Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF ECONOMIC SUBJECTS IN THE SPHERE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

Skomoroshchenko А.А. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»
This article discusses the conditions for the development of small businesses in the Krasnodar Territory. The environment for the functioning of small business is determined. A comparative assessment of the scale of activity of small enterprises, peasant (farmer) households and individual entrepreneurs was carried out, which made it possible to identify negative trends in the development of small businesses, which consist in a decrease in their numbers as a result of bankruptcy of enterprises and individual entrepreneurs leaving the business. The factors hindering the development of small business in the region are identified, which consist of a high tax burden and unstable demand for products, goods and services. The level of their development is influenced by external threats and systemic problems that should be solved to ensure a higher level of economic security, among which there should be noted an increase in the number of informally employed in the region’s economy, a decrease in investment activity due to a shortage of investment resources, increased competition from the middle and big business. In order to increase the level of economic security, measures are proposed to increase employment through employment in the field of small business of informally employed people. In terms of stimulating investment activity, a system of affordable lending to small businesses for investment and operational purposes is proposed.
small business
economic security
threats
support
region
informally employed
lending

Введение

Малое предпринимательство является составной частью бизнес-среды региона и выполняет определенную роль в его развитии, обеспечивая экономический рост территории, формирование средств федерального, регионального, муниципального бюджетов. Субъекты малого бизнеса обеспечивают определенный уровень занятости населения и играют важную роль в формировании предпринимательской среды в Краснодарском крае. Уровень развития малого предпринимательства позволяет получить доходы занятого в нем населения, что определяет качество жизни в регионе.

Малый бизнес принимает участие в формировании предпринимательской среды и является драйвером в развитии экономики, формируя средний социальный класс. Эффективное управление развитием малого предпринимательства способствует укреплению социально-экономической сферы жизни общества, а вовлечение в малое предпринимательство жителей региона имеет важные для локальной экономики преимущества, выражающиеся в создании новых рабочих мест, развитии производства, торговли и оказании услуг, обеспечении экономической безопасности региона. Таким образом, малый бизнес является достаточно важным сектором народного хозяйства и влияет на уровень развития региона. Экономическая безопасность региона во многом определяется эффективностью развития субъектов хозяйствования в сфере малого предпринимательства. Это обусловливает необходимость анализа негативных тенденций, препятствующих нормальному функционированию малого предпринимательства, его устойчивому развитию, а также принятию эффективных мер по снижению уровня угроз экономической безопасности региона. Следовательно, совершенствование системы управления развитием малого предпринимательства должно привести к повышению качества жизни населения, росту среднедушевых доходов, повышению занятости и росту уровня экономической безопасности субъектов бизнеса.

Цель исследования

Цель исследования заключается в разработке предложений по повышению уровня экономической безопасности субъектов хозяйствования в сфере малого предпринимательства Краснодарского края.

Материал и методы исследования

Теоретические основы исследования составляют труды отечественных ученых, посвященных вопросам экономической безопасности субъектов малого бизнеса. Инструментарно-методический аппарат основан на использовании общенаучных и специальных методов исследования, абстрактно-логического, сравнительного, графического, системного анализа. Информационно-эмпирической базой исследования послужили статистические материалы Краснодаркрайстата касающиеся развития малого предпринимательства, материалы периодических изданий по теме обеспечения экономической безопасности субъектов малого предпринимательства.

Малое предпринимательство – это осуществляемая деятельность хозяйствующим субъектом в рыночной экономике по установленным законодательно критериям на основе реализации частной инициативы и новаторства, направленная на систематическое получение прибыли. При этом в предпринимательской деятельности используются предпринимательские способности и умеренная степень риска [1].

Малый бизнес рассматривается как форма предпринимательской деятельности, осуществляемая через бизнес-процессы, которые направленны на создание определенного товара или услуги для потребителей. Малое предпринимательство, в своем масштабе, способно обеспечить реализацию предпринимательских и новаторских способностей личности, которое проявляется в желании и умении вести бизнес [1].

Субъекты малого бизнеса принимают участие в инфраструктурном развитии региона. Малое предпринимательство дает возможность участия индивидуальных предпринимателей (далее ИП) в различных бизнес-процессах протекающих в региональной экономике. Таким образом, роль малого предпринимательства в региональном развитии определяется множеством функциональных задач, которые решаются субъектами бизнеса и связны с социально-экономическим уровнем развития региона, повышением уровня устойчивости, формированием среднего класса, как социальной категории общества.

