Введение
В условиях быстроменяющейся ситуации в мире современную предпринимательскую структуру трудно представить без использования информационных и цифровых технологий. Их использование облегчило и даже изменило различные сферы предпринимательской деятельности и соответственно управленческие процессы. Термин «цифровизация» в нашем исследовании был выбран по причине его более широкой трактовки, по сравнению с термином «цифровая экономика». Цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологий, генерации данных, их передачи, обработки, хранения и визуализации в самые различные сферы деятельности не только экономики, но и общества [11].
На сегодняшний день в научной литературе встречаются исследования, касающиеся такого явления, как цифровизация. Эти исследования преимущественно носят описательный характер и касаются различных сфер деятельности современного общества. А именно последствий цифровой экономики для современного общества [1], её влияние на предприятия различных сфер деятельности [2, 10, 12, 6, 7, 13], а также вопросы цифровизации различных секторов экономики [4, 5, 8, 14]. Исследованию же вопросов влияния цифровизации на бизнес-процессы предпринимательских структур в научной литературе внимания не было уделено.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования выступили информационные источники о последствиях цифровизации экономики и общества, а также статистические сборники «Индикаторы цифровой экономики 2017–2018 гг.». В ходе анализа источников литературы по теме исследования были применены обобщение, систематизация, SWOT-анализ, анализ источников, сравнение и некоторые другие методы исследования.
Результаты и их обсуждения
Функционирование предпринимательских структур в современных условиях подразумевает набор бизнес-процессов, которые протекают внутри этой структуры, от эффективности построения и функционирования которых зависит эффективность её деятельности. Понятие «бизнес-процесс» в научной литературе описывается с различных точек зрения [13, 14]. В данном исследовании под бизнес-процессом предпринимательской структуры понимается упорядоченная последовательность выполняемых действий, операция по преобразованию «входа» (материалы, ресурсы, данные и т. п.) в «выход» (информация, данные, продукт, услуга и т. п.), имеющая бизнес-направленность.
На сегодняшний день наблюдается значительный рост цифровых технологий, что не может не повлиять на возникшую необходимость интегративных изменений процессов управления бизнес-процессами предпринимательских структур. Интернет, мобильные устройства, цифровые платформы и многое другое влияет на сами бизнес-процессы, протекающие в предпринимательских структурах. О необходимости внедрения цифровых технологий в предпринимательскую деятельность говориться в утвержденной в 2017 году программе развития цифровых технологий РФ. Целью программы является – организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий в различные области жизни и общества – и в экономике, и предпринимательском секторе [11].
По данным на 2015 год около 90 % предпринимательского сектора экономики используют персональный компьютер, 53,8 % сервера, 85,3 % интернет, 41,4 веб-сайт [9]. Вопросы цифровизации общества затрагивают значительное число проекций в предпринимательских структурах. Изменения технологий, влекут за собой изменения в бизнес-процессах предпринимательских структур и затрагивают:
– управление персоналом;
– финансовые процессы;
– маркетинговые процессы;
– управление обслуживанием;
– логистические процессы;
– производственный процесс, включая проектирование и разработку, и другие бизнес-процессы.
Перечень этих бизнес-процессов специфичен для каждой предпринимательской структуры, и отличается в зависимости от вида и условий деятельности предпринимательской структуры.
В условиях быстрорастущих информационных технологий предпринимательские структуры вынуждены внедрять современные технологии в свою деятельность. Применение компьютеров и смежной техники, интернета, мобильной связи на современном этапе развития общества в рамках деятельности предпринимательских структур является совершенно естественным и просто необходимым условием их функционирования. Кроме этого, возникает необходимость внедрения в работу предпринимательских структур блокчейнов, оболочных вычислений, нейронных сетей и многих других технологий.
К 2020 году ожидается серьезный дефицит кадров по всему миру и РФ в том числе. К этому периоду времени 30 % технических рабочих мест будут вакантны в связи с нехваткой высокообразованных кадров – согласно исследованию Gartner. Озвучиваются также серьезные проблемы с кибербезопасностью, объемом инвестиций, однако самой серьезной проблемой в соответствии с исследованиями BCG будет нехватка высококвалифицированных работников [8].
Все это ведет к необходимости внедрения корректировок в происходящие бизнес-процессы, связанные с управлением персоналом. В 21 веке изменились сами люди. Для многих молодых людей свойственно отторжение бесполезной работы, им больше свойственно стремление к работе в мульти дисциплинарных командах. Они стремятся к максимально гибкому графику работы, использованию гибких и мобильных методов работы, в том числе на удалении непосредственно от компании, что вполне позволяет современная техника и средства связи. Всё это требует изменения подходов к управлению персоналом организации.
