Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INFLUENCE OF THE CRISIS ON THE DEVELOPMENT OF COMPANIES

Musostovа D.Sh. 1 Musostov Z.R. 1 Bisaeva A.I. 1 Mezhidov A.A. 1 Khizriev D.L. 1
1 Chechen State University
This article discusses current issues of the financial crisis in the Russian economy. Also, some approaches for the development of companies and the impact of the crisis on the country’s economy, where a new economic policy with respect to manufacturers are needed, have been put forward. It is necessary to conduct an audit of the supervisory authorities and their functions and substantially revise the requirements themselves. Banks must support domestic producers. It should also be noted that Russia now faces a very acute question: where to get investment funds in the long term in the context of current geopolitical risks and economic fluctuations. The country needs investments in technology in the energy sector. In the current macroeconomic and political situation, the main task of the country is to create the most comfortable conditions for investors, as well as the implementation of various measures of state stimulation of investment inflows. One of the important directions of the economy of our region (the Chechen Republic) is the development of tourism. This industry serves as an incentive for economic growth in the region, including the creation of new jobs and the influx of investment. Using the natural-climatic and historical-cultural potential of the region, it is possible to create a large complex of tourist and recreational facilities.
economic crisis
country’s economy
sanctions
capital

Финансовый кризис, который набрал силу в 2007 году, к началу 2009 года приобрел черты мирового экономического кризиса. Для российской экономики, которая, казалось, должна была не так болезненно отреагировать на кризис, последствия глобальных экономических изменений оказались более тяжелыми, чем это прогнозировалось на первых этапах кризиса. Так кризис, начавшийся в 2014 году, был спровоцирован падением цены на нефть, экономическими санкциями со стороны стран Запада, а также оттоком капитала.Россия на момент начала первой волны кризиса обладала существенными финансовыми резервами, профицитом бюджета и значительным экономическим ростом. Однако, спустя короткий промежуток времени, мы имеем падение производства по отдельным отраслям, дефицитный бюджет и сокращение резервов более чем в два раза.

Несмотря на трудности, в первую очередь отсутствие дешевых кредитов, российские предприятия получили шанс для развития в период кризиса. Естественно, в этих условиях усиливается роль государства, и поэтому остро встал вопрос, насколько оно способно поддерживать отечественных производителей. Конечно, импортозамещения – это не сиюминутный процесс.

Между тем можно проследить интересные тенденции. Международные компании становятся все более отечественными. Растет уровень локализации производства международных брендов, например, в автомобильной или мебельной промышленности (сеть «ИКЕА»). Конечно, эти процессы начались не сегодня, и нельзя сказать, что они происходят исключительно благодаря санкциям или антисанкциям. Другое дело, что в сложившейся ситуации государство заинтересовано в дальнейшем углублении данной тенденции, а значит, российские производители имеют шанс продвигать свою продукцию по конкурентным ценам. В свою очередь при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации создан Фонд развития промышленности (www.rftr.ru/fund), задача которого – предоставление льготных коммерческих кредитов в размере 5 % годовых преимущественно промышленным предприятиям среднего бизнеса [6]. Деньги выделяются для поддержки и развития местного производства, тем самым они должны способствовать снижению доли импортных аналогов. Теоретически кредиты получить несложно: на сайте министерства подробно расписана вся процедура. Но чтобы реально претендовать на подобное льготное финансирование, нужно в течение трех–пяти лет окупить его, получив гарантированные заказы от других предприятий или ведомств. То есть найти заказчиков, которые заранее заключат долгосрочные договоры с предприятием на закупку конкретной продукции, которая будет производиться в течение трех–пяти лет. Сделать это крайне проблематично, ведь в роли таких заказчиков могут выступать в основном крупные госкомпании, которые не заинтересованы заключать долгосрочные договоры, предпочитая подписывать контракты исключительно под реализацию определенных проектов на относительно короткое время, в среднем на год-два. Конечно, они занимаются долгосрочным планированием, но продукцию среднего бизнеса обычно не учитывают.

