Введение
В последние годы в РФ накапливается модернизационный опыт регулирования экономического развития регионов на основе национальных и региональных стратегий, активизирующего стратегическое планирование субъектами экономики разных уровней. Функция управления социально-экономическим развитием регионов, в соответствии с которой он осуществляется, установлена российским законодательством для каждого уровня государственной власти, однако степень и характер обусловленного ею взаимодействия законом не определены.
При любом рассогласовании на этапе разработки выполняемых субъектами стратегического планирования процедур информационных трансакций, требуется их последующая корректировка, которая зачастую принципиально меняет содержание определивших их осуществление документов. Как следствие, реализация стратегий превращается в самодостаточную задачу с заведомо низкой эффективностью.
Возникающие деформации преобразования планово-аналитической информации и сопряжения плановых решений значительно снижают эффективность государственного управления на всех его уровнях, ухудшают количественные и качественные параметры экономического развития. Устранение основы возникновения таких деформаций, опирающееся на совершенствование механизма стратегического планирования промышленного развития регионов, является сегодня важнейшей и приоритетной задачей.
Цель исследования
Целью исследования является научное обоснование направлений совершенствования механизма стратегического планирования промышленного развития регионов.
Материал и методы исследования
Цель исследования обусловила необходимость:
– определения сущности понятия механизма стратегического планирования промышленного развития, выявления его базовых детерминант;
– обоснования базовых элементов концептуальной модели развития промышленного хозяйства региона в качестве системы, заинтересованной в поддержании и усилении ее системных свойств;
– разработки методологии стратегического планирования развития промышленности в соответствии с требованиями предложенной концептуальной модели;
– обоснования содержательного согласования плановых решений, принимаемых субъектами стратегического планирования в процессе формирования стратегии промышленного развития.
Концепция исследования состоит в обосновании детерминированности эффективного механизма стратегического планирования промышленного развития регионов согласованием плановых решений, принимаемых субъектами стратегического планирования в процессе формирования стратегии регионального промышленного развития, в рамках фундированной архитектоники процесса движения и преобразования информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели будущего промышленной системы.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе критического анализа существующих подходов к определению содержания стратегии [3; 4; 8; 9; 13 и др.] стратегия промышленного развития определена как целостная инструментальная модель будущего промышленной системы, стремление к воплощению которой детерминирует образ действий и принципы поведения субъектов промышленного развития.
Сущностные характеристики стратегии промышленного развития определяют следующие методологические принципы ее формирования:
– параметры функционирования промышленной системы являются генетической основой стратегии ее развития;
– обязательными компонентами стратегии являются: система целей, основные способы их достижения и магистральные направления развития;
– содержательная завершенность стратегии определяется ее выраженностью в качестве целостной перспективы.
Стратегическое планирование на уровне отдельно взятого субъекта развития осуществляется по своим внутренним законам согласно логике формирования целостной инструментальной модели будущего состояния этого субъекта, т. е. в соответствии с методологией формирования стратегии, являющейся основой содержательного согласования информации, связанной с созданием стратегии, и определяющей ее алгоритм. Соответственно специфика методологии стратегического планирования как научно обоснованной рекомендации по воплощению на практике процесса стратегического планирования наиболее ярко проявляется в отношении различных объектов и субъектов планирования.
Стратегическое планирование промышленного развития на мезо- и макроуровне отличает множественность субъектов развития и субъектов планирования и активный характер их участия в формировании и преобразовании информации, связанной с созданием единой стратегии, что обусловливает разнообразие каналов движения такой информации и ее структурную вариативность. При этом необходимость отражения в стратегии не только общих, но и частных систем целей совокупности субъектов регионального промышленного развития, а также включения в целостную инструментальную модель будущего промышленной системы инструментальных моделей развития отдельных ее субъектов требует сохранения специфики применяемых средств и методов стратегического планирования.
Неизбежные в этой ситуации модификации движения и преобразования информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели будущего промышленной системы, а также ее содержательного согласования могут оказывать принципиальное влияние на базовые параметры стратегии развития региональной промышленности, существенно отклоняя их от оптимальных, наиболее эффективных. Вместе с тем рассмотрение данного процесса без учета внутренней логики и потребностей, определяемых содержательными характеристиками стратегического планирования, чревато подчинением сторонним целям и требованиям, отклоняющим его от оптимального состояния с точки зрения направленности на получение конкретного результата.