Ряд бизнес-процессов предпринимательских структур, которые затронула цифровизация это маркетинговый процесс и управление обслуживанием. Маркетинговая среда ведения предпринимательской деятельности претерпела серьезные изменения, в связи с активным использованием информационных технологий, новых средств связи. О необходимости изменения подходов к процессу бизнес-администрирования маркетинговой деятельности свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет торговли: 84 млн жителей РФ являются активными пользователями Интернета, 46,6 % – пользуются мобильным интернетом. Увеличился объем Интернет-торговли в России, в 2017 году он составил около 1,1 трлн руб. [8].
Кроме того, активное распространение информационно-вычислительных систем и доступ в интернет не могло не оказать влияния на необходимость изменения традиционных подходов и инструментов управления спросом и взаимодействия с потребителем. На современном этапе развития цифровой среды происходит изменения поведенческих аспектов потребителей, изменения затрагивают и мотивы и предпочтения потребителей. На сегодняшний день изменения в информационно-коммуникационной среде происходят весьма ускоренными темпами, что не может не оказывать влияния на необходимость применения новых, а для некоторых предпринимательских структур абсолютно инновационных методов управления маркетинговой деятельностью.
Трансформация системы бизнес-администрирования предпринимательских структур в условиях активного развития цифровой экономики затрагивает и производственный процесс, в случае ведения бизнеса в сфере производства. Нарастает необходимость кардинального изменения процесса управления производством в связи с нарастающей зависимостью производства от использования цифровых технологий.
На сегодняшний день цифровизация производства нашла отражение в применяемых методах и технологиях управления этим бизнес-процессом. Осуществлены попытки унификации и стандартизации в области промышленной цифровизации. Это нашло отражение в «промышленном интернете вещей». Реализация данной методологии подразумевает оснащение производства специальными измерительными устройствами, которые подключаются к сети обмена данными. Во всем этом процессе задействовано все используемое в компании производственное оборудование. Использование «промышленного интернета вещей» подразумевает компьютеризацию рабочих мест на управленческом уровне, на уровне производства, на уровне сервисного обслуживания, управления персоналом и т. д. Итак, происходит практически полная автоматизация обработки собираемых данных о производственном и управленческом процессе – создается единая информационная сеть. Как показывает мировая практика использование «промышленного интернета вещей» ведут к достижению ряда положительных моментов для производственных предпринимательских структур:
– сокращение сроков подготовки производства;
– сокращение продолжительности производственного цикла;
– рост энергоэффективности и сокращение расходов на эксплуатацию;
– сокращение узких мест на производстве, рост загруженности производства;
– повышение качества конечной продукции.[13]
Также имеет место опыт создания гибких производств.
Развитие информационных технологий, цифровых технологий оказывает серьезное влияние на такой бизнес-процесс предпринимательской структуры, как управление финансами. В 2017 году В.В. Путин утвердил ряд получений, касающихся использования цифровых технологий в финансовой сфере. К примеру, планируется на законодательном уровне утвердить и урегулировать такие понятия, как «цифровой аккредитив», «технология распределения реестров», «смарт-контракт», установить требования к «майнингу» и т. п. Активное распространение цифровых финансовых технологий не может не коснуться не только предпринимательских структур, функционирующих в сфере цифровой экономики, но и предпринимательских структур, задействованных в традиционных видах деятельности. Финансовые технологии это любые технологические новшества в сфере финансов, которые подразумевают и использование компьютерных программных продуктов для ведения вопросов, касающихся финансовой деятельности компании, и использование специальных банковских продуктов для осуществления взаимодействия с ними предпринимателя и многое другое.
Выводы
Внедрение в жизнь цифровых технологий, очевидно, требует модификации менеджмента предпринимательских структур. Традиционные бюрократические структуры в условиях цифровизации общества теряют свою эффективность. Цифровизация общества затрагивает бизнес-процессы происходящие внутри предпринимательских структур различных видов деятельности.
Маркетинговые процессы, происходящие внутри предпринимательских структур должны претерпеть изменения в сторону клиентооориентированности предпринимательской структуры. Современные методы продвижения продукции, цифровые платформы и т. п., все это позволит реализовать клиентоориентированный подход в условиях цифровой экономики, учесть интересы каждого конкретного покупателя.
Бизнес-процессы, связанные с управлением персонала в предпринимательской структуре должны быть полностью ориентированы на компетентностный подход. Выражение «знание – сила» в условиях цифровизации общества приобретают серьезный вес. Высококвалифицированные кадры вполне могут рассматриваться, как движущая сила современной предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики.
Производственные и финансовые бизнес-процессы в предпринимательских структурах претерпевают серьезные, можно казать кардинальные изменения. С учетом нарастающих тенденций к автоматизации, внедрению новых производственных и финансовых технологий, становится ясно, что эти бизнес-процессы в привычном для предпринимателя виде не могут существовать. Конкурентная среда предпринимателя требует внедрение и применение «достижений» цифрового века в своей деятельности.