В Российской Федерации самое большое число малых предприятий вели бизнес в 2016 г. – 2770,6 тыс. единиц. Далее их число снижается и составляет в 2018 г. – 2660,0 тыс. единиц. Рассматривая динамику изменения численности субъектов малого бизнеса Южном федеральном округе, следует отметить, что то самое большие число предприятий отмечалось в 2017 г. – 231,4 тыс. единиц, а в отчетном году – 203,4 тыс. единиц. В текущем году на долю Краснодарского края приходится 3 % от общей численности малых предприятий ведущих бизнес в России [2].

В регионе наблюдается ситуация, аналогичная российской в части изменения количества малых предприятий. Если сравнивать отчетный и базисный годы, то число предприятий, относящихся к малому бизнесу выросло на 16,4 тыс. единиц и составило 79,2 тыс. единицы [2]. На 1 января 2019 г. в Краснодарском крае предпринимательскую деятельность вели 165,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, 80,4 тыс. предприятий малого бизнеса, в том числе 6,6 тыс. единиц – малые предприятия, 73,8 тыс. единиц – микропредприятия.

Важным условием формирования предпринимательской среды в Краснодарском крае является институциональная среда, бизнес-среда и социально-экономическая среда.

Институциональная среда поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае представлена государственными учреждениями и негосударственными организациям, которые предоставляют инфраструктурную, финансовую, консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства: Фонд микрофинансирования Краснодарского края, Фонд развития бизнеса Краснодарского края, Центр поддержки предпринимательства, Коворкинг-центр [3]. Взаимодействие субъектов малого бизнеса с данными учреждениями укрепляет их финансовое состояние, обеспечивает рост бизнеса и повышает уровень экономической безопасности, так как все виды поддержки вышеперечисленных организаций направлены на развитие бизнеса. Из регионов входящих в состав Южного Федерального округа России Краснодарский край является лидером по числу субъектов малого предпринимательства. Полагаясь на официальную информацию, представленную службой государственной статистики о деятельности малых предприятий на территории региона следует рассмотреть данные приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие деятельность субъектов малого бизнеса Краснодарского края в 2014–2018 гг.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Темп роста, 2018 г. к 2014 г., %

Малые предприятия

Число предприятий

62814

81812

81925

81645

79164

126,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.

337226

339208

322079

352332

354722

105,2

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.

14,6

16,1

17,9

19,9

22,4

153,4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

37,4

21,5

17,2

32,1

26,4

70,1

Внеоборотные активы, млрд руб.

409,5

493,4

418,2

448,4

495,6

121,0

Оборотные активы, млрд руб.

752,5

945,6

1004,8

1114,0

1251,2

166,3

Капитал и резервы, млрд руб.

199,9

241,2

204,5

213,5

234,2

117,2

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Численность фактически действующих крестьянских (фермерских) хозяйств, ед.

819,0

731,0

607,0

496,0

394,0

48,1

Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га

1022,6

1058,7

1093,4

1117,4

1164,6

113,9

Индивидуальные предприниматели

Численность фактически действующих ИП, чел.

167614

168705

186346

165787

156613

93,4

Численность наемных работников ИП, чел.

84848

71803

107229

103017

102276

120,5

В численности малых предприятий наблюдается не устойчивая динамика. С 2014 по 2016 гг. их численность растет, а затем снижается и составляет в 2018 г. 79164 единиц. Несмотря ни сокращение числа хозяйствующих субъектов отмечается рост численности постоянных работников. В 1,5 раза увеличилось число работников, трудоустроенных на условиях внешнего совместительства. Сравнивая размер среднемесячной заработной платы со среднекраевым показателем, следует отметить, что ее размер составляет в 2018 г. 33,8 тыс. руб., а на малых предприятиях – 22,4 тыс. руб.

Выручка малых предприятий за пять лет увеличилась почти в 1,5 раза и составила в 2018 г. 1466,2 млрд руб. Самая большая сумма внеоборотных активов приходилась на 2018 г. и составила 495,6 млрд руб., что на 86,1 млрд больше, чем в базисном году. Сумма инвестиций в основной капитал имеет неустойчивую динамику. Так в 2014 г. сумма вложений составила 37,4 млрд руб., а в 2018 г. 26,4 млрд руб., что на 30 % ниже значения базисного года. Таким образом, самая высокая сумма инвестиционных вложений субъектами малого бизнеса была сделана в 2014 г. Стимулом для инвестиционных вливаний являлся круглогодичный курорт «Красная поляна» в г. Сочи [2].

Формой ведения бизнеса в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства. За пять лет их число снизилось на 425 единиц. Это свидетельствует об экспансии крупного бизнеса в сельском хозяйстве. Критичным для данной формы ведения аграрного бизнеса стал 2018 г. В этом году в Краснодарском крае вели агробизнес 394 крестьянских (фермерских) хозяйств. В пользовании у фермерских хозяйств находилось 1164,6 тыс. гектаров посевной площади, что в среднем составило 2421 га на одно хозяйство, а в 2014 г. эта величина составляла 1249 га посевов на одно хозяйство. В 2018 году фермерские хозяйства края получили выручку в размере 72,4 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2014 году.

