Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FOREIGN ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN MODERN CONDITIONS

Minakova I.V. 1 Bykovskaya E.I. 1 Baroyan А.А. 1 Gololobova М.A. 1
1 Southwest state University
Relations between Russia and China play an important role in the world, due to their national strength and international status. A comparative analysis of the economies of China, the USA and Russia at the present stage of development is presented. China ‘s foreign policy interests and trade and economic union with Russia are described. It sets out the basis on which Russia should build relations with China in order to neutralize all possible risks to the national economy: 1) dynamic development of economic cooperation without entering into a formal alliance with China, because with the current GDP ratio (5:1 in favor of China) Russian positions on prices and conditions of energy supply would be weakened; 2) forced formation of a single Eurasian economic space from the Far East to Europe inclusive, with retention of leading positions on it; 3) recovery of high economic growth rate at the level of 5-7 % per annum; 4) maintaining the role of a reliable trading partner for Europe, while strengthening economic relations with Germany; 5) the weakening of France ‘s ties with the Atlantic Bloc in order to subsequently form the axis «Paris, Berlin, Moscow.»
russian-chinese relations
foreign economic cooperation
trade exchange
foreign policy
bilateral cooperation
strategic partnership

Введение

Взаимоотношения между Россией и Китаем начались ещё в тринадцатом веке, когда русские начали осваивать сибирские территории. Первый русско-китайский договор был подписан 12 августа 1689 г. В настоящее время, когда произошел разворот внешней политики России на Восток, Китай называют одним из важнейших экономических и политических союзников России.

Отношения между Россией и Китаем играют важную роль в мире, что объясняется их национальной мощью и международным статусом. Достаточно велико влияние российско-китайских отношений на современное положение и перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). От этого фактора во многом зависит решение общих задач, обозначенных в стратегии развития ШОС до 2025 года. В связи с этим исследование российско-китайский отношений представляется значимой научной проблемой.

Цель исследования – выявить потенциальные опасности для российской экономики от торгово-экономического и политического сотрудничества с Китаем и сформулировать основы, на которых должны строиться взаимоотношения с Китаем.

Материал и методы исследования

Теоретические исследования по вопросам российско-китайских отношений осуществлены российскими учеными-востоковедами: профессором Е.П. Бажановым [3, 4], академиком М.Л. Титаренко [13, 14], профессором Ю.М. Галеновичем [5, 6, 7].

Данные авторы, исследуя теоретические аспекты международных отношений, указывают на российско-китайское сближение как фактор формирования новой парадигмы безопасности в мире.

Отдельно отметим работы китайских ученых, занимающихся комплексными вопросами современной китайской внешней политики с Россией и странами Центральной Азии: Цзэн Сянхун [17], Син Гуанчэн [12], Чжэн Юннянь [18], Цзян Чжэньцзюнь [19], Ли Цзин [10].

В рамках данного исследования применялся широкий набор исследовательских методов: системный анализ, сравнительно-исторический метод, принципы объективного и политического реализма, междисциплинарный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ российско-китайских отношений позволяет сделать вывод о высокой динамике их развития, базирующейся на прочной правовой базе, характеризующихся разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.

Дипломатические отношения между Китайской Народной Республикой (КНР) и Советским Союзом были установлены 2 октября 1949 г. Отметим, что Советский Союз первым из иностранных государств официально признал КНР в качестве полноправного участника мировой экономики.

Ответным жестом стало признание правительством Китая после распада СССР Российской Федерации в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза 24 декабря 1991 г.

Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия на современном этапе получили отражение в подписанном 16 июля 2001 г. договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем.

В соответствии с этим договором российско-китайские отношения официально рассматриваются обеими сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Проанализируем, насколько это соответствует действительности.

Китайская экономика является в настоящее время второй в мире по объему ВВП (таблица) [9].

