Введение
Поскольку в экономике нового уклада ключевыми факторами экономической деятельности становятся электронные технологии и услуги, а также представленные в цифровом виде объемные, многоотраслевые данные, конкурентным преимуществом обладают те государства, экономика которых основывается на наиболее продвинутых электронных технологиях и услугах, включая технологии анализа «больших данных» и прогностические технологии.
В этой связи главной целью программы развития цифровой экономики Российской Федерации, направленной на создание условий для развития общества знаний, рост благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами, становится создание экосистемы цифровой экономики в Российской Федерации.
Создание и успешное функционирование такой экосистемы возможно только при условии осознанного формирования и развития высокого уровня цифровой грамотности – системы знаний, навыков и установок, насущно необходимых для жизни в цифровом обществе, способствующих достижению главной цели цифровизации – повышению качества жизни людей.
Цель исследования
Целью исследования является получение объективных данных о готовности российских педагогов высшей школы к использованию возможностей, предоставляемых сегодня цифровыми технологиями, в своей профессиональной деятельности; о способности педагога транслировать обучающемуся необходимые знания, навыки, основанные на его цифровой грамотности и профессиональных ИКТ-компетенциях в соответствии с требованиями, предъявляемыми формирующейся цифровой экономикой. В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога – это знания, навыки и установки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах – от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.
Материал и методы исследования
Сбор данных осуществлялся Аналитическим центром НАФИ методом онлайн-опроса преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы [1]. Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 634 преподавателя высшей школы. Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9 % для выборки преподавателей вузов.
Наиболее многочисленная возрастная группа опрошенных – преподаватели вузов в возрасте от 36 до 45 лет (31 %), затем следуют преподаватели в возрасте от 56 лет и старше (26 %), 23 % – от 46 до 55 лет и 20 % преподавателей – младше 35 лет. Среди участников исследования больше женщин (67 %). Почти две трети преподавателей вузов читают гуманитарные и общественные дисциплины (61 %), 39 % преподают точные науки. Половина преподавателей (49 %) ведут занятия уже более 20 лет, 32 % – от 11 до 20 лет, 19 % имеют стаж менее 10 лет.
По оценкам трети преподавателей высшей школы (32 %), 40–100 % их коллег неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют. 19 % преподавателей используют цифровые технологии менее 5 лет. Подавляющее большинство педагогов (больше 90 %) активно используют интернет и не испытывают трудностей в работе на компьютере и других цифровых устройствах. При этом больше двух третей преподавателей интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами (69 %) и 59 % активно пользуются социальными сетями.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно определению ООН, «цифровая грамотность – это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни».
Согласно проекту DigEuLit, реализованному в Европе в 2005–2006 гг. цифровая грамотность определялась на основе четырех показателей: компьютерной, информационной, визуальной и медиаграмотности [1]. В 2011 году был опубликован подход экспертов ЮНЕСКО, описывающий цифровую грамотность с помощью набора навыков, необходимых для работы с цифровыми медиа и для обработки и поиска информации.
Российское научно-исследовательское сообщество определяет цифровую грамотность как «информационную грамотность» или понимание человеком основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, умение работать с информационными потоками.
В исследовании Аналитического центра НАФИ для оценки цифровой грамотности педагогов применяется подход, базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологиям [1]. Каждый из перечисленных индикаторов оценивается в трёх аспектах: когнитивном (знания), техническом (навыки) и этическом (установки) (табл. 1):
– когнитивный аспект характеризует то, как человек оценивает, создаёт, критически подходит к работе с информацией, компьютером, медиа, как он коммуницирует с другими пользователями и как относится к технологиям;
– технический аспект отражает умение найти нужную информацию, медиаматериал, а также понимание того, как работают цифровые устройства и новые технологии [2];
– этический аспект оценивает установки людей на следование общепринятым нормам при использовании инструментов цифровой среды [3], понимание необходимости проверять достоверность информации и её источников, соблюдение норм общения в сети.
Индекс цифровой грамотности научно-педагогических работников – интегральный индикатор уровня их готовности к цифровой экономике, разработанный на основе подхода, базирующегося на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.