Эффективное формирование стратегии развития промышленности подразумевает опору на симбиоз методологий стратегического планирования, имеющих субъектную специфику, согласующий их параметры в рамках обоснованной архитектоники процесса движения и преобразования информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели будущего промышленной системы, обеспечиваемый подведением под них единой содержательной основы. Решение этих задач определяется, в частности, совершенствованием механизма стратегического планирования промышленного развития регионов.
Механизм стратегического планирования промышленного развития регионов – это совокупность средств и методов стратегического планирования регионального промышленного развития, алгоритм их использования, а также принятия плановых решений субъектами стратегического планирования. Основные содержательные характеристики механизма стратегического планирования промышленного развития регионов включают:
– архитектонику формирования системы стратегических целей субъектов регионального промышленного развития;
– методологию стратегического планирования регионального промышленного развития;
– алгоритм стратегического планирования регионального промышленного развития.
Необходимым условием обоснования эффективного механизма стратегического планирования промышленного развития регионов является наличие концептуальной модели развития промышленного хозяйства. В соответствии с ее предназначением для конструирования связей и взаимодействий субъектов этого процесса, в качестве основных параметров моделируемого объекта являются: цели и задачи развития промышленного хозяйства; критерии развития промышленного хозяйства; роль и место промышленности региона в национальном промышленном хозяйстве, во внешней среде; внутренняя структура промышленного хозяйства региона и функциональное назначение его отдельных элементов; содержание информационных связей между внешней средой и промышленным хозяйством региона, а также между его элементами.
Основное содержание концептуальной модели развития промышленного хозяйства региона заключается в рассмотрении региональной промышленности в качестве системы, заинтересованной в поддержании и усилении системных свойств.
Формализация зависимости указанных интересов от системных свойств дает возможность разработки обоснованных универсальных рекомендаций стратегического характера для систем, различающихся по своим параметрам.
На основе критического анализа существующих взглядов на свойства различных видов экономических систем [1; 5-7; 10-12 и др.] детерминированы базовые свойства промышленной системы региона, которые объединены в три группы:
– структурные свойства: свойства целостности, сбалансированности (равновесия, гомеостазиса), гибкости, устойчивости, экономичности (эффективности);
– свойства движения: динамичности, устойчивости развития;
– свойство управляемости (саморазвития, самоуправления).
Формирование государственных интересов развития индустриального хозяйства регионов как функции от интересов промышленной системы, заключающихся в поддержании и усилении ее системных свойств, позволяет свести к минимуму субъективизм в этом процессе.
Регулирование развития промышленного хозяйства регионов осуществляется региональными органами власти, исходя из рассмотрения его в качестве относительно самостоятельно функционирующей системы. Выбор приоритетов развития осуществляется в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере их реализация способна решать задачи позитивной динамики промышленности данного региона и ее территориальных структурных составляющих. Вместе с тем региональный интерес (в части развития промышленности) не замыкается на усилении свойств промышленности региона как самостоятельно функционирующей системы и включает также поддержание ее подсистемных свойств.
Являясь выразителем общегосударственных системных интересов и приоритетов развития и, в то же время, выразителем региональных подсистемных интересов, региональные органы власти выполняют двуединую роль в регулировании промышленного развития. Это единство позволяет гармонично сочетать интересы каждого региона и интересы федерального центра. Изменение двойственного характера сочетания интересов региона с интересами центра в действующей практике экономического регулирования на двуединый характер, обусловленное рассмотрением интересов региона с позиции обеспечения системных свойств, создает основу для заинтересованного взаимодействия субъектов госрегулирования в рамках механизма стратегического планирования регионального промышленного развития.
Необходимость конкретизации общей стратегической цели развития промышленности региона, заключающейся в укреплении ее системности, в частные цели развития, требует и соответствующего специфического подхода к анализу реального и моделируемого состояния индустриального хозяйства – с позиции системных свойств. Его целью является комплексная оценка степени выраженности системных свойств индустриального хозяйства – реального и моделируемого в рамках стратегии. Цель анализа определяет его логику, заключающуюся в последовательном изучении степени выраженности отдельных системных свойств промышленности и комплексной оценке ее системности.
Комплексная оценка системных свойств промышленности с одновременным отслеживанием вклада оценок по отдельным свойствам позволяет выделять «проблемные» характеристики промышленного хозяйства и выявлять имеющие наиболее важное значение для поддержания (усиления) его системных свойств отрасли, группы предприятий, объединенные по конкретным значимым признакам, отдельные предприятия. Пространство (континуум) возможных вариантов объектов стратегической господдержки со стороны региональных органов власти, детерминированное на основе предложенной методики, конкретизируется в стратегический портфель регионального промышленного развития с использованием широкого арсенала подходов к определению приоритетных направлений развития промышленности.
