Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

EMPLOYMENT PROBLEMS IN SERVICE INDUSTRI

Tatuyev A.A. 1 Nagoev A.B. 1
1 Russian State Social University
The authors of the article considered the problems of employment in the services sectors separately of the most problematic regions of the Russian Federation. It is noted by the authors that today there is an understanding that this sphere is the basis of economic development in our country and the more relevant are the issues related to the solution of the problem of employment in the services sectors. It is justified that the solution of problems related to employment in the service sector in many regions will contribute to the stabilization of one of the most socially acute areas – the labour market. As conclusions, the authors note that along with directions to improve the situation in the labour market, there is a need to balance the requirements of employers who impose qualification requirements on labour carriers. The analysis of regional labour markets in the most problematic regions gives an opportunity to note that the social and economic situation of many segments of the population has been steadily decreasing, for several years, including as a result of high unemployment, which can have negative consequences not only in the economic but also in the social development of the regions.
services
region
employment
labour market

Введение

В Российской Федерации в отличие от зарубежных стран отрасли сферы услуг на сегодняшний день не дают желаемого экономического эффекта, на который можно было рассчитывать, но все же мы наблюдаем процесс становления данной отрасли в самостоятельный сегмент отечественной экономики. Существуют множество проблем в отраслях сферы услуг, которые не дают возможности ей развиваться и которые на протяжении двух десятков лет не удается эффективно решить. В частности, социально-экономические проблемы, характеризующие сферу труда на сегодняшний день, являются следствием не продуманной политики управления в данной сфере.

Цель исследования

Несмотря на развитие научно-технического прогресса и автоматизацию многих производств и как следствие этого высвобождение трудовых ресурсов из производственной сферы их переход в сферу услуг ограничен. В связи с чем, возникает необходимость выявить основные причины снижения занятости на рынке труда сферы услуг.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, метод научной абстракции.

Результаты исследования и их обсуждение

Разрыв многих производственных связей в период становления рыночных отношений в нашей стране, неграмотно проведенная приватизация большинства крупных производственных комплексов по всей стране и в дальнейшем неэффективное управление ими и ряд других негативных факторов, привели к снижению спроса на рабочую силу и увеличению безработицы в различных ее формах. Сегодня положение многих отраслей отечественной экономики сложно назвать устойчивым, более того, на взгляд авторов из разряда развивающейся, потихоньку переходит в разряд отстающих [3]. Исправить такое положение дел возможно. Важно понимать, насколько актуально развитие отдельных отраслей экономики, какой совокупный эффект они могут дать в ближайшей перспективе.

В Российской Федерации сфера услуг, постепенно переходит в состояние отдельного, самостоятельного экономического сегмента, от которого зависит эффективное развитие национальной экономики, хотя при этом, она устойчиво, на протяжении нескольких последних лет отстает от ведущих мировых хозяйств.

На сегодняшний день, на данную сферу приходится более 63 % численности трудоспособного населения. Можно предположить, что доля людей, занятых в сфере услуг, будет возрастать, в связи с чем увеличится количество занятых в том числе и в негосударственном секторе, в частности сфере услуг. При этом необходимо отметить тенденцию изменения самой структуры занятости населения. Подобного рода структурные изменения объясняются тем, что структура самой региональной экономики играет ключевую роль в структуре занятости, а также тем, что, начиная с конца 2004 года служба статистики занятость населения определяет по сферам деятельности, а не как раньше – по отраслям экономики [4]. Это обстоятельство некоторым образом не дает сформировать реальную картину в сфере занятости в плане каких-либо структурных изменений. Тем не менее, анализ последних пяти лет, дает нам возможность сделать определенные выводы, относительно динамики занятости.

Сфера услуг в России за 2013–2018 гг. показала существенный рост по доле занятых на фоне сокращения занятости в сфере сельского хозяйства, рыболовства и обрабатывающих производств. Однако, в субъектах Российской Федерации тенденции в сфере занятости населения не всегда совпадали с общероссийскими. Выделим некоторые региональные особенности занятости по сферам экономической деятельности в 2013–2018 годах.