Таблица 1
Индикаторы цифровой грамотности научно-педагогических работников
Знания |
Навыки |
Установки |
|
Информационная грамотность |
Понимание роли и степени влияния информации на жизнь человека |
Умение искать и находить информацию на разных ресурсах |
Понимание пользы и вреда информации |
Компьютерная грамотность |
Понимание технических составляющих компьютера и принципов их взаимодействия |
Легкость в использовании цифровых устройств вне зависимости от платформы/интерфейса |
Понимание «предназначения» компьютера и целей его использования |
Медиа грамотность |
Понимание многообразия источников информации, форм и каналов ее распространения |
Умение искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность |
Критичное отношение к информационным сообщениям, новостям |
Коммуникативная грамотность |
Понимание отличия цифровых коммуникаций от живого общения |
Умение использовать современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры) |
Осознание наличия этики и норм общения в цифровой среде |
Отношение к технологическим инновациям |
Понимание технологических трендов |
Готовность работать с новыми и современными технологиями (приложениями, гаджетами) |
Понимание пользы технологических инноваций, как для развития общества, так и себя лично |
В ходе интервью каждому преподавателю предлагалось ответить на 15 дихотомических вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений, описывающих
1) знания;
2) навыки;
3) установки
в отношении пяти основных измерений (dimensions) цифровой среды:
1) информации (контента);
2) компьютерных технологий4
3) медиа;
4) коммуникаций№
5) инноваций [4].
По каждому из пяти измерений цифровой грамотности преподавателям предлагалось шесть суждений (три верных и три неверных), итого 6•5 = 30 суждений (15 пар).
По каждому из 5 измерений вычисляется доля респондентов, выбравших правильные утверждения. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов в 5 сферах измерения цифровой грамотности.
Индекс принимает значения от 0 (если ни один человек ни в одном из измерений не смог выбрать верные утверждения) до 100 пунктов (если все участники исследования выбрали верные утверждения во всех пяти измерениях).
В ходе анализа выяснилось, что преподаватели высших учебных заведений демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Очевидно, работа в системе современного образования оказывается невозможной без знаний, навыков и установок во всех пяти компонентах цифровой грамотности. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составляет 88 п. п. из 100 возможных.
В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов – 78 п. п. (рис. 1).
Комплексное измерение уровня цифровой грамотности показало, что преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень (рис. 2). Если сравнивать уровень цифровой грамотности научно-педагогических работников и обучающихся, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данной целевой подгруппы продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности – 77 п.п. из 100 возможных.
Рис. 1. Индекс цифровой грамотности преподавателей вузов, в процентных пунктах (из 100 возможных)
Рис. 2. Сравнение компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов и молодёжи в возрасте 18–24 лет, в процентных пунктах (из 100 возможных)
Преподаватели вузов продемонстрировали более высокие показатели практически по всем составляющим индекса цифровой грамотности, но не смогли опередить своих учеников по отношению к инновациям – значение данного подиндекса у молодых людей составляет 81 п. п. против 78 п. п. у преподавателей вузов.
Для оценки каждой из 5 компонент индекса цифровой грамотности применялись 3 вопроса, направленных на выявление знаний, навыков и установок НПР в той или иной сфере работы с цифровыми технологиями и информацией.
В концепции информационной грамотности основное внимание уделяется умению чётко формулировать информацию, необходимую для того, чтобы решить проблему или принять эффективное решение, организовать и расположить её в подходящих и удобных форматах, чтобы удовлетворить интересы предполагаемых пользователей, быстро и легко общаться, использовать информацию по назначению, для которого она была собрана, а затем индексировать и архивировать её для возможного последующего использования.
Информационная грамотность позволяет людям во всех сферах жизни эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения своих личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Информационно грамотный человек способен адекватно интерпретировать полученные сведения, принимать обоснованные суждения, а также самостоятельно создавать различные формы сообщений и транслировать их.
Большинство преподавателей вузов (97 %) при принятии важных решений пользуются информацией из нескольких источников. Практически все преподаватели (98 %) с легкостью могут найти любую информацию в интернете. 76 % опрошенных считают, что информация в интернете может быть как полезной, так и вредной, и стремятся к ограничению вредной информации для распространения.
