Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

OBLIGATION OF ENTERPRISES TO PROVIDE A COMPLETE SET OF FINANCIAL (ACCOUNTING) STATEMENTS, IF THE ENTERPRISE IS SUBJECT TO MANDATORY AUDIT

Sergienko A.N. 1 Kurdyumov A.V. 1 Obukhovskaya O.S. 1
1 Ural State Economic University
The article considers cases of mandatory audit of enterprises, as well as provision of audit opinion to executive authorities. It was concluded that enterprises subject to mandatory audit should submit an audit report together with accounting reports to the territorial bodies of the Federal Service of State Statistics. It is not necessary to submit an audit report to the territorial bodies of the Federal Tax Service, as the audit report is not included in the accounting statements mandatory for submission to the inspectorate. In addition, if the enterprise is subject to a mandatory audit procedure, it must organize and carry out internal control over accounting and accounting (financial) reporting (except if its manager performs accounting duties himself).
statutory audit
financial (accounting) statements

В Российской Федерации порядок проведения процедуры обязательного аудита регламентируется Федеральным законом (далее – ФЗ) от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Отметим, что под аудитом подразумевается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью отражения оценки о достоверности данной отчетности [3, cт. 1].

Обязательный аудит – ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации с целью отражения оценки о достоверности данной отчетности [8, с. 64].

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимаются систематизированные данные о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период [4, cт. 3].

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность включает в себя Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и приложения к ним [4, cт. 14]. В свою очередь, приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и пояснения в текстовой или табличной форме, Отчет о целевом использовании средств (для организаций, использующих целевые средства) [6, п. 2, 4].

Аудиторское заключение в числе обязательных приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах не указано ни в статье 14 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Однако, если предприятие обязано проводить аудит, то оно должно представлять бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением [4, cт. 13].

Таким образом, аудиторское заключение придется представлять вместе с бухгалтерской отчетностью, хотя оно и не входит в ее состав.

Отметим, что под аудиторским заключением подразумевается официальный документ для заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, в котором содержится выраженное мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица [5, cт. 6].

Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключение, которое составлено без проведения аудита или составлено по результатам аудита, явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Данное аудиторское заключение признается по решению суда [5, cт. 6].

В ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» регламентировано, что обязательный аудит проводится в тех случаях, когда:

– организация является акционерным обществом;

– ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

– организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

– объем выручки от продажи продукции организации за предыдущий период отчетного года превысили 400 млн руб. или сумма ее активов в бухгалтерском балансе по состоянию на конец предыдущего периода отчетного год превышает 60 млн руб.;

–организация представляет и / или раскрывает годовую консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

– в иных случаях, установленных федеральными законами [5, cт. 5].

Касаемо иных случаев проведения обязательного аудита, установленных некоторыми федеральными законами, поясним, что данная обязанность возникает у следующих организаций:

– организаторы азартных игр. Их обязанность проводить обязательный аудит установлена пунктом 12 статьи 6 ФЗ от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» [2, cт. 6];

– российские научные фонды. Их обязанность проводить обязательный аудит установлена ФЗ от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [3, cт. 16];

– и прочие.

Процедура обязательного аудита регламентируется законодательно и выполняется непосредственно аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, которые имеют квалификационный аттестат и являются членами саморегулируемых организаций аудиторов [3, cт. 1, 3, 4].

Однако, на предприятиях, представленных ниже проводить обязательный аудит вправе только аудиторские организации:

- организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на организационных торгах;

- кредитные и страховые организации;

– негосударственные пенсионные фонды;

- организации, уставный (складочный) капитал которых состоит из не менее 25 процентов государственной собственности;

- государственные корпорации и компании;

- организации, формирующие консолидированную отчетность [4, cт. 5].

Подводя итого, отметим, предприятия, подлежащие обязательному аудиту должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в следующие сроки:

- либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности (не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода);

- либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом [4, cт. 18].

Если предприятие не представило вовремя аудиторское заключение в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики [4, cт. 18], то оно подвергается административному наказанию в виде штрафа.

Так, ответственность у предприятий, подлежащих обязательному аудиту возникает за непредъявление аудиторского заключения по годовой отчетности:

– за непредъявление аудиторского заключения в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в срок, установленный в ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» облагается штрафом в размере от 300 до 500 руб. для должностных лиц и от 3000 до 5000 руб. для юридических лиц [1, cт. 19.7]. Дополнительно штраф может быть назначен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе [9];

– за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц – штраф в размере от 5000 до 50 000 руб. [1, cт. 14.25];

– за отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, – штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. [1, cт. 15.11].

Следует пояснить, что в настоящее время законодательно закреплена административная ответственность именно за непредъявление аудиторского заключения, а административная ответственность за невыполнение процедуры обязательного аудита отсутствует.

Подавать аудиторское заключение в территориальные органы Федеральной налоговой службы не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию.

Таким образом, если предприятие подлежит процедуре обязательного аудита, то оно должно организовать и проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, если его руководитель выполняет обязанности ведения бухгалтерского учета сам).