Комплексный подход – наиболее эффективное направление. К примеру, компания производит энергетическое оборудование. Пока импортные комплектующие составляют 30–50 % в зависимости от вида выпускаемой продукции. Приходится заниматься и выполнением проектов «под ключ»: от разработки, производства, монтажа и наладки оборудования до технического обслуживания на объекте. Такой комплексный подход – наиболее перспективное направление, которое поощряется крупными заказчиками, и товаропроизводители вынуждены идти по этому пути. Но иногда можно выполнять лишь одну операцию, например, заниматься исключительно производством. В нынешней ситуации необходимо проявлять гибкость [5].

Примеры удачного развития предприятия в условиях кризиса.

1. Малое предприятие «Сенсор» из Екатеринбурга планирует увеличить производство на 35 % до 2017 года, поскольку выпускаемая компанией промышленная электроника востребована как импортозамещающая. По качеству она не уступает зарубежным аналогам, а по стоимости дешевле на 30–50 %. К тому же клиенты, заказывая в России, экономят на логистике.

2. Компания «Катод» из Новосибирска изготавливает электронно-оптические преобразователи для приборов ночного видения. В 2014 году объемы производства увеличились на 30 %, в 2015-м планируется рост еще на 30 %. Главные потребители продукции: Минобороны РФ и Китай.

3. Томская фабрика «Царина» выпускала мягкие игрушки, детский трикотаж, постельные принадлежности и домашнюю обувь. С 2016 года первым в России предприятие начинает производство трикотажного полотна. Стоимость проекта – более 150 млн руб.

4. Руководство комбайнового завода «Ростсельмаш» предполагает до 2017 года перенести часть мощностей по сборке тракторов семейства Buhler Versatile из Канады в Ростов-на-Дону. Причина – изменившаяся конъюнктура российского рынка сельхозтехники и выросший курс доллара, который ранее делал производство тракторов за океаном более рентабельным. При этом техника «Ростсельмаша» начала пробивать себе дорогу на рынках Великобритании, Германии, Ирана и других стран.

Чтобы развивать предприятие в кризис, нужно применять нестандартные подходы. Это касается и оборудования, и запчастей, и расходных материалов. Существует «кассовый разрыв», когда предприятие продало продукцию, а деньги за нее еще не пришли. А ведь нужны финансы для текущей деятельности. Приходится брать краткосрочные кредиты. Стандартные планы в такой ситуации невозможны. Чтобы выжить, нужно использовать нестандартные методы. По некоторым прогнозам, продержаться нужно до пяти лет [3, c. 635]. Руководство должно быть в постоянном контакте с персоналом, рассказывать о проблемах и перспективах развития. Иногда, и это не секрет, приходится «кредитоваться» теми средствами, что есть под рукой. Так, некоторые директора с согласия коллектива задерживают зарплату, а затем выплачивают ее с бонусами. Законодательством такая практика запрещена. Возможно, в кризисное время было бы целесообразно узаконить подобные коллективные договоренности. Используя «традиционные» способы финансирования, где руководители компаний вынужденно переходят на использование дополнительного финансирования за счет личных бюджетов. Конечно, это не рыночный способ получения финансовых средств для бизнеса, но он помогает выжить и даже развиваться. Выстраивать доверительные отношения с дилерами. Необходим постоянный контакт с клиентами и ведение бизнеса по принципу «Не прибыль, а выживание!». Регулярное общение с дилерами позволяет донести до них основную информацию о положении компании. И такая стратегия доверия приносит плоды: дилеры с пониманием относятся к ситуации и делают предоплату [2, c. 129]. Более того, они выступают в роли своеобразных инвесторов, оплачивая проекты, в которых заинтересованы. В свою очередь выходим на потребителя, минуя дилеров, бизнес готов экономить на всем.