Во-первых, во всех регионах, кроме Еврейской автономной области, произошло сокращение занятости в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства. Самое значительное сокращение отмечалось в Курской, Рязанской, Кировской, Иркутской областях и Республике Марий Эл. Во-вторых, в большинстве регионов, кроме Белгородской, Амурской и Калининградской областей, Республик Ингушетия, Калмыкия и Бурятия и Чукотского автономного округа, отмечается снижение занятости в обрабатывающих производствах. В-третьих, в большинстве регионов (62 из 83 регионов) отмечается рост занятости в сфере строительства, производства и распределение электроэнергии, газа и воды. В-четвертых, практически во всех регионах выросла занятость в сфере оптовой и розничной торговли.

В целом число факторов, сдерживающих рост занятости в сфере услуг в России, превышает число факторов, способствующих ее развитию. Условиями выхода из непростых экономических условий, в которых находится страна последние два десятка лет и последующего поступательного развития, является эффективное управление и стабильность развития структурообразующих и, в первую очередь, стратегических отраслей экономики и сфер деятельности.

Одним из приоритетных направлений в области решения накопившихся экономических проблем является необходимость проведения эффективной политики в сфере трудовых отношений на рынке труда. Рынок труда, представляет собой систему, которая является индикатором экономической и социальной ситуации, отражает уровень развития той или иной страны, региона. Основанием для такого утверждения является то, что он состоит из совокупности, субъектов, одни из которых являются владельцами или носителями рабочей силы, из физических и юридических лиц, которые имеют возможность использовать свободные трудовые ресурсы для достижения своих целей, а связь между ними выступает системообразующим фактором. И эффективное взаимодействие всех субъектов этой системы, может привести к положительным результатам не только в этой сфере, но также и в других смежных областях.

Проблемы на рынке труда, на взгляд авторов, носят систематический характер, и характеризуются различными проблемами в данной сфере, и в частности, высоким уровнем безработицы [5]. Однако, как отмечают некоторые мировые источники, в России рекордно низкая безработица, а в мировом рейтинге по этому показателю нас опережают развитые страны Европы и Азии. Тем не менее, в ряде российских округов безработица не падает или даже растет, согласной официальной статистике. При этом россияне все дольше ищут работу и редко обращаются в службы занятости. Как отмечалось выше, в глобальном рейтинге стран по уровню безработицы наша страна занимает лишь 22-е место в мире. В целом по этому показателю Россию опережают развитые страны Европы и Азии, США. «Соседями» нашей страны по уровню безработицы в 4-5 % являются Великобритания, Южная Корея, Израиль, Бангладеш, Индонезия. Согласно данным Росстата за первое полугодие этого года, в России трудоспособное население, не имеющее работу, составляет 4,7 %. У Таиланда, который занимает первое место в этом рейтинге, безработица всего 1 %. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) – 1,7 %, во Вьетнаме – 2 %. В Швейцарии безработица – 2,4 %, в Германии – 3,4 %, в США – 3,9 %. У ближайших «соседей» России, например, Израиля и Бангладеша, официально не трудоустроены 4,2 % граждан. При этом Индонезия, которая по темпам экономического роста догоняет Россию, безработица выше, чем в нашей стране, и составляет 5,1 % [1].

Однако, как представляется авторам, в процентном соотношении уровень безработицы в 4,8, на сегодняшний день для нашей страны является очень низким показателем. Снижение уровня безработицы, наблюдалось начиная с 2000 годов. В этот период она составляла порядка 10,3 процентов, если верить данным официальной статистики. В дальнейшем, в 2008 и 2010 годах, данный показатель вырос, что является следствием финансовых потрясений, в частности так называемого экономического кризиса, и за последний год, он снизился на 0,5 пункта.

О повышении уровня занятости, говорят и официальные источники. Согласно их данным, количество безработных, т. е. людей, зарегистрированных в соответствующих службах, у нас насчитывается порядка 3,56 млн человек, и при этом данная цифра является относительно не высокой, в сравнении с другими странами. В частности, об этом говорили представители Министерства труда и экономического развития, перед принятием тогда еще закона о повышении пенсионного возраста и это было одним из аргументов, в пользу принятия такого закона.

