доходов населения, власти США прибегли к изменению правил льготного кредитования студентов. В частности, были пересмотрены условия предоставления кредита разным категориям заёмщиков, введён постоянный мониторинг их финансового положения, предусмотрено оказание помощи в формирования оптимального кредитного портфеля, освобождение от долгового бремени безнадёжных заёмщиков. Так, для заемщиков с любой совокупной задолженностью по истечения 30 лет предусмотрено её аннулирование, что, несомненно, облегчит экономическое положение неплатёжеспособных заёмщиков. В то же время полное списание задолженности по льготным ссудам может способствовать увеличению числа потенциальных участников программы из сегмента населения с низкими и нестабильными доходами.

Новые условия кредитования граждан для получения профессионального образования предусматривают выделение ссуд и их возврат с учетом таких факторов, как доход и размер семьи. Экспертами правительственных служб отмечается, что существующие многочисленные программы кредитования чрезмерно усложняют заёмщикам формирование оптимального набора кредитных планов, что приводит к перерасходу личных и общественных средств.

В целях улучшения деятельности Министерства образования ему предоставлено право получения информации о доходах участников кредитных программ через Службу внутренних доходов с тем, чтобы сосредоточиться на оказании помощи только крайне нуждающихся студентам. Правительственными экспертами подчёркивается тот факт, что инвестиции в образование представляют высокую ценность для студентов и налогоплательщиков, но ряд образовательных учреждений не способны дать качественное образование. По этой причине выпускники не могут получить хорошо оплачиваемую работу, чтобы оперативно вернуть взятые у правительства ссуды.

Обновлённый подход к реализации федеральной политики в области субсидирования и кредитования образования обеспечивает экономию бюджетных расходов. Однако он затрудняет решение проблемы доступности профессионального образования для широких слоёв общества, поскольку ориентируется на оказание финансовой помощи преимущественно малообеспеченным гражданам.

Расширение масштабов государственного субсидирования и кредитования образования со второй половины 60-х годов способствовало развитию всех его уровней, повышению качества образовательной деятельности. Благодаря этим инвестициям улучшились материально-техническая база и информационная среда сферы образования, увеличился охват детей начальным и полным средним образованием. Школьники продемонстрировали рост показателей читательской грамотности, знания математики и естественно-научных дисциплин. Финансовую помощь получили десятки миллионов малообеспеченных учащихся школ, колледжей и университетов, что помогло им получить желаемые профессиональные компетенции и полнее реализовать жизненные планы.

Финансовая и информационная поддержка студентов и учебных заведений помогает влиться в состав высококвалифицированной рабочей силы большему числу молодёжи. Если в 2000 году количество студентов, принятых в учреждения бакалавриата, составило 13,2 млн чел., то в 2017 году – 16,8 млн чел., или на 27 % больше. Ожидается, что к 2028 г. количество обучающихся в заведениях бакалавриата увеличится до 17,2 млн человек, или на 3 %. Заметим, что положительная динамика выпуска специалистов наблюдается на всех уровнях профессионального образования США, но быстрее всего она менялась в сфере начальной и средней профессиональной подготовки. Так, в период с 2000–2001 по 2016–2017 гг. количество подготовленных ассоциированных сотрудников увеличилось на 71 %, младших специалистов – на 74 %. За тот же период количество аттестованных бакалавров возросло – на 57 %, магистров – на 70 %, докторов наук – на 52 % [3, с. хxxv].

Одним из существенных изъянов современной мобилизационной политики США является резкое увеличение федеральных расходов на военные цели и сокращение их на социальные программы, в том числе на школьное и профессиональное образование. В бюджете на 2019 финансовый год, ассигнования Министерству образования урезаны на сорок одну образовательную программу на сумму более 7,7 млрд долл. Официальные лица аргументируют, что эти программы дублируют друг друга, неэффективны, параллельно финансируются региональными и местными властями, частными фондами [11, с. 44]. Уменьшение государственного финансирования образования будет продолжено в среднесрочной перспективе. Достигнув исторического максимума в 2015 г. в объёме более 116 млрд долл., согласно намерениям правительства, оно в 2023 году снизится до 62 млрд долл., или почти в два раза. [12, с. 70,72].

Современная политика США, нацеленная на ослабление государственного регулирования сферы образования, рынка труда и раскрытие «шлюзов» для действия стихийных рыночных сил, уже в недалёком будущем чревата ухудшением шансов получения качественного образования, формирования профессиональных компетенций, возможностей трудоустройства и карьерного роста. При таких обстоятельствах проблематично ожидать укрепления репутации американской модели образования и эффективности её воздействия на решение мобилизационных задач в сфере социально-экономического развития.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования можно констатировать, что все государства заинтересованы в реализации мобилизационного подхода к развитию экономики. В ведущей мировой державе – США решение этой задачи осуществляется путём трансформации системы общего и профессионального образования на основе дифференцированной финансовой, кредитной поддержки государством образовательных организаций, учащейся молодёжи и их семей. Нашей стране в условиях международных санкций, формирования современного информационного общества и перехода к экономике знаний необходимо совершенствовать деятельность в сфере образования в интересах увеличения мобилизационного потенциала с учетом опыта зарубежных стран. Целесообразно обеспечить существенное увеличение государственных расходов на образование, внедрить дифференцированное льготное кредитование и поддержку грантами нуждающихся граждан. Следует также использовать практику предоставления педагогическим работникам грантов для повышения их квалификации и переподготовки из фондов органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях.