Введение
На современном этапе развития Российской Федерации особо возрастает значение эффективного управления инфраструктурными элементами региональной экономики, в том числе территориальными инновационными кластерами. Эффективное использование их стратегического потенциала в интересах поступательного развития региональной экономики предполагает использование таких организационно-управленческих подходов, которые позволят объединить возможности и резервы их участников в наилучшем сочетании и обеспечить системное достижение их целей в бизнесе в соответствии с региональными стратегическими целями. К числу таких подходов относится проектный подход, имеющий очевидные преимущества для достижения государственных, региональных целей и целей частного бизнеса. Поэтому одной из актуальных задач регионального управления является разработка соответствующего организационного механизма его реализации, в том числе в части разработки и выполнения проектов развития стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров.
В целях подготовки предложений по формированию подходов и принципов проектного управления в целом в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти Российской Федерации в 2013 году образован Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждено Положение о Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации и состав Совета. Министерством экономического развития РФ функции по организационно-техническому обеспечению деятельности Совета возложены на Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов.
В 2014 г. в целях повышения эффективности организации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению их целей и решению поставленных задач Министерством экономического развития РФ разработаны и утверждены Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
Опыт применения проектного подхода также реализовывался и в других сферах деятельности государственных органов. Отдельно следует отметить работу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по организации системы проектного управления в области информатизации деятельности государственных органов, которое в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 394 «О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013 году разработало и утвердило соответствующие методические рекомендации. [1]
Для реализации задач улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, а также иных задач государственного управления, требующих проектного подхода, Агентством стратегических инициатив разработаны Методические рекомендации, содержащие принципы, рекомендуемый порядок и особенности применения проектного управления.
Таким образом, в современных условиях проектный подход к развитию региональных социально-экономических систем приобретает все большую востребованность и становится одним из наиболее эффективных методов реализации задач государственного управления, в том числе и на региональном уровне.
Результаты исследования и их обсуждение. Например, анализ практики социально-экономического развития Республики Мордовия – одного из инновационно активных регионов страны – подтверждает необходимость активного использования проектного подхода к разработке и реализации высокотехнологичных и других проектов.
Одним из вариантов использования проектного подхода в регионе является внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата на территории Республики Мордовия. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Для этих целей в республике создана межведомственная комиссия («проектный офис») по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата на территории Республики Мордовия, утверждены положение о межведомственной комиссии и ее состав. Основными задачами Комиссии являются [2]:
1) обеспечение внедрения лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
2) реализация Плана мероприятий (“дорожной карты”) по повышению позиций Республики Мордовия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – “дорожная карта”);
3) осуществление оценки результатов внедрения успешных практик, направленных на улучшение инвестиционного климата в Республике Мордовия, в том числе в муниципальных образованиях в Республике Мордовия;
4) организация и координация деятельности по внедрению в муниципальных образованиях в Республике Мордовия изменений, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях, в том числе успешных практик, включенных в Атлас муниципальных практик;
5) взаимодействие с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по вопросам участия Республики Мордовия в инициативах, направленных на улучшение инвестиционного климата;
6) содействие в развитии и укреплении сотрудничества с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в Республике Мордовия, общественными и иными организациями по вопросам внедрения лучших практик Национального рейтинга;
7) повышение позиции Республики Мордовия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
Тем не менее, использование проектного подхода при внедрении лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата – это всего лишь один из инструментов государственного управления Республики Мордовия, определенный нормативными документами федерального уровня. Не менее востребован и актуален проектный подход в управлении инновационной деятельностью региона и, в частности, в реализации задач развития стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров.
Функционирующие в республике инновационные кластеры [3] включают значительное количество участников, представляющих различные сферы деятельности (государственные предприятия, научно-исследовательские и научно-образовательные организации, бизнес-структуры и др.) и имеющих особые интересы, но объединенных общими целями развития, в том числе за счет совместного использования их стратегических потенциалов для решения текущих проблем, как частных, так и общих. Это обуславливает необходимость разработки и эффективного использования соответствующего организационного механизма реализации проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера, способствующего обеспечению баланса интересов его участников, региона и страны в целом.
Основу такого механизма может составить автоматизированная информационная система управления проектами, реализуемыми органами исполнительной власти региона. Например, в Республике Мордовия такая система уже успешно себя зарекомендовала, чему также способствовало и применение Положения об управлении проектами, реализуемыми органами исполнительной власти Республики Мордовия, Положения о проектном офисе, Положения о проектном комитете. С учетом ключевых положений указанных документов рассмотрим базовые элементы организационного механизма реализации проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера.
АИС УП включает в себя следующие подсистемы:
– Подсистему службы каталогов;
– Подсистему электронной почты;
– Подсистему управления базами данных;
– Подсистему мониторинга и управления инфраструктурой;
– Подсистему интеграции;
– Подсистему информационной безопасности обеспечивающих систем;
– Подсистему управления проектами и программами;
– Подсистему поддержки проектной деятельности;
– Подсистему портала;
– Подсистему анализа и отчетности.
Подсистема поддержки проектной деятельности территориального инновационного кластера основана на интеграции подсистем портала и управления проектами и программами и обеспечивает следующий функционал: управление совещаниями; управление вопросами совещаний; управление поручениями.
Вместе с тем, хотя принятое еще в 2015 г. Постановление Правительства РМ № 527 «О системе управления проектами Республики Мордовия» и определяет основные положения применения проектного подхода к достижению целей регионального развития, (в том числе формирующие основу создания и функционирования организационного механизма внедрения проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера), оно, тем не менее, пока не в полной мере соответствует требованиям стандартов проектного управления.