Тем не менее, несмотря на снижение безработицы в целом по стране, в некоторых ее регионах ситуация является крайне неблагоприятной. Так, в Южном федеральном округе показатель вырос с 5,5 % (данные на декабрь 2017 года) до 5,6 %. В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) он остался без изменений – 5,1 %. При этом самый низкий уровень безработицы в Центральном федеральном округе 2,9 %, самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе (10,4 %). Таким образом, в целом ситуация по стране характеризуется следующими показателями: на конец второго квартала среди безработных оказалось 48 % женщин от 15 лет и старше, 64 % – городских жителей, молодежи до 25 лет – 23 %, лиц без опыта работы – 31 %. Самая большая доля среди безработных россиян – наши сограждане в возрасте от 25 до 39 лет, и составляет 42 % [1].

Можно отметить, что безработица в Российской Федерации имеет своего рода «застойный характер». Так, 45 % россиян ищут работу в течение года и более, и за последний год их доля увеличилась на 7 %. Средняя продолжительность поиска работы по России составляет 7,5 месяцев. При этом в ближайшие годы уровень безработицы в России может вырасти.

Учитывая тот факт, что из-за пенсионной реформы в ближайшие 10 лет на рынке труда появится большое количество граждан, работу искать будет сложнее. Поэтому необходимо уже сейчас думать о том, как снижать уровень безработицы.

На наш взгляд, в пенсионной реформе необъективно оценены ее последствия. Правительство закладывает снижение безработицы, но за 10 лет ее уровень может вырасти на 200 % из-за повышения пенсионного возраста.

По итогам приведённых исследований, в частности службой федеральной статистики, примерно 75 процентов безработных людей в 2018 году, при попытке найти работу, прежде всего обращались к друзьям, знакомым и родственникам и только остальные 25 процентов, обращались в органы занятости по месту проживания. И как следствие этого, мы можем наблюдать снижение интереса людей к подобным заведениям, в частности службам занятости, ярмаркам вакансий и прочим, что объясняется в первую очередь тем, что они предлагают в основном низкооплачиваемые вакансии.

Если вернуться к периоду становления рынка труда в стране, необходимо отметить, что он всегда являлся той сферой, которая напрямую или косвенно влияла на состояние всей экономики в целом. В России он складывался под воздействием различных факторов, но особенность заключается в том, что при переходе от плановой экономики к рыночным отношениям, сложилась ситуация, в которой факторы производства, то есть средства производства и рабочая сила, в рыночных отношениях уже являлись товаром.

Понятие и принятие такого положения вещей не могло произойти одномоментно в переходный период. Руководители организаций не смогли в тех условиях, в самые короткие сроки приспособиться к подобного рода изменениям, принципам управления и требованиям рынка. На это потребовалось, как показала практика, несколько лет.

На этапе становления новых организационно-экономических отношений, существовало немало проблем в области регулирования данного рынка, вызванных недопониманием всех процессов, происходящих на нем, а также копированием западных методик в области регулирования, как самого рынка труда, так и управлением в сфере занятости на рынке труда, которые изначально не были адаптированы под российские условия.

Не совсем верное управление, а в некоторых случаях недопонимание процессов, происходящих на рынке труда, при отсутствии элементарных знаний «новых» управленцев, привели к таким негативным моментам, которые мы наблюдаем сегодня, и которые не удается до сих пор решить. В частности, проблемы высокой безработицы, скрытой безработицы. Отсутствие знаний и опыта работы в данной области является следствием не то чтобы непродуманной политики тогдашнего руководства, а слишком кардинальных и резких изменений в данной сфере, отсутствием знаний и опыта работы. То есть изменений, к которым государство не было готово, в виду отсутствия опыта управления трудовыми отношениями именно в условиях рынка, как, впрочем, и в других экономических сферах. Все эти и другие негативные факторы привели в упадок многие сферы деятельности и отрасли национальной экономики.

Но при этом, именно рынок труда наиболее болезненно отреагировал на проводимую в начале 90-х годов политику и именно в этой сфере до сих пор наблюдаются негативные последствия ошибок, сделанных в ходе проведения экономических реформ.