Сущность последующих действий, направленных на формирование стратегии регионального промышленного развития, сводится к выявлению и анализу разрыва между действительным и целевым состоянием индустриального хозяйства, а также обоснованию содержания направлений преодоления (устранения) этого разрыва.
Архитектоника движения и преобразования информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели будущего промышленной системы регионов определяет содержательное ядро алгоритма стратегического планирования промышленного развития регионов. Остановимся на некоторых наиболее важных ее аспектах.
Выработка стратегических приоритетов развития промышленности регионов опирается на учет национальных стратегических приоритетов индустриального развития, находящих выражение в формирующемся на уровне федерального центра портфеля промышленных объектов государственной поддержки,. Формирование такого портфеля должно опираться на использование комплексного критерия оценки элементов модели индустриального развития, агрегирующего критерии, наиболее значимые с позиций национальной и региональных промышленных систем.
Комплексный критерий оценки, который обеспечивает учет отраслевых и территориальных пропорций в развитии промышленного хозяйства, должен опираться на [2; 13]:
– обоснование приоритетных направлений развития промышленности;
– исследование пространственной локализации благоприятных сочетаний ресурсного потенциала развития отраслей, рассматриваемых в числе приоритетных, по факторам, оказывающим определяющее влияние на эффективность функционирования промышленных производств в долгосрочной перспективе;
– промышленное картирование – пространственное отображение сведений о состоянии отраслевых систем промышленности.
Использование такого критерия позволит формировать совокупность отраслевых и региональных стратегических объектов федеральной поддержки промышленного развития, соответствующих критериям целостности, сбалансированности и эффективности национальной промышленной системы, а также эффективности и сбалансированности региональной промышленной системы. Дополнение совокупности объектов стратегической господдержки на каждом новом этапе стратегического цикла новыми объектами, усиливающими системные свойства промышленности, позволяет рассматривать таковые в качестве своеобразного каркаса стратегической системности.
На основе согласования информации о стратегических объектах федеральной поддержки промышленности, отражающих системные цели индустриального развития, объектах стратегической поддержки региональных органов власти, отражающих системные цели промышленного развития на уровне регионов, а также стратегических целях хозяйствующих субъектов, должна быть сформирована совокупность стратегических портфелей развития промышленности регионов в масштабе федерации (рис. 1). Структурируя с учетом региональных приоритетов соответствующую планово-аналитическую информацию, региональные органы власти получают возможность сформировать целостную модель развития промышленной системы региона.
Предлагаемый автором алгоритм синхронизации движения и преобразования планово-аналитической информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели развития промышленности (рис. 2), обеспечивающий координацию во времени и пространстве осуществляемых субъектами стратегического планирования действий по обоснованию плановых решений в процессе формирования стратегии регионального промышленного развития, построен на основе учета методологии стратегического планирования промышленного развития в соответствии с концепцией системных свойств.
Рис. 1. Структурная взаимосвязь стратегических объектов федеральной поддержки промышленного развития и стратегических портфелей развития промышленности регионов
Кроме того, он обеспечивает:
– сведение к минимуму число информационных потоков, сопровождающих процесс стратегического планирования;
– прямую и обратную информационную связь между субъектами стратегического планирования на всех этапах формирования;
– распределение планово-аналитической информации с учетом ее объема, степени детализации и структуры между уровнями иерархии процесса стратегического планирования в соответствии с интересами субъектов соответствующих уровней;
– формирование и преобразование информации, связанной с созданием целостной инструментальной модели будущего промышленной системы, субъектами, имеющими для этого соответствующие возможности.
Выводы
Совершенствование механизма стратегического планирования промышленного развития в соответствии с комплексом предложенных мероприятий обеспечивает:
– содержательное согласование в структуре инструментальной модели будущего промышленной системы инструментальных моделей развития отдельных ее субъектов с сохранением субъектной специфики применяемых средств и методов стратегического планирования;
Рис. 2. Блок-схема синхронизации движения и преобразования планово-аналитической информации в процессе стратегического планирования промышленного развития
– координацию во времени и пространстве осуществляемых субъектами стратегического планирования действий по обоснованию плановых решений в процессе формирования стратегии промышленного развития регионов;
– реализацию приоритета системных параметров в развитии промышленности;
– обоснованность каждого этапа формирования стратегии регионального промышленного развития;
– информированность общества о каждом этапе формирования и реализации стратегии регионального промышленного развития.