В целях формирования адекватной структуры организационного механизма внедрения проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера, на наш взгляд, целесообразно внести ряд изменений в действующую организационную и нормативно-методическую практику регионального управления.
Структура проектного управления органов исполнительной власти региона представлена несколькими уровнями контроля (рисунок) [4]:
1-й уровень контроля (Федеральный уровень контроля): представлен Правительством Российской Федерации, в т.ч. другими органами исполнительной власти федерального уровня;
2-й уровень контроля (Региональный уровень контроля): представлен высшим органом исполнительной власти регионального уровня – Правительством, а также Проектным комитетом, осуществляющим управление портфелями проектов;
3-й уровень контроля (Уровень контроля Проектного офиса): представлен Проектным офисом Правительства региона, осуществляющим регулярный контроль и мониторинг хода реализации проектов;
4-й уровень контроля (Уровень оперативного контроля): представлен Командой проекта (в том числе, в составе территориального инновационного кластера), осуществляющей оперативный контроль и мониторинг реализации проектов.
Структура, функции и распределение обязанностей Проектного комитета и Проектного офиса должны быть более четко отражены в соответствующих Положениях, регламентирующих их работу.
Для достижения целей проекта формируется Команда, работа которой должна быть организована в соответствии с целями обеспечения баланса интересов региона, кластера и его участников. Она может включать как сотрудников Проектного офиса, так и сотрудников внешних организаций.
В организационном механизме реализации проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера можно выделить три типа действий по управлению проектами:
1. Характерные (в зависимости от стадии проекта).
2. Регулярные (всегда с определенной регулярностью).
3. Событийные (по наступлению события).
Тогда организационный профиль управления проектами территориального инновационного кластера может выглядеть следующим образом (таблица).
Уровни контроля региональных проектов развития [4]
Организационный профиль управления проектами территориального инновационного кластера
Приоритет проекта |
||
Обычный |
Высокий |
|
Обязательные роли в проекте |
||
Функциональный заказчик |
обязательно |
обязательно |
Куратор проекта |
обязательно |
обязательно |
Руководитель проекта |
обязательно |
обязательно |
Заместитель руководителя проекта |
не обязательно |
обязательно |
Администратор проекта |
не обязательно |
обязательно |
Руководитель Рабочей группы |
не обязательно |
обязательно |
Обязательные разделы Паспорта проекта |
||
Содержание проекта |
обязательно |
обязательно |
Ролевая структура проекта |
обязательно |
обязательно |
Риски |
не обязательно |
обязательно |
Коммуникации |
не обязательно |
обязательно |
Качество |
не обязательно |
обязательно |
Регулярность отчетности |
||
Статус отчет по контрольным точкам, этапам/подэтапам |
ежемесячно |
еженедельно |
Статус отчет по проекту |
ежемесячно |
1 раз в 2 недели |
Регулярность коммуникаций |
||
Совещания Управляющего комитета |
ежемесячно |
1 раз в 2 недели |
Совещания Команды проекта |
по требованию РП |
еженедельно |
Совещания Проектного комитета |
по необходимости |
по необходимости |
Полномочия по принятию решений об изменении параметров проекта по срокам |
||
Плановая дата КТ стадии |
Управляющий комитет |
Проектный комитет |
Плановая дата КТ этапа/подэтапа |
Руководитель проекта |
Управляющий комитет |
Плановая дата Координационной КТ |
Проектный комитет |
Проектный комитет |
Плановая дата Прочей КТ |
Руководитель проекта |
Руководитель проекта |
Полномочия по принятию решений об изменении параметров проекта по содержанию |
||
Изменения состава и/или требований к продуктам проекта |
Управляющий комитет |
Управляющий комитет |
Полномочия по принятию решений об изменении параметров проекта по стоимости |
||
Изменения стоимости этапа/подэтапа проекта более чем на 1 млн. рублей |
Проектный комитет |
Проектный Комитет |
Изменения стоимости этапа/подэтапа проекта менее чем на 1 млн. руб. |
Управляющий Комитет |
Управляющий Комитет |
Создание Проектного комитета и Проектного офиса в рамках организационного механизма внедрения проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров необходимо для определения должностных лиц, ответственных за реализацию функций и полномочий Проектного комитета и Проектного офиса в рамках реализации региональной системы управления проектами в целом.
Утверждение перечня планируемых проектов, а также лиц, ответственных за их реализацию, необходимо для закрепления ответственности с целью получения своевременного запланированного результата, за определенными должностными лицами.
Утверждение регламента работы участников проектной деятельности в автоматизированной информационной системе управления проектами определяет процедуру и сроки внесения в систему данных, а также ответственность участников проектов, назначенных на определенные проектные роли в проектах за полноту, достоверность и своевременность внесения в процессе реализации проектов сведений в систему, необходимых для составления регулярной отчетности и мониторинга, с целью повышения информированности руководства территориального инновационного кластера, руководства Республики Мордовия и иных лиц, заинтересованных в реализации региональных проектов.
Заключение
Представленные предложения по структурному развитию организационного механизма внедрения проектного подхода к развитию стратегического потенциала территориального инновационного кластера в определенной степени основаны на методологических принципах, реализованных в созданной Автоматизированной системе управления проектами Республики Мордовия (АИС УП), которая была сформирована в рамках выполнения Государственного контракта, заключенного по результатам проведенного в соответствии с действующим законодательством конкурса, между Министерством информатизации и связи Республики Мордовия и ЗАО «Софт Лайн Трейд».
Дальнейшее развитие организационного и нормативно-правового обеспечения внедрения проектного подхода на региональном уровне также позволит реализовать его возможности в развитии стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров на новом качественном уровне.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), грант № 17-02-00390-ОГН «Проектный подход к развитию стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров» ОГН-А – Основной конкурс РГНФ 2017 года.