На сегодняшний день имеется достаточное количество теоретических разработок, методик управления на рынке труда, практический опыт зарубежных стран адаптированный к российским реалиям, однако проблем в сфере управления рынком труда на современном этапе не стало меньше. Более того, на сегодня они носят систематический характер, а в отдельных направлениях принимают катастрофический характер.

Возвращаясь к ситуации в стране, необходимо отметить, что в России крайне неравномерно распределена экономическая активность в регионах, поэтому на поиски работы чаще всего отправляются в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Также неплохо обстоят дела с работой в Сибири, где высокий спрос на рабочую силу в нефтеносных и газоносных районах.

Ситуация на Дальнем Востоке и Северно-Кавказском федеральном округе совсем другая. Там нет такой высокой деловой активности и развития малого и среднего бизнеса, соответственно, высокая безработица и неформальная занятость.

На Юге России безработица наиболее заметна в Кавказских республиках. Она вызвана небольшим притоком инвестиций, очень мало промышленных предприятий, особенно современных и новых, где требуется рабочая сила. Другой, наверное, самый важный фактор, низкая квалификация работников в регионе. С этим, к сожалению, сталкиваются все компании, ведущие там бизнес. И третий фактор, это низкая готовность людей к миграции, даже в соседние регионы,при том, что количество вакансий во всех федеральных округах растет, хотя и имеет разный темп [1].

Так, в регионах СКФО этот темп значительно ниже, чем по России в целом или, например, чем в регионах Уральского ФО: если годовой прирост среднего числа вакансий в месяц в июле 2018 года в России составил 43 %, в Уральском ФО – 48 %, то в СКФО эта цифра составляет лишь 36 %.

Особенно остро стоят проблемы, в тех субъектах, где с переходом к рыночным отношениям разрушились старые производственные связи с республиками бывшего СССР, с приватизацией многих крупных промышленных объектов, которые являлись по сути своей градообразующими объектами и все это в совокупности с неграмотным управлением ими. Все эти и другие негативные факторы привели к тому, что на рынке труда оказалось много невостребованных специалистов. Предложение рабочей силы превышало спрос на нее со стороны работодателей. Следствием этого явился рост безработицы, в том числе и скрытой.

Наиболее остро пострадали в этой ситуации республики и регионы СКФО, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, как наиболее трудоизбыточные регионы, в которых на сегодняшний день проблемы безработицы и занятости стоят наиболее остро. Это объясняется и тем, что были приватизированы или обанкрочены многие градообразующие предприятия в самих регионах, крупные промышленные объекты, которые по сути дела давали большое количество рабочих мест.

Одной из основных причин безработицы в КБР и КЧР является упадок некогда крупнейших в своих отраслях в СССР предприятий. В КБР заводы «Телемеханика», «Северо-Кавказский завод электроприборов», машиностроительный, станкозавод, завод низковольтной аппаратуры и прочие были разорены еще в середине 90-х годов XX века. Позднее, уже в 2000-х обанкротились едва запущенные табачная фабрика, построенная на паях с правительством Китая и фабрика по производству медицинского оборудования. Аналогичным образом сложилась ситуация и в Карачаево-Черкесии. Цементный завод и завод по производству лакокрасочной продукции, завод холодильного машиностроения, радиозавод, более десяти комбинатов по производству железобетонных конструкций и другие предприятия фактически прекратили свое существование.

В 2013–2017 годов в КБР за нарушения в области налогового законодательства были ликвидированы легальные производства, выпускавшие алкоголь и дававшие заработок значительной части местного населения. В итоге рынок заняли производители алкоголя из других областей России. Возрождение прочих отраслей промышленности (реконструкция завода «Гидрометаллург», строительство химического завода «Этана»), инициированное в 2005 годах было отложено до лучших времен.

Причин упадка индустрии много. Характерно, что в КБР, и в КЧР немаловажной причиной разорения заводов и фабрик стало то обстоятельство, что во время переходного периода 90-х, люди без опыта управления смогли взять под контроль ветви власти и таким образом завладели процессом передела бывшей госсобственности.

Однако проблема тех управленцев состояла в том, что, став собственниками крупных промышленных производств, эти люди «не понимали» производства и смотрели на него лишь, как на источник «быстрых денег». Беспощадная эксплуатация оборудования, дешевое некондиционное сырье, бегство инженеров и представителей рабочих специальностей привели к промышленной катастрофе.

