Введение
Взаимоотношения между Россией и Китаем начались ещё в тринадцатом веке, когда русские начали осваивать сибирские территории. Первый русско-китайский договор был подписан 12 августа 1689 г. В настоящее время, когда произошел разворот внешней политики России на Восток, Китай называют одним из важнейших экономических и политических союзников России.
Отношения между Россией и Китаем играют важную роль в мире, что объясняется их национальной мощью и международным статусом. Достаточно велико влияние российско-китайских отношений на современное положение и перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). От этого фактора во многом зависит решение общих задач, обозначенных в стратегии развития ШОС до 2025 года. В связи с этим исследование российско-китайский отношений представляется значимой научной проблемой.
Цель исследования – выявить потенциальные опасности для российской экономики от торгово-экономического и политического сотрудничества с Китаем и сформулировать основы, на которых должны строиться взаимоотношения с Китаем.
Материал и методы исследования
Теоретические исследования по вопросам российско-китайских отношений осуществлены российскими учеными-востоковедами: профессором Е.П. Бажановым [3, 4], академиком М.Л. Титаренко [13, 14], профессором Ю.М. Галеновичем [5, 6, 7].
Данные авторы, исследуя теоретические аспекты международных отношений, указывают на российско-китайское сближение как фактор формирования новой парадигмы безопасности в мире.
Отдельно отметим работы китайских ученых, занимающихся комплексными вопросами современной китайской внешней политики с Россией и странами Центральной Азии: Цзэн Сянхун [17], Син Гуанчэн [12], Чжэн Юннянь [18], Цзян Чжэньцзюнь [19], Ли Цзин [10].
В рамках данного исследования применялся широкий набор исследовательских методов: системный анализ, сравнительно-исторический метод, принципы объективного и политического реализма, междисциплинарный подход.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ российско-китайских отношений позволяет сделать вывод о высокой динамике их развития, базирующейся на прочной правовой базе, характеризующихся разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.
Дипломатические отношения между Китайской Народной Республикой (КНР) и Советским Союзом были установлены 2 октября 1949 г. Отметим, что Советский Союз первым из иностранных государств официально признал КНР в качестве полноправного участника мировой экономики.
Ответным жестом стало признание правительством Китая после распада СССР Российской Федерации в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза 24 декабря 1991 г.
Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия на современном этапе получили отражение в подписанном 16 июля 2001 г. договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем.
В соответствии с этим договором российско-китайские отношения официально рассматриваются обеими сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Проанализируем, насколько это соответствует действительности.
Китайская экономика является в настоящее время второй в мире по объему ВВП (таблица) [9].
Сравнительный анализ экономик России, Китая и США
Показатель |
Россия Russia |
Китай China |
США USA |
|||
1990 (РСФСР) |
2017 |
1990 |
2017 |
1990 |
2017 |
|
Территория, млн. кв. км Area total, million sq km |
17,1 |
17,1 |
9,6 |
9,6 |
9,8 |
9,8 |
Общие показатели экономики / General Economic Indicators (IMF, WB, NBS, Росстат, OECD) |
||||||
Валовой внутренний продукт, млрд. долл., текущие цены Gross Domestic Product (GDP), bln. Dollars, current prices |
1102 |
1578 |
390 |
12015 |
5980 |
19485 |
Суммарные инвестиции в процентах от ВВП Total investment as a percentage of GDP |
31,9 |
24,3 |
34,4 |
44,4 |
21,5 |
20,6 |
Оборона / Defense (SIPRI, WB) |
||||||
Расходы на оборону, млрд. долл., текущие цены Defense spending, billions of dollars, current prices |
7,8 (1993) |
66,3 |
10,1 |
228,2 |
306,2 |
609,8 |
Численность вооруженных сил, млн. чел. Armed forces, mln. |
1,9 (1992) |
1,45* |
3,5 |
2,7* |
2,18 |
1,35* |
Внешняя торговля / International trade (WTO, WB) |
||||||
Экспорт товаров, млрд. долл., текущие цены Export of goods, bln. Dollars, current prices |
... |
353,5 |
62,1 |
2263,4 |
393,6 |
1546,3 |
Промышленность / Industry (WB, NBS, UN data, OICA, Росстат) |
||||||
Добавленная стоимость в промышленности (включая строительство), млрд. долл., текущие цены Industry, value added (incl. construction), billion dollars, current prices |
232,5 |
474 |
148 |
4951 |
1493 |
3520* |
Демографические показатели / Demographic indicators (NBC, CDC, U.S. Census Bureau, WB, Росстат) |
||||||
Численность населения на конец года, млн. чел.Population at the end of the year, mln. |
148,3 |
146,9 |
1143 |
1390 |
253 |
326,5 |
Примечания к таблице: (...) – достоверные данные отсутствуют или не найдены; * – данные за 2016 г. IMF – International Monetary Fund; WB – World Bank; WTO – World Trade Organization; SIPRI – Stockholm International Peace Research Institute; NBS – National Bureau of Statistics of China; USDA – United States Department of Agriculture; OECD – Organization for Economic Co-operation and Development; OICA – International Organization of Motor Vehicle Manufacturers; CDC – Centers for Disease Control and Prevention, USA.