Сравнительный анализ экономик России, Китая и США

Показатель

Россия Russia

Китай China

США USA

1990 (РСФСР)

2017

1990

2017

1990

2017

Территория, млн. кв. км

Area total, million sq km

17,1

17,1

9,6

9,6

9,8

9,8

Общие показатели экономики / General Economic Indicators (IMF, WB, NBS, Росстат, OECD)

Валовой внутренний продукт, млрд. долл., текущие цены Gross Domestic Product (GDP), bln. Dollars, current prices

1102

1578

390

12015

5980

19485

Суммарные инвестиции в процентах от ВВП Total investment as a percentage of GDP

31,9

24,3

34,4

44,4

21,5

20,6

Оборона / Defense (SIPRI, WB)

Расходы на оборону, млрд. долл., текущие цены Defense spending, billions of dollars, current prices

7,8 (1993)

66,3

10,1

228,2

306,2

609,8

Численность вооруженных сил, млн. чел. Armed forces, mln.

1,9 (1992)

1,45*

3,5

2,7*

2,18

1,35*

Внешняя торговля / International trade (WTO, WB)

Экспорт товаров, млрд. долл., текущие цены Export of goods, bln. Dollars, current prices

...

353,5

62,1

2263,4

393,6

1546,3

Промышленность / Industry (WB, NBS, UN data, OICA, Росстат)

Добавленная стоимость в промышленности (включая строительство), млрд. долл., текущие цены Industry, value added (incl. construction), billion dollars, current prices

232,5

474

148

4951

1493

3520*

Демографические показатели / Demographic indicators (NBC, CDC, U.S. Census Bureau, WB, Росстат)

Численность населения на конец года, млн. чел.Population at the end of the year, mln.

148,3

146,9

1143

1390

253

326,5

Примечания к таблице: (...) – достоверные данные отсутствуют или не найдены; * – данные за 2016 г. IMF – International Monetary Fund; WB – World Bank; WTO – World Trade Organization; SIPRI – Stockholm International Peace Research Institute; NBS – National Bureau of Statistics of China; USDA – United States Department of Agriculture; OECD – Organization for Economic Co-operation and Development; OICA – International Organization of Motor Vehicle Manufacturers; CDC – Centers for Disease Control and Prevention, USA.

При этом, в отличие от США, экономика Китайской Народной Республики основывается на реальном производстве. Подтверждением этого являются следующие официальные статистические данные: КНР лидирует в мире по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом Китай уступает США и Японии по уровню развития сферы услуг. Если в США доля занятых в сервисных отраслях достигает 81,2 %, в Российской Федерации – 62,3 %, то в Китае эта доля не превышает 32,7 % [2].

Доминирование в экономике Китая реального сектора свидетельствует о физической, а не виртуально-спекулятивной, как в США, основе для геоэкономической мощи КНР. Несмотря на остывание Китая по показателю ВВП на душу населения от стран «золотого миллиарда» и России, необходимо учитывать то обстоятельство, что экономическая мощь государства проявляется в том, сколько ресурсов оно может сконцентрировать на стратегически важных направлениях. Согласно этому критерию Китай можно и нужно рассматривать в качестве сверхдержавы.

В настоящее время именно Китай является самым большим рынком в сфере автомобилестроения. Хотя в недалёких 1970-х гг. этот рынок в стране практически отсутствовал.

В СССР насчитывалось не менее шести крупнейших заводов, производивших автомобили и грузовики. По количеству всей продукции машиностроения (включая сельскохозяйственную технику, производственное оборудование и т.д.), Советский Союз превосходил США. Отдельно отметим, что в СССР трудилось значительно больше, чем в США, инженеров и ученых. Отставание Китая в этом направлении было просто огромным.

Все это было в 1970-1980-е гг. За период 90-ых годов Китай и страны, сформировавшиеся после распада СССР, поменялись местами.

Если бы Советский Союз пошел по пути, выбранному Китаем, ему удалось бы не просто избежать глубочайшего кризиса, но и добиться значительных успехов, учитывая ту материально-техническую и интеллектуальную базу, которой он располагал. Традиционные советские институты, при условии их сохранения и модернизации, располагая высокими технологиями, были способны постепенно осуществить необходимые реформы, ограничивая при этом влияние глобального рынка. Это демонстрирует пример Китая.