Сегодня в Кабардино-Балкарии, из числа построенных во время СССР предприятий, функционируют лишь завод высоковольтной аппаратуры (НЗВА) и «Гидрометаллург». В Карачаево-Черкесии пока ещё работают заводы резинотехнических изделий, цементный и холодильного оборудования. Все эти предприятия функционируют далеко не на полную мощность, а от завода холодильного оборудования осталось лишь название. Сегодня он выпускает садовую мебель и мангалы.

Упадок промышленности в КБР и КЧР привел к тому, что огромное число квалифицированных рабочих, инженеров и других специалистов оказались безработными. Часть из специалистов либо уехала на заработки в центральные регионы страны, либо вовсе эмигрировала в Европу. Их место на рынке труда частично заняли гастарбайтеры из стран Средней Азии и Вьетнама. Остались те, кто не смог открыть собственное дело и теперь вынужден наниматься на сдельную или сезонную работу и жить на пособие (от 800 до 4800 рублей в месяц (13–76 долларов США), выплачиваемые в течении от полугода до года).

Другая причина роста безработицы в КБР и КЧР – это тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Подавляющее большинство фермеров в обеих республиках лишено возможности арендовать землю. Например, в Кабардино-Балкарии все пригодные для возделывания земли отданы в долгосрочную аренду (49 лет с правом продления). Порой владельцами данных территорий являются граждане России из других регионов и областей, которые, не являясь гражданами КБР, владеют этими угодьями через подставных лиц. Земли сдаются в аренду посредством аукционов, на которых выставляются лоты (наделы) площадью от 500 до 3000 гектаров, в то время, как рядовой житель села не может оплатить аренду надела, площадью свыше 5–10 гектаров, которых ему вполне хватило бы, для введения своего хозяйства.

По данным Минтруда КБР, за два года (2015–2017) количество официально зарегистрированных в службах занятости КБР безработных возросло с 8600 до 35 700 человек. Статистика безработицы в Карачаево-Черкесии выглядит еще хуже, чем в соседней КБР. По данным на сентябрь прошлого года, ее уровень достиг 11 %. Это означает, что к концу 2017 года безработным был каждый девятый житель республики (при общей численности населения в 467,6 тысяч человек, эта цифра примерно равна 51 тыс. человек (оценка 2017 года) [2].

Однако уже на 1 февраля 2018 года, число безработных в КЧР составило всего 1,6 % населения (3409 человек). Получается, что по сравнению со статистикой конца прошлого года безработица снизилась более чем в 10 раз.

На взгляд автора, это маловероятно даже с учетом миграционной убыли, так как в республике нет никаких объективных предпосылок для столь резкого сокращения количества безработных.

По мнению опрошенных экспертов, данные Минтруда КБР по численности безработных не соответствуют реальной ситуации. Понятно, что всех безработных учесть невозможно. Как правило, даже в экономически благополучных регионах РФ – Новгородской и Орловской областях, на Камчатке и в Ямало-Ненецком Автономном округе – их в 2–3 раза больше, чем тех, кто зарегистрирован в местных службах занятости.

К тому же, в некоторых регионах Северо-Кавказского федерального округа существует практика занижения показателей по безработице. Службы занятости КБР получали от правительства субъекта негласные указания не регистрировать новых безработных под различными предлогами. «Липовая» статистика, как и, формально проводимые службами занятости республики, ежегодные «Ярмарки вакансий» призваны продемонстрировать успехи профильных организаций и в целом руководства регионов в создании новых рабочих мест.

В обеих республиках увеличился отток населения. Только в 2016 году миграционная убыль в КБР составила 2492 человека. Из республики выехало 10 535 граждан, а прибыло 8043 человека, большинство из которых составляют трудовые мигранты. В КЧР, согласно данным по миграции за январь-май 2017 года, в республику прибыло 3427 человек, а убыло 4088. Миграционная убыль таким образом составила – 661 человек. Эти процессы продолжаются, ввиду чего, налоговые сборы в бюджеты обеих республик заметно сократились.