При этом, в отличие от США, экономика Китайской Народной Республики основывается на реальном производстве. Подтверждением этого являются следующие официальные статистические данные: КНР лидирует в мире по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом Китай уступает США и Японии по уровню развития сферы услуг. Если в США доля занятых в сервисных отраслях достигает 81,2 %, в Российской Федерации – 62,3 %, то в Китае эта доля не превышает 32,7 % [2].
Доминирование в экономике Китая реального сектора свидетельствует о физической, а не виртуально-спекулятивной, как в США, основе для геоэкономической мощи КНР. Несмотря на остывание Китая по показателю ВВП на душу населения от стран «золотого миллиарда» и России, необходимо учитывать то обстоятельство, что экономическая мощь государства проявляется в том, сколько ресурсов оно может сконцентрировать на стратегически важных направлениях. Согласно этому критерию Китай можно и нужно рассматривать в качестве сверхдержавы.
В настоящее время именно Китай является самым большим рынком в сфере автомобилестроения. Хотя в недалёких 1970-х гг. этот рынок в стране практически отсутствовал.
В СССР насчитывалось не менее шести крупнейших заводов, производивших автомобили и грузовики. По количеству всей продукции машиностроения (включая сельскохозяйственную технику, производственное оборудование и т.д.), Советский Союз превосходил США. Отдельно отметим, что в СССР трудилось значительно больше, чем в США, инженеров и ученых. Отставание Китая в этом направлении было просто огромным.
Все это было в 1970-1980-е гг. За период 90-ых годов Китай и страны, сформировавшиеся после распада СССР, поменялись местами.
Если бы Советский Союз пошел по пути, выбранному Китаем, ему удалось бы не просто избежать глубочайшего кризиса, но и добиться значительных успехов, учитывая ту материально-техническую и интеллектуальную базу, которой он располагал. Традиционные советские институты, при условии их сохранения и модернизации, располагая высокими технологиями, были способны постепенно осуществить необходимые реформы, ограничивая при этом влияние глобального рынка. Это демонстрирует пример Китая.
Концепция китайских реформ 1980–1990-х гг. в значительной мере базировалась на идеях Н.И. Бухарина. Китайцам был хорошо известен опыт реализации новой экономической политики в СССР в 1920-е гг. В 1990-х гг. в Китае стал достаточно часто звучать тезис Бухарина Н.И. о том, что человек должен стать хозяином своей судьбы и стремиться к росту своего благосостояния путем накопления и последующего инвестирования средств («вперед к богатству»).
Еще в 1979 г. Дэн Сяопин, вслед за Н.И. Бухариным провозгласил, что равенство в нищете – это не социализм; социализм предполагает возможность каждого увеличивать свое благосостояние, а для этого нужна мотивация, без утраты, однако, контроля над ситуацией.
В Китае частный сектор был допущен в сферу услуг: людям позволили без всяких ограничений создавать небольшие магазины, кафе и рестораны, небольшие мануфактуры, малый бизнес.
Учредить предприятие было довольно просто – требования по начальному капиталу были крайне мягкими. Прежде всего, это относилось к легкой и пищевой промышленности: заведения общественного питания, ателье по пошиву одежды и т. д.
Огромное значение для Китая сыграл сохраненный механизм контролируемого доступа к международному капиталу, работающий таким образом, чтобы этот капитал обеспечивал привлечение в страну высоких технологий. Однако базовые отрасли промышленности, инфраструктура, большая часть науки и образования, крупнейшие банки оставались в государственной собственности.
При этом основой достигнутых успехов стало непреложное положение о недопустимости передачи глобальному бизнесу контроля над национальной экономикой.
Отметим, что именно Китай является в настоящее время крупнейшим соседом Российской Федерации. В районе Дальнего Востока протяженность границ между этими странами на Дальнем Востоке составляет 4300 км. Китай представляет собой один из наиболее перспективных рынков для сбыта производимой и планируемой к производству продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Торговля с Китаем выступает одним из основных источников постоянного грузопотока, необходимого для строительства логистических центров и транспортных узлов. Помимо этого, китайская экономика, являясь второй по величине производимого ВВП в мире, располагает достаточным количеством финансовых ресурсов, которые можно инвестировать в развитие Дальнего Востока и Сибири.
Китай и Россия уже сейчас реализуют множество проектов приграничного сотрудничества и планов по его расширению. Главное во внешней политике Китая – это прагматизм и реализм. Сегодня Российская Федерация рассматривается Пекином как: 1. Важный союзник в борьбе с диктатом Запада, серьезно ослабленный, но сохранивший рычаги влияния. 2. Как страна, способная проводить относительно независимую политику. 3. Как источник сырья и энергоресурсов. 4. Как источник современных технологий в тех областях, в которых затруднено сотрудничество КНР и Запада. 5. РФ находится в огромной зависимости от китайского импорта (от электроники до продовольствия), вследствие чего является для Китая важнейшим рынком сбыта и источником валютных поступлений [1].