Концепция китайских реформ 1980–1990-х гг. в значительной мере базировалась на идеях Н.И. Бухарина. Китайцам был хорошо известен опыт реализации новой экономической политики в СССР в 1920-е гг. В 1990-х гг. в Китае стал достаточно часто звучать тезис Бухарина Н.И. о том, что человек должен стать хозяином своей судьбы и стремиться к росту своего благосостояния путем накопления и последующего инвестирования средств («вперед к богатству»).

Еще в 1979 г. Дэн Сяопин, вслед за Н.И. Бухариным провозгласил, что равенство в нищете – это не социализм; социализм предполагает возможность каждого увеличивать свое благосостояние, а для этого нужна мотивация, без утраты, однако, контроля над ситуацией.

В Китае частный сектор был допущен в сферу услуг: людям позволили без всяких ограничений создавать небольшие магазины, кафе и рестораны, небольшие мануфактуры, малый бизнес.

Учредить предприятие было довольно просто – требования по начальному капиталу были крайне мягкими. Прежде всего, это относилось к легкой и пищевой промышленности: заведения общественного питания, ателье по пошиву одежды и т. д.

Огромное значение для Китая сыграл сохраненный механизм контролируемого доступа к международному капиталу, работающий таким образом, чтобы этот капитал обеспечивал привлечение в страну высоких технологий. Однако базовые отрасли промышленности, инфраструктура, большая часть науки и образования, крупнейшие банки оставались в государственной собственности.

При этом основой достигнутых успехов стало непреложное положение о недопустимости передачи глобальному бизнесу контроля над национальной экономикой.

Отметим, что именно Китай является в настоящее время крупнейшим соседом Российской Федерации. В районе Дальнего Востока протяженность границ между этими странами на Дальнем Востоке составляет 4300 км. Китай представляет собой один из наиболее перспективных рынков для сбыта производимой и планируемой к производству продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Торговля с Китаем выступает одним из основных источников постоянного грузопотока, необходимого для строительства логистических центров и транспортных узлов. Помимо этого, китайская экономика, являясь второй по величине производимого ВВП в мире, располагает достаточным количеством финансовых ресурсов, которые можно инвестировать в развитие Дальнего Востока и Сибири.

Китай и Россия уже сейчас реализуют множество проектов приграничного сотрудничества и планов по его расширению. Главное во внешней политике Китая – это прагматизм и реализм. Сегодня Российская Федерация рассматривается Пекином как: 1. Важный союзник в борьбе с диктатом Запада, серьезно ослабленный, но сохранивший рычаги влияния. 2. Как страна, способная проводить относительно независимую политику. 3. Как источник сырья и энергоресурсов. 4. Как источник современных технологий в тех областях, в которых затруднено сотрудничество КНР и Запада. 5. РФ находится в огромной зависимости от китайского импорта (от электроники до продовольствия), вследствие чего является для Китая важнейшим рынком сбыта и источником валютных поступлений [1].

Учитывая географическое соседство, а следовательно, и неизбежное в таком случае сотрудничество между странами, а также весьма не однозначную позицию Китая в отношении России, необходим тщательный анализ этих взаимоотношений.

Что касается населения, то по данному показателю Россия относится к Китаю также, как Нидерланды к России. В приграничных с Китаем российских регионах насчитывается 5 миллионов человек, в то время, как в приграничных китайских территориях – 90 миллионов человек. По размеру произведенного ВВП Россия отмечается пятикратное отставание нашей страны от Китая, по объёму промышленной продукции – шестикратное. С точки зрения торговой важности для Китая, РФ занимает далеко не лидирующие позиции: на нее приходится 1,65 % внешнеторгового оборота Китая [8].

В структуре экспорта России в Китай в 2018 году (и в 2017 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров [16]: минеральные продукты – 76,19 % от всего объема российского экспорта в КНР (для сравнения: в 2017 году – 67,80 %); древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 8,62 % (в 2017 году – 10,71 %); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё – 4,50 % (в 2017 году – 4,56 %). Таким образом, очевидно, что Россия в плане объема экспортной поставки, отдает преимущество природным ресурсам. В первую очередь – газ, нефть и другое сырье [15].

