Спорт сегодня стал неотъемлемой частью жизни многих людей. Спорт возник и существует потому, что у людей возникает потребность расходовать излишнюю энергию, требующую выхода; желание использовать магические свойства определенных действий обусловлено потребностью в развлечениях и играх.
Одни занимаются этим в свободное время, для других-это профессия, а для некоторых-это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Разделение спорта на любительский и профессиональный произошло на международном конгрессе по изучению и распространению любительских принципов в Париже в 1894 году. главным отличием профессионального и любительского спорта является его коммерческое происхождение. Первыми профессиональными спортсменами были те, кто занимался этим не для удовольствия, а чтобы заработать на жизнь. «Именно бедняки начали спортивную подготовку как борьбу за кусок хлеба. Поэтому они достигли гораздо более высоких результатов, чем богатые господа, которые ценили в спорте, прежде всего, страсть и использовали ее как средство от скуки жизни. Профессиональный спорт в современной России – это сфера реализации серьезных бизнес-проектов, пересечения государственных, корпоративных и частных коммерческих интересов. В последние годы государство и законодатели обратили внимание на необходимость правового регулирования существующих отношений в спорте, как любительском, так и профессиональном [1].
Рассматривая спорт с уголовно-правовой точки зрения, стоит отметить, что уголовное право регулирует отношения, возникающие в связи с совершением преступления; для него характерен императивный метод, ему свойственны меры принудительного воздействия, карательный характер ответственности, его основная функция – охранительная. Уголовное право охраняет отношения в сфере физической культуры и спорта, например, связанные с массовыми беспорядками при проведении спортивных мероприятий. Уголовный закон указывает на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные последствия, в отношении которых усматривается его вина (ст. 5 УК РФ).
Вина – это содержание субъективной стороны любого преступления. Несмотря на большое количество фундаментальных научных работ, статей, посвященных проблеме вины, изучение субъективной стороны в правоприменении зачастую является крайне сложной задачей, о чем свидетельствуют периодически публикуемые данные Верховного Суда РФ. Отмечая недостатки в работе федеральных судов, Верховный Суд указывает, что в уголовном судопроизводстве не всегда должным образом изучаются содержание и умысел преступника, игнорируется требование установления прямого умысла преступника на совершение определенных преступлений, неглубоко исследуются мотивы преступления. Необходимо согласиться с устоявшимся мнением, что сложность изучения субъективной стороны заключается в том, что интеллектуальные и волевые процессы человеческой деятельности не поддаются визуальному наблюдению [2, С. 4].
При этом вывод о наличии вины, ее форме, форме, направленности умысла, мотивах действий лица может быть сделан на основе анализа их внешнего проявления – совершения действия или бездействия. В свою очередь, правильное установление субъективной стороны преступления немыслимо без изучения и раскрытия мотива преступления, поскольку без него невозможно сформировать представление о характере процесса, происходящего в сознании субъекта в момент совершения деяния. Вполне можно признать, что внешнее проявление чувств, намерений, мотивов человека не вполне совпадает с интеллектуально-волевыми процессами, происходящими в его сознании, но других способов познать их с абсолютной точностью нет. Совершенно справедливо в юридической литературе отмечается, что возможность избежать ошибок при принятии решения о наличии формы и формы вины лица, совершившего преступление, заключается в глубоком непредвзятом изучении и учете всех действий виновного, продиктованных его внутренними побуждениями [3, С. 109].
Таким образом, установление вины вне мотивации, целеполагания и состояние субъекта в момент совершения преступления может носить лишь формальный оценочный характер. При этом существующие нормативные ограничения формально отодвигают основополагающие элементы поведенческого акта на второй план, делая их факультативными признаками. В этой связи совершенно справедливо ряд авторов отмечают, что понятия, характеризующие побудительные начала в уголовном праве, имеют узко юридическое толкование, ограниченное потребностями уголовной ответственности.
В то же время для права вообще и уголовного права в частности имеют значение не мысли, убеждения или иные субъективные качества человека, а его действия (бездействие).
Между тем психические процессы, сопровождающие внешнюю активность субъекта, могут быть признаны элементами поведения лишь в том случае, когда оно объективируется в действительности. В связи с эти необходимо отметить, что рассмотрение преступлений в сфере профессионального спорта не может быть полным без исследования мотивов этих противоправных посягательств, которые имеют важное уголовно-правовое значение. Являясь начальным звеном преступного поведения, они помогают выявить и уяснить истоки формирования и последовательность развития преступных действий, наряду с другими объективными и субъективными элементами, дать более или менее полную уголовно-правовую характеристику указанных преступлений, а значит, в конечном счёте, необходимы для разработки и реализации научно обоснованных, эффективных, адекватных профилактических мероприятий. Именно этим, на наш взгляд, можно объяснить необходимость обращения внимания к мотивации преступного поведения вообще и отдельных преступлений в частности в профессиональном спорте [4, С. 46].