Общее количество индивидуальных частных предпринимателей, ведущих бизнес на территории Краснодарского края составляет в 2018 г. 156,6 тыс. человек. В 2018 г. Краснодарский край находится в тройке лидеров в России по числу индивидуальных предпринимателей. В течение исследуемого периода в численности индивидуальных предпринимателей происходят постоянные изменения. Самое наибольшее их число отмечалось в 2016 году – 186346 человек, а самое наименьшее в 2018 г. – 156613 человек [2].

Индивидуальные предприниматели играют важную общественную и социальную роль, которая заключается в обеспечении занятости населения Краснодарского края. На условиях найма в 2018 г. работало на индивидуальных предпринимателей 102276 человек, что на 17428 человек больше, чем в 2014 г. Негативным фактором в деятельности индивидуального предпринимательства является сокращение их численности за пять лет на 11 тыс. зарегистрированных предпринимателей. На рис. 1 показана выручка, полученная субъектами малого и среднего бизнеса в динамике за пять лет.

Рассматривая результат деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, следует отметить, что самая высокая выручка была получена малыми предприятиями, а самая низкая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Выявленные негативные тенденции в развитии малого бизнеса, заключающиеся в снижении их численности, доказывают необходимость предложения мер по повышению уровня экономической безопасности субъектов малого бизнеса. Необходимо развивать и создавать инфраструктуру для благоприятного развития всех форм малого бизнеса, поскольку конкуренция со стороны среднего и крупного бизнеса приводит к тому, что малые предприятия банкротятся, а индивидуальные предприниматели уходят из бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждение

Важной составляющей в обеспечении экономической безопасности малого предпринимательства является применение инструментов государственного регулирования и снижения величины налоговой нагрузки на новый вид бизнеса, носящий частный (личный) характер. С этой целью с 2013 г. в Краснодарском крае введена система патентного налогообложения. В результате применения этого регулятивного вида поддержки индивидуальный предприниматель имеет право купить патент и сроком на два года быть освобожденным от уплаты налогов. Лимит годовых доходов для ИП работающего на патенте составляет 60 млн руб. В результате аналитической работы установлено снижение численности субъектов малого бизнеса. На их уровень развития оказывают влияние угрозы, представленные на рис. 2.

Кроме существующих внешних угроз развитию хозяйствующих субъектов в сфере малого предпринимательства имеются и системные проблемы, которые следует решить для обеспечения более высокого уровня экономической безопасности [4].

Наряду с положительными тенденциями развития малого бизнеса в Краснодарском крае существуют некоторые проблемы. Для их устранения необходимо выяснить, что же еще необходимо сделать, чтобы малый бизнес имел нормальный уровень экономической безопасности [5]. Необходимо разобраться, в какой степени государственные органы власти могут повлиять на формирование высокого уровня экономической безопасности региона. И что необходимо сделать, чтобы это влияние только улучшало экономическое состояние Краснодарского края. За пять лет численность неформально занятых в экономике региона выросла с 542 тыс. человек до 597 тыс. человек. Отмечается высокий уровень налоговой нагрузки при регистрации малого предприятия или индивидуального предпринимателя, а налоговые каникулы отменены с 2018 г. На рис. 3 определены факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в регионе.

skomor1.wmf

Рис. 1. Выручка субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае в 2014–2018 гг., млрд руб.

skomor2.wmf

Рис. 2. Внешние угрозы экономической безопасности субъектов малого бизнеса Краснодарского края

skomor3.wmf

Рис. 3. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае

Для достижения экономической безопасности ведения бизнеса малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям следует обеспечить доступное кредитование. Серьезной помощью для малого и среднего предпринимательства сегодня является краевой фонд микрофинансирования Краснодарского края, который кредитует по 12 программам по ставкам от 3,5 % годовых, сроком до 3 лет и на сумму до трех миллионов рублей. Это очень действенный инструмент поддержки развития малого предпринимательства [6].

Краснодарский край является оптимальной территорией для предпринимательства. В регионе в отношении малого и среднего бизнеса реализуется программа кредитования, в которой участвуют банки, которые заявлены как приоритетные участники. Участниками программы являются только несколько банков на территории Краснодарского края: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ, АО «Россельхозбанк», АО «Альфа-Банк». Они кредитуют различные программы в рамках работы со средним и малым бизнесом на льготных условиях при установлении 8,5 %. Сумма льготных кредитов в 2019 г. составила 1 трлн руб., а к 2025 г. планируется освоить совокупный кредитный портфель в сумме 10 трлн руб. С целью создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса предлагается создание более доступных условий для кредитования (табл. 2).