В структуре импорта России из Китая в 2018 году (и в 2017 году) доминировали следующие товары: машины, оборудование и транспортные средства – 57,12 % всего российского импорта из Китая (в 2017 году – 58,95 %); текстиль и обувь – 11,17 % (в 2017 году – 11,13 %); продукция химической промышленности – 9,91 % (в 2017 году – 8,97 %).

Китай возглавил топ-5 торговых партнеров России по итогам 2018 г. При этом сама Россия занимает девятую позицию среди торговых партнеров Китая [11].

Что касается политического союза, то и о нем говорить сейчас весьма проблематично. По многим вопросам, значимым для геополитических интересов России, Китай занимает весьма не однозначную позицию.

Например, в 2014 г. во время голосования в ООН по вопросу о признании итогов референдума в Крыму, Китай воздержался (также, как и Индия, Бразилия, ЮАР, которые являются российскими партнерами по БРИКС).

Точно также, когда речь заходит о том, что «стратегическим консенсусом» России и Китая является противодействие международному терроризму, важно учитывать весьма различное представление, которое вкладывается этими странами в понятие международного терроризма.

Если для России международный терроризм ассоциируется, прежде всего, с ИГИЛ (запрещенная в России организация), для Китая главным противником выступает Исламское движение Восточного Туркестана и другие уйгурские националисты.

Таким образом, невозможно сейчас говорить о согласованной внешней политике России и Китая, их согласованном подходе к существующим проблемам в сфере международных отношений.

Сотрудничество с Россией будет и далее использоваться Китаем для продвижения своих интересов в регионе.

Во-первых, Китай традиционно реализует политику активного продвижения китайских товаров на рынках иностранных государств. Конкурентные преимущества в виде цены, членства в ВТО создают для этого благоприятные условия. Вместе с тем, такой приток китайских товаров на российский рынок оказывает весьма негативное влияние на производителей отечественной продукции, лишая их рынка сбыта. Для российских товаропроизводителей китайская экспансия в таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильное производство, отрасли машиностроения, представляет серьезную угрозу.

Во-вторых, инвестиционная активность Китая реализуется в ограниченных отраслях, главным образом в секторе добычи природных ресурсов и продовольствия. Крупнейшие инвестиционные проекты Китая в Африке и Латинской Америке показывают, что в развитие обрабатывающей промышленности китайский капитал не инвестируется.

В-третьих, инфраструктурные проекты, которые КНР предполагает реализовать в рамках Шелкового пути: порты, железные дороги обеспечивают исключительно продвижение китайских товаров и быструю транспортировку добытых ресурсов или продовольствия из глубины страны до порта, а затем морским путем – в Китай. Шелковый путь призван обеспечить решение тех же задач: сухопутный транспортный коридор, предназначенный для перемещения китайских товаров из удаленных от морских портов регионов Китая в Европу, при одновременном попутном грузопотоке минерального сырья азиатских республик, используемого для потребностей китайской экономики.

Выводы

Каким же образом Россия должна строить взаимоотношения с Китаем, чтобы нейтрализовать все возможные риски для национальной экономики? Российская стратегия в отношении Китая должна предполагать: 1) динамичное развитие экономического сотрудничества, не вступая с Китаем в формальный союз, поскольку при нынешнем соотношении ВВП (5:1 в пользу Китая) российские позиции по ценам и условиям поставок энергоносителей были бы ослаблены; 2) форсированное формирование единого евразийского экономического пространства от Дальнего Востока до Европы включительно, с удержанием лидирующих позиций на нем; 3) восстановление высоких темпов экономического роста на уровне 5–7 % годовых; 4) сохранение роли надежного торгового партнера для Европы, при укреплении экономических отношений с Германией; 5) ослабление связей Франции с Атлантическим блоком с целью формирования впоследствии оси «Париж, Берлин, Москва».