Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE SARATOV REGION DUE TO IMPROVEMENT OF INVESTMENT POLICY

Tkachev S.I. 1 Pakhomova T.V. 1 Rubtsova S.N. 1 Sleptsova L.A. 1 Chebykin V.A. 1
1 Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov
The article substantiates the basics of investment policy, which is aimed at the effective development of agriculture. The need to develop a strong regulatory framework for the coordination of investment activities, as well as to conduct a successful investment policy in the Saratov region should be based on indicators that characterize the investment attractiveness of States and regions and the state of the investment market. The data of the Ministry of agriculture of the Saratov region, statistical data of the Saratov regional Committee on statistics for 2015–2019 were used as the basis of the study. As a result of the study of the investment attractiveness of agricultural producers of the Saratov region, significant investment projects and the activity of investors planning to launch new investment projects were identified. The study also identified the main reasons for the decline in investment activity. In conclusion, it should be noted that the assessment of the investment attractiveness of the state is quite a complex process that requires consideration of a large number of factors. The development of any socio-economic system is more dependent on the necessary and rational investment policy. Investment activity is highly exposed to risks and costs, it is impossible to predict all the circumstances that await the investor in the future.
innovation policy
investments
agricultural production
investors
modernization
development of investment activity

Введение

В условиях рынка агропромышленный комплекс Российской Федерации привлекает все большее внимание со стороны инвесторов. Таким образом, прослеживается трансформация сельскохозяйственного производства от восстановительного типа к инвестиционному росту.

В последнее время происходит сближение агропроизводственной сферы с наукоемкими институтами и образовательной средой. В таком случае, классическая схема воспроизводства основного капитала сопряжена с научно-технической политикой направленной на увеличение интенсификации производства.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования послужили государственные законодательные акты, постановления и решения правительства, научные труды отечественных и зарубежных ученых – экономистов и специалистов аграрников по исследуемой проблеме.

В процессе исследования в зависимости от конкретных задач применялись различные методы: монографический, абстрактно-логический, аналитический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический.

В качестве информационной базы исследования были использованы информация Министерства сельского хозяйства Саратовской области, годовая отчетность предприятий Саратовской области, статистические данные Саратовского областного комитета по статистике, данные годовых отчетов коллективных сельскохозяйственных предприятий, специальная справочная литература.

Результаты исследования и их обсуждение

Инвестирование реального производственного сектора предполагает, прежде всего, перераспределение средств в сторону увеличения объема финансирования планов и программ, направленных на модернизацию производственных процессов. Улучшение материально-технической базы в данной ситуации имеет первостепенное значение. Данный фактор позволит внедрить в производственную среду высокопроизводительные и ресурсосберегающие технологии, более широко использовать зональные технологии сельскохозяйственного производства, увеличить темпы производства и получить дополнительный маржинальный доход.

С 2015 по 2019 годы одной из актуальных проблем сельского хозяйства выступает проблема технической оснащенности и оптимальном использовании машинно-тракторного парка. Имеющийся в наличии машинно-тракторный парк в данном секторе имеет высокую степень износа и отсутствие ремонтно-технической службы в большинстве сельскохозяйственных предприятий (рис. 1).

В такой ситуации, возможность выполнить намеченные показатели Государственной программы развития сельского хозяйства России на 2013–2020 годы года становится крайне затруднительно.

Необходима переориентация производственного процесса на ресурсосберегающие технологии для более полной реализации инновационных возможностей. Следовательно, проявляется необходимость в увеличении показателей фондообеспеченности, фондовооруженности и энерговооруженности предприятий АПК. Процесс воспроизводства основных фондов предполагает улучшить выше перечисленные показатели.

pic_tkachev_1.tif

Рис. 1. Возрастной состав техники в сельскохозяйственных предприятиях по состоянию на 2018 год

Имеющийся потенциал технических средств производства для поддержания в рабочем состоянии нуждается в периодическом техническом осмотре и проведении текущих и плановых капитальных ремонтов. Данные мероприятия требуют дополнительных вложений на материальные затраты.

Следует констатировать, что инженерно-техническая служба России, а так же стран ближнего зарубежья, являющихся основными поставщиками тракторов и запасных частей: Белоруссии и Казахстана требует проведения модернизации на основе единой Программы: «Модернизация инженерно-технической системы сельского хозяйства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан».

Стратегический прогноз развития инженерно-технических служб на основе интеграции инженерных систем трех государств позволит сформировать эффективную систему средств и технологий по техническому сервису машин и оборудования для обеспечения достаточного уровня энерговооруженности сельского хозяйства [2].

Основные направления совершенствования инженерно-технических служб представлены на рис. 2.

Процесс инновационных разработок должен пройти несколько стадий, до достижения своего прямого предназначения, где каждая стадия имеет свое финансирование. Схематично данный процесс представлен на рис. 3. На каждом приведенном этапе предусмотрены источники финансирования проекта. Исполнение бюджета позволяет перейти на следующий этап и, в конечном итоге, иметь практическую значимость для предприятий АПК.

Инновационный процесс в агропромышленном комплексе позволяет решить ряд ключевых проблем:

1. Достижение ключевых показателей обеспечения продовольственной безопасности.

2. Стремление к минимизации затрат в производственном процессе посредством внедрения ресурсосберегающих технологий.

3. Выполнение программ направленных на экологизацию и социально-экономическое развитие сельских территорий.

Для решения обозначенных проблем требуется взаимодействие всех звеньев хозяйственного механизма инновационного развития аграрного производства. Данное взаимодействие проявляется через объединение научных и образовательных учреждений; технических и проектных лабораторий по вопросам модернизации технологического процесса и производственной среды, позволяющей реализовать соответствующие инновационные проекты.

Однако, в сельском хозяйстве на современном этапе инновационные проекты и разработки внедряются достаточно медленно. На это оказывает влияние не совершенство организационно-экономического механизма внедрения инноваций:

– нет поддержки со стороны мелкого и среднего бизнеса по инвестиционным вложениям в сельское хозяйство;

– снижение объемов государственной поддержки сельского хозяйства;

– сокращение финансирования научно-инновационных разработок для предприятий АПК, выделяемых из бюджетов всех уровней;

pic_tkachev_2.wmf

Рис. 2. Основные направления совершенствования инженерно-технических служб АПК

– неудовлетворительное финансовое состояние значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей;

– фрагментарность инновационной инфраструктуры.

Кроме вышеперечисленных проблем по внедрению инноваций в АПК следует отметить кране низкий уровень трансфера инноваций в производство. Примером может служить достижения в области генетики и селекции. В 2017 и 2018 году более 60 % в области научных сортовых достижений приходятся на Российские разработки. Однако, в области внедрения сортов в аграрные хозяйства РФ имеет тенденцию к сокращению. Так, по итогам 2011 года было внедрено 77,4 % из российских достижений, зарегистрированных в государственном реестре селекционных достижений, в 2016 году – их объем сократился до 73,3 %, а к уровню 2017 года данный объем снизился до 71,7 %.

В рейтинге стран по уровню инноваций Россия находится на 43 месте. С 2017 года удалось улучшить рейтинговые позиции всего лишь на 5 мест.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности может осуществляться как государственными фондами поддержки, так и фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами, т. е. негосударственными фондами [5].

В основном различают две формы источников финансовой поддержки инноваций – прямое и косвенное финансирование (таблица).

pic_tkachev_3.wmf

Рис. 3. Этапы, исполнители и источники финансирования инновационного процесса в АПК

Источники финансирования инновационной деятельности

Прямые источники

Косвенные источники

Бюджетные (федеральные и региональные) средства

Налоговые льготы и скидки

Внебюджетные фонды

Налоговые кредиты

Собственные средства предприятий

Кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов предприятиям – потенциальным потребителям инновационных разработок

Кредиты

Финансовые санкции за невыполнение договоров (конкретных отношений и обязательств)

Инновационные инвестиции

Лизинг специального научного оборудования и стендов

Специальные фонды

Таможенные льготы

Инновационные иностранные кредиты

Амортизационные льготы

Гранты

Научно обоснованное ценообразование на научно-техническую продукцию

 

В настоящее время требуются инвестирование в техническую модернизацию производственных процессов агропромышленного комплекса.