Одной из основных причин оттока – одна из самых низких, среди всех субъектов РФ, заработная плата. Работодатели создают низкооплачиваемые рабочие места лишь для того, чтобы получить от государства дополнительные субсидии и другие льготы. К тому же, работодателю всегда выгодна кадровая «текучка», при которой рабочие не успевают создать эффективный профсоюз и выдвинуть какие-то требования. Молодежь сегодня уже не хочет идти работать на низкооплачиваемую работу и ищет заработок за пределами республики. Также, причиной оттока населения из республики явилось отсутствие перспектив карьерного роста, так как все значимые и перспективные, с точки зрения карьерного роста, должности, из-за бюрократизированности системы распределения кадров, достаются людям не обладающими должной квалификацией и компетенциями.

Как представляется авторам, снизить уровень безработицы в России возможно, создавая комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса. Чем лучше развита экономика, чем больше в ней разнообразных производств, создающих добавленную стоимость, чем конкурентоспособней производимые государством товары и услуги, тем ниже будет уровень безработицы. Как показывает опыт развитых государств, крайне важна роль именно малого и среднего бизнеса, так как государственные предприятия-гиганты не способны создавать достаточное количество рабочих мест и давать высокую производительность.

Заключение

Таким образом, на данном этапе развития национальной экономики, роль сферы услуг с точки зрения тех функций которая она выполняет, недооценена в полной мере, и как следствие этого, мы наблюдаем регресс самой инфраструктуры сферы услуг. Если оценивать объективно сложившуюся ситуацию, то на взгляд авторов, отечественная экономика еще на протяжении нескольких десятков лет не сможет достичь тех показателей, которые характеризуют экономику как экономику услуг, которая сконцентрирована не столько на росте количественных показателей, сколько включает в себя качественное улучшение экономических и социальных факторов. Все это в полной мере можно и отнести к регионам, каждый из которых имеет свои специфические особенности, которые определяются прежде всего, сложившимися социально-экономическими различиями.

Многие проблемы рынка труда, которые носят экономический и социальный характер, явились в свое время следствием неграмотного менеджмента, особенно это было актуально в период перехода рыночным отношениям и формирования рынка труда. Приватизация крупных комплексов с целью быстрого обогащения, на фоне отсутствия каких –либо стратегических планов развития, привело к тому, что произошло снижение спроса на рабочую силу, повышению уровня безработицы, переходу специалистов в другие сферы деятельности. И на сегодняшний день, рынок труда болезненно реагирует на экономические просчеты периода реформ.

Наряду с направлениями по улучшению ситуации на рынке труда, на взгляд авторов, необходимо сбалансировать требования со стороны работодателей, предъявляющих квалификационные требования к носителям рабочей силы, в совокупности с адекватной оценкой своих навыков и умений самих носителей труда.

Особо остро стоят проблемы безработицы во многих регионах СКФО, в том числе и в Кабардино-Балкарской Республике. По данным официальной статистики, которая, на субъективный взгляд автора, искусственно (негласно) завышается, рассматриваемый регион находятся на предпоследнем месте по числу безработных, опережая по этому показателю только Карачаево-Черкесскую Республику. Идет отрицательное сальдо миграционных процессов. Молодые люди, которые получили высшее образование и не могут найти достойную работу, уезжают, а на их места приезжают люди с низким уровнем профессиональных качеств из стран ближнего зарубежья. Республика теряет как минимум перспективную молодежь. При этом каждый год социальное и экономическое положение населения снижается. Такая тенденция на протяжении еще нескольких лет может иметь самые негативные последствия в рассматриваемых трудоизбыточных регионах и повлечь за собой не только социальное напряжение, но и ухудшить криминогенную обстановку.

Необходимо сбалансировать требования со стороны работодателей, предъявляющих квалификационные требования к носителям рабочей силы, в совокупности с адекватной оценкой своих навыков и умений самих носителей труда. Одним из направлений решения проблемы, возможно создание на предприятиях условий для привлечения работодателями на стажировку молодых людей, в том числе обучающихся в высших учебных заведениях. Более тесное взаимодействие работодателей и ВУЗов, в части количества необходимых тому или иному предприятию специалистов в различных областях деятельности. На сегодняшний день, все это носит, в большинстве своем, формальный характер.