С подобным требованием он обращается и к государству, необходима новая экономическая политика по отношению к предпринимателям. Нужно провести ревизию контрольно-надзорных органов и их функций и существенно пересмотреть сами требования, банки должны поддерживать отечественного производителя. России необходимы инвестиции в технологии энергетической сферы производства, в этой области, китайские газовые и нефтяные компании отстают от Европы и США. Россия получала инвестиции от западных компаний, имеющих более широкое бренд-портфолио, чем у компаний Китая и Индии. В минувшем году реализован ряд крупных инвестиционных проектов в Агропромышленном комплексе с объемом инвестиций от 500 млн рублей. В предыдущем году индекс производства продукции сельского хозяйства в регионах СКФО составил 103,2 % превысив средний по России, равный 103 %. Сельскохозяйственные предприятия СКФО в предыдущем году произвели продукции, совокупная стоимость которой равна 390 млн рублей. Данная отрасль приобретает огромное значение при нынешней геополитической конъюнктуре. При модернизации механизма АПК посредством привлечения инвестиционных ресурсов регионы СКФО будут в состоянии обеспечивать высококачественной сельскохозяйственной продукцией до 20 % населения РФ. [6]

Перед Россией сейчас очень остро стоит вопрос: где взять инвестиционные средства на долгосрочной перспективе в контексте текущих геополитических рисков и экономических колебаний. Инвестиции, в первую очередь внебюджетные, которые являются ключевыми драйверами устойчивого экономического роста. В нынешнем макроэкономическом и политическом положении главной задачей страны является создание максимально комфортных условий для инвесторов, а также реализация различных мер государственного стимулирования притока инвестиций.

В Чеченской Республике проводится целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Для поддержки инвесторов в республике созданы соответствующие институты развития. В их числе АО «Корпорация развития Чеченской Республики», «Специальный гарантийный фонд Чеченской Республики», «Гарантийный фонд Чеченской Республики».

Регион на данный момент привлекателен тем, что имеет огромное количество конкурентных преимущества. В первую очередь к таким преимуществам относятся стабильная общественно-политическая ситуация, выгодное географическое положение, наличие сырья, а также огромный потенциал в туризме. Для увеличения объема привлекаемых внебюджетных инвестиций руководством республики проводится сознательная и последовательная политика, направленная на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, упрощение административных процедур, подготовку необходимой инженерной инфраструктуры, снижение коррупционной составляющей, налаживание диалога и обратной связи с инвесторами. Действующее законодательство Чеченской Республики предусматривает ряд льгот и преференций (снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, нулевая ставка налога на имущество, субсидирование процентной ставки по кредиту) в отношении проектов, реализуемых в приоритетных для республики отраслях и (или) включенных в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики.

В последние годы республика превратилась в локомотив экономического развития. Несмотря на то, что в стране сложное экономическое положение, Чеченской Республике удается сохранить темпы роста по привлечению инвестиций. По предварительным данным Чеченстат, за 2017 год объем инвестиций в основной капитал составил 65 403,1 млн. рублей или 108,0 % к значению данного показателя за прошлый год , из них внебюджетные инвестиции – 54 946,6 млн. руб. или 83,9 % от общего объема инвестиций. При этом рост внебюджетных инвестиций составил по сравнению с 2016 годом 8,8 %. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Чеченская Республика занимает 57 место.

Инвестиционную привлекательность региона можно повысить за счет развития сферы туризма. Вместе с тем, Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в рамках международного фестиваля туризма и активного отдыха «Шашлык-Машлык» заявил о том, что через два года Чечня станет молодежным и туристическим центром России. Стоит отметить, что к Перечню приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики относится развитие индустрии отдыха и туризма, которая включает строительство всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи», курорт «Серноводск-Кавказский», а также торгово-развлекательный центр (ТРЦ) в г. Грозный. Чеченская Республика обладает уникальными возможностями для развития спортивного, рекреационного, экологического туризма. Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих показателей является рекреационный потенциал. На данный момент, Чеченская республика располагает хорошей рекреационной базой для развития туристического сегмента. Перспективным направлением развития региона является создание и развитие особых экономических зон. В рамках создания и функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ведучи» (далее – ОЭЗ «Ведучи») во втором квартале 2016 года Правительством Чеченской Республики, АО «Курорты Северного Кавказа» и ООО «Ведучи» согласован и подписан График реализации Всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Ведучи», предусматривающий реализацию I этапа строительства курорта (2016-2020 гг.) с объемом инвестиций 24,3 млрд руб. Также ведутся работы по подведению инженерных коммуникаций к границам ОЭЗ «Ведучи». Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29.12.2016 г. № 224 утвержден проект планировки территории туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ведучи». [1] В настоящее время на территории ВТРК «Ведучи» ведутся строительно-монтажные работы по объекту «Горнолыжная и сопутствующая инфраструктура на южном ориентированном склоне ВТРК «Ведучи».