Одной из проблем для сельскохозяйственных предприятий Саратовской области выступает организация ремонтной базы сельскохозяйственной техники. Для этих целей рекомендовано:

1. Проведение мониторинга обеспеченности села новыми видами техники в разрезе марок и моделей, а так же формирование сводного отчета по районам области с указанием размера машинно-тракторного парка, степени изношенности машин и оборудования, доли новой техники;

2. Разработка прогноза развития сельскохозяйственного производства по районам области, в том числе расчет коэффициента использования земель сельскохозяйственного назначения, загрузки машинно-тракторного парка, объемов поступления новых видов техники;

3. Проведение дефектовки имеющихся машин;

4. Определение типа ремонтно-обслуживающих предприятий;

5. Проработка законодательной базы для вновь созданных ремонтных предприятий:

– льготное кредитование;

– субсидирование;

– реструктуризация задолженностей;

– консультативная помощь;

6. Проработка потенциальных возможностей организации дилерской сети от ведущих отечественных машиностроительных и тракторостроительных предприятий с пунктами гарантийного и пост гарантийного обслуживания;

7. Стимулирование установление прочных взаимосвязей между агротехсервисными центрами и лизинговыми компаниями;

8. Разработка региональной подпрограммы «Развитие инженерно-технической сферы АПК» и определение размера и источников финансирования.

Мониторинг инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий Саратовской области позволил объективно оценить эффективность инвестиций в материально-техническое обеспечение региона.

В АПК области за 2017 год по полному кругу хозяйств инвестировано, по расчетам, 10,6 млрд рублей (в 2016 году – 10,1 млрд рублей). Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 101,7 %.

Средства грантов направляются на приобретение, строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих помещений, покупку сельскохозяйственных животных, приобретение сельхозтехники, комплектацию животноводческих ферм оборудованием для производства и переработки сельхозпродукции. В 2017 году максимальная сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства составила 3,0 млн рублей, на развитие семейной животноводческой фермы – 10,0 млн рублей. Размер гранта определяется в каждом отдельном случае комиссией по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм и исключительно на основе конкурсного отбора.

Приоритетными направлениями развития крестьянских (фермерских) хозяйств являются молочное и мясное скотоводство. Начинающими фермерами в 2017 году приобретено 484 головы крупного рогатого скота молочного и мясного направления, 210 голов овец, 62 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования, создано 65 дополнительных рабочих мест, построено и реконструировано 3 производственных помещения. Участниками мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм приобретено 2 единицы сельскохозяйственной техники и 5 единиц оборудования, 435 голов крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности, создано дополнительно 22 рабочих места.

Результативность проведенного исследования в рамках мониторинга инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей Саратовской области позволил выявить, что в 2017 году в АПК области завершена реализация 17 значимых инвестиционных проектов: «Увеличение валового производства яйца до 37 млн штук в год за счет строительства и реконструкции птицеводческого предприятия ООО «Возрождение-1» Татищевского района, «Модернизация тепличного комплекса на площади 1,1 га» ОАО «Волга» Балаковского района, «Строительство тепличного комплекса площадью 3,34 га» АО «Совхоз – Весна» Саратовского района, ООО «Агрия» Энгельсского района введено в эксплуатацию новое овощехранилище емкостью 1,5 тыс. тонн; ИП глава КФХ Даниленко Д.С. Марксовского района проведена модернизация овощехранилища мощностью 5 тыс. тонн; построен и начал работу ООО «Саратовский завод сушеных овощей» Краснокутского района, осуществляющий переработку и консервирование овощей методом сушки с общей массой загрузки сырья 1 т/час и объемом готовой продукции 106 тонн/месяц; проведен второй этап реконструкции производства ООО «Балашовский сахарный комбинат» с увеличением мощности по переработке сахарной свеклы до 3,2 тыс. тонн в сутки. ООО «Студеный» Петровского района установлено и освоено технологическое оборудование по производству сыра, ООО «Архангельское» Базарно-Карабулакского района введено в эксплуатацию оборудование по производству комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы мощностью до 1 тыс. тонн продукции в месяц.

Выводы и заключение

В 2017 году активность инвесторов, планирующих начало реализации новых инвестиционных проектов, существенно замедлилась. Основные причины – снижение доступности льготных кредитных ресурсов, удорожание материалов и оборудования, общая экономическая неуверенность инвесторов, трудности с реализацией зерна, снижение закупочных цен на зерно, недобор урожая подсолнечника и т. д. Значительно выросла закредитованность субъектов хозяйственной деятельности АПК области.

Чтобы проводить успешную инвестиционную политику на территории Саратовской области необходимо опираться на показатели, которые характеризуют состояние инвестиционного рынка, инвестиционную привлекательность государств и регионов. Следует отметить, что оценка инвестиционной привлекательности государства довольно сложный процесс, который требует учета большого количества факторов. Развитие любой социально-экономической системы в большей степени зависит от проведения необходимой и рациональной инвестиционной политики.