Наивысшая степень криминогенной опасности в спорте – это превращение негативных форм деятельности, нарушений закона, отступлений от спортивных правил в систему, поддерживаемую и «покрываемую» на государственном уровне перед международным сообществом. Все это создает условия для латентности ряда общественно опасных деяний, совершаемых как самими спортсменами, так и тренерами, судьями и другими представителями спортивной отрасли.
К числу преступлений, обладающих повышенной латентностью, можно отнести причинение вреда здоровью разной степени тяжести, хулиганство, хищения, контрабанду и т.д., за совершение которых к виновным не применяются меры ни дисциплинарного, ни административного, ни уголовного характера, а, как известно, безнаказанность порождает вседозволенность. В сфере спорта эта аксиома особенно актуальна, поскольку за событиями жизни спортсменов высокого класса и профессиональных спортсменов, как и других публичных людей, наблюдают миллионы поклонников. Преступное поведение таких людей создает в сознании их фанатов искаженные модели поведения, бездумно копируемые поклонниками, желающими быть похожими на своих кумиров.
Существующие разработки в области противодействия преступлениям, совершаемым в сфере спорта, позволяют их классифицировать на две группы: преступления спортсменов, в том числе преступления спортсменов, связанные с их непосредственной спортивной деятельностью; преступления иных лиц, связанные со спортивной деятельностью спортсменов.
Последовательность действий, направленных на сбор первоначальных сведений, во всех случаях выявления преступлений в сфере спорта будет общей: сбор первичной информации о преступлениях в сфере спорта; выделение типичных следственных ситуаций; определение задач, характерных для каждой следственной ситуации.
Однако в зависимости от объекта посягательства набор действий внутри каждого этапа может различаться. Расследование преступлений, совершенных в сфере спорта, обусловливается различными следственными ситуациями, требующими индивидуального подхода к оценке их особенностей и определению задач расследования. Каждая следственная ситуация характеризуется сложностью возникших обстоятельств. Следственная ситуация – это определенная совокупность факторов и условий, в рамках которой непосредственно протекает процесс расследования преступления [5, С. 89].
Следственная ситуация зависит от личности, совершившей преступление в сфере спорта. В связи с тем что следственная ситуация характеризуется положением объективной действительности и динамичностью по отношению к факторам объективной действительности, описывающим ее, к ним можно отнести следующее: наличие у лица, производящего предварительное расследование, необходимой для построения хода расследования информации (показаний как самих потерпевших, так и свидетелей и очевидцев преступлений в сфере спорта, вещественных доказательств); время протекания процессов исчезновения вещественных доказательств; возможность использования всего комплекса доступных сил и средств, необходимых для того, чтобы расследовать конкретное преступление в сфере спорта, в том числе наличие условий для их рационального использования. Конечно, в существенной мере наличие сил и средств меняет сложившуюся следственную ситуацию. Процесс расследования характеризуется динамикой. Следственные ситуации сменяют друг друга, однако на момент производства определенного следственного действия она остается стабильной. Это связанно с накоплением новых, ранее неизвестных лицу, производящему предварительное расследование, данных. Соответственно, постепенно собранная информация заставляет лицо, производящее предварительное расследование, менять его направление.
В зависимости от интенсивности получения такой информации меняется и динамика расследования преступления, совершенного в сфере спорта. С каждым последующим следственным этапом изменяется следственная ситуация. Именно получаемая в процессе производства отдельных следственных действий и различных криминалистических экспертиз информация является фундаментом для построения следственных версий. При выдвижении версий должны действовать определенные правила: – одновременная (параллельная) проверка следственных версий; – невозможность оказания предпочтения какой-либо версии.
Версия – это всего лишь предположение, но выдвинутое на основе полученной в ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий информации. Только в случае наличия всей совокупности доказательств версия считается подтвержденной и правильной. Если расследование преступления в сфере спорта затянулось, то возможно несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. В частности, лицу, производящему предварительное расследование, иногда необходимо вернуться к уже собранным материалам. Данные анализируются и изучаются как бы заново, с чистого листа. В процессе повторного изучения материалов уголовного дела возможны выдвижение новых версий, проверка старых, привлечение ранее неизвестных лиц в качестве участников уголовного процесса.
Порядок проведения следственных действий, а также их объем могут отличаться и видоизменяться в зависимости от состава совершенного в сфере спорта преступления и конкретной следственной ситуации. Все эти обстоятельства нуждаются в углубленном изучении с точки зрения возможных тактических особенностей производства отдельных следственных действий при осуществлении предварительного расследования, поскольку их учет приобретает не только практическую значимость, но и научную ценность.