Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF HOUSEHOLDS (FAMILIES) AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF TARGETING IN RESOURCE MANAGEMENT

Makaeva K.I. 1 Bakaevа A.Z. 1 Kozlova Z.G. 1 Dasheev A.B. 1 Minkov S.V. 1 Minkov А.V. 1 Magnaeva O.I. 1 Savenko I.V. 1
1 Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova
This study is devoted to the methodology for assessing the socio-economic situation of households (families) as a tool for implementing the principle of targeting in resource management. The object of the study was the families of the Republic of Kalmykia, who found themselves in a difficult situation, who urgently need financial support. Targeting social programs is important, as more than 40 % of families have found themselves in a difficult situation in the current economic situation. How much the method fits this population group depends on many social factors. To a greater extent, the coordinated work of all authorities in the aggregate. At the regional level, the factors generating the need to apply the proposed methodology are the lack of jobs, low wages, population debt, obsolete housing stock, and so on. The main form of evaluating the effectiveness of the methodology is the implementation of targeted programs, as well as the effectiveness of training and advanced training of personnel in the region. Only then can we assess that the mechanism has been launched and there is hope for the restoration of the republic as a whole. Social service technologies are also taken into account when providing resources for this sphere of management. The most important element of the strategic improvement of the social sphere are marketing studies that increase the profitability and competitiveness of social institutions.
targeting of financial assistance
social security resources management
methodology for assessing the socio-economic status of households (families)

Введение

Главным фактором, мешающим запланированному совершенствованию соцсферы, являются отсутствие финансов и результативной целевой установки программ социальной направленности [1]. Недооценивание управленческих условий много раз приводила к отрицательным соцпоследствиям, изменениям регионализации общества. Неадаптированные к практическому применению управленческих концепций соцсферой не развивают рынки регионов соцуслуг [3].

На сегодняшний день есть методологии формирования гибких региональных управленческих моделей. Первая трактовка посвящена относительно достигнутых итогов и расходов, которые связаны с гарантированным эффектом. Главными трудностями являются обоснование итогов расходов и воздействие расходов и иных условий на итоги. «Соотношение» случается разное. Расходы находятся в постоянном положении, а итоги в количественно-качественном измерении достигают наиболее высокие при сопоставлении с предыдущими сроками. Расходы снижены, а итоги прежние, что и при не сокращении расходов либо увеличились. Расходы увеличились [2].

В практической деятельности учитывают «предельные итоги», в то время как количественно-качественные свойства не растут следствии лимита некоторых условий, которые имеют определенное свойство в этой организации соцзащиты.

Вторым подходом предусматривается результативность деятельности в качестве реально достигнутых и нужных эффектов. Ключевой задачей служит описание итогов. Потому что расходы предполагаются, планируются, намечаются либо выступают в качестве задач, так и результативность обладает теми же характеристиками [5].

Цель исследования – методика оценки социально-экономического положения домохозяйств (семей) как инструмент реализации принципа адресности в управлении ресурсами.

Материалы и методы исследования

Методологической базой послужили данные социально-экономического развития региона, в частности Республики Калмыкия.

Результаты исследования и их обсуждение

Предлагаем пошаговую реализацию соцработы с возможными клиентами адресной соцпомощи, которая отражает деятельность Центра по подсчету совокупной прибыли семей (рис. 1) [4].

Проблемой формирования Центра выступают расходы труда (на 1 отдел соцзащиты необходимо более двух работников); расходы на формирование ПО, которое упрощает подсчеты; расходы на технику специалистов.

Главным элементов оценивания потребности семей выступает проверка доходности потребителей. Предлагается дифференциация резервов прибыли заявителей на адресную соцподдержку (табл. 1) [6].

Данный Центр предлагаем создать в качестве структурного подразделения, в структуре отдела соцзащиты населения Республики Калмыкия, позитивной стороной которого соцподдержка малоимущих семей; не путая возможных получателей адресной соцподдержки; сокращение числа работников, которые работают с одной семьей; простота ведомственных коммуникаций по достоверности материальной составляющей семей [7].

Первые доходы обосновываются заявителем при предъявлении документации о доходах, Центром, при действии с иными учреждениями.

Вторые источники доходов заявителем не сообщают о доходах семьи, где требуется информация банков, страховых компаний, родственников и соседей.

Трудности есть в 3 группе прибыльности, где происходит умалчивание извлекаемых в обход «белой зарплаты». Точно предположить поступления доходов семьи не представляется возможным. Соцработник определяет данную категорию дохода согласно косвенным уликам (сверх потребительские затраты) [8].

Поэтому многие доходы домохозяйств невозможно определить, предполагаем определять не только прибыль, но и трудовые и имущественные возможности семьи.