По мере развития цифровых технологий группы населения, которые имеют к ним доступ, получают всё более широкие возможности. При этом возможности социальных групп, которые имеют меньший доступ к цифровым технологиям или не имеют его вовсе, уменьшаются, снижается их конкурентоспособность.
83 % научно-педагогических работников могут оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение они используют. Работа на компьютере – привычный процесс для 99 % преподавателей вузов. Абсолютно все преподаватели вузов (100 %) отмечают, что компьютер помогает им в решении повседневных задач.
Коммуникативная грамотность – это залог развития и поддержания социальных связей и социального капитала каждого человека. Коммуникация в интернете позволяет компенсировать распад традиционных связей.
87 % преподавателей вузов способны назвать наиболее распространенные сегодня мессенджеры и социальные сети. Свободно могут использовать для общения современные средства коммуникации 89 % преподавателей вузов. Большинство преподавателей вузов (94 %) убеждены, что в интернете должны соблюдаться общепринятые нормы уважительного общения.
Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать новости, допуская, что СМИ могут неполно или недостоверно их освещать. Навык работы с медиа так же, как и остальные навыки, формирующие цифровую грамотность, ведёт к улучшению качества жизни.
Медиаграмотность подразумевает также умение работать с медиаконтентом. В современном обществе люди выступают в двух ролях – как потребители и как производители медиаконтента. Соответственно, человеку необходимо развивать навыки не только потребления, но и создания контента.
Большинство преподавателей вузов (86 %) считают, что любой пользователь может разместить в интернете любую новость или сообщение, которые смогут увидеть тысячи людей. В основном все преподаватели вузов (95 %) знают, как всегда быть в курсе последних событий и новостей – где прочитать, посмотреть, услышать последние новости. 91 % преподавателей вузов обладают критической установкой, считая, что ни одно СМИ не является полностью независимым и объективным и поэтому может случайно или намеренно исказить информацию.
Отношение человека к инновационным технологиям стоит в одном ряду с информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотностью. Если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности [5].
Примерно две трети преподавателей вузов (72 %) стараются быть в курсе технологических новинок, следят за трендами в сфере технологий. Преподаватели вузов (84 %) в основном отмечают, что использование современных технологий (гаджетов и приложений) не вызывает у них затруднений. Большинство преподавателей вузов (78 %) придерживаются мнения, что современные гаджеты и приложения помогают людям в повседневной жизни, делают жизнь проще.
Таким образом, результаты оценки уровня цифровой грамотности НПР показывают, что две трети преподавателей вузов имеют достаточно знаний, навыков и следуют верным установкам. Тем не менее, существует необходимость развития у педагогов:
– знаний в области современной компьютерной техники и программного обеспечения, а также принципов их работы;
– навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений);
– установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека.
Данный шаг является необходимой предпосылкой для последующего развития ИКТ-компетенций, применяемых в профессиональной деятельности научно-педагогическими работниками.
Выводы (заключение)
Для повышения уровня цифровой грамотности российским педагогам необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении восприятия пользы современных технологичных устройств, а также в области верификации информации из открытых интернет-ресурсов и СМИ.
Увеличению интереса педагогов к трендам и новинкам в сфере технологий может способствовать создание комфортной цифровой среды в учебных заведениях, а также ознакомление преподавателей с возможностями цифровых технологий, которые позволят упростить их профессиональную деятельность.
В сфере образования необходимо принять стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ-компетенций педагогов, одним из важнейших направлений которых может стать развитие компетенций критического мышления, а также расширение знаний и навыков использования современных цифровых технологий – компьютерной техники и программного обеспечения – в образовательном процессе.
В системе образования при поддержке государства и бизнеса необходимо разрабатывать программы повышения компьютерной грамотности преподавателей, обеспечивать методическую поддержку их деятельности, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Важным пунктом является создание доступной цифровой среды для преподавателей из всех регионов России.
Государство может способствовать внедрению программ и политики внутренней информационной безопасности для вузов, в том числе при работе с персональными данными педагогов и учащихся. Без сомнения, будет наблюдаться дальнейшее расширение применения компьютерных технологий в вузах в исследовательской деятельности, в работе с источниками, в анализе и обработке данных, непосредственно в образовательном процессе.