Кроме того, в текущем году начаты работы по проектированию объектов первого этапа северного склона, строительство которых запланировано в 2019-2020 гг. что значительно позволит расширить зону катания на севера ориентированном склоне курорта и ввести в эксплуатацию дополнительные канатные дороги, а также сопутствующую инфраструктуру.

Планируется до конца 1 квартала 2018 года построить туристическую базу с современным туристическим оборудованием [2]. 26 января 2018 года состоялось торжественное открытие горнолыжного курорта «Ведучи». Введен Этап «0» включающей создание канатной дороги, горнолыжной трассы протяженностью до 1 км с системой искусственного снегообразования.

Создание и развитие особых экономических зон является одним из перспективных направлений развития региона. Целью создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Сунженского района Чеченской Республики является стимулирование частных инвестиций в создание комплексного бальнеологического центра мирового уровня и дальнейшее развитие туристической отрасли Чеченской Республики. Создание ОЭЗ в данной местности обосновывается наличием в районе курортно-оздоровительного санатория «Серноводск-Кавказский».

В рамках создания ОЭЗ планируется реализация ряда инвестиционных проектов, ориентированных на развитие всех заявленных в зоне направлений:

– бальнеологический туризм;

– производство минеральной воды;

– лечебно-оздоровительный туризм;

– эко-туризм;

– рекреационный туризм;

– бизнес-туризм;

– водный туризм;

– spa-туризм;

– гостиничные комплексы

Инвестиционные проекты для реализации на территории ОЭЗ:

1. строительство курорта «Серноводск-Кавказский»;

2. строительство завода по розливу минеральной питьевой воды и безалкогольных напитков;

3. строительство спортивно-оздоровительного комплекса.

Развитие туристской индустрии в большой степени зависит от государства. Правительством Чеченской Республики ежегодно с учетом общих приоритетов государственной политики, установленных на федеральном уровне, определяются приоритеты в сферах культуры и туризма. Главное целью государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014 – 2018 годы развитие культурно – туристского потенциала. [3]

К наиболее существенным преимуществам туристской отрасли региона относятся:

– географическое расположение и благоприятные климатические условия;

– разнообразие природных богатств;

– ценное культурно-историческое наследие.

Изучение состояния сферы туризма Чеченской Республики показывает, что в данной отрасли возможности региона за последние годы стали более конкурентоспособны.

Однако, существует ряд факторов, сдерживающих ее развитие:

– недостаточно развитая инфраструктура туризма;

– сезонность спроса на туруслуги;

– дефицит квалификационного персонала;

– низкая вовлеченность субъектов предпринимательской деятельности, туристских организаций в формирование и продвижение регионального туристского продукта;

– низкий уровень развития транспортных услуг, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников.

Таким образом, необходимо разработать эффективную региональную политику, направленную на создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности.

Применение следующих мер позволит решить выявленные проблемы:

– подготовка и переподготовка персонала, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма;

– привлечение инвестиций малого и среднего предпринимательства в туристскую сферу региона;

– формирование конкурентоспособного туристского продукта Чеченской Республики в т. ч. создание новых маршрутов регионального и межрегионального уровня, создание уникальных объектов туризма;

– формирование имиджа Чеченской Республики как крупного центра туризма и продвижение его на российский и международный туристические рынки.

Развитие туризма служить стимулом для экономического роста в регионе, в том числе способствует созданию новых рабочих мест и притоку инвестиций. Используя природно-климатический и историко-культурный потенциал, можно создать крупный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что имеющиеся в Чеченской Республике туристические ресурсы используются не полностью, однако туризм может являться одним из ключевых факторов экономического развития, так как динамика туристического рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа лиц, посещающих Чеченскую Республику.