Учитывая географическое соседство, а следовательно, и неизбежное в таком случае сотрудничество между странами, а также весьма не однозначную позицию Китая в отношении России, необходим тщательный анализ этих взаимоотношений.
Что касается населения, то по данному показателю Россия относится к Китаю также, как Нидерланды к России. В приграничных с Китаем российских регионах насчитывается 5 миллионов человек, в то время, как в приграничных китайских территориях – 90 миллионов человек. По размеру произведенного ВВП Россия отмечается пятикратное отставание нашей страны от Китая, по объёму промышленной продукции – шестикратное. С точки зрения торговой важности для Китая, РФ занимает далеко не лидирующие позиции: на нее приходится 1,65 % внешнеторгового оборота Китая [8].
В структуре экспорта России в Китай в 2018 году (и в 2017 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров [16]: минеральные продукты – 76,19 % от всего объема российского экспорта в КНР (для сравнения: в 2017 году – 67,80 %); древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 8,62 % (в 2017 году – 10,71 %); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё – 4,50 % (в 2017 году – 4,56 %). Таким образом, очевидно, что Россия в плане объема экспортной поставки, отдает преимущество природным ресурсам. В первую очередь – газ, нефть и другое сырье [15].
В структуре импорта России из Китая в 2018 году (и в 2017 году) доминировали следующие товары: машины, оборудование и транспортные средства – 57,12 % всего российского импорта из Китая (в 2017 году – 58,95 %); текстиль и обувь – 11,17 % (в 2017 году – 11,13 %); продукция химической промышленности – 9,91 % (в 2017 году – 8,97 %).
Китай возглавил топ-5 торговых партнеров России по итогам 2018 г. При этом сама Россия занимает девятую позицию среди торговых партнеров Китая [11].
Что касается политического союза, то и о нем говорить сейчас весьма проблематично. По многим вопросам, значимым для геополитических интересов России, Китай занимает весьма не однозначную позицию.
Например, в 2014 г. во время голосования в ООН по вопросу о признании итогов референдума в Крыму, Китай воздержался (также, как и Индия, Бразилия, ЮАР, которые являются российскими партнерами по БРИКС).
Точно также, когда речь заходит о том, что «стратегическим консенсусом» России и Китая является противодействие международному терроризму, важно учитывать весьма различное представление, которое вкладывается этими странами в понятие международного терроризма.
Если для России международный терроризм ассоциируется, прежде всего, с ИГИЛ (запрещенная в России организация), для Китая главным противником выступает Исламское движение Восточного Туркестана и другие уйгурские националисты.
Таким образом, невозможно сейчас говорить о согласованной внешней политике России и Китая, их согласованном подходе к существующим проблемам в сфере международных отношений.
Сотрудничество с Россией будет и далее использоваться Китаем для продвижения своих интересов в регионе.
Во-первых, Китай традиционно реализует политику активного продвижения китайских товаров на рынках иностранных государств. Конкурентные преимущества в виде цены, членства в ВТО создают для этого благоприятные условия. Вместе с тем, такой приток китайских товаров на российский рынок оказывает весьма негативное влияние на производителей отечественной продукции, лишая их рынка сбыта. Для российских товаропроизводителей китайская экспансия в таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильное производство, отрасли машиностроения, представляет серьезную угрозу.
Во-вторых, инвестиционная активность Китая реализуется в ограниченных отраслях, главным образом в секторе добычи природных ресурсов и продовольствия. Крупнейшие инвестиционные проекты Китая в Африке и Латинской Америке показывают, что в развитие обрабатывающей промышленности китайский капитал не инвестируется.
В-третьих, инфраструктурные проекты, которые КНР предполагает реализовать в рамках Шелкового пути: порты, железные дороги обеспечивают исключительно продвижение китайских товаров и быструю транспортировку добытых ресурсов или продовольствия из глубины страны до порта, а затем морским путем – в Китай. Шелковый путь призван обеспечить решение тех же задач: сухопутный транспортный коридор, предназначенный для перемещения китайских товаров из удаленных от морских портов регионов Китая в Европу, при одновременном попутном грузопотоке минерального сырья азиатских республик, используемого для потребностей китайской экономики.
Выводы
Каким же образом Россия должна строить взаимоотношения с Китаем, чтобы нейтрализовать все возможные риски для национальной экономики? Российская стратегия в отношении Китая должна предполагать: 1) динамичное развитие экономического сотрудничества, не вступая с Китаем в формальный союз, поскольку при нынешнем соотношении ВВП (5:1 в пользу Китая) российские позиции по ценам и условиям поставок энергоносителей были бы ослаблены; 2) форсированное формирование единого евразийского экономического пространства от Дальнего Востока до Европы включительно, с удержанием лидирующих позиций на нем; 3) восстановление высоких темпов экономического роста на уровне 5–7 % годовых; 4) сохранение роли надежного торгового партнера для Европы, при укреплении экономических отношений с Германией; 5) ослабление связей Франции с Атлантическим блоком с целью формирования впоследствии оси «Париж, Берлин, Москва».