Трудовой возможностью признаются средства и семейный потенциал по извлечению прибыли в процессе труда. Имущественной возможностью признаются средства и возможности домохозяйств по извлечению прибыли от реализации и применения принадлежащей ей недвижимости.

pic_makaeva_1.wmf

Рис. 1. Пошаговый сбор и обработки данных для установления нужд семьи в соцподдержке в Центре по подсчету совокупной прибыли

Таблица 1

Группы доходов семьи

Открытые

Труднопроверяемые

Скрытые

– Официальная заработная плата – Социальные выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов

– Официальные доходы от предпринимательской деятельности

– Доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью

– Проценты по банковским вкладам

– Наследуемые денежные средства

– Алименты

– Доходы от имущества, принадлежащего семье на праве собственности

– Доходы от избирательных комиссий

– Неофициальные трудовые доходы

– Теневые доходы от предпринимательской деятельности

– Денежные средства, безвозмездно полученные от третьих лиц

– Доходы от побочного лесопользования (грибы, ягоды, техническое сырьё)

– Доходы охотников-любителей

– Доходы от реализации плодов и продукции ЛПХ

В ходе оценивания рабочих и имущественных возможностей домохозяйств применяют матричные способы оценки, отражающие взаимное согласие свойств домохозяйств и устанавливают более приемлемые ориентиры выхода домохозяйств бедного положения.

Предлагается бальная шкала оценивания критериев трудовых и имущественных возможностей, которая включает точный анализ определенного критерия от роста от «отрицательного» к «самому лучшему» (табл. 2).

Таблица 2

Критерии трудовых и имущественных возможностей домохозяйств и их анализ

Показатель

Критерии

Балл

Показатель

Критерии

Балл

Трудовой потенциал

Имущественный потенциал

Уровень образования (Т1)

Основное общее и ниже

0

Коэффициент обеспеченности жильем (И1)

Менее 0,33

0

Среднее (полное) общее

1

033–0,66

1

Начальное/среднее проф-е

2

0,67–1,00

2

Высшее

3

Более 1,00

3

Коэффициент трудоспособности (Т2)

0,01–0,25

0

Наличие дополнительного жилья (И2)

Нет

0

0,26–0,50

1

Есть, в сельской

1

0,51–0,75

2

местности

2

0,76–1,00

3

Есть, в городской местности

3

Есть, в областном центре

 

Коэффициент потенциальной трудоспособности (ТЗ)

0,01–0,25

0

Наличие автомобиля (ИЗ)

Нет/транспорт инвалидов

0

0,26–0,50

1

Автомобиль категории 3

1

0,51–0,75

2

Автомобиль категории 2

2

Время поиска работы (Т4)

Более 1 года

0

Наличие объекта нежилой недвижимости

Нет

0

От 6-ти месяцев до 1 года

1

Есть, в сельской

1

От 3-х до 6-ти месяцев

2

местности

2

Менее 3-х месяцев

3

Есть, в городской местности

3

Есть, в областном центре

 

Возможность совмещения должностей (Т5)

Нет

0

Наличие земельного участка (И5)

Нет

0

Да, в ущерб текущей работе

1

Да, без дома

1

Да, во внеурочное время

2

За пределами 20 км от ПМЖ

2

Да, без ограничений

3

В пределах 20 км от ПМЖ

3

Стаж трудовой деятельности (Т6)

Менее 1 года

0

Наличие сбережений (И6)

Нет

0

От 1 до 3 лет

1

Акции (доли)

1

От 3 до 5 лет

2

Банковский вклад

2

Более 5 лет

3

Наличные денежные средства

3

 

Интегральный анализ трудовых и имущественных возможностей домохозяйств находится по формулам:

ТП = Т1×Kт1 + Т2×Kт2 + Т3×Kт3 + Т4×Kт4 + Т5×Kт5 + Т6×Kт6, (1)

где ТП – трудовые возможности домохозяйств (в баллах); Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6 – показатели трудовых возможностей (в баллах); Kт1, Kт2, Kт3, Kт4, Kт5, Kт6 – весовые коэфф-ты критериев трудовых возможностей.

ИП = И1×Kи1 + И2×Kи2 + И3×Kи3 + И4×Kи4 + И5×Kи5 + И6×Kи6, (2)

где ИП – имущественные возможности домохозяйств (в баллах); И1, И2, И3, И4, И5, И6 – показатели имущественных возможностей (в баллах); Kи1, Kи2, Kи3, Kи4, Kи5, Kи6 – весовые коэфф-ты критериев имущественных возможностей.

По истечению анализа оценки трудовых и имущественных возможностей домохозяйств, в Центре по подсчету совокупной прибыли домохозяйств устанавливается ход дальнейшей соцработы, применяя матрицу отбора стратегической соцработы с малоимущим домохозяйством (рис. 2).

Весовые коэфф-ты критериев трудовых и имущественных возможностей установлены при способе экспертного анализа, с помощью опроса главных работников отдела пособий и субсидий Министерства соцразвития, труда и занятости населения РК (табл. 3).

pic_makaeva_2.wmf

Рис. 2. Матрица отбора ориентира соцработы с малоимущей семьей

Таблица 3

Весовые коэффициенты Kт и Kи

Kт1

0,17

Kт3

0,20

Kт5

0,13

Kи1

0,14

Kи3

0,19

Kи5

0,15

Kт2

0,19

Kт4

0,15

Kт6

0,16

Kи2

0,19

Kи4

0,16

Kи6

0,17

 

Заключение

Для балансирования социально-экономического развития регионов нужна высокая степень экономического развития, стабильная результативная соцполитика.

Эта задача решается региональными властями, которые следуют федеральной нормативно-правовой базе, вырабатывая разные методические подходы адресного разделения материальной помощи [9].