Таблица 2

Кредитные продукты для малого бизнеса Краснодарского края

Наименование банка

Текущие условия предоставления кредита (факт)

Предлагаемые условия предоставления кредита (план)

Кредитная программа

Сумма кредита, тыс. руб.

Срок, мес.

Процентная ставка

ПАО «Банк Уралсиб»

«Бизнес-Инвест»

от 500 до 170000

6 – 84

от 13,3

Продлить срок кредитования до 120 мес.

Краснодарское отделение Юго-Западного банка Сбербанка России

Для отраслей сельского хозяйства, промышленности, обрабатывающего производства, транспорта, связи, строительства, производство и распределение электроэнергии, газа, воды

от 10000 до 170000

36

10,6

Предоставлять кредиты начиная от 3000 тыс. руб. и увеличить срок кредитования до 60 месяцев

«Программа 8,5» инвестиционные цели

от 3000 до 1000000

120

до 8,5

Размер субсидирования процентной ставки составляет от 1,5 до 2,75

ОАО «Крайинвестбанк»

«Коммерческая ипотека»

от 1000 до 70000

84

12,8

Увеличить срок ипотечного кредита до 120 месяцев

АО «Россельхозбанк»

Кредитование на основе стимулирования малого бизнеса

от 5000 до 1000000

36

10,6

Увеличить срок кредитования до 60 месяцев

«Программа 8,5» инвестиционные цели

от 3000 до 1000000

120

до 8,5

Размер субсидирования процентной ставки составляет от 1,5 до 2,75

«Программа 8,5» пополнение оборотных средств

от 3000 до 100000

36

до 8,5

С целью стимулирования развития малого предпринимательства в Краснодарском крае целесообразно обеспечить рост занятости в малом бизнесе из трудового потенциала занятого в неформальном секторе экономики. Для этого необходимо обеспечить реализацию мероприятия направленного на стимулирование занятости в предпринимательской среде. Предлагается в рамках проведения программы стимулирования занятости в малом бизнеса перераспределить средства фонда занятости населения на обучение безработных граждан при их трудоустройстве на вновь созданные места. Для этого предприниматель должен подать заявку на прохождение переобучения потенциального работника. Между фондом занятости населения, малым предприятием (индивидуальным предпринимателем) и организацией, предоставляющей образовательные услуги заключается договор на целевое обучение конкретного работника. При этом, за его трудоустройство отвечает малое предприятие или индивидуальный предприниматель. В отличие от существующих вариантов переобучения, предлагаемый вариант отличается тем, что безработному, прошедшему обучение предоставляется место, а малое предприятие или индивидуальный предприниматель берет на работу работника новой профессии. Финансовые обязательства по оплате за обучение должны распределиться следующим образом: субсидия на оплату обучения предоставляется фондом занятости населения в размере 6-кратной максимальной величины пособия по безработице в размере 29,4 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий. При этом величина субсидии должна составлять не более 80 % от стоимости обучения, а 20 % средства предпринимателя. Такая форма субсидирования обучения безработного на вновь созданные рабочие места повышает эффективность работы фонда занятости и стимулирует субъектов бизнеса проводить обучение.

Выводы

В сфере развития малого бизнеса Краснодарского края отмечается значительное снижение численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. С целью активизации развития малого предпринимательства и обеспечения надлежащего уровня экономической безопасности доказана целесообразность повышения инвестиционной активности субъектов малого бизнеса, путем получения доступных кредитов на инвестиционные и операционные цели для ведения бизнеса. Кредиты являются важной частью инвестиционных ресурсов. Доступность заемных финансовых ресурсов повысит инвестиционную активность, что отразится на развитии бизнеса и способности обеспечить устойчивость развития малого предпринимательства.

Другим важным направлением в развитии малого предпринимательства является увеличение числа занятых в бизнесе. Так как в Краснодарском крае отмечается рост числа неформально занятого населения, следует предложить механизм создания целевых рабочих мест на предприятиях, относящихся к субъектам малого бизнеса. Предлагается в рамках программы переобучения отправлять на курсы потенциальных работников, в которых заинтересован предприниматель. Для этого между представителем малого бизнеса и фондом занятости населения заключается договор на софинансирование затрат по обучению. При этом кандидатура подбирается предпринимателем, который заинтересован в приеме на работу данного работника. Заключение договора обязывает предпринимателя трудоустроить прошедшего обучение работника. Субъекты малого бизнеса в прогнозных значениях смогут увеличить выручку и повысить уровень экономической безопасности. Производственная потребность в трудовых